Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Администрации
города Симферополя Республики
Крым от 10.01.2024 N 6
Приложение 2
к постановлению Администрации
города Симферополя Республики
Крым от 25.08.2023 N 4918
Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", решением 80-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 19.12.2017 N 1462 "О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года", постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.09.2015 N 876 "Об утверждении Положения о порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на среднесрочный или долгосрочный периоды".
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - прогноз) представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных сценариев развития, охватывающий важнейшие сферы экономики и социальной среды.
Стратегические цели муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь, городской округ, муниципальное образование), в том числе его "точки роста", сформированы с учетом приоритетов и задач, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сценарных условий Российской Федерации на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный период, а также в соответствии с мероприятиями Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Государственная программа), Республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р (далее - РАИП), целевыми индикаторами муниципальных программ.
Основой для его формирования являлись макроэкономические показатели социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за 2022 год и январь-май 2023 года.
Основные показатели прогноза рассчитывались на основании данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Крымстат), ТО ГКУ РК "Центр занятости населения" в г. Симферополе, с учетом применения индексов-дефляторов и продолжения реализации мер в сфере денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности, а также сохранению политики индексации регулируемых тарифов в пределах прогнозируемой инфляции.
Прогноз рассматривает развитие экономики городского округа Симферополь в условиях сложной геополитической ситуации, в особенности усиления санкционного режима со стороны иностранных государств.
Вариант 1 - базовый - является основным вариантом прогноза и описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики городского округа Симферополь с учетом последствий сложившей геополитической ситуации, а также принятых мер экономической политики по поддержке субъектов хозяйствования в современных условиях ведения деятельности. Вариант 2 - консервативный - основан на предпосылке о неблагоприятной экономической ситуации, структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий ухудшения мировой политической ситуации, санкционного режима со стороны иностранных государств. Вариант 3 - целевой - предполагает активизацию хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства, обеспечивающей полное восстановление, а также прогнозируемую динамику роста занятости и доходов населения по мере улучшения геополитической ситуации, разработку и реализацию новых направления государственной политики.
Повышение уровня экономического развития городского округа Симферополь за счет обеспечения устойчивого роста, соответствующего достижению национальных целей развития Российской Федерации, в 2023 - 2025 годах будет осуществляться за счет выполнения в полном объеме мероприятий и целевых индикаторов (показателей), отраженных в национальных (региональных) проектах, Государственной программы, РАИП, государственных и муниципальных программах, реализации системы мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, комплексное развитие города, повышение уровня и качества жизни населения.
Учитывая, что в муниципальном образовании сосредоточено около одной трети населения Республики Крым, сконцентрировано более половины промышленного производства, функционируют более 25% субъектов предпринимательства от числа зарегистрированных в Республике Крым, приоритетными направлениями развития на ближайшую перспективу являются:
- повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательства за счет улучшения инвестиционного климата, развитие инвестиционного потенциала, создание и развитие инвестиционных площадок;
- стимулирование предпринимательской инициативы посредством создания благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности;
- развитие муниципального частного партнерства;
- повышение эффективности использования территории;
- благоустройство общественных и дворовых территорий, повышение индекса качества городской среды;
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- создание эффективной инженерной инфраструктуры и обновление объектов транспортной инфраструктуры за счет модернизации материально-технической базы, проведение ремонтных и восстановительных работ;
- создание новых точек роста экономики городского округа;
- повышение уровня жизни населения, увеличение их доходов по отношению к прожиточному минимуму, обеспечение отдельных категорий населения мерами социальной поддержки;
- развитие дошкольного и общего образования;
- создание условий для саморазвития граждан;
- развитие цифровой экономики;
- пропаганда здорового образа жизни и привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом посредством увеличения спортивных мероприятий и строительства спортивных объектов.
Таким образом, ускорению экономического роста будет способствовать осуществление инвестиций в развитие социальной сферы, а также стимулирование предпринимательской инициативы за счет повышения инвестиционного потенциала городского округа Симферополь, развития конкуренции.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городском округе Симферополь за 2022 год
Население. Среднегодовая численность населения в 2022 году составила 358 319 человек, отмечается увеличение на 0,9% или на 3 139 человек по сравнению с 2021 годом.
В 2022 году родилось 2 759 человек, что меньше на 6,4% по сравнению с 2021 годом, умерло 5 526 человек, что меньше на 18,6% по сравнению с 2021 годом.
Общий коэффициент смертности составил 15,6 умерших на 1000 человек населения. Коэффициент рождаемости составил 10,3 родившихся на 1000 человек населения.
Количество прибывших в 2022 году составило 9 104 человек, что на 6,1% больше чем в 2021 году, тогда как количество выбывших составило 10 057 человек, что на 32,4% больше по сравнению с предыдущим годом.
Основной причиной естественной убыли стало увеличение хронических заболеваний, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым в 2020 - 2021 гг.
На 2022 - 2025 годы прогнозируется небольшое снижение динамики численности населения ввиду сложившихся сложных условий внешней среды. Резкого увеличения рождаемости не ожидается.
Промышленное производство. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - объем отгруженных товаров), в 2022 году составил 35 775,4 млн. руб., что на 7,6% меньше, чем в предыдущем году, в том числе:
- объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств увеличился на 17,6% и составил 16 935,8 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха уменьшился на 27% и составил 16 257,4 млн. руб.
Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами), составил 41,2 млрд. руб., что на 2,2% меньше чем по сравнению с 2021 годом.
Причиной снижения показателя стало завершение реализации крупных инвестиционных проектов на территории городского округа Симферополь, а также сокращение объемов инвестиций со стороны частных субъектов экономической деятельности в связи со сложившейся сложной обстановкой в экономике, вызванной неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, а также санкционным давлением со стороны иностранных государств.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2022 году составил 64 085,6 руб., что на 22,1% больше, чем в 2021 году.
Увеличение показателя обусловлено увеличением числа выполненных социальных обязательств инвесторов в рамках заключенных ранее инвестиционных соглашений.
Удельный вес городского округа Симферополь по объему инвестиций в структуре Республики Крым по итогам 2022 года составляет 30,2%.
Малое и среднее предпринимательство. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения составило 684 единиц, что на 29 единиц или на 4,1% меньше, чем в 2021 году. Сокращение обусловлено увеличением объема деятельности предпринимательских структуры и выходом из данной классификационной группы, а также снижением покупательского спроса ввиду увеличения сбережений у населения, что сокращает обороты предприятий.
Строительство. Объем выполненных предприятиями и организациями городского округа Симферополь работ по виду деятельности "Строительство" в 2022 году составил 111 237,3 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года на 58,6% больше, чем в 2021 году.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию в 2022 году, составила 163,3 тыс. кв. м. и уменьшилась на 26,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Площадь жилых помещений, построенная за счет собственных средств населения, в 2022 году увеличилась на 44,7% и составила 64,7 тыс. кв. м.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2022 году увеличилась на 3,6% и составила 17,5 кв. м.
Доходы населения, труд и занятость. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) одного работника организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу Симферополь в 2022 году составила 52 333 руб., что на 9,8% больше, чем в 2021 году.
Наибольший рост показателя зафиксирован на обрабатывающих производствах (на 16,3%), а также в таких сферах, как деятельность в области информации и связи (на 15,2%), транспортировка и хранение (на 16,7%), деятельность финансовая и страховая (на 14,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (на 14,3%).
Средняя численность работников городского округа Симферополь в 2022 году составила 116 971 человек, что на 1,3% больше, чем в 2021 году.
Основная доля работников занята в таких сферах, как образование (15,9%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (14,5%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (13,9%), торговля оптовая и розничная (11,0%), промышленное производство (10,3%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений (образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта) в 2022 году увеличилась на 5,7% и составила 29 871,7 руб.
Численность горожан, имеющих официально статус безработного, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года снизилась на 48,7% и составила 1 334 человека.
1. Население
По состоянию на 01.10.2023 численность населения городского округа Симферополь уменьшилась на 1 487 человек и составила 355 351 человек. Снижение численности вызвано естественной убылью населения (показатель составил 963 человек), а также миграционной убылью (524 человек).
За январь-сентябрь 2023 года в городском округе Симферополь родилось 2 673 человека, умерло 3 636 человек. Объем естественной убыли населения по сравнению с январём-сентябрем 2022 года уменьшился на 451 человек или на 31,9%. По итогам января-сентября 2023 года число родившихся уменьшилось на 1,5%, а число умерших - на 11,9%.
Основными причинами смертности населения являются возросший уровень болезней системы кровообращения, увеличение числа пациентов со злокачественными новообразованиями, с болезнями органов дыхания и пищеварения. Возросший уровень также обусловлен обострением хронических заболеваний в результате распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 гг.
Однако, совершенствование системы здравоохранения, в том числе реализации мероприятий национального проекта "Здравоохранение", проведения диспансеризации с целью выявление заболеваний на ранних стадиях, регулярной вакцинации населения, иных профилактических мероприятий, позволит прогнозировать сохранение уровня смертности (преимущественно по причине сокращения уровня рождаемости) на текущем значении (или его незначительный рост).
В то же время, в плановом периоде резкого увеличения показателя рождаемости не ожидается, ввиду сокращения числа женщин репродуктивного возраста, вызванного сохранением тенденции превышения численности пожилых людей над численностью молодежи ("старение населения"). Кроме того, на рождаемость существенное влияние оказывает нестабильная экономическая ситуация и проблемы с обеспеченностью жильем, что, в свою очередь, негативно отражается на благосостоянии граждан.
Однако, в результате совершенствования системы здравоохранения, а также стимулирования рождаемости населения посредством реализации мер поддержки молодых семей, по базовому варианту прогнозируется следующая динамика коэффициента естественного прироста (убыли): в 2023 году - -5,8, в 2024 - 2026 годах году - -6,3.
Число прибывших по состоянию на 01.10.2023 составляет 5 965 человек, а выбывших - 6 489 человек. По сравнению с январем-сентябрем 2022 года число прибывших увеличилось на 2,3%, число выбывших сократилось на 19,3%.
Основную часть прибывших составляют граждане из ближайших муниципальных образований Республики Крым (Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский районы), а также из ряда северных регионов Российской Федерации, Донбасса. В летний период предполагается увеличение численности населения в результате увеличение туристического потока (в том числе транзитного) - по оценкам экспертов численность населения может увеличиться до 500 тыс. человек.
В целом, в результате сложившейся геополитической ситуации, в 2023 году прогнозируется снижение миграционного потока.
Сформировавшиеся тенденции демографических и миграционных процессов, в частности, сложившаяся геополитическая ситуация, оказывающая влияние на миграционные потоки, позволяют прогнозировать дальнейшую динамику численности населения: ожидаемая численность населения городского округа Симферополь по расчетам базового сценария составит: к концу 2023 года 357 450 человек, в 2024 - 2026 года - 356 730 человек.
Прогнозные показатели численности населения городского округа Симферополь согласованы Министерством труда и социальной защиты Республики Крым.
В целях стабилизации демографической ситуации в городском округе Симферополь и обеспечения упреждающего реагирования на возможное ухудшение демографических показателей, в среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также региональных проектов национального проекта "Демография", которые направлены на достижение целей по повышению рождаемости; снижение смертности от предотвратимых причин, а также за счет улучшения условий и охраны труда; снижение материнской и младенческой смертности; улучшение репродуктивного здоровья; формирование мотивации к здоровому образу жизни; стимулирование к занятиям физкультурой и спортом.
Так, в рамках реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" гражданам оказывается ряд видов поддержки рождаемости, в том числе: ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка; единовременная денежная выплата при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка; ежемесячное пособие на ребенка и др.
Так, в 2022 году:
- ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка оказана 3 045 гражданам;
- ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка предоставлена 1 031 гражданину;
- ежемесячное пособие на ребенка предоставлено 5 083 гражданам;
- ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба предоставлена 1 938 гражданам;
- государственная социальная помощь малообеспеченным семьям оказана 1 078 гражданам.
Учитывая, что спорт и физическая культура побуждают людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей, на территории городского округа Симферополь активно реализуются мероприятия регионального проекта "Спорт - норма жизни", муниципальных программ "Физическая культура и спорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" и "Укрепление общественного здоровья в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым".
В рамках выполнения Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий муниципального образования в 2022 году проведено 352 мероприятия, организованы 132 плановые сдачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО) и 15 соревнований ГТО. В данных соревнованиях приняли участие более 28 000 человек. В 2022 году к нормам ГТО приступило 3 582 человека, из них 47 человек - лица с ограниченными возможностями. 791 человек выполнил нормы ГТО на знак отличия: 568 человек на золото, 180 человек - на серебро, 43 человека - на бронзу.
Активно проводились и иные мероприятия, направленные на стимулирования развития спорта в городском округе Симферополь. В частности, установлено 30 спортивных площадок, из них 27 в рамках благоустройства (капитальный ремонт) дворовых территорий городского округа Симферополь в соответствии с муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (2 - многофункциональные игровые площадки, 25 - площадки с тренажерами). На базе МБУ "Спортивная школа N 4 г. Симферополь" было открыто отделение зимних видов спорта (фигурное катание).
На территории городского округа Симферополь реализуются региональные проекты "Содействие занятости женщин в декрете" и "Старшее поколение" национального проекта "Демография", муниципальные программы: "Программа социальной поддержки населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым", что значительно усиливает эффективность демографической политики.
С целью увеличения численности населения и создания условий для ее роста, а также повышения качества и продолжительности жизни населения необходима организация своевременного, эффективного и доступного лечения, внедрение передовых технологий, которые в большинстве случаев позволяют помочь людям.
Большая часть учреждений здравоохранения республиканского уровня расположена на территории городского округа Симферополь, что обеспечивает городу статус медицинского центра Республики Крым. Высокотехнологичная медицинская помощь гражданам по отдельным направлениям, в том числе акушерско-гинекологическая, перинатальная, неонатальная помощь и помощь новорожденным, оказываются крупнейшими учреждениями здравоохранения Республики Крым.
Значительное влияние на развитие системы здравоохранения оказало введение в эксплуатацию "Многопрофильного республиканского медицинского центра ГБУЗ РК "Крымская республиканская клиническая больница имени Семашко", оснащенного современным технологическим оборудованием. На территории лечебного учреждения находится поликлиника на 250 мест и 16 лечебных отделений, в том числе лечебно-диагностический и патологоанатомический корпусы, пищеблок, кислородно-газификационная станция и др. Также ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" оказывается специализированная и высокотехнологичная помощь больным с сердечно-сосудистой патологией (кардиологическое, неврологическое, кардиохирургическое и нейрохирургическое отделения).
2. Промышленное производство
Реальный сектор экономики городского округа Симферополь развивается достаточно активно и является относительно диверсифицированным, а также восприимчивым к изменениям внешней среды.
Отраслевая структура промышленности городского округа Симферополь представлена пищевой, легкой и перерабатывающей промышленностями, добычей природных ископаемых, приборостроительными предприятиями, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды и др.
По сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым, городской округ Симферополь характеризуется наиболее высоким уровнем развития деловой среды, кредитно-банковской системы и сферы обслуживания, поскольку здесь сконцентрировано наибольшее количество головных офисов крупных предприятий Республики Крым.
Кроме того, в городском округе зарегистрировано и осуществляют свою деятельность более 120 крупных промышленных предприятий и организаций, в том числе более 30 из них - системообразующие (важны для жизнеобеспечения территории) и, соответственно, 24 - бюджетообразующие.
Объем отгруженных товаров на предприятиях собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами, в январе-октябре 2023 года составил 26 219,9 млн. руб., в том числе объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств - 13 582,7 млн. руб.; на предприятиях по обеспечению электроэнергии, газа и пара, кондиционирования воздуха - 10 612,4 млн. руб.
Доля городского округа Симферополь по объему отгруженной продукции среди всех муниципальных образований Республики Крым в указанном периоде 2023 года составила 19,0%.
Промышленный сектор городского округа Симферополь обеспечивает, 23,4% производства и распределения электрической энергии, газа и пара, кондиционирования воздуха Республики Крым, 16,1% продукции обрабатывающей промышленности.
Обрабатывающая промышленность городского округа Симферополь представлена следующими основными предприятиями: ООО "Симферопольский электротехнический завод", ООО "Пневматика", АО "Завод "Фиолент", АО Электромашиностроительный завод "Фирма СЭЛМА", АО "Пивобезалкогольный комбинат "КРЫМ", ООО "Симферопольское ПО Крымпласт".
Основными действующими на территории городского округа Симферополь предприятиями по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха являются ГУП РК "Крымэнерго", ООО "Крымтеплоэлектроцентраль-сети", ГУП РК "Крымгазсети", ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", Симферопольская теплоэлектроцентраль АО "Крым ТЭЦ".
Основным предприятием городского округа Симферополь по добыче полезных ископаемых является ГУП РК "Черноморнефтегаз". Также функционируют такие средние и малые предприятия как ООО "Стройпрогресс", ООО "Курцы", ООО "Крымское карьероуправление", ООО "СК "Прибой", ООО "Черномор ЛТД".
Основными предприятиями водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений являются ГУП РК "Вода Крыма", МБУ "Город", ГУП РК "Крымэкоресурсы".
Доля городского округа Симферополь в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности в январе-октябре 2023 года составила 46,3%.
На конец 2023 года прогнозируется объем отгруженных товаров: на предприятиях обрабатывающих производств в размере 17 291,5 млн. руб., на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 13 005,9 млн. руб.
Рост объемов отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств в плановом периоде обусловлен ускорением структурной перестройки производственно-логистических цепочек и выхода предприятий на новые рынки сбыта, развитие производств в инвестиционно ориентированных отраслях, реализации инвестиционных проектов на предприятиях, повышением эффективности производства за счет модернизации производственных мощностей и активным применением продуктов цифровизации.
Сокращение в 2023 году объема товаров по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха (на 20%) до 13 005,9 млн. руб. обусловлено внедрением энергосберегающих технологий в деятельность промышленных предприятий, повышение энергетической эффективности, проведение модернизации и реконструкции предприятий коммунально-энергетического комплекса, развитие и структурные изменения отраслей промышленного комплекса, что позволяет сократить потери производства.
При этом основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- устаревшая и изношенная инфраструктура жилищно-коммунальной сферы, ведущая к ресурсным потерям;
- высокая энерго- и ресурсоемкость многих производств;
- высокий износ транспортной инфраструктуры;
- низкий уровень развития новых инновационных технологий, цифровизации;
- дефицит свободных территорий, ограничивающий возможности по созданию новых производств, расширению уже существующих предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимо отметить, что в рамках РАИП реализуются крупные проекты, имеющие непосредственное отношение к городскому округу Симферополь. В частности, планируется строительство сетей инженерной коммуникации и транспортной инфраструктуры, что положительно отразится на качестве производственной деятельности ввиду снижения транспортных затрат и ресурсных потерь.
Кроме того, реализация национальных проектов по направлениям цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, позволит обеспечит в среднесрочной перспективе реновацию инфраструктуры, ускорение технологического развития.
К 2026 году по базовому варианту прогнозируется объем отгруженных товаров: на предприятиях обрабатывающих производств в размере 18 894,8 млн. руб., на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 14 101,6 млн. руб.
3. Инвестиции
Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и уровень конкурентоспособности экономики. Приток инвестиций ускоряет развитие предприятий, повышает качество и увеличивает базу человеческого ресурса, привлекает и стимулирует использование передовых технологий и создание новых рабочих мест.
В целях снижения административных барьеров в муниципальном образовании, выработки инструментов решения проблемных вопросов, а также аналогично республиканской практике по созданию коллегиального органа, отвечающего за принятие решения о возможности реализации инвестиционных проектов, с 13.04.2016 действует Комиссия по улучшению инвестиционного климата на территории городского округа Симферополь для рассмотрения инвестиционных проектов и для повышения социальной эффективности реализации этих проектов (постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 12.04.2016 N 662).
На сегодняшний день городской округ Симферополь является одним из наиболее привлекательных муниципальных образований Республики Крым для инвестора, что подтверждается лидирующей позицией по количеству заключенных инвестиционных соглашений.
Интерес потенциальных инвесторов вызван географическим положением, развитой деловой средой, наличием на территории города органов власти всех уровней, а также высоким уровнем развития всех отраслей экономики.
На территории городского округа Симферополь реализуются 38 инвестиционных проектов на общую заявленную сумму инвестиций 38,9 млрд. руб., из них 34 инвестиционных проекта реализуются в рамках Порядка рассмотрения обращений инвесторов, заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов, мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым", 2 проекта в рамках постановления Совета министров Республики Крым от 16.11.2015 N 724 "О заключении инвестиционных соглашений в сфере капитального строительства на территории Республики Крым", а также 2 крупных региональных проекта ("Развитие Международного аэропорта "Симферополь" и "Обеспечение устойчивой подвижной (мобильной) связью по трассе Симферополь - Ялта - Севастополь".
Инвестиционные проекты реализуются в таких сферах, как промышленность, торговля и логистика, спорт, транспорт, жилищное строительство, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, здравоохранения, строительства.
Так, за период 2017 - 2022 годов инвесторами выполнено социальных обязательств на общую сумму 40 032 504 руб., в результате чего, на территории городского округа Симферополь осуществлены:
- установка современных детских игровых комплексов;
- асфальтирование дорог на участках, не включенных в федеральные целевые программы;
- строительство муниципальной спортивной площадки и прочее.
Кроме того, в рамках исполнения социальных обязательств по заключенным соглашениям в сфере жилищного строительства, в собственность городского округа Симферополь переданы 51 квартира от застройщиков, общей площадью 2 706,6 кв. м., которые в дальнейшем были предоставлены гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, а также одно нежилое помещение площадью 150,8 кв. м.
Учитывая, что создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города, развитие его инвестиционного потенциала, стимулирование муниципально-частного партнерства, в том числе с помощью общесистемных мер, являются одними из главных задач муниципального образования, а также то, что одним из приоритетных источников финансирования комплексов мероприятий, являются внебюджетные средства в виде муниципально-частного партнерства, заключение концессионных соглашений выступает эффективным инструментом развития инфраструктуры городского округа Симферополь.
В 2022 году с целью развития транспортной инфраструктуры и инфраструктуры парковочных мест, в том числе обеспечения их автоматизации, 21.07.2022 между администрацией города Симферополя и ООО "КрымГорАвтоматизация" было заключено Концессионное соглашение по созданию и реконструкции недвижимого и движимого имущества, технологически связанного между собой и предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использования объекта концессионного соглашения для обеспечения автоматизации процессов эксплуатации парковочных площадок на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N КС/01/22 (далее - Концессионное соглашение). Объем инвестиций равен 30,9 млн. руб. Концессионная плата составляет 10 002 000 руб. в год (833 500 руб. ежемесячно). Срок реализации концессионного соглашения - 15 лет.
Реализация концессионного соглашения обеспечит поступления доходов в бюджет городского округа Симферополь в размере 150 030 000 руб.
В среднесрочной перспективе рассматривается возможность реализации проектов в отношении таких объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь, как кинотеатр "Космос", кинотеатр "Симферополь". Работа по поиску потенциальных инвесторов относительно реализации проектов в указанном направлении ведется на постоянной основе.
Данные направления деятельности администрации города Симферополя позволят привлечь дополнительные частные инвестиции в бюджет муниципального образования.
На протяжении 2022 года на территории муниципального образования реализовывались такие крупные инвестиционные проекты как:
- "Строительство жилого комплекса "Солнечный" и паркинга по ул. Буденного в г. Симферополь" (ООО "Холд-Инвест с объемом инвестиций 1 026 488,5 тыс. руб.);
- "Строительство торгово-офисного центра "Набережный" (ООО "СЗ Крымская строительная компания" с объемом инвестиций 651 600 тыс. руб.);
- "Строительство жилого комплекса "Загородный" (ООО "Акварель и К" с объемом инвестиций 288 300 тыс. руб.);
- "Строительство многофункционального торгово-офисного центра" (ООО СЗ "Крымский" с объемом инвестиций 100 400 тыс. руб.).
Для поддержания выработанной положительной тенденции используется комплексный подход к рассмотрению инвестиционных проектов на стадии разработки концепции.
Основным прогнозным фактором, повлияющим на рост объема инвестиций в 2023 - 2026 годах, будет являться внедрение элементов муниципального инвестиционного стандарта в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от 17.03.2023 N 371-рг, в частности реализации положений Инвестиционной декларации муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, которые позволят создать благоприятный инвестиционный климат, а также условия для опережающего инвестиционного развития.
Дополнительным фактором увеличения показателя, станет развитие муниципально-частного партнерства, в том числе в таких сферах, как образование, спорт, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная сфера, сфера информационно-телекоммуникационных технологий.
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций является функционирование свободной экономической зоны. Так, по состоянию на 31.12.2022 по городскому округу Симферополь действует 620 договора участников СЭЗ, что в целом составляет 47,6% от общего количества по Республике Крым. Субъекты предпринимательства осуществляют деятельность в пищевой промышленности, торговой сфере, в сфере оказания юридических, бухгалтерских и иных консультационных услуг, в строительстве, транспортной и научной сферах.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.03.2020 N 401-р "Об утверждении индивидуального плана инвестиционного развития Республики Крым" на 2023 год утвержден плановый показатель инвестиций в основной капитал по городскому округу Симферополь в сумме 86,08 млрд. руб. (48,8% от общей суммы по Республике Крым).
С целью достижения планового показателя на территории городского округа Симферополь проводятся следующие мероприятия:
- обеспечена деятельность Постоянно действующей комиссии по улучшению инвестиционного климата;
- формируется перечень предложений для включения в реестр инвестиционных площадок Республики Крым объектов, потенциально пригодных для реализации на них инвестиционных проектов;
- осуществляются меры по стимулированию предприятий к повышению инвестиционной активности наполнения и обеспечение функционирования сайта "Сделано в Симферополе", а также предоставления грантов (субсидий) из бюджета муниципального образования на реализацию мероприятий по созданию новых производств, модернизации производственных мощностей, повышению энергоэффективности производства, снижению издержек предприятий.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций осуществляется в рамках реализации Государственной программы, РАИП, государственных и муниципальных программ.
Основными направлениями развития инвестиционного потенциала городского округа Симферополь в прогнозируемом периоде будут являться:
- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику города;
- создание и развитие промышленных центров, где сосредоточены оптово-распределительные комплексы и формируется опорный пункт транспортно-логистических цепочек.
Достижение поставленных задач будет осуществляться посредством:
- реализации мероприятий муниципальных программ в соответствии с целевыми индикаторами, отраженными в национальных (региональных) проектах;
- активизации муниципального частного партнерства, в том числе с помощью общесистемных мер, включая стабильные налоговые условия;
- запуска и реализации инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- стимулирования инвестиций в отрасли экономики с помощью системных отраслевых мер;
- внедрения нового оборудования в производственный процесс, развития транспортной инфраструктуры, ввода в эксплуатацию объектов социального значения;
- ввода в действие объектов коммунальной инфраструктуры.
В свою очередь, это будет способствовать комплексному развитию муниципального образования, повышению уровня и качества жизни населения, ускорению роста экономики городского округа, увеличению динамики его основных социально-экономических показателей.
Согласованность (последовательность) действий социально-экономической политики органов местного самоуправления и профильных министерств (ведомств) поможет добиться наиболее эффективного результата.
4. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики городского округа Симферополь и является важнейшей составляющей стабильного экономического развития, обеспечивающей значительную часть занятости населения, и играющее существенную роль в социальной жизни населения.
В городском округе Симферополь зарегистрировано и осуществляют свою деятельность около 1/3 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым. По состоянию на 31.12.2022 в Единый реестр юридических лиц внесено 24 396 субъектов предпринимательства.
Значительную долю в численности субъектов малого и среднего предпринимательства занимают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (61%).
Одним из основных показателей прогноза является число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, которое определяется отношением количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного ИФНС России по г. Симферополю (единиц) (далее - реестр), к численности постоянного населения по данным Крымстата (человек).
С учетом того, что численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2023 составила 356,838 тыс. человек, число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек составило - 684 единицы, что на 29 ед. меньше по сравнению с 2021 годом. Динамика снижения значения данного показателя обусловлена увеличением их объема деятельности и выходом из данной классификационной группы, а также снижением покупательского спроса ввиду увеличения сбережений у населения, что сокращает обороты предприятий.
С целью популяризации ведения предпринимательской деятельности, создания условий для повышения квалификации кадров малого и среднего бизнеса, усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем региональном, межрегиональном рынках, администрацией города Симферополя реализуется муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Симферополь", утвержденная постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16.10.2015 N 1115 (далее - муниципальная программа).
В рамках муниципальной программы с целью поддержки местных товаропроизводителей осуществляется организация и проведение ярмарки местных товаропроизводителей (включая сельхозпроизводителей), а также оказывается финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в виде субсидий (грантов), в том числе на:
- возмещение части затрат на обновление основных фондов и производственного оборудования (за исключением легковых автомобилей, а также зданий и сооружений), а именно: рабочих и силовых машин, оборудования, измерительных, регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
- возмещение части затрат по осуществлению деятельности в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов;
- возмещение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, понесенных в течение года, предшествующего текущему, а также в период текущего года до даты объявления конкурса;
- возмещение части затрат по уплате процентов по микрозаймам, привлеченных в микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым" на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений, приобретения оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности, а также на возмещение фактически понесенной части затрат на уплату процентов по микрозаймам в транспортной сфере и в сфере оказания услуг.
По итогам конкурсного отбора на предоставление субсидий (грантов) в 2022 году поддержка оказана 12 субъектам на общую сумму 3 300 000 руб. В 2023 году поддержка оказана 11 субъектам на общую сумму 3 275 386,01 руб.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий муниципальной программы, с целью популяризации предпринимательства, проводятся следующие мероприятия:
- проведение заседаний Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при главе администрации города Симферополя по вопросам развития предпринимательства с привлечением представителей бизнеса и объединений предпринимателей, в рамках работы, утвержденного (распоряжение администрации города Симферополя от 16.01.2015 N 11-р; в 2022 году было проведено 4 заседания);
- проведение конкурса "Лучший предприниматель города" (в 2022 году конкурс проведен 18 июня);
- подготовка, издание и распространение информационно-справочных брошюр, сборников, буклетов по вопросам предпринимательской деятельности и правового регулирования данной сферы (в 2022 году 2 545 лиц получили информационно-образовательную и правовую поддержку в сфере предпринимательства);
- проведение ежегодного торжественного мероприятия, посвященного Дню российского предпринимательства (26 мая ежегодно);
- создание и обслуживание информационного портала "Сделано в Симферополе";
- организация и проведение ярмарки местных товаропроизводителей (в 2022 году проведено 756 ярмарок местных товаропроизводителей);
Количество самозанятых в городском округе Симферополь в 2022 году составило 15 660 человек, что на 87,7% больше, чем в 2021 году (8 344 человека).
Также администрацией города Симферополя на постоянной основе оказывается информационная и консультационная поддержка субъектам МСП при личных встречах, на официальных сайтах и страницах в социальных сетях; осуществляется активное сотрудничество с АО "Корпорация развития РК", НКО "Фонд поддержки предпринимательства Крыма", АО "Корпорация МСП".
Значительное влияние на количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Симферополь оказали сложные геополитические условия функционирования, в частности, ограничения на поставки комплектующих, сырья и материалов, что вынуждало ряд предприятий сокращать свои объемы деятельности и, впоследствии, ликвидироваться.
По состоянию на 10.12.2023, согласно реестру, количество МСП с учетом вновь созданных организаций составило 24 570 единиц, что на 2,2% меньше по сравнению с началом года.
Таким образом, реализуемые меры поддержки позволяют прогнозировать незначительный темп роста субъектов МСП по базовому варианту к концу 2023 года и на плановый период 2024 - 2026 годов: в 2023 году - 706 единиц, в 2024 году - 729 единиц, в 2025 году - 776 единиц, в 2026 году - 790 единиц.
В дальнейшем с целью снижения риска массового закрытия субъектов хозяйствования на территории городского округа Симферополь в сложившихся геополитических условиях, в том числе в связи с усилением санкционного давления со стороны иностранных государств, будет продолжена работа по оказанию своевременных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в частности реализация комплекса мероприятий в рамках налогово-бюджетной и социальной политики, предоставление кредитных гарантий, отсрочки по налоговым и арендным платежам и др., в том числе за счет более гибкого регулирования и улучшения доступа к финансированию.
5. Строительство
Строительная отрасль, проектирование жилья, новой социальной инфраструктуры на территории городского округа Симферополь динамично развиваются.
Основными предприятиями муниципального образования по виду экономической деятельности "Строительство" являются ООО "Дорожно-транспортная строительная компания", ООО СК "Консоль-Строй ЛТД", ГУП РК "Крымавтодор", ООО "Профессионалстрой", ООО "ЕТС Крым", ООО ГК "Монолит", ООО "ГК "Владоград", ООО "Интерстрой", ООО ГК "Гринвуд".
В январе-октябре 2023 года объем выполненных работ в сфере строительства составил 73 966,4 млн. руб. или 89,3% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду предыдущего года. Так, строителями городского округа Симферополь выполнено 59,7% общего объема строительства Республики Крым.
Введено в эксплуатацию в январе-октябре 2023 года 116,5 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. Населением городского округа Симферополь за счет собственных и привлеченных средств построено 66,3 тыс. кв. м. общей площади.
К концу 2023 года ожидается увеличение объема выполненных работ на 1,1% до 112 460,9 млн. руб. Также прогнозируется, что площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию, составит 141,6 тыс. кв. м., за счет собственных средств населения будет введено в эксплуатацию 70,1 тыс. кв. м. Прогнозируемая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составит 18,1 кв. м.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов капитального строительства городского округа Симферополь предусмотрены РАИП, муниципальными программами "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Физическая культура и спорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Развитие Симферополя - Столицы Республики Крым", "Обеспечение доступным жильем жителей муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Развитие образования муниципального образования городской округ Симферополь", "Развитие культуры и культурного наследия".
В рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" в 2022 году осуществлено благоустройство 37-ти дворовых территорий, 6-ти общественных территорий городского округа Симферополь согласно адресному перечню территорий, подлежащих благоустройству, в рамках Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Москвы и Советом министров Республики Крым. Кроме того, осуществлена установка 5 детских игровых площадок, 30 спортивных площадок, в том числе 3 многофункциональные.
С целью устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Образование", необходимо строительство новых дошкольных учреждений на территории городского округа Симферополь.
Так, в 2022 году было открыто новое дошкольное учреждение на 260 мест МБДОУ N 23 "Кораблик", а также введен в эксплуатацию модульный детский сад на 100 мест на территории МБОУ "СОШ N 18".
С целью улучшения условий для осуществления образовательного процесса, на 2023 год запланировано ввод в эксплуатацию МБДОУ N 24 "Акварель" на 260 мест, МБДОУ N 28 "Лужок" на 200 мест (в мкр. "Крымская Роза"), строительство блока начальных классов МБОУ "Таврическая школа-гимназия N 20 им. Святителя Луки Крымского" (ул. Кечкеметская, 4А), строительство детского сада на 350 мест в г. Симферополе, мкр. Залесье", капитальный ремонт 1 дошкольного учреждения (МБДОУ "Грибочек" (ул. Ростовская, 20) и 2-х общеобразовательных учреждений (МБОУ "Симферопольский экономический лицей" (ул. 60 лет Октября, 22), МБОУ "СОШ-ДС N 36" (ул. Балаклавская, 73), капитальный ремонт пищеблоков 3-х общеобразовательных учреждений (МБОУ СОШ N 12, МБОУ СОШ N 34, МБОУ "Школа-гимназия N 10" (ул. Героев Сталинграда, 39), капитальный ремонт пришкольного стадиона МБОУ "СОШ-ДС N 36" (ул. Балаклавская, 73), устройство ограждений территории МБОУ "СОШ N 28" (ул. Беспалова, 79).
Завершены работы по строительству дошкольного учреждения на 260 мест в мкр. "Город Мира". В настоящее время администрацией города Симферополя проводятся мероприятия по созданию юридического лица (МБДОУ N 29 "Буратино") и приему объекта в муниципальную собственность. Объект планируется ввести в эксплуатацию до конца текущего года.
В рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным жильем жителей муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" предусмотрено строительство 180 квартирного дома для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Основными сдерживающими факторами и инфраструктурными проблемами городского округа остаются:
- необходимость в ремонте (реконструкции) ряда объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- ограничение реализации проектов по строительству многоквартирных домов из-за существующей плотной застройки и отсутствия свободных земельных участков от прав третьих лиц, для создания на них застройщиками социальной инфраструктуры;
- увеличение цен на строительные материалы;
- высокий уровень морального и физического износа основных фондов строительных предприятий, что затрудняет качественной строительство объектов;
- усиление воздействия антропогенного фактора;
- низкий уровень инновационной активности строительных предприятий;
- геополитическая ситуация и санкционный режим.
Эти факторы оказывают существенное влияние на возможность входа крупных федеральных и международных сетевых застройщиков, предприятий, осуществляющих свою деятельност
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2024 г. N 6 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.