Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии
Чувашской Республики
от 12 декабря 2023 г. N 908
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на 2024 год (далее - Программа профилактики) предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство).
1.2. Вид осуществляемого государственного контроля (надзора):
Федеральный государственный охотничий надзор (далее - государственный надзор);
1.3. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы.
На территории Чувашской Республики обитают 275 - птиц (из них 160 гнездящихся), более 60 видов млекопитающих. Из них к охотничьим ресурсам относятся виды охотничьих ресурсов, указанные в части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также серая ворона, не относятся виды, включенные в Красную Книгу Чувашской Республики.
Общая площадь охотничьих угодий Чувашской Республики составляет 1596,4 тыс. га, из них площадь общедоступных охотничьих угодий - 492,303 тыс. га, закрепленных охотничьих угодий - 1104,048 тыс. га. Количество закрепленных охотничьих угодий - 41.
Охотничьи угодья закреплены за 24 охотпользователями (объектами государственного надзора (20 юридических лиц, 4 индивидуальных предпринимателя).
Преимущественное большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения или имеющих долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира на территории республики, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого предпринимательства (среднесписочная численность работников до ста человек).
В связи с вышеуказанным и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"), которым определены ограничения проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году проверочные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Министерством не осуществлялись.
В то же время, уполномоченным на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора), КУ ЧР "Дирекция по охране животного мира и ООПТ" Минприроды Чувашии осуществлялись проверочные мероприятия в отношении охотников (физических лиц), являющихся контролируемыми лицами, за соблюдением требований Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 года N 477. В предыдущие годы в ходе рейдовых мероприятий возбуждались дела об административных правонарушениях ежегодно в количестве около 100 случаев, вскрывались и передавались сведения по уголовно наказуемым деяниям. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются Министерством и судами. Указанная деятельность имеет профилактическое значение и снижает количество совершаемых правонарушений.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Цели Программы профилактики:
а) повышение прозрачности системы федерального государственного надзоры в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного охотничьего надзора и в целом контрольно-надзорной деятельности Министерства;
б) профилактика и предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
в) мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников.
Задачи Программы профилактики:
а) инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
в) установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
г) обеспечение единства практики применения Министерством обязательных требований.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
1. Порядок проведения профилактических мероприятий в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1094 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания".
В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Доклад о правоприменительной практике государственного надзора готовится органом государственного надзора с периодичностью не реже одного раза в год.
Орган государственного надзора обеспечивает публичное обсуждение доклада о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя органа государственного надзора и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в орган государственного надзора возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается органом государственного надзора в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Консультирование осуществляется должностными лицами органа государственного надзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме ежемесячно в установленные сроки, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования может осуществляться аудио- и видеозапись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется органом государственного надзора в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайте органа государственного надзора в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органа государственного надзора.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении профилактического визита, а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) органа государственного надзора может продлить срок проведения обязательного профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты государственного надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо органа государственного надзора незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) органа государственного надзора, который является уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба на решение Министерства, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации, действия (бездействие) должностных лиц указанного органа рассматривается в течение не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации руководителем (заместителем руководителя) Министерства.
2. Порядок проведения профилактических мероприятий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)".
Профилактические мероприятия проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Охотпользователь может самостоятельно проверить исполнение обязательных требований на портале самопроверок "Электронный инспектор".
Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
Министерство обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа (далее - доклад о правоприменительной практике) и его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя органа государственного надзора и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном действующим законодательством, на указанный в предостережении адрес электронной почты.
Результат рассмотрения возражения на предостережение направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения на адрес, указанный в возражении.
Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется Министерством путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
Должностные лица органа государственного надзора по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
порядок обжалования решений надзорных органов, действий (бездействия) государственных охотничьих инспекторов.
Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем надзорного органа и размещается на стенде надзорного органа в доступном для ознакомления месте и официальном сайте надзорного органа в сети Интернет.
Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.
Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не должен превышать 15 минут.
Должностное лицо органа государственного надзора, осуществляющее консультирование, предоставляет ответ по существу на каждый поставленный вопрос.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам (их представителям) не направляется, за исключением случаев представления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Учет консультирований осуществляется в порядке, определяемом надзорным органом.
При осуществлении консультирования должностное лицо органа государственного надзора обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Профилактический визит проводится должностным лицом органа государственного надзора в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. Консультирование контролируемого лица осуществляется в порядке, установленном пунктом 16 Положения о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)", а также статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Профилактический визит проводится в порядке и объеме, определенном статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям риска - чрезвычайно высокий и значительный.
Надзорный орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не позднее 1 года со дня начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день.
Профилактический визит (обязательный профилактический визит) проводится не менее чем за 20 рабочих дней до начала проведения плановой и внеплановой проверки.
Учет профилактических визитов, в том числе обязательных, осуществляется в порядке, определяемом Министерством.
IV. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Оценка эффективности Программы профилактики осуществляется по итогам соответствующего года ее реализации.
Результатом, ожидаемым от реализации Программы профилактики, является увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов, повышение прозрачности деятельности Министерства, уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами, мотивация подконтрольных субъектов к правомерному поведению.
Профилактическое воздействие осуществляется путем информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства по видам осуществляемых Министерством надзоров.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства об охране окружающей среды:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления, четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
2) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
3) увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с министерством (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований);
4) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Министерству.
Для оценки результативности и эффективности Программы профилактики устанавливаются следующие показатели результативности и эффективности:
а) доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, от общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, осуществленных в отношении контролируемых лиц.
Показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;
б) доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий - 100%.
Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству проведенных контрольных мероприятий. Ожидается ежегодное поддержание уровня указанного показателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.