Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 января 2024 г. N 30
Положение
о Всероссийском конкурсе исследовательских проектов "Без срока давности" среди обучающихся 8-11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, проводимом в 2024 году
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Без срока давности" среди обучающихся 8-11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, проводимом в 2024 году (далее - Конкурс).
1.2. Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Учредитель).
Конкурс проводится Учредителем совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Федеральным оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" (далее - Оператор).
1.3. Информационно-методическое сопровождение организации и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте образовательно-просветительских мероприятий проекта "Без срока давности" https://rp.memory45.su в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Конкурса).
1.4. Рабочим языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
II. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится с целью формирования и развития у обучающихся опыта проектно-исследовательской деятельности с источниками исторической памяти о геноциде мирного советского населения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также умений представлять результаты проектной деятельности.
2.2. Задачами Конкурса являются:
повышение исторической грамотности подрастающего поколения;
расширение представлений подрастающего поколения о проявлениях геноцида мирного населения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
формирование и развитие умений поиска и анализа исторических источников и научной литературы;
овладение приемами совместной исследовательской и проектной деятельности.
III. Участники Конкурса
3.1. Участие в Конкурсе добровольное.
3.2. Конкурс проводится среди следующих категорий:
обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
обучающиеся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
3.3. Количество участников каждого исследовательского проекта - не более 3 обучающихся (далее - участники Конкурса) и педагогический работник образовательной организации, осуществляющий общее руководство и сопровождение работы обучающихся над проектом (далее - руководитель проекта).
IV. Тематика исследовательских проектов
4.1. Участникам Конкурса предлагается реализовать исследовательские проекты в рамках следующих тематических направлений Конкурса:
планирование и осуществление нацистской Германией геноцида в СССР: документы, деятели и организации;
угон мирных жителей СССР на принудительные работы в Германию как акт геноцида;
расследование фактов геноцида мирного населения СССР представителями журналистики и поискового движения во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
места памяти геноцида советского народа, совершенного нацистами и их пособниками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
судебные процессы в СССР и Российской Федерации, посвященные раскрытию обстоятельств геноцида мирных советских граждан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
отражение геноцида в архивных документах: работа с историческими источниками, представленными на сайте проекта "Без срока давности" (безсрокадавности.рф).
4.2. Выбор тематического направления Конкурса осуществляется участниками Конкурса самостоятельно.
4.3. Исследовательские проекты, не соответствующие тематическим направлениям Конкурса, не оцениваются жюри на любом этапе Конкурса.
V. Сроки и организация проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится в 3 этапа и в следующие сроки:
региональный этап - с 1 марта по 15 апреля 2024 года;
федеральный этап - с 16 апреля по 31 мая 2024 года;
Фестиваль исследовательских проектов - с 1 по 15 ноября 2024 года.
5.2. Ответственным за проведение регионального этапа Конкурса является представитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, согласованный Учредителем - координатор реализации образовательно-просветительских мероприятий проекта "Без срока давности" в субъекте Российской Федерации (далее - Координатор).
5.3. Координаторы отвечают за организацию и проведение регионального этапа Конкурса, оперативный учет конкурсных материалов, представленных участниками в соответствии с пунктом 5.7 настоящего Положения, направление Оператору промежуточных и итоговых данных по региональному этапу Конкурса. Координаторы несут персональную ответственность за своевременность и достоверность сведений, передаваемых Оператору.
5.4. Для организации регионального этапа Конкурса, экспертной оценки исследовательских проектов, определения победителей регионального этапа Конкурса в субъектах Российской Федерации приказами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в срок до 1 марта 2024 г. утверждаются положения о региональном этапе Конкурса, составы организационных комитетов и жюри регионального этапа Конкурса.
5.5. Оператором создаются личные кабинеты для Координаторов на сайте Конкурса (далее - Личные кабинеты) для размещения конкурсных материалов в соответствии с пунктом 5.7 настоящего Положения и запрашиваемых Оператором данных по организации и проведению регионального этапа Конкурса.
5.6. На федеральный этап Конкурса от субъекта Российской Федерации принимаются 6 исследовательских проектов (по 1 исследовательскому проекту по каждому из 6 тематических направлений Конкурса, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения), набравших наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки жюри регионального этапа Конкурса.
5.7. Для участия в федеральном этапе Конкурса Координаторы размещают в Личных кабинетах для каждого победителя регионального этапа Конкурса следующие конкурсные материалы и сопроводительные документы:
ссылка на видеоролик исследовательского проекта победителя регионального этапа Конкурса, отражающий исследовательскую деятельность участников Конкурса над проектом;
паспорт проекта, в соответствии с пунктом 7.3 настоящего Положения;
сканированная копия заявки от образовательной организации на участие в Конкурсе;
сканированная копия согласия каждого участника Конкурса/родителей (законных представителей) несовершеннолетнего участника Конкурса на обработку персональных данных и использование исследовательского проекта в некоммерческих целях.
5.8. Оператор разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению Конкурса для Координаторов и членов жюри всех этапов Конкурса, включая формы сопроводительных документов (далее - методические рекомендации). Оператор размещает методические рекомендации на сайте Конкурса.
VI. Организационный комитет Конкурса
6.1. Для организации и проведения Конкурса приказом Министерства просвещения Российской Федерации создается организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет) и утверждается его состав.
6.2. Оргкомитет формируется Оператором и утверждается Учредителем из числа представителей Учредителя, Оператора, представителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций и иных заинтересованных организаций.
6.3. В состав Оргкомитета входят председатель, заместитель председателя, секретарь и иные члены Оргкомитета.
6.4. Оргкомитет осуществляет следующие функции:
определяет процедуру проведения Конкурса;
по согласованию с Учредителем и Оператором утверждает составы жюри федерального этапа Конкурса и Фестиваля исследовательских проектов;
инициирует и согласовывает с Оператором проведение методических вебинаров для Координаторов, членов жюри федерального этапа Конкурса и Фестиваля исследовательских проектов;
определяет порядок проведения Фестиваля исследовательских проектов, награждения победителей и призеров Конкурса;
содействует информационному сопровождению организации и проведению Конкурса;
обеспечивает соблюдение прав участников Конкурса;
выполняет иные функции, связанные с организацией и проведением Конкурса и Фестиваля исследовательских проектов, по согласованию с Учредителем.
6.5. Оргкомитет обязуется не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия владельцев персональных данных и оставляет за собой право использовать исследовательские проекты в некоммерческих целях на основе согласия участников Конкурса на безвозмездную публикацию их исследовательских проектов или фрагментов исследовательских проектов любым способом и на любых носителях по усмотрению Оргкомитета с обязательным указанием авторства работ.
6.6. Решения, принимаемые Оргкомитетом в рамках своей компетенции, обязательны для исполнения участниками Конкурса, волонтерами и гостями Конкурса, а также иными лицами, задействованными в организации и проведении Конкурса.
6.7. Основной формой деятельности Оргкомитета является заседание Оргкомитета, в том числе посредством общей видео-конференц-связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обязательной видеозаписью заседания и последующим протоколированием путем считывания информации видеозаписи. Заседания Оргкомитета являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины от списочного состава членов Оргкомитета.
6.8. Решения Оргкомитета принимаются в ходе голосования участников его заседания простым большинством голосов. В случае равного распределения количества голосов по итогам голосования на заседании Оргкомитета решающим является голос председателя Оргкомитета, а в случае его отсутствия голос заместителя председателя Оргкомитета.
6.9. Решения Оргкомитета отражаются в протоколах, которые подписываются председателем Оргкомитета и секретарем Оргкомитета, а в случае отсутствия председателя Оргкомитета подписываются заместителем председателя Оргкомитета и секретарем Оргкомитета.
6.10. При невозможности обеспечить явку большинства членов Оргкомитета решение Оргкомитета может быть принято путем проведения заочного голосования.
6.11. Заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телефонной или иной связи, обеспечивающей подлинность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
VII. Технические требования к конкурсным материалам
7.1. Конкурсные материалы представляются в формате видеоролика и паспорта исследовательского проекта.
7.2. Требования к видеоролику:
длительность - до 10 минут;
формат - горизонтальный (16x9);
разрешение - 720р (1280х720рх) или 1080р (1920х1080рх);
расширение файла - mp4;
размер - до 2 ГБ;
звук записывается на внешние микрофоны (при использовании внутреннего микрофона видеокамеры - при соблюдении полной тишины в помещении проведения видеозаписи).
Допускается осуществление видеосъемки посредством цифровых мобильных устройств.
7.3. Паспорт исследовательского проекта включает:
название/тема исследовательского проекта;
название тематического направления Конкурса, в котором представлен исследовательский проект;
обоснование актуальности исследовательского проекта;
цель, задачи и предполагаемый результат исследовательского проекта;
описание этапов работы над исследовательским проектом;
выводы: обобщение результатов, полученных по каждой задаче, обоснование их взаимосвязи;
перспективность развития темы исследовательского проекта;
использованные источники и научная литература.
7.4. Требования по оформлению паспорта исследовательского проекта:
объем - не более 5 страниц;
формат страниц - А4;
шрифт - Times New Roman;
размер шрифта - 14;
межстрочный интервал - 1,5.
VIII. Критерии оценки исследовательских проектов
8.1. Каждый исследовательский проект на всех этапах Конкурса проходит экспертную оценку не менее трех членов жюри.
8.2. Исследовательские проекты оцениваются по критериям, включающим в себя следующие показатели:
1) соответствие техническим требованиям к конкурсным материалам:
соответствие требованиям из раздела VII настоящего Положения;
2) соответствие выбранному тематическому направлению Конкурса:
оригинальность и самостоятельность формулировки темы исследовательского проекта;
актуальность и новизна исследования;
полнота раскрытия тематического направления Конкурса;
соотнесение предпринятых работ с целеполаганием исследовательского проекта и задачами тематического направления Конкурса;
3) доказательность исследования:
количество и глубина анализа использованных источников для обоснования выводов проектной работы;
установление происхождения использованных источников (авторство, время, место и цель создания);
выявление допущенных искажений исторической действительности (фальсификаций, заблуждений или пропущенной информации);
оригинальность подходов к анализу выбранных источников;
логичность и обоснованность выводов;
практичность и результативность организации исследовательского проекта;
4) грамотность и научно-популярный стиль изложения:
соблюдение языковых норм (грамматических, орфоэпических и др.);
свободное владение литературным русским языком;
адекватное использование научной терминологии;
5) наглядность процесса создания проектной работы и доступная форма представления результатов проектной работы:
описание распределения между участниками исследовательского проекта конкретных видов работ;
демонстрация анализируемых первоисточников (фрагментов текста, изображений и т.д.);
глубина эмоционально-психологического воздействия на зрителей;
общедоступность изложения информации о проделанной работе.
8.3. Оценки по каждому показателю выставляются по шкале от 0 до 3 баллов.
8.4. Участники Конкурса имеют право представить на Конкурс только один исследовательский проект, не участвовавший ранее в иных конкурсах.
IX. Жюри Конкурса
9.1. Экспертную оценку исследовательских проектов (видеоролик и паспорт исследовательского проекта) Конкурса осуществляют члены жюри Конкурса. Составы жюри регионального, федерального этапов Конкурса и Фестиваля исследовательских проектов в составе председателя и иных членов жюри формируются из представителей Учредителя, Оператора, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, образовательных и иных заинтересованных организаций.
9.2. Члены жюри федерального этапа Конкурса осуществляют экспертную оценку исследовательских проектов участников Конкурса по показателям, указанным в пункте 8.2 настоящего Положения.
Члены жюри федерального этапа Конкурса вправе составить особое мнение в письменном виде об исследовательских проектах участников Конкурса, которые носят уникальный, исключительный характер, с обязательным приобщением к протоколу заседания жюри федерального этапа Конкурса.
9.3. Председатель жюри федерального этапа Конкурса оценивает исследовательские проекты участников Конкурса, экспертная оценка которых носит спорный характер.
Председатель жюри федерального этапа Конкурса вправе составить особое мнение об исследовательских проектах, которые носят уникальный характер и должны быть представлены к награждению независимо от баллов, выставленных членами жюри федерального этапа Конкурса.
Председатель жюри федерального этапа Конкурса подписывает протоколы заседания жюри федерального этапа Конкурса.
X. Определение победителей, победителей в номинации, призеров Конкурса и подведение итогов Конкурса
10.1. Победителями регионального этапа Конкурса в субъектах Российской Федерации становятся исследовательские проекты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки жюри регионального этапа Конкурса - по одному проекту по каждому тематическому направлению Конкурса, указанному в пункте 4.1 настоящего Положения.
10.2. Субъекты Российской Федерации организуют награждение победителей регионального этапа Конкурса.
10.3. Субъекты Российской Федерации оставляют за собой право на установление перечня и квот дополнительных номинаций для участников регионального этапа Конкурса.
10.4. На федеральный этап Конкурса от субъекта Российской Федерации Координаторы направляют по одному исследовательскому проекту по каждому тематическому направлению Конкурса, набравшему максимальное количество баллов по итогам экспертной оценки жюри регионального этапа Конкурса (далее - победители регионального этапа Конкурса).
10.5. Для определения финалистов Конкурса по согласованию с Учредителем и Оператором Оргкомитет утверждает состав жюри федерального этапа Конкурса в составе председателя жюри и иных его членов. Жюри федерального этапа Конкурса через личные кабинеты членов жюри федерального этапа Конкурса, созданные Оператором на сайте Конкурса, проводит экспертную оценку конкурсных материалов победителей регионального этапа Конкурса. Рейтинговые списки федерального этапа Конкурса формируются автоматически с учетом тематических направлений Конкурса. По итогам экспертной оценки жюри федерального этапа Конкурса оформляется протокол заседания жюри федерального этапа Конкурса, подписанный председателем и тремя членами жюри федерального этапа Конкурса.
10.6. Финалистами Конкурса становятся двадцать четыре победителя регионального этапа Конкурса, проекты которых набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки жюри федерального этапа Конкурса - четыре проекта по каждому тематическому направлению Конкурса.
Списки финалистов Конкурса размещаются Оператором на сайте Конкурса.
10.7. Все финалисты Конкурса являются участниками Фестиваля исследовательских проектов.
10.8. Для определения победителей и призеров Конкурса по согласованию с Учредителем и Оператором Оргкомитет утверждает состав жюри Фестиваля исследовательских проектов, в составе председателя жюри и иных его членов.
10.9. Жюри Фестиваля исследовательских проектов проводит экспертную оценку конкурсных материалов финалистов Конкурса и по ее итогам формирует рейтинговый список победителей и призеров Конкурса в протоколе заседания жюри Фестиваля исследовательских проектов, подписанном председателем жюри Фестиваля исследовательских проектов и официальным представителем Оператора.
10.10. Победителями Конкурса становятся шесть финалистов Конкурса, набравших наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки исследовательских проектов жюри Фестиваля исследовательских проектов - один финалист по каждому тематическому направлению Конкурса.
10.11. Призерами Конкурса становятся двенадцать финалистов Конкурса набравших наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки жюри Фестиваля исследовательских проектов - два финалиста по каждому тематическому направлению Конкурса, за исключением победителей Конкурса, указанных в пункте 10.10 настоящего Положения.
10.12. На Фестивале исследовательских проектов в соответствии с решением жюри Фестиваля исследовательских проектов возможно дополнительное награждение финалистов в номинации: "За исследование блокады Ленинграда как акта геноцида".
Списки победителей, победителей в номинации "За исследование блокады Ленинграда как акта геноцида" и призеров Конкурса размещаются Оператором на сайте Конкурса.
10.13. Победители, победители в номинации "За исследование блокады Ленинграда как акта геноцида" и призеры Конкурса награждаются дипломами Оператора.
10.14. Руководители проектов победителей, победителей в номинации "За исследование блокады Ленинграда как акта геноцида" и призеров Конкурса награждаются благодарственными письмами Учредителя.
10.15. По итогам Конкурса издается сборник исследовательских проектов финалистов Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Без срока давности" (далее - Сборник) с указанием данных участников и руководителей каждого исследовательского проекта финалиста Конкурса. Сборник в электронном виде размещается Оператором на сайте Конкурса.
10.16. Награждение победителей, победителей в номинации "За исследование блокады Ленинграда как акта геноцида", призеров и финалистов Конкурса, проводится Учредителем в торжественной обстановке на Фестивале исследовательских проектов в г. Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.