г. Краснодар |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А32-40196/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), ответчика - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 230" (ИНН 2308072072, ОГРН 1022301190724), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А32-40196/2021, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МАДОУ МО город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 230" (далее - учреждение) о взыскании 241 365 рублей 48 копеек платы по государственному контракту от 30.11.2020 N 4615 за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ с 01.02.2021 по 31.07.2021, 10 969 рублей 60 копеек пеней с 11.03.2021 по 17.08.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 11.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2022, в иске отказано.
Общество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель ссылается на то, что обязанность ответчика вносить плату за превышение нормативов состава сточных вод предусмотрена законом и контрактом. При расчете платы истцом применена формула, установленная пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), которая является самостоятельной императивной нормой, содержащей исчерпывающий перечень условий ее применения, перечень признаков, которым должен соответствовать абонент, обязанный вносить плату на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, а также порядок расчета платы и не содержит каких-либо условий, ставящих применение данного пункта в зависимость от выполнения иных условий, указанных в каком-либо ином нормативно-правовом акте. Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности учреждения является предоставление услуг по дневному уходу за детьми. В данном случае ответчик самостоятельно организовывает питание для детей в процессе присмотра и ухода за ними, соответственно, является предприятием общественного питания. Учреждение не представило доказательств того, что оно осуществляет приготовление пищи на другой территории либо с привлечением какого-либо предприятия общественного питания, а также доказательств того, что стирку белья и полотенец осуществляет сторонняя организация и вне здания ответчика. Материалами дела не опровергаются доводы истца о том, что возможность отбора проб отсутствовала в спорный период; суды не исследовали схему сетей водоотведения, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в связи с чем оснований для вывода о возможности отобрать пробы не имелось. Представленной обществом судебной практикой подтверждается обоснованность предъявленных истцом требований.
Учреждение в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 30.11.2020 общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждение (абонент) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4615.
С 01.02.2021 по 31.07.2021 общество оказало учреждению услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод.
Обществом произведен расчет платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, и выставлены счета, неоплата которых послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 12, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами N 644, и исходили из того, что предусмотренный пунктом 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, которые соответствуют условиям, перечисленным в указанном пункте; ответчик условиям, перечисленным в пункте 203 Правил N 644, не соответствует, несмотря на то, что среднесуточный объем сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров, он не использует объекты в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
На основании подпункта "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов, установлены разделом XV Правил N 644.
Судами установлено, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод ответчика в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки по всем канализационным выпускам с одного объекта, однако ответчик не использует объекты в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.
Заявитель выражает несогласие с указанным выводом судов и считает, что организация учреждением питания воспитанников детского сада, стирка текстильных изделий тождественна деятельности предприятий общественного питания, а также деятельности по стирке текстильных изделий, то есть ответчик фактически осуществляет виды деятельности, перечисленные в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644 (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц);
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
Следует отметить, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение (пункт 2 статьи 30.1 Закона о водоснабжении).
Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
Абзацем восьмым пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
Изложенный подход соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04.
Объекты ответчика перечисленным условиям не соответствуют, нормативы состава сточных вод на них не распространяются.
В рассматриваемой ситуации, вопреки доводам общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что учреждение не относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, и правомерно исходили из того, что сама по себе организация учреждением питания воспитанников детского сада, стирка текстильных изделий не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, стирке или химической чистке текстильных изделий как самостоятельным видам деятельности, отвечающим признакам профессиональности.
Поскольку основным видом экономической деятельности учреждения является дошкольное образование, оказание услуг в данной сфере не подразумевает в качестве основного и (или) дополнительного вида деятельности право учреждения заниматься деятельностью предприятий общественного питания, стирки текстильных изделий, на учреждение не распространяются нормативы состава сточных вод, то суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Вменение ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, определенной по формуле пункта 203 Правил N 644 с применением расчетного метода без отбора проб и результатов анализа состава воды, не допустимо и противоречит приведенным нормам права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа признает, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора, им дана правовая оценка, приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в обжалуемых судебных актах мотивов, по которым они приняты или отклонены, выводы судов соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А32-40196/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем восьмым пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
Изложенный подход соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04.
...
В рассматриваемой ситуации, вопреки доводам общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что учреждение не относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, и правомерно исходили из того, что сама по себе организация учреждением питания воспитанников детского сада, стирка текстильных изделий не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, стирке или химической чистке текстильных изделий как самостоятельным видам деятельности, отвечающим признакам профессиональности.
...
Вменение ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, определенной по формуле пункта 203 Правил N 644 с применением расчетного метода без отбора проб и результатов анализа состава воды, не допустимо и противоречит приведенным нормам права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2022 г. N Ф08-12185/22 по делу N А32-40196/2021