Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии Чувашской Республики
от 12 декабря 2023 г. N 909
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2024 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года N 479 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)", которым утверждены:
- критерии отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Чувашской Республики к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии);
- перечень ключевых и индикативных показателей регионального государственного экологического контроля (надзора).
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Целями настоящей Программы и профилактической работы в рамках осуществляемого регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Проведение профилактических мероприятий в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда окружающей среде и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного объектам контроля уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда контролируемыми лицами;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее также - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Ответственным за реализацию указанных профилактических мероприятий является отдел охраны окружающей среды и регионального государственного экологического и геологического контроля (надзора) Минприроды Чувашии.
3.1. Информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения Министерством предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - Федеральный закон) сведений на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.2. Обобщение правоприменительной практики.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике), готовится один раз в год.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра ежегодно не позднее 31 марта и размещается на официальном сайте в трехдневный срок со дня его утверждения.
3.3. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона.
Контролируемое лицо (его представитель) (далее также - заявитель) в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется контролируемым лицом (его представителем) на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
Возражение должно содержать:
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случаях невозможности установления из представленных заявителем документов должностного лица, направившего предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, возражение возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
Возражение рассматривается должностными лицами Министерства в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
По итогам рассмотрения Министерством возражения принимается одно из следующих решений:
оставление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения;
отмена предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Министерство в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия одного из решений, указанных в абзацах одиннадцатом и двенадцатом настоящего пункта, направляет контролируемому лицу, подавшему возражение, на указанный им адрес в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
3.4. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится должностными лицами Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо посредством видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам регионального государственного контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к определенной категории риска.
В ходе профилактического визита должностными лицами Министерства могут осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом министру для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо вправе обратиться в Министерство с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее - заявление контролируемого лица).
Министерство рассматривает заявление контролируемого лица и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона.
3.5. Консультирование.
Должностные лица Министерства осуществляют консультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора);
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
соблюдение обязательных требований;
порядок проведения профилактических мероприятий.
Консультирование контролируемых лиц проводится в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия или публичного мероприятия.
Время консультирования при личном обращении устанавливается министром, первым заместителем министра. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в здании Министерства в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте.
Консультирование в письменной форме осуществляется в случаях, если:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
предоставить ответ на поставленные вопросы при личном обращении не представляется возможным;
ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации.
В случае консультирования должностными лицами Министерства контролируемых лиц в письменной форме ответ контролируемому лицу направляется в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления пяти и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Перечень профилактически мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Информирование | |||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Минприроды Чувашии в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
Постоянно |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
|
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
Постоянно |
|
|
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- утвержденные проверочные листы |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
Постоянно |
|
|
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В течение 5 дней со дня утверждения |
|
|
- программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
В течение 5 дней со дня утверждения (утверждение не позднее 20 декабря предшествующего года) |
|
|
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
Не реже 1 раза в год |
|
|
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
До 5 рабочих дней со дня утверждения (утверждение доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным) |
|
|
- доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле |
До 15 марта, следующего за отчетным |
|
Обобщение правоприменительной практики | |||
2 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Минприроды Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://minpriroda.cap.ru/) |
Подготовка доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным (размещение в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада) |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
3 |
Проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), в том числе в межведомственном формате |
Ежеквартально |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований | |||
4 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 |
По мере необходимости (при наличии оснований, предусмотренных п. 31 Положения) |
Стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований |
Профилактический визит | |||
5 |
Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. |
I, II, III, IV квартал |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Консультирование | |||
6 |
Осуществление консультирования (дачи разъяснений) по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) |
По мере поступления обращений контролируемых лиц и их представителей |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора).
В систему показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) входят:
ключевые показатели, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения;
индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Перечень
ключевых и индикативных показателей регионального государственного экологического контроля (надзора)
Ключевые показатели и их целевые (плановые) значения:
а) допустимый уровень риска причинения вреда окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды - не более 10%.
Расчет показателя осуществляется по формуле:
КП 1=Р/К*100%,
где:
Р - размер вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, рассчитанный за отчетный период, для которого необходимо исчисление ключевого показателя, млн. рублей;
К - количество объектов регионального государственного контроля (надзора);
б) отношение разницы между количеством объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, и количеством объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более высокой категории риска, к общему количеству объектов регионального государственного контроля (надзора), которым присвоена категория риска, на конец отчетного периода.
Целевым (плановым) значением ключевого показателя признается положительное значение указанного ключевого показателя.
Расчет показателя осуществляется по формуле
КП 2=(Б-В)/А
где:
Б - количество объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска;
В - количество объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более высокой категории риска;
А - общее количество объектов регионального государственного контроля (надзора), которым присвоена категория риска, на дату окончания отчетного периода.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Индикативные показатели:
а) количество проведенных за отчетный период внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
б) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании индикатора риска нарушения обязательных требований;
в) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период с взаимодействием с контролируемыми лицами;
г) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период с использованием средств дистанционного взаимодействия с контролируемыми лицами;
д) количество проведенных за отчетный период обязательных профилактических визитов;
е) количество объявленных за отчетный период предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
ж) количество проведенных за отчетный период контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований;
з) количество проведенных за отчетный период контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях;
и) сумма административных штрафов, наложенных за отчетный период по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
к) количество направленных в органы прокуратуры за отчетный период заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
л) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
м) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых за отчетный период проведены контрольные (надзорные) мероприятия;
н) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами за отчетный период в досудебном порядке;
о) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами за отчетный период в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства либо о признании действий (бездействия) его должностных лиц недействительными;
п) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами за отчетный период в суды;
р) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами за отчетный период в суды, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.