Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. План развития городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия Генерального плана
2.1. Определение перспективных показателей развития муниципального образования.
Обоснование перспективных показателей приведено в обосновывающих материалах.
2.1.1. Динамика численности населения.
Показатели демографического развития являются ключевыми при оценке перспективного спроса на коммунальные ресурсы, поэтому надежность таких оценок повышает достоверность проведенных расчетов и качество настоящей Программы в целом.
Завышение прогнозных показателей численности населения приводит, в свою очередь, к завышенным ожидаемым объемам спроса на коммунальные ресурсы и, как следствие, строительству избыточных мощностей и сетей, что находит отражение в более высоких эксплуатационных затратах организаций коммунального комплекса и во многих других негативных последствиях.
По состоянию на 1 января 2023 года численность постоянного населения города Красноярска составила 1 197,659 тыс. человек и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 3,8 тыс. человек. Ретроспективная динамика численности постоянного населения города Красноярска за последние пять лет по данным Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю представлена в таблице 51.
Численность населения за 2019 - 2023 гг.
Таблица 51
Показатели |
Численность населения на начало года, чел. |
|||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г.* |
2023 г.* |
|
город Красноярск, всего, в том числе: |
1 096 086 |
1 094 548 |
1 093 628 |
1 103 781 |
1 193 857 |
1 197 659 |
городское население, в том числе: |
1 095 286 |
1 093 771 |
1 092 851 |
1 103 023 |
1 193 104 |
1 196 913 |
Октябрьский район |
173 826 |
173 586 |
173 440 |
176 663 |
189 704 |
190 309 |
Советский район |
343 895 |
343 419 |
343 130 |
350 382 |
374 635 |
375 831 |
Центральный район |
79 076 |
78 967 |
78 900 |
79 349 |
85 902 |
86 179 |
Железнодорожный район |
90 401 |
90 276 |
90 200 |
88 336 |
99 028 |
99 344 |
Ленинский район |
146 039 |
145 837 |
145 715 |
148 551 |
158 683 |
159 189 |
Кировский район |
115 308 |
115 148 |
115 052 |
115 994 |
125 276 |
125 676 |
Свердловский район |
146 741 |
146 538 |
146 414 |
143 748 |
159 876 |
160 386 |
сельское население - д. Песчанка |
800 |
777 |
777 |
758 |
753 |
746 |
Общий прирост (+), снижение (-), всего, в том числе: |
4 452 |
-1 538 |
-920 |
10 153 |
100 229 |
3 802 |
городское население |
4 475 |
- 1 515 |
- 920 |
10 172 |
100 253 |
3 809 |
сельское население |
-23 |
-23 |
0 |
-19 |
-24 |
-7 |
Примечание: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва.
* С учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.
В период 2011 - 2019 годов численность постоянного населения города Красноярска в среднем ежегодно увеличивалась на 1,4% и в целом за период увеличилась на 116,5 тыс. человек. Изменение вектора демографической ситуации в период 2020 - 2021 гг. обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой снижением миграционного потока, увеличением смертности и снижением рождаемости в данный период.
По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года скорректированная численность населения городского округа составила на начало 2022 года - 1 193,9 тыс. человек, что на 8,4% больше численности 2021 года.
Рождаемость в период с 2017 года колеблется в пределах 9,1 - 12,8 _, смертность в пределах 10,1 - 14,4 _. С 2020 года коэффициент естественного прироста населения отрицательный. Таким образом основной вклад в прирост численности населения вносят миграционные процессы. Пик миграционного прироста зафиксирован в 2021 году и составляет 14,8 тыс. человек. Ретроспективные демографические характеристики (без учёта итогов Всероссийской переписи населения 2020 года) представлены в таблице 52.
Демографические характеристики
Таблица 52
Показатели |
Единицы измерения |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Численность населения среднегодовая |
чел. |
1 087 714 |
1 093 860 |
1 095 317 |
1 094 088 |
1 098 705 |
1 105 596 |
Показатели естественного роста населения | |||||||
Рождаемость |
чел. |
13 962 |
13 337 |
12 089 |
11 564 |
11 245 |
10 875 |
Коэффициент рождаемости |
промилле |
12,8 |
12,2 |
11,0 |
10,6 |
10,2 |
9,1 |
Смертность |
чел. |
10 963 |
11 363 |
11 196 |
13 831 |
15 872 |
12 622 |
Коэффициент смертности |
промилле |
10,1 |
10,4 |
10,2 |
12,6 |
14,4 |
10,6 |
Коэффициент естественного прироста населения |
промилле |
2,8 |
1,8 |
0,8 |
-2,1 |
-4,2 |
-1,5 |
Показатели миграционного роста населения | |||||||
Миграция (прибытие) |
чел. |
42 695 |
43 464 |
36 171 |
37 097 |
46 700 |
47 957 |
Миграция (убытие) |
чел. |
37 854 |
40 986 |
38 602 |
35 574 |
31 920 |
42 408 |
Коэффициент прибытия |
промилле |
39,3 |
39,7 |
33,0 |
33,9 |
42,5 |
40,1 |
Коэффициент убытия |
промилле |
34,8 |
37,5 |
35,2 |
32,5 |
29,1 |
35,5 |
Миграционный прирост (+), отток (-) населения |
чел. |
4 841 |
2 478 |
-2 431 |
1 523 |
14 780 |
5 549 |
Коэффициент миграционного прироста населения |
промилле |
4,5 |
2,3 |
-2,2 |
1,4 |
13,5 |
4,6 |
Коэффициент общего прироста населения |
промилле |
7,2 |
4,1 |
-1,4 |
-0,8 |
9,2 |
3,2 |
Примечание: Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Особое место среди факторов, определяющих демографические явления, принадлежит полу и возрасту. Половая структура населения складывается под влиянием трех основных факторов:
соотношения полов среди новорожденных;
различия в смертности между полами;
половых различий в интенсивности миграции.
Миграция определяет величину общего прироста населения города Красноярска. В структуре миграционного прироста 2022 года 90,4% занимала миграция в пределах России, сформированная за счет преобладания притока населения из других территорий Красноярского края над оттоком в другие регионы страны, и 9,6% - из других стран (прирост из-за зарубежья обеспечен только странами СНГ и Балтии). Город Красноярск является центром притяжения населения Красноярского края и международных мигрантов, но теряет население в результате внутрироссийской миграции.
В 2021 зафиксирован скачок миграционного прироста - 14 780 человек. Возраст прибывающих в город Красноярск людей преимущественно 15-24 года (в 2022 году на эту группу населения приходится порядка 33% от общего количества миграционных). Не смотря на общий миграционный прирост для городского округа, в 2022 году зафиксирован скачок роста выбывшего населения (по отношению к предыдущим трём годам в среднем на 20%).
На 01.01.2023 город Красноярск по количеству умерших на тысячу населения среди городов Сибирского Федерального округа (далее - СФО) занимает 1 место, по числу родившихся - 2 место. В последние годы наблюдается существенный рост уровня смертности населения, в основном трудоспособного возраста. Основная причина повышения смертности - неблагоприятная эпидемиологическая (пандемийная) обстановка, как в регионе, так и во всем мире.
Приведенный анализ демографической ситуации в городе Красноярске выявил следующие ключевые тенденции:
увеличение численности населения города Красноярска будет сопровождаться ростом численности лиц пенсионных возрастов;
увеличение численности жителей города старших возрастов в общей численности жителей города приведет к росту суммарного коэффициента смертности;
разница между коэффициентами смертности и рождаемости незначительная. При этом число родившихся с каждым годом сокращается, тогда, как число умерших с каждым годом возрастает;
без стабильного миграционного притока не удастся поддерживать в городе рост числа жителей.
Определение перспективной численности населения необходимо для расчёта объёмов жилищного строительства, сети объектов социальной инфраструктуры на первую очередь и на расчётный срок настоящей Программы, и для формирования перечня предлагаемых мероприятий по обеспечению населения основными объектами обслуживания.
В ходе оценки перспективной численности населения города Красноярска были проанализированы:
Стратегия социально-экономического развития города Красноярска на период до 2030 года (далее - Стратегия СЭР), утверждённая решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42;
Генеральный план городского округа город Красноярск Красноярского края, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107);
Схема территориального планирования Красноярского края, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п;
Динамика фактических показателей среднегодовой численности.
Реализация Стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года рассматривается в разрезе трех сценариев:
инерционный сценарий - численность населения к 2030 году вырастет на 5,9%;
базовый сценарий - численность населения к 2030 году вырастет на 11,4%;
сценарий устойчивого роста - численность населения к 2030 году вырастет на 14,2%.
В соответствии со Стратегией СЭР рост численности населения городского округа будет связан с реализацией социальной политики, направленной на улучшение демографических показателей: повышение рождаемости, снижение показателей смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет (здоровой продолжительности жизни - до 70 лет), а также на создание комфортных социально-бытовых условий проживания в крае.
Вторым фактором роста численности населения явится развитие экономики (реализация крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в различных отраслях экономики, в том числе в составе реализации комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь"), создающее новые высокооплачиваемые рабочие места, способствующее закреплению населения и стимулирующее миграционный приток из-за пределов края.
В качестве основного сценария развития города Красноярска Генеральным планом принят базовый сценарий. Таким образом, на первую очередь реализации Генерального плана (2030 год) численность населения городского округа принимается в количестве 1212,2 тыс. человек, на расчетный срок (2042 год) - 1 335 тыс. человек (таблица 53).
Демографический прогноз согласно Генеральному плану города Красноярска
Таблица 53
Показатель |
Единицы измерения |
2030 г. (I очередь) |
2042 г. (расчётный срок) |
Численность населения всего, в т.ч.: |
тыс. чел. |
1 212,2* |
1 335,0** |
городское население |
тыс. чел. |
1 211,4 |
1 334,2 |
сельское население |
тыс. чел. |
0,8 |
0,8 |
В рамках настоящей Программы прогноз перспективной численности населения до 2042 года рассчитывался по двум сценариям развития:
1. Прогноз методом параллельной передвижки тенденции прироста численности населения, заложенной базовым сценарием Генерального плана, с учётом фактической численности населения.
2. Прогноз также предусматривающий прирост населения, но более замедленными темпами, с достижением целевого показателя численности населения к 2030 году согласно сценарию устойчивого роста Стратегии СЭР.
Численность сельского населения - д. Песчанка, принимается на уровне 01.01.2023 до конца расчётного срока для всех вариантов развития.
Ввиду изменений по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года фактических отчетных данных показатели Генерального плана для базового сценария развития города Красноярска согласно первому варианту Прогноза были скорректированы и приведены к базовому 2022 году (таблица 54).
Основные начальные демографические показатели, при которых реализуются сценарии демографического прогноза Генерального плана
Таблица 54
Показатель |
Единицы измерения |
Уровень на 01.01.2019 (базовый год Генерального плана) |
Уровень на 01.01.2023 (Фактические значения) |
Численность населения всего, в т.ч. |
тыс. чел. |
1 096,086 |
1 197,659 |
городское население |
тыс. чел. |
1 095,286 |
1 196,913 |
сельское население |
тыс. чел. |
0,800 |
0,746 |
Прогноз численности населения (среднегодовой) до 2042 года по районам города в соответствии с принятым в рамках настоящей Программы основным сценарием развития и предполагаемым прогнозом развития застройки территории, и вводом нового жилья представлен в таблице 55. Численность сельского населения - д. Песчанка, принимается на уровне 01.01.2023 до конца расчётного срока.
Прогноз среднегодовой численности населения по районам города
Таблица 55
Показатель |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел |
||||||
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2030 г. |
2042 г. |
|
Город Красноярск |
1 206,39 |
1 217,02 |
1 227,65 |
1 238,28 |
1 248,91 |
1 280,80 |
1 403,59 |
городское население, в т.ч. по районам: |
1 205,64 |
1 216,27 |
1 226,90 |
1 237,53 |
1 248,16 |
1 280,05 |
1 402,84 |
Октябрьский |
191,70 |
193,70 |
195,70 |
197,70 |
199,70 |
205,70 |
258,53 |
Советский |
378,57 |
381,34 |
384,11 |
386,88 |
389,65 |
397,96 |
409,12 |
Центральный |
86,81 |
88,67 |
90,53 |
92,39 |
94,25 |
99,83 |
112,67 |
Железнодорожный |
100,07 |
100,70 |
101,33 |
101,96 |
102,59 |
104,48 |
112,16 |
Ленинский |
160,35 |
160,35 |
160,35 |
160,35 |
160,35 |
160,35 |
176,07 |
Кировский |
126,59 |
127,54 |
128,49 |
129,44 |
130,39 |
133,24 |
141,40 |
Свердловский |
161,56 |
163,98 |
166,40 |
168,82 |
171,24 |
178,50 |
192,90 |
сельское население - д. Песчанка |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
Таким образом, в перспективе до 2042 года численность постоянного населения города Красноярска будет расти. При фактической численности жителей проектная среднегодовая численность населения на первую очередь проектирования (2030 год) увеличится на 74,41 тыс. чел. и составит 1 280,80 тыс., чел.; на расчетный срок увеличится на 197,20 тыс. чел. относительно современного состояния и составит 1 403,59 тыс. чел.
Второй вариант прогноза перспективной численности населения до 2042 года, учитывая итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, предполагает:
к 2030 году среднегодовая численности населения города Красноярска составит 1 242,50 тыс. чел., что соответствует показателю сценария устойчивого роста Стратегии;
на расчетный срок до 2042 года среднегодовую численность населения города Красноярска на уровне 1 335 тыс. чел. что соответствует проектному уровню прогноза Генерального плана города Красноярска.
Прогноз численности населения (среднегодовой) до 2042 года согласно второму варианту по районам города в соответствии с предполагаемым прогнозом развития застройки территории и вводом нового жилья представлен в таблице 56.
Прогноз среднегодовой численности населения по районам города согласно второму варианту
Таблица 56
Показатель |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел |
||||||
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2030 г. |
2042 г. |
|
Город Красноярск |
1 199,74 |
1 204,07 |
1 208,38 |
1 212,64 |
1 218,84 |
1 242,50 |
1 335,00 |
городское население, в т.ч. по районам: |
1 198,99 |
1 203,32 |
1 207,63 |
1 211,89 |
1 218,09 |
1 241,75 |
1 334,25 |
Октябрьский |
190,64 |
191,45 |
192,26 |
193,06 |
194,23 |
198,67 |
238,50 |
Советский |
376,48 |
377,61 |
378,73 |
379,84 |
381,46 |
387,64 |
396,04 |
Центральный |
86,33 |
87,09 |
87,85 |
88,60 |
89,69 |
93,83 |
103,55 |
Железнодорожный |
99,52 |
99,78 |
100,03 |
100,28 |
100,65 |
102,05 |
107,81 |
Ленинский |
159,47 |
159,47 |
159,47 |
159,47 |
159,47 |
159,47 |
171,23 |
Кировский |
125,89 |
126,27 |
126,65 |
127,03 |
127,58 |
129,68 |
135,80 |
Свердловский |
160,66 |
161,65 |
162,63 |
163,60 |
165,01 |
170,41 |
181,21 |
сельское население - д. Песчанка |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
В виду того, что за последние годы наблюдается естественная убыль населения и прирост численности населения осуществляется за счет миграционного прироста в качестве основного варианта предлагается принять второй вариант прогноза с перспективной среднегодовой численностью населения на расчетный срок в 1 335,0 тыс. чел.
В разрезе административных районов по результатам прогнозирования наибольший прирост на расчётный срок будет зафиксирован в Октябрьском районе (ввод жилищного фонда, согласно Генеральному плану, предполагается преимущественно в период 2031 - 2042 гг.), лидирующим районом по численности населения по-прежнему останется Советский район.
2.1.2. Динамика ввода, сноса и капитального ремонта жилого фонда.
Величина существующих площадей жилищного фонда принята на основании статистических данных Формы 1-жилфонд. Общая площадь жилищного фонда города Красноярска на 01.01.2023 составила 30,353 млн кв. м, в том числе МКД - 28,443 млн кв. м и ИОЗ - 1,229 млн кв. м. Жилищная обеспеченность составляет 25,3 кв. м на человека. В структуре жилищного фонда преобладает многоквартирная застройка - 94%. Объемы нового жилищного строительства за рассматриваемый период относительно стабильны.
Строительный комплекс города является одним из динамичных секторов экономики. Одним из факторов, характеризующих уровень качества жизни населения города, являются темпы и объемы жилищного строительства. Основные показатели строительной деятельности в динамике за последние три года представлены в таблице 57.
Основные показатели строительной деятельности
Таблица 57
Показатель |
Единицы измерения |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Общая площадь всего, в т.ч.: |
тыс. м |
28712,08 |
29 559,04 |
30353,38 |
МКД |
тыс. м |
26 655,93 |
27 314,89 |
28034,74 |
ИОЗ |
тыс. м |
994,57 |
1 174,00 |
1225,5 |
блокированные дома |
тыс. м |
91,56 |
91,49 |
91,44 |
фонд социального использования |
тыс. м |
6,64 |
6,30 |
9,68 |
специализированный фонд |
тыс. м |
963,48 |
972,46 |
992,02 |
Общее количество зданий, в т.ч.: |
|
|
|
|
МКД |
ед. |
5275 |
5447 |
5448 |
ИОЗ |
ед. |
15353 |
17015 |
17381 |
блокированные дома |
ед. |
1810 |
1810 |
1801 |
Ввод в действие жилых домов, в т.ч.: |
м |
737,54 |
740,83 |
833,90 |
МКД |
м |
685,61 |
667,90 |
774,47 |
ИОЗ |
м |
51,93 |
72,93 |
59,43 |
Средняя жилищная обеспеченность |
м |
26,3 |
26,77 |
25,3 |
Количество выданных разрешений на строительство |
ед. |
173 |
155 |
264 |
Количество выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию |
ед. |
209 |
140 |
232 |
Количество полученных уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС |
ед. |
141 |
53 |
88 |
Количество полученных уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС |
ед. |
98 |
9 |
- |
Примечание: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Развитие строительного сектора обеспечит рост благосостояния населения в части удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности, снижение доли ветхого и аварийного жилья и повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования).
Для реализация указанной цели необходимо предусмотреть решение следующих задач:
повышения доступности жилья путем увеличения объемов строительства жилья эконом-класса, организации строительства жилья для льготных категорий граждан, повышения ценовой доступности жилья за счет снижения себестоимости строительства;
повышения качества жилья в соответствии с требованиями комфортности, безопасности и экологичности;
обеспечения комплексного, системного подхода при жилищном строительстве путем одновременного создания новых объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
На территории города Красноярска предприятиями и организациями всех форм собственности с учетом индивидуального строительства ежегодно вводится более 700 тыс. кв. м жилой площади, из них более 90% приходится на многоквартирный жилой фонд. Общая площадь введенного жилья в 2022 году составила 833,9 тыс. кв. м, что на 12,6% больше соответствующего периода 2021 года.
Населением города ежегодно строится индивидуальных домов общей площадью более 50 тыс. кв. м. Ежегодное количество сданных в эксплуатацию квартир в МКД составляет около 12-13 тысяч. Наиболее высокие объёмы ввода многоквартирного жилья отмечаются в Советском, Свердловском и Октябрьском районах города, как за счёт уплотнения и реконструкции сложившихся центральных кварталов, так и за счёт строительства новых микрорайонов.
Жилищный фонд города характеризуется довольно высоким уровнем благоустройства. За рассматриваемый пятилетний временной интервал показатели претерпели несерьезные изменения в силу изначально высокой базы. Основные показатели благоустройства жилого фонда по данным форм статистической отчетности 1-жилфонд приведены в таблице 58.
Основные показатели благоустройства жилого фонда
Таблица 58
Наименование |
Единицы измерения |
2022 г. |
|||
Общая площадь жилых помещений |
в том числе в многоквартирных домах* |
||||
тыс. кв. м |
% |
тыс. кв. м |
% |
||
Всего площадь жилых помещений, в том числе оборудованная: |
тыс. кв. м |
30 353,38 |
- |
28 443,27 |
- |
водоснабжением |
тыс. кв. м |
29 414,51 |
96,91% |
28 425,24 |
99,94% |
в том числе централизованным |
тыс. кв. м |
28 368,85 |
93,46% |
27 738,78 |
97,52% |
водоотведением (канализацией) |
тыс. кв. м |
29 082,14 |
95,81% |
28 425,24 |
99,94% |
в том числе централизованным |
тыс. кв. м |
28 017,85 |
92,31% |
27 340,34 |
96,12% |
отоплением |
тыс. кв. м |
29 277,62 |
96,46% |
28 428,67 |
99,95% |
в том числе централизованным |
тыс. кв. м |
28 030,05 |
92,35% |
27 344,51 |
96,14% |
горячим водоснабжением |
тыс. кв. м |
28 508,08 |
93,92% |
27 851,53 |
97,92% |
в том числе централизованным |
тыс. кв. м |
27 842,45 |
91,73% |
27 207,89 |
95,66% |
ваннами (душем) |
тыс. кв. м |
27 758,66 |
91,45% |
27 056,43 |
95,12% |
газом (сетевым, сжиженным) |
тыс. кв. м |
3 985,30 |
13,13% |
3 895,00 |
13,69% |
в том числе централизованным |
тыс. кв. м |
3 785,90 |
12,47% |
3 785,85 |
13,31% |
электрическими плитами |
тыс. кв. м |
25 623,42 |
84,42% |
21 057,89 |
74,03% |
Общая площадь жилых помещений, оборудованная одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или электрическими плитами |
тыс. кв. м |
28 508,10 |
93,92% |
24 952,90 |
87,73% |
Примечание: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва.
* С учетом фонда социального использования и специализированного жилого фонда.
Жилищный фонд (без учета аварийного) с процентом физического износа 66% и выше составляет 681,14 тыс. кв. м (или 2,41% от общей площади жилищного фонда). Удельный вес площади аварийного жилищного фонда (в основном, 1-2-3-х этажный) к общей площади жилищного фонда на начало 2023 года составил 0,61% (в предшествующий год - 0,70%).
Убыль жилищного фонда происходит постепенно по мере реализации следующих муниципальных и региональных адресных программ по переселению жителей из аварийного жилья:
Муниципальная программа "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов, утвержденная постановлением Администрации города N 877 от 11.11.2021;
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 N 144-п.
По состоянию на май 2023 года на территории города Красноярска признаны аварийными и подлежащими сносу 396 многоквартирных жилых домов общей жилой площадью 177,92 тыс. кв. м.
В срок до 2025 года Региональной адресной программой предусмотрено расселение 3,57 тыс. человек и 48,38 тыс. кв. м жилой площади МКД (порядка 28,54% от общей площади аварийного жилфонда приходится на Советский район, на втором месте Центральный район).
Оценить развитие строительной сферы в городе Красноярске позволяют следующие источники информации:
документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территорий);
территории комплексного развития;
выданные разрешения на строительство, сопоставленные с выданными разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию;
реестр аварийного жилищного фонда города Красноярска по состоянию на май 2023.
Реестр действующих разрешений на строительство в границах города Красноярска по данным на май 2023 года включает в себя 140 разрешений на строительство объектов в части многоквартирной жилой застройки. Порядка 30% выданных разрешений приходится на многоквартирные дома Советского района, на втором месте (~19%) - Свердловский район, и менее 3% разрешений распространяется на Ленинский район.
Генеральным планом развитие жилищных территорий предусматривается по пяти основным направлениям:
1 направление - завершение формирования левобережного восточного района, где предусматривается освоение площадки военного городка и реконструкция коммунальных территорий с новым жилищным строительством в районе ул. Взлетная - ул. Аэровокзальная - ул. Дудинская - ул. Шахтеров, реконструкция территории района Покровки, и формирование на востоке, за ул. Гайдашовка пояса защитных зеленых насаждений, для организации более комфортной и экологичной атмосферы проживания в Советском районе.
2 направление - выход на северные территории левобережного района: формирование новых районов - Солонцы-2, Нанжуль-Солнечный и завершение освоения территорий района Солнечный.
3 направление - западные площадки левобережного района: освоение новых жилых территорий районов Бугач, Овинный-Таймыр, Плодово-ягодная станция, Серебряный и Озерный. В западном районе предусмотрена реконструкция сложившейся застройки и новое жилищное строительство вдоль ул. Калинина, ул. Цимлянская, новое строительство района Николаевский. Кроме того, предлагается перспективное направление развития кварталов по ул. Тотмина, ул. Высотная, Свободный проспект, ул. Баумана как кварталов с возможностью постепенной реконструкции и ввода в эксплуатацию многоэтажного жилого фонда.
4 направление - прибрежный кластер правобережного района - формирование новых жилых районов на площадках бывших промышленных предприятий. Вдоль реки предполагается сформировать новые жилые районы города: Юго-западный, Тихие зори и завершить строительство районов Пашенный и Южный берег.
5 направление - центральная часть правобережного района (ул. Мичурина - Кузнецовское плато). Постепенное закрытие промышленных предприятий и организация работ по реконструкции сложившихся кварталов по ул. Мичурина позволяет сформировать здесь несколько новых районов - район Мичуринский, район Химико-металлургического завода, Цветущий лог и провести работы по освоению освобождающихся территорий в кварталах районов Грунтовая - Щорса, Транзитная - Щорса, Корнетова - Мичурина. Как далекую перспективу для города можно рассматривать площадки за границами городской черты направлениями на северо-запад от района Солонцы-2, на северо-запад вдоль трассы и на юго-восток на Сухой лог и Зыково.
К убыли предусматривается:
жилищный фонд, признанный межведомственной комиссией, аварийным;
малоценный жилищный фонд, который характеризуется значительной долей жилья, размещенного в деревянных строениях, с низким уровнем инженерного благоустройства и не попадающего в зону перспективного стандарта качества жилой застройки, реконструкция этого фонда экономически нецелесообразна - под проектные решения (комплексное развитие территорий).
При ориентировочном расчете планируемых объемов жилищного строительства приняты во внимание:
сложившиеся ежегодные темпы строительства и тенденции последних лет;
целевые показатели, заложенные в:
муниципальной программе "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2022 N 1000;
стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.
Прогнозе социально-экономического развития города Красноярска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и других соответствующих теме документах.
Интегральной характеристикой развития строительного сектора является объем ввода жилья. Согласно прогнозу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2025 года, ввод жилья ожидается в объёме 650 тыс. кв. м ежегодно вне зависимости от варианта развития (консервативный или базовый прогноз), что на 12-19% меньше фактической динамики ввода жилья.
Проектные решения Генерального плана ориентированы на базовый вариант развития городского округа, предполагающий улучшение тенденций развития экономики России, Красноярского края и города Красноярска.
Прогнозные объемы жилищного строительства согласно Генеральному плану представлены в таблице 59.
Показатели жилищного строительства согласно прогнозу Генерального плана
Таблица 59
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
Расчетный срок |
В том числе на I очередь |
1 |
Норма обеспеченности общей площадью |
кв. м/чел. |
38,4 |
27 |
2 |
Сносимый жилищный фонд под проектное решение |
тыс. кв. м |
507 |
31 |
3 |
Сохраняемый жилищный фонд |
тыс. кв. м |
26 229 |
26 758 |
4 |
Объем необходимого нового жилищного строительства, в т.ч.: |
тыс. кв. м |
25 086 |
6 403 |
4.1 |
на свободных территориях |
тыс. кв. м |
7 456 |
1 606 |
На первый этап развития (2030 год) предусматривается освоение только 26% намеченного объема - наибольший вклад вносит Советский район. В период с 2031 по 2042 год порядка 43% застройки придётся на Октябрьский район.
Распределение объемов нового жилищного строительства в разрезе внутригородских районов города Красноярска приведено в таблице 60.
Распределение объемов нового жилищного строительства в разрезе внутригородских районов согласно Генеральному плану, тыс. кв. м
Таблица 60
Показатели |
Октябрьский |
Советский |
Центральный |
Железнодорожный |
Ленинский |
Кировский |
Свердловский |
Всего по городу Красноярску |
Расчетный срок |
9245 |
3370 |
3081 |
1543 |
2385 |
1810 |
3651 |
25086 |
% по районам |
37% |
13% |
12% |
6% |
10% |
7% |
15% |
100% |
в т. ч. на 1 этап |
1204 |
1671 |
1122 |
378 |
0 |
569 |
1459 |
6403 |
% по районам |
19% |
26% |
18% |
6% |
0% |
9% |
23% |
100% |
% 1 этапа от общего объема |
13% |
50% |
36% |
24% |
0% |
31% |
40% |
26% |
Заложенный Генеральным планом на первую очередь реализации прогноз строительства в среднем в год составит 800 тыс. кв. м, что в целом соотносится с ретроспективной динамикой последних лет - 740-805 тыс. кв. м. В период 2031 - 2042 гг., ожидается увеличение объёмов строительства за счёт перепрофилирования ряда территорий, в том числе недействующих производственных территорий.
В рамках настоящей Программы прогноз строительства индивидуально-определённых зданий оценивается по ретроспективной динамике. Среднегодовой показатель, по экспертной оценке, на перспективу принимается 50-70 тыс. кв. м. Таким образом, показатели базового варианта, с учётом выбытия жилья и существующего сохраняемого жилищного фонда, примут следующие значения (таблица 61).
Прогнозные характеристики жилищного фонда базового варианта
Таблица 61
N п/п |
Наименование показателя |
Единицы измерен. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028- 2030 гг. |
2031- 2042 гг. |
1 |
Объем ввода жилой площади (всего) |
тыс. кв. м |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
18682* |
2 |
Объем ввода жилой площади (МКД) |
тыс. кв. м |
730-750 |
730-750 |
730-750 |
730-750 |
730-750 |
730-750 |
17400* |
3 |
Объем ввода жилой площади (ИЖС) |
тыс. кв. м |
50-70 |
50-70 |
50-70 |
50-70 |
50-70 |
50-70 |
1282* |
4 |
Объем убыли жилой площади |
тыс. кв. м |
19,6 |
28,7 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
580,1* |
5 |
Средняя обеспеченность жильем |
кв. м/чел. |
25,8 |
26,2 |
26,6 |
27,0 |
27,4 |
28,6 |
39,0 |
Примечание:
* суммарное значение за период.
Результатом реализации проектных предложений в области жилищного строительства является повышение комфортности городской среды:
увеличение средней жилищной обеспеченности в 1,5 раза на расчетный срок;
Генерального плана (2042 год), в 1,1 раза - на 1 этап развития (2030 год);
увеличение доли комплексной застройки, в том числе посредством редевелопмента недействующих промышленных зон города;
постепенное расселение жителей города из ветхого, в основном, малоэтажного фонда;
как следствие, постепенное перераспределение населения города по внутригородским районам, на площадки нового строительства.
2.1.3. Прогнозируемые изменения основных показателей в промышленном и других секторах экономики.
Красноярск - крупный промышленный центр не только краевого, но и федерального уровня. В современных условиях промышленность играет ведущую роль в стабилизации экономики города и ее развитии.
На 01.01.2023 по объему отгруженных промышленных товаров по обрабатывающим производствам крупных и средних организаций на тысячу населения город Красноярск находится на 5 месте среди городов миллионников (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга), среди городов СФО - 1 место. В общем объеме отгруженной продукции наибольший удельный вес приходится на металлургию (~63%), электроэнергетику, производство пищевых продуктов и машиностроение.
После снижения в 2020 году как промышленного производства, так и экономики в целом, ввиду неблагоприятной пандемийной обстановки в данный период к 2022 году в городе Красноярске прослеживается положительная динамика развития промышленного сектора. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленных крупных и средних предприятий города (B, C, D, E) на территории города достиг наибольшего значения в 2021 году - 578 млрд рублей.
Наличие стабильных системообразующих предприятий с развитыми кооперационными связями и рынками сбыта, вокруг которых формируются успешно промышленные кластеры (алюминиевый, инженерно-внедренческий, обработки цветных металлов и германия, инвестиционно-строительный, ресурсно-сервисный, агропромышленный) - сильная сторона промышленности города Красноярска.
Малый и средний бизнес вносят значительный вклад в развитие экономики Красноярска. На 01.01.2022 количество организаций малого бизнеса составило 30 855 единиц, количество средних предприятий - 174 единицы, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 29 270 человек. Общая численность лиц, трудившихся в малом и среднем предпринимательстве, с учетом индивидуальных предпринимателей, в 2021 году составила 227,9 тыс. человек.
Согласно Генеральному плану, перспективное развитие производственной сферы в городе Красноярске предлагается за счет:
стимулирования развития базовых составляющих научно-производственного и промышленного комплексов с выделением значимых для жизнедеятельности населения видов производств;
формирования оптимальной производственной структуры, ликвидации нежизнеспособных предприятий, восстановления и дальнейшего развития высокотехнологичных производств;
стимулирования развития отраслей производственно-хозяйственного комплекса города, обладающих высоким экономическим потенциалом;
расширения рынков сбыта продукции и создания межрегиональных корпоративных структур;
формирования технопарков, с организацией научных и учебных центров; зоны малых предприятий и фирм, осуществляющих поисковые направления исследований; зоны предприятий экологически чистого профиля, разработки которых направлены на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции.
В качестве ключевого инструмента повышения конкурентноспособности в производственной сфере города Красноярска рассматривается кластерный подход. Высокотехнологичные промышленные кластеры экономики в перспективе станут основными носителями инноваций.
На территории города Красноярска в настоящее время реализуется крупный инвестиционный проект по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ ППТ) "Красноярская технологическая долина". Проект включен Правительством Красноярского края в перечень проектов в составе комплексного проекта территориального развития "Енисейская Сибирь" (Красноярский край, Республика Хакасия и Республика Тыва).
Основная планируемая промышленно-производственная специализация ОЭЗ "Красноярская технологическая долина" - металлургия, обрабатывающая промышленность, машиностроение, продукция для строительства.
К числу положительных эффектов от создания и развития ОЭЗ ППТ "Красноярская технологическая долина" следует отнести диверсификацию экономики, модернизацию производств, содействие решению задач промышленной безопасности и экологии, модернизации внешней инфраструктуры и возможности ее использования для нужд социальной сферы, а также росту компетенций и привлечению новых технологий в области глубокой переработки алюминия, создание новых рабочих мест и привлечение в регион высококвалифицированного персонала.
В прогнозном периоде динамика индекса промышленного производства основана на расширении внутреннего спроса, импортозамещении, поиске новых рынков сбыта продукции, преодолении последствий инфляции, санкционного давления. Ряд предприятий города Красноярска, обладая значительным инновационным и инвестиционным потенциалом, способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики, налаживать новые экономические связи.
Выгодное географическое положение, обеспеченность Красноярского края сырьем и ресурсами, а также увеличение емкости и уровня диверсификации российского рынка могут позволить городу Красноярску стать значимым торговым партнером для основных стран Азии, а также выступать посредником и торговым представителем между российскими и азиатскими производителями.
Интегральной характеристикой промышленного развития является объем отгруженной промышленной продукции. Согласно Прогнозу социально-экономического развития города Красноярска на период 2023 - 2025 годов и прогноза на долгосрочный период 2023 - 2029 годов он ожидается в объеме 614 и 668 млрд рублей по консервативному и базовому вариантам развития соответственно на 2025 год, 644 и 794 млрд рублей - 2029 год.
В качестве основного сценария развития принимается базовый вариант, прогнозная динамика развития промышленного сектора представлена в таблице 62. Ежегодный индекс физического объема за этот же период будет колебаться в пределах 104-106% в действующих ценах.
Прогнозная динамика развития промышленного сектора
Таблица 62
Показатель |
Сценарий |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2030 г. |
2042 г. |
Прогноз СЭР |
Скорректированный тренд Прогноза СЭР |
||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по хозяйственным видам деятельности) |
консервативный вариант |
млрд руб. |
591,59 |
609,55 |
614,43 |
620,38 |
627,33 |
653,02 |
771,59 |
% |
107,7* |
103,0 |
100,8 |
101,0 |
101,1 |
101,4 |
101,4 |
||
базовый вариант |
млрд руб. |
606,74 |
640,57 |
667,95 |
696,62 |
727,31 |
829,31 |
1422,65 |
|
% |
110,4* |
105,6 |
104,3 |
104,3 |
104,4 |
104,6 |
104,6 |
Примечание:
* по отношению к фактическому показателю объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2022 г.
2.2. Прогноз спроса на коммунальные ресурсы.
2.2.1. Прогноз спроса на услуги теплоснабжения.
Объем потребления тепловой энергии не является постоянной величиной и варьируется в зависимости от погодных условий, численности населения, площади отапливаемого жилищного фонда и ряда других показателей.
Тепловая энергия потребляется населением на нужды горячего водоснабжения и отопления. При оценке прогнозных объёмов потребления тепловой энергии населением учитывались следующие условия и факторы:
прогнозная численность населения (количество проживающих);
площадь жилого фонда;
доля населения, охваченного услугой горячего водоснабжения;
доля населения, охваченного услугой отопления;
доля потребителей, оснащенных приборами учета отопления и горячего водоснабжения;
нормативы удельного расхода воды на цели горячего водоснабжения;
нормативы тепловой энергии на цели отопления;
требования к удельному расходу тепловой энергии на отопление жилых домов;
класс энергетической эффективности строящихся объектов;
ожидаемая продолжительность отопительного периода.
В таблице 63 приведен прирост тепловой нагрузки по районам города в соответствии со Схемой теплоснабжения.
Прирост тепловой нагрузки по районам города, Гкал/ч
Таблица 63
Район |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 - 2030 гг. |
2031 - 2042 гг. |
2023 - 2042 гг. |
Железнодорожный |
1,0 |
8,6 |
4,3 |
2,5 |
7,9 |
14 |
57 |
95,3 |
Кировский |
1,7 |
2,7 |
0,8 |
3,7 |
1,0 |
11 |
34,8 |
55,8 |
Ленинский |
0,4 |
2,1 |
0,1 |
1,4 |
0,0 |
3 |
88,8 |
95,7 |
Октябрьский |
9,7 |
15,5 |
18,7 |
9,7 |
8,5 |
44,8 |
159,3 |
266,3 |
Свердловский |
12,2 |
5,2 |
14,0 |
5,3 |
2,4 |
16,3 |
56,3 |
111,6 |
Советский |
13,6 |
14,2 |
4,8 |
7,6 |
23,6 |
37,1 |
129,8 |
230,5 |
Центральный |
2,7 |
25,9 |
14,5 |
5,9 |
2,2 |
12,4 |
121,5 |
185,0 |
Всего в границах г. Красноярска |
41,3 |
74,2 |
57,3 |
36,1 |
45,6 |
138,3 |
647,4 |
1040,3 |
Результаты оценки объемов годового прироста потребления тепловой энергии на перспективу приведены в таблице 64.
Прогноз потребления тепловой энергии
Таблица 64
Показатели |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 - 2030 гг. |
2031 - 2042 гг. |
Прирост потребления тепловой энергии, всего, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
85 |
85 |
82 |
85 |
88 |
274* |
1 885* |
Жилищный фонд, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
83 |
77 |
79 |
79 |
81 |
248* |
1 796* |
отопление и вентиляция |
тыс. Гкал |
74 |
73 |
75 |
75 |
75 |
225* |
1 706* |
ГВС |
тыс. Гкал |
9 |
4 |
4 |
4 |
6 |
23* |
90 |
ОДЗ, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
2 |
8 |
3 |
6 |
7 |
26* |
89* |
отопление и вентиляция |
тыс. Гкал |
1 |
6 |
2 |
5 |
5 |
19* |
66* |
ГВС |
тыс. Гкал |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7* |
23* |
Потребление тепловой энергии, всего, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
7 688 |
7 774 |
7 856 |
7 941 |
8 029 |
8 304 |
10 189 |
Жилищный фонд, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
6 540 |
6 618 |
6 697 |
6 776 |
6 857 |
7 106 |
8 902 |
отопление и вентиляция |
тыс. Гкал |
5 329 |
5 402 |
5 477 |
5 552 |
5 627 |
5 853 |
7 558 |
ГВС |
тыс. Гкал |
1 211 |
1 216 |
1 220 |
1 224 |
1 230 |
1 253 |
1 343 |
ОДЗ, в т.ч.: |
тыс. Гкал |
1 148 |
1 156 |
1 159 |
1 165 |
1 172 |
1 198 |
1 287 |
отопление и вентиляция |
тыс. Гкал |
850 |
856 |
858 |
863 |
868 |
887 |
953 |
ГВС |
тыс. Гкал |
298 |
300 |
301 |
302 |
304 |
311 |
334 |
Примечание:
* указывается за период.
2.2.2. Прогноз спроса на услуги водоснабжения.
Объем потребления воды не является постоянной величиной и варьируется в зависимости от численности населения, времени года и ряда других показателей.
Общая площадь жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составила в 2022 году 96,9%, в том числе централизованным - 93,5% (согласно данным Красноярскстата).
Нормативы потребления холодной воды установлены приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 N 14-37н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (нормативов потребления горячей воды в жилом помещении), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края". Норматив расхода холодной воды приводится в кубических метрах в месяц на человека в зависимости от степени благоустройства, наличия/отсутствия централизованного горячего водоснабжения и водонагревателей.
Ввиду того, что в городе более 90% объема горячей воды поставляется по открытым схемам теплоснабжения, а поставка воды для приготовления горячей воды в открытых системах осуществляется теплоснабжающими организациями от собственных источников водоснабжения, и подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путём отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается, то удельное потребление холодной воды увеличивается в связи с тем, что горячее водоснабжение в новом жилом фонде предполагается по закрытым схемам теплоснабжения с подачей холодной питьевой воды для приготовления горячей от гарантирующей организации в сфере водоснабжения.
Результаты оценки объемов потребления и годового прироста потребления питьевой холодной воды на перспективу приведены в таблице 65.
Прогноз потребления воды
Таблица 65
Показатели |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 - 2030 гг. |
2031 - 2042 гг. |
Холодное водоснабжение | ||||||||
Реализация холодной воды, всего, в т.ч.: |
тыс. м 3 |
74 925,6 |
75 196,0 |
75 465,1 |
75 731,2 |
76 118,4 |
77 596,0 |
83 372,8 |
население |
тыс. м 3 |
53 424,4 |
53 617,2 |
53 809,2 |
53 998,9 |
54 274,9 |
55 328,5 |
59 447,6 |
бюджет |
тыс. м 3 |
5 473,8 |
5 493,6 |
5 513,2 |
5 532,7 |
5 561,0 |
5 668,9 |
6 090,9 |
прочие |
тыс. м 3 |
16 027,3 |
16 085,2 |
16 142,7 |
16 199,7 |
16 282,5 |
16 598,6 |
17 834,3 |
Прирост холодной воды, всего: |
тыс. м 3 |
497,3 |
270,4 |
269,2 |
266,0 |
387,2 |
1 477,6* |
5 776,8* |
население |
тыс. м 3 |
357,7 |
192,8 |
191,9 |
189,7 |
276,1 |
1 053,6* |
4 119,0* |
бюджет |
тыс. м 3 |
37,3 |
19,8 |
19,7 |
19,4 |
28,3 |
107,9* |
422,0* |
прочие |
тыс. м 3 |
102,4 |
57,8 |
57,6 |
56,9 |
82,8 |
316,1* |
1 235,7* |
Удельное потребление ХВ |
л/чел./сут. |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
Горячее водоснабжение | ||||||||
Реализация горячей воды, в том числе: |
тыс. м 3 |
22 236,0 |
22 316,3 |
22 396,2 |
22 475,1 |
22 590,0 |
23 028,6 |
24 743,0 |
население |
тыс. м 3 |
18 392,0 |
18 458,4 |
18 524,5 |
18 589,8 |
18 684,8 |
19 047,5 |
20 465,6 |
бюджет |
тыс. м 3 |
2 493,2 |
2 502,2 |
2 511,2 |
2 520,0 |
2 532,9 |
2 582,1 |
2 774,3 |
прочие |
тыс. м 3 |
1 350,8 |
1 355,7 |
1 360,5 |
1 365,3 |
1 372,3 |
1 399,0 |
1 503,1 |
в том числе по открытым системам теплоснабжения |
тыс. м 3 |
20 500,00 |
20 500,00 |
20 500,00 |
20 500,00 |
20 500,00 |
20 500,0 |
20 500,0 |
население |
тыс. м 3 |
16 700,0 |
16 700,0 |
16 700,0 |
16 700,0 |
16 700,0 |
16 700,0 |
16 700,0 |
бюджет и прочие |
тыс. м 3 |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
в том числе по закрытым системам теплоснабжения |
тыс. м 3 |
1 736,04 |
1 816,29 |
1 896,18 |
1 975,13 |
2 090,04 |
2 528,6 |
4 243,0 |
Население |
тыс. м 3 |
1 692,0 |
1 758,4 |
1 824,5 |
1 889,8 |
1 984,8 |
2 347,5 |
3 765,6 |
Бюджет и прочие |
тыс. м 3 |
44,0 |
57,9 |
71,7 |
85,4 |
105,2 |
181,0 |
477,4 |
Прирост потребления горячей воды, в том числе: |
тыс. м 3 |
165,03 |
80,25 |
79,88 |
78,96 |
114,91 |
438,5* |
1 714,4* |
население |
тыс. м 3 |
136,50 |
66,38 |
66,07 |
65,31 |
95,05 |
362,7* |
1 418,0* |
бюджет и прочие |
тыс. м 3 |
28,53 |
13,87 |
13,81 |
13,65 |
19,87 |
75,8* |
296,4* |
Удельное потребление ГВ |
л/чел./сут. |
42 |
42 |
42 |
42 |
42 |
42,0 |
42,0 |
Примечание:
* указывается за период.
2.2.3. Прогноз спроса на услуги водоотведения.
Объем водоотведения не является постоянной величиной и варьируется в зависимости от численности населения, времени года и ряда других показателей.
Объемы отведения стоков на период реализации настоящей Программы были "привязаны" к объемам водопотребления и изменялись примерно теми же темпами.
Удельное потребление коммунальных услуг по водоотведению населением принимается на уровне фактических значений в среднем по городу (160 л/сут./чел. в 2022 году).
Результаты оценки объемов потребления и годового прироста потребления коммунальных услуг по водоотведению на перспективу приведены в таблице 66.
Прогноз потребления коммунальных услуг по водоотведению
Таблица 66
Показатели |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028- 2030 гг. |
2031- 2042 гг. |
Водоотведение, всего: |
тыс. м 3 |
97 652,8 |
98 005,3 |
98 356,1 |
98 702,8 |
99 207,5 |
101 133,3 |
108 662,3 |
Население |
тыс. м 3 |
70 064,8 |
70 317,7 |
70 569,4 |
70 818,2 |
71 180,3 |
72 562,0 |
77 964,0 |
Бюджет |
тыс. м 3 |
8 607,1 |
8 638,2 |
8 669,1 |
8 699,7 |
8 744,2 |
8 913,9 |
9 577,5 |
Прочие |
тыс. м 3 |
18 980,89 |
19 049,40 |
19 117,6 |
19 185,0 |
19 283,1 |
19 657,4 |
21 120,8 |
Прирост объёмов водоотведения, всего: |
тыс. м 3 |
625,2 |
352,4 |
350,8 |
346,7 |
504,6 |
1 925,8* |
7 529,0* |
Население |
тыс. м 3 |
472,7 |
252,9 |
251,7 |
248,8 |
362,1 |
1 381,7* |
5 402,0* |
Бюджет |
тыс. м 3 |
58,1 |
31,1 |
30,9 |
30,6 |
44,5 |
169,7* |
663,6* |
Прочие |
тыс. м 3 |
94,5 |
68,5 |
68,2 |
67,4 |
98,1 |
374,3* |
1 463,4* |
Примечание:
* указывается за период.
Прогноз спроса на услуги электроснабжения.
Объем потребления электрической энергии не является постоянной величиной и варьируется в зависимости от численности населения, времени года, площадей объектов потребителей и ряда других показателей.
Расчетная электрическая нагрузка городских сетей рассчитывается относительно шин 6/10 кВ подстанций 35-110 кВ. Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок зданий (квартир), коттеджей, микрорайонов (кварталов) застройки и элементов городской распределительной сети, утверждены Приказом Минтопэнерго России от 29.06.1999 N 213 "Изменения и дополнения раздела 2 "Расчетные электрические нагрузки" Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации город Красноярск относится к категории "крупнейшие города" (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 5 Градостроительного кодекса отсутствует п.3
Таким образом, прогнозируемый спрос на услуги электроснабжения на расчетный период к 2042 году покажет незначительный рост (данные предположения приняты исходя из того, что при строительстве перспективных объектов в городе Красноярске будут внедряться энергосберегающие технологии, которые позволят оптимизировать нагрузку городской электросети).
Для оценки перспективных приростов электрических нагрузок в городе Красноярске определены следующие группы объектов:
смешанная застройка. Учтены нагрузки жилых и общественных зданий (административных, учебных, научных, лечебных, торговых, зрелищных, спортивных), коммунальных предприятий, объектов транспортного обслуживания (гаражей и открытых площадок для хранения автомобилей), наружного освещения;
производственная застройка. В основном это индустриальные парки.
При выборе удельных показателей приняты следующие допущения по группам потребителей: вновь вводимые объекты МКЖД с электрическими плитами. Расчетные нагрузки в соответствии с РД 34.20.185-94 приведены к шинам 6/10 кВ ЦП 35-110 кВ, коэффициент мощности принимается равным 0,92
При расчетах перспективной нагрузки электроснабжения для каждого планировочного района учтена существующая нагрузка территорий, для которых проводится реновация жилого фонда, путем ввода соответствующего понижающего коэффициента. Значение коэффициента опирается на фактический абсолютный прирост населения в рамках рассматриваемого в Генеральном плане планировочного района. Значение коэффициента меньше или равно 1 в зависимости от прогноза численности населения.
Расчетные нагрузки для индустриальный парков взяты в соответствии с официальными утвержденными мастер-планами.
Итоговый прирост мощности составит 348,266 МВА. В том числе:
2023 - 2030 г. - 110,281 МВА;
2031 - 2042 г. - 237,984 МВА.
Результаты оценки объёмов годового потребления и прироста потребления электроэнергии на перспективу приведены в таблице 67.
Прогноз потребления электрической энергии
Таблица 67
Показатели |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 - 2030 гг. |
2031 - 2042 гг. |
Потребление электроэнергии, в т.ч. |
млн кВт-ч |
11 204,0 |
11 076,6 |
11 116,9 |
11 190,9 |
11 292,7 |
11 613,7 |
12 476,6 |
Население |
млн кВт-ч |
2 896,3 |
2 906,8 |
2 917,2 |
2 927,5 |
2 942,4 |
2 999,5 |
3 222,8 |
ОДЗ и прочие |
млн кВт-ч |
8 307,7 |
8 169,9 |
8 199,7 |
8 263,4 |
8 350,3 |
8 614,2 |
9 253,8 |
Прирост потребления электроэнергии |
тыс. кВт-ч |
-129 354 |
-127 409 |
40 243 |
74 022 |
101 805 |
321 041* |
862 862* |
Примечание:
* указывается за период.
2.2.4. Прогноз спроса на услуги газоснабжения.
Предполагается дальнейшее использование сжиженного углеводородного газа на объектах, использующих сжиженный углеводородный газ в настоящее время. Основным направлением использования сжиженного газа останется газоснабжение жилых домов - газ будет использоваться жителями для хозяйственно-бытовых нужд и пищеприготовления. Промышленные и коммунально-бытовые потребители будут использовать газ в незначительных количествах.
Прогнозируемый спрос на газ в городе Красноярск до 2042 года представлен в таблице 68.
Прогнозируемый спрос на природный газ в городе Красноярск
Таблица 68
Показатели |
Ед. изм. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 - 2030 гг. |
2031 - 2042 гг. |
Потребление СУГ |
тонн |
9 214,3 |
9 023,9 |
8 837,1 |
8 658,8 |
8 502,2 |
8 106,2 |
5 830,2 |
Прирост потребления СУГ |
тонн |
-205,6 |
-190,4 |
-186,8 |
-178,3 |
-156,5 |
-396,1* |
-2 003,9* |
Норма потребления СУГ |
кг/ мес. на чел. |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Средняя жилищная обеспеченность |
кв. м/ чел. |
26,0 |
26,5 |
27,1 |
27,6 |
28,1 |
29,5 |
41,0 |
Численность населения, получающих услугу газоснабжения |
чел. |
153 572 |
150 398 |
147 285 |
144 313 |
141 704 |
135 103 |
97 169 |
Площадь жилищного фонда, оборудованная газом (сжиженным) |
тыс. кв. м |
3 985,3 |
3 985,3 |
3 985,3 |
3 985,3 |
3 985,3 |
3 985,3 |
3 985,3 |
Примечание:
*указывается за период.
2.2.5. Прогноз спроса на услуги сбора и утилизации ТКО.
Для оценки прогнозов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) применяются следующие методы: балансовые, статистические, факторные и нормативные.
Балансовый метод - на основе фактического образования отходов по данным об использовании, продажах и потреблении продукции в рамках специфических потоков.
Статистический метод позволяет экстраполировать тенденции, сформировавшиеся на протяжении длительного промежутка времени.
Факторный метод позволяет спрогнозировать накопление ТКО, исходя из предполагаемого изменения определенных факторов.
В качестве основного (базового) варианта предлагается принять расчет по нормативному методу. Результаты оценки объемов годового образования ТКО на территории города Красноярска на перспективу до 2042 года приведены в таблице 69.
Прогноз образования ТКО в городе Красноярск
Таблица 69
Показатели |
Единицы измерения |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2030 г. |
2042 г. |
Факторный метод | ||||||||
Прогнозный показатель среднегодовой численности |
тыс. чел. |
1199,74 |
1204,07 |
1208,38 |
1212,64 |
1218,84 |
1242,50 |
1335,00 |
Удельный показатель накопления ТКО на одного человека |
кг/год |
337,88 |
342,95 |
348,09 |
353,31 |
358,61 |
374,99 |
448,35 |
м 3/год |
2,05 |
2,09 |
2,12 |
2,15 |
2,18 |
2,28 |
2,73 |
|
Годовое количество образовавшихся отходов |
тонн |
405365,16 |
412930,60 |
420624,82 |
428439,30 |
437089,28 |
465927,11 |
598543,00 |
тыс. м 3 |
2465,44 |
2511,45 |
2558,25 |
2605,77 |
2658,38 |
2833,77 |
3640,35 |
|
Прирост количества образовавшихся отходов |
тонн |
7316,16 |
7565,43 |
7694,23 |
7814,48 |
8649,98 |
9796,89 |
12242,30 |
тыс. м 3 |
44,50 |
46,01 |
46,80 |
47,53 |
52,61 |
59,58 |
74,46 |
|
Нормативный метод | ||||||||
Прогнозный показатель среднегодовой численности |
тыс. чел. |
1 199,74 |
1 204,07 |
1 208,38 |
1 212,64 |
1 218,84 |
1 242,50 |
1 335,00 |
Норматив накопления ТКО на одного человека для МКД |
кг/год |
159,84 |
160,48 |
161,12 |
161,77 |
162,41 |
164,37 |
172,44 |
м 3/год |
0,84 |
0,84 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
0,86 |
0,91 |
|
Норматив накопления ТКО на одного человека для ИЖС |
кг/год |
156,36 |
156,99 |
157,61 |
158,24 |
158,88 |
160,79 |
168,68 |
м 3/год |
0,84 |
0,84 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
0,86 |
0,91 |
|
Годовое количество образовавшихся отходов от МКД |
тонн |
180 050,93 |
181 423,56 |
182 801,26 |
184 179,49 |
185 861,65 |
191 752,32 |
216 137,46 |
тыс. м 3 |
946,21 |
953,43 |
960,67 |
967,91 |
976,75 |
1 007,71 |
1 135,86 |
|
Годовое количество образовавшихся отходов от ИЖС |
тонн |
11 460,44 |
11 547,81 |
11 635,50 |
11 723,23 |
11 830,30 |
12 205,25 |
13 757,39 |
тыс. м 3 |
61,57 |
62,04 |
62,51 |
62,98 |
63,55 |
65,57 |
73,91 |
|
Годовое количество образовавшихся отходов от юридических лиц (коммерческого, социального, культурно-бытовых фондов) |
тонн |
125 850,27 |
126 809,69 |
127 772,67 |
128 736,01 |
129 911,79 |
134 029,19 |
151 073,68 |
тыс. м 3 |
662,26 |
667,30 |
672,37 |
677,44 |
683,63 |
705,30 |
794,99 |
|
Суммарное годовое количество образовавшихся отходов |
тонн |
317 361,64 |
319 781,06 |
322 209,43 |
324 638,72 |
327 603,74 |
337 986,76 |
380 968,53 |
тыс. м 3 |
1 670,04 |
1 682,77 |
1 695,55 |
1 708,33 |
1 723,93 |
1 778,57 |
2 004,75 |
|
Прирост количества образовавшихся отходов |
тонн |
1 053,34 |
2 419,42 |
2 428,37 |
2 429,29 |
2 965,01 |
3 481,55 |
3 703,55 |
тыс. м 3 |
5,54 |
12,73 |
12,78 |
12,78 |
15,60 |
18,32 |
19,49 |
|
Возможные прочие виды отходов, в т.ч. |
тонн |
61 129,87 |
61 306,53 |
61 483,84 |
61 661,23 |
61 877,72 |
62 635,86 |
65 774,27 |
строительные отходы (12,1% от населения) |
тонн |
23 172,88 |
23 349,54 |
23 526,85 |
23 704,23 |
23 920,73 |
24 678,87 |
27 817,28 |
смет с дорог и тротуаров |
тонн |
18 662,19 |
18 662,19 |
18 662,19 |
18 662,19 |
18 662,19 |
18 662,19 |
18 662,19 |
органические отходы зеленых насаждений |
тонн |
19 294,81 |
19 294,81 |
19 294,81 |
19 294,81 |
19 294,81 |
19 294,81 |
19 294,81 |
Суммарное годовое количество образовавшихся отходов с учетом возможных прочих видов отходов: строительные, смет с дорог, органические отходы зеленых насаждений |
тонн |
378 491,51 |
381 087,60 |
383 693,28 |
386 299,95 |
389 481,46 |
400 622,62 |
446 742,80 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.