Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Никифоровского муниципального округа
от 12.01.2024 N 65
Паспорт
муниципальной программы Никифоровского муниципального округа "Укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения"
Наименование Программы |
Муниципальная программа Никифоровского муниципального округа "Укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения" (далее - Программа) |
Исполнительный орган ответственный за реализацию Программы |
Отдел культуры, молодёжной политики, спорта и туризма администрации Никифоровского муниципального округа |
Соисполнители Программы |
Отдел образования администрации Никифоровского муниципального округа ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ" ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг населения Никифоровского муниципального округа" ТОГКУ "Центр занятости населения N 2" |
Цель Программы |
Улучшение положения и качества жизни граждан пожилого возраста путем укрепления их здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни |
Задачи Программы |
Вовлечение граждан пожилого возраста в культурную жизнь общества; организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста; совершенствование системы охраны здоровья граждан пожилого возраста; развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан пожилого возраста. |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2030 годы Выделение этапов программы не предусмотрено. |
Объем и источники финансирования Программы |
Общие затраты на реализацию Программы в 2024 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 168,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 год - 18,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 18,00 тыс. рублей. 2025 год - 20,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 20,00 тыс. рублей. 2026 год - 22,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 22,00 тыс. рублей. 2027 год - 24,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 24,00 тыс. рублей. 2028 год - 26,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 26,00 тыс. рублей. 2029 год - 28,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 28,00 тыс. рублей. 2030 год - 30,00 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные средства - 30,00 тыс. рублей. |
1. Описание текущей ситуации (проблем) в области здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения Никифоровского муниципального округа
Настоящая программа разработана для повышения качества жизни граждан старшего поколения (в отношении женщин, достигших возраста 55 лет и старше, и мужчин, достигших возраста 60 лет и старше) в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в Никифоровском муниципальном округе.
1.1. Анализ текущей демографической ситуации в Никифоровском округе
Демографическая ситуация в округе является достаточно напряженной, что проявляется в диспропорции половозрастной структуры населения, увеличения демографической нагрузки на его трудоспособную часть, росте смертности и снижении рождаемости. В общей структуре населения число лиц старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) продолжает возрастать и составляет 33,2 процента, что является признаком демографически "старого" типа населения, характеризующегося высокими показателями смертности и низкими показателями рождаемости.
По прогнозной оценке, с учетом прогнозируемой динамики естественного движения собственного населения и миграционного притока, численность населения к концу 2023 года составит менее 16 тысяч человек.
Помимо высокой доли населения старшего возраста к региональным демографическим особенностям следует отнести высокую долю сельского населения 42%, причем среди сельского населения доля населения старших возрастных групп 44%.
Большое количество малонаселенных пунктов ограничивает возможность создания в них подразделений как медицинских организаций, так и социальных, что диктует необходимость максимального развития выездных форм работы и эффективной маршрутизации граждан.
1.2. Анализ структуры заболеваемости, инвалидности граждан 60 лет и старше
Показатель общей заболеваемости взрослого населения снизился на 1,9% к уровню 2023 года.
Показатель общей заболеваемости лиц старше трудоспособного населения составляет 50% от общей заболеваемости взрослого населения или 37% от общей заболеваемости всего населения.
Показатель первичной заболеваемости в целом и практически по всем классам заболеваний среди лиц старше трудоспособного возраста выше, чем среди взрослого населения в целом, что свидетельствует об эффективном выявлении заболеваний среди пожилых путём диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
1.3. Анализ инфраструктуры службы оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения
Оказание медицинской помощи жителям Никифоровского округа организовано на базе ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ", в состав которой входят круглосуточный стационар на 63 койки, дневной стационар на 18 коек, амбулаторно-поликлиническое отделение на 400 посещений в смену, в том числе организована служба неотложной помощи в часы работы поликлиники и стационар на дому. Лечебно-диагностическая служба ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ" представлена кабинетами: ультразвуковой диагностики, эндоскопических исследований, функциональной диагностики, рентгенологических исследований, клинико-диагностической лабораторией, кабинетами физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры. Мощность стационара и поликлиники рассчитана по федеральным нормативам в соответствии с численностью населения Никифоровского округа и с учетом половозрастной структуры и заболеваемости населения.
Для оказания доврачебной помощи населению Никифоровского округа организована работа 14 фельдшерско-акушерских пунктов и 5 фельдшерских здравпункта, в обязанность которых входит осуществление контроля за состоянием здоровья прикреплённого населения, выявление инфекционных заболеваний, визуальных форм злокачественных новообразований, контроль за своевременным посещением врача лиц диспансерной группы, санитарно-просветительной деятельности, оказание неотложной доврачебной помощи. На всех ФАПах осуществляется реализация лекарственных средств населению.
Первичная врачебная помощь жителем Никифоровского округа оказывается врачами участковой службы поликлинического отделения ЦБ и 3 сельских врачебных участков. Врачебные участки оснащены санитарным автотранспортом для оказания неотложной медицинской помощи приписному населению и транспортировки больных в стационар.
По программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер" в ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ" трудоустроено 16 врачей и 2 фельдшера на ФАП (с. Дмитриевка, с. Сычевка). в 2023 году трудоустроен 1 врач и 1 фельдшер.
В отделение скорой медицинской помощи для обслуживания вызовов имеется 4 санитарных автомобиля. В случае их одновременного участия в оказании медицинской помощи, для работы привлекаются свободные водители учреждения, в том числе санитарный автотранспорт сельских врачебных участков.
При необходимости круглосуточного медицинского наблюдения за больным или проведение медицинского обследования, требующего специальной подготовки, пациенты по направлению лечащего врача госпитализируются в круглосуточный стационар ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ" на базе которого развернуты койки терапевтического, хирургического, педиатрического, гинекологического профилей. Пациенты, нуждающиеся в оказании неотложной специализированной медицинской помощи госпитализируются в специализированные отделения ТОГБУЗ "Городская больница им. Брюхоненко г. Мичуринска", имеющие соответствующее оборудование и врачей-специалистов. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи госпитализация по экстренным показаниям осуществляется незамедлительно, период ожидания плановой госпитализации составляет не более 14 дней.
В рамках реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы ТОГБУЗ "Никифоровская ЦБ" только за последние 5 лет проведен капитальный ремонт Машково-Суренского ФАП, Ярославского офиса ВОП, Вырубовского ФАП, Чебоксарского ФАП, Гомзяковского ФАП, приемного покоя ЦРБ, Мацневского ФАП, Дмитриевского ФАП, Сычевского ФАП, операционного блока стационара ЦРБ, ПИТ, помещения автоклава, Знаменского ФАП, туалетных и санитарных комнат терапевтического отделения, сметная стоимость ремонтных работ составила более 10 млн 474 рублей. В лечебное учреждение поставлено 168 единиц современного диагностического и лечебного оборудования на общую сумму 6,25 млн. рублей, в том числе 4 автомобиля для оказания скорой медицинской помощи жителям села. Все машины скорой медицинской помощи оснащены системой ГЛОНАСС, что позволит более оперативно и эффективно использовать санитарный автотранспорт для оказания скорой медицинской помощи.
С 2010 года в Тамбовской области реализуются мероприятия, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией, в рамках которых организована работа трех сосудистых отделений на базе ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ", "Уваровская ЦРБ", "Городская больница им. Брюхоненко г. Мичуринска" и регионального сосудистого центра на базе ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница". Разработаны схемы маршрутизации больных, машины скорой медицинской помощи, осуществляющие транспортировку пациентов, укомплектованы необходимым медицинским оборудованием для оказания неотложной помощи. Сосудистые отделения оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, что позволяет в течение первых часов заболевания устанавливать точный диагноз и применять современные методы лечения. Медицинский персонал мультидисциплинарных бригад прошел обучение на центральных базах методам диагностики, лечения и ранней реабилитации больных с острой сосудистой патологией. В настоящее время в сосудистых центрах пролечено 8240 пациентов, работает современное диагностическое оборудование, активно проводятся коронарография (1356), стентирование сосудов (470). Благодаря правильно организованной медицинской помощи смертность населения области от заболеваний системы кровообращения снизилась на 41% к уровню 2020 года, в том числе жителей Никифоровского округа на 39%.
Пациенты, нуждающиеся в оказание высокотехнологичной медицинской помощи, направляются в областные учреждения здравоохранения третьего уровня или в федеральные клиники по профилю заболевания. Только за последние 3 года высокотехнологичную медицинскую помощь получили 155 жителей Никифоровского округа, в том числе 17 детей.
В 2021 году во всех учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения области внедрена комплексная модель системы ухода от медицинской реабилитации до предоставления стационарного социального обслуживания.
Численность обслуживаемых увеличится на 16% к уровню 2023 года.
1.4. Анализ рынка социальных услуг региона
По состоянию на 01.01.2024 в Никифоровском округе 800 граждан пожилого возраста и инвалидов признаны нуждающимися в социальном обслуживании.
Эта целевая группа нуждается в особой защите, которую на территории округа осуществляют центр социальных услуг, предоставляющий меры социальной поддержки и социальные услуги на дому.
С целью доступности предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных сельских поселениях округа, в центре социальных услуг населения создана "Мобильная бригада", которая предоставляет гражданам комплекс социальных и консультационных услуг. К ее работе привлекаются сотрудники администрации Никифоровского муниципального округа, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в округе, многофункционального центра предоставления услуг, медицинские работники.
В течение 2023 года численность граждан, получивших социальные услуги "Мобильных бригад", составила 1 806 человек.
В 2023 году охват сельских населенных пунктов "Мобильной бригадой" составил более 85%.
С целью активного, здорового долголетия граждан, проживающих на территории муниципалитета, разработан и утвержден межведомственный план первоочередных мероприятий по реализации "Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста".
В рамках реализации данного плана осуществляется обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста. В проведении обучения принимает участие Никифоровское отделение Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России".
С 2016 года на территории области по инициативе управления социальной защиты и семейной политики области ежегодно проводится акция "Мы - рядом!", основной целью которой является поддержание жизненной и социальной активности ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В ходе проведения акции сотрудники учреждений социального обслуживания населения области организуют:
обследование жизни ветеранов и оказывают различные виды помощи (генеральная уборка жилого помещения и придомовой территории, благоустройство приусадебных участков);
"социальные" туры по местам воинской славы области;
встречи и мероприятия с привлечением детей в рамках программ "На перекрестке поколений";
фотовыставки и шахматно-шашечные турниры и др.
Всего в акции принимали участие 8 ветеранов Великой Отечественной войны и 205 тружеников тыла.
В целях развития социального туризма для граждан пожилого возраста организована работа по данному направлению в учреждении социального обслуживания, составляются графики экскурсионных поездок для обслуживаемого контингента в зависимости от интересов граждан.
В округе активно развивается "серебряное" волонтерство. В 2019 году на базе Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов создан и активно работает "серебряный" волонтерский отряд.
В 2023 год "серебряные" волонтеры приняли участие в 46 мероприятиях, в том числе в 3-х регионального уровня.
В 2019 году в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" распоряжением администрации области от 27.02.2019 N 112-р утвержден перечень основных мероприятий, направленных на обеспечение доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации области, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний.
За счет средств федерального бюджета учреждением социального обслуживания приобретен автомобиль для создания мобильных бригад.
С целью улучшения качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе ветеранов, с 2018 года Центром социальных услуг для населения Никифоровского муниципального округа ведется работа по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Приоритетным направлением в создании системы долговременного ухода является процесс выявления. В настоящее время путем подомовых обходов инвалидов и граждан пожилого возраста (211 человек) выявлено и зачислено на социальное обслуживание на дому 23 человека.
В центре социального обслуживания внедрена стационарозамещающая технология "Предоставление сиделки", которая утверждена приказом управления социальной защиты и семейной политики области от 19.09.2018 N 1867-ф "Об утверждении технологий в сфере социального обслуживания".
Услуги оказываются социальными работниками, находящимися в штате учреждений, не имеющими специального образования, но прошедшие курсы повышения квалификации по программе "Первая доврачебная помощь".
2. Цель, задачи и основная нормативная база Программы
Цель программы: улучшение положения и качества жизни граждан пожилого возраста путем укрепления их здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
Задачи программы:
создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
вовлечение граждан пожилого возраста в культурную жизнь общества;
организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста;
развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста;
развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан пожилого возраста.
Основная нормативная база: Программа сформирована с учетом норм Конституции Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации, стратегических и программных документов Правительства Российской Федерации, включая:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года";
комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода в соответствии с протокольными поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 14 декабря 2017 г. N ОГ-П12-8359.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе мониторинга реализации мероприятий по укреплению здоровья, увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения.
В результате реализации Программы предполагается, что:
увеличится доля граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших социальные и медицинские услуги, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании до 16 процентов;
увеличится количество граждан старшего поколения, прошедших профилактические мероприятия по выявлению причин нарушения здоровья, инвалидизации, зависимости от сторонней помощи и одиночества до 90 процентов;
увеличится количество пенсионеров, вовлеченных в массовые мероприятия, волонтерскую деятельность, до 50 человек;
увеличится количество граждан старшего поколения, вовлеченных в дневную занятость, до 100 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.