Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.
В городе Кургане по состоянию на 01.01.2023 года проживало 305 505 человек, из них 27405 инвалидов, в том числе 1779 - дети-инвалиды.
Государственная социальная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Доступная среда для инвалидов - это весь спектр комплексных процессов адаптации и планирования деятельности во всех областях жизни общества, осуществляемых с учетом жизненных потребностей инвалидов. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Несмотря на принимаемые меры, социальная инфраструктура остается мало приспособленной для инвалидов, поскольку сложилась в основном до вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепившего требование по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Часть объектов социальной инфраструктуры не оснащено пандусами, поручнями; ранее построенные объекты не соответствуют новым строительным нормам и правилам, обеспечивающим доступность для маломобильных групп населения (невозможность установки лифтов, подъемников).
Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации. Паспорта доступности созданы на все муниципальные учреждения образования, спорта и культуры (100 % от общего количества внесенных в реестр приоритетных объектов). В 2021 году на основании приказов Министерства образования и науки продолжена работа по корректировке Паспортов доступности в общеобразовательных, дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Дорожные карты по адаптации объектов и предоставляемых на их услуг в сфере образования разработаны на период до 2030 года.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, с целью создания условий для предоставления инвалидам равного доступа к услугам, в том числе обеспечение полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательных организациях. Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В образовательных учреждениях города Кургана обучаются (воспитываются) 998 детей-инвалидов (2022 год), из них 630 ребенка школьного возраста, 368 детей посещают дошкольные образовательные учреждения.
Дети-инвалиды имеют первоочередное право на обеспечение местами в детском саду.
Дети - инвалиды имеют возможность получать образование в условиях общеобразовательного учреждения в массовом классе по общеобразовательной программе; в условиях общеобразовательного учреждения в специальном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной программе; на дому (в соответствии с рекомендациями медицинской организации) по общеобразовательной или адаптированной программе (реализуется индивидуальный, согласованный с родителями (законными представителями) учебный план). Дети-инвалиды по зрению могут получать образование в условиях специальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52", где в образовательный процесс введена специальная подготовка, которая включает ритмику, ЛФК и массаж, социально-бытовую ориентировку, развитие осязания и мелкой моторики, организованы занятия на офтальмотренажерах. В МБОУ "СОШ N 53" создан ресурсный центр для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ города Кургана имеют возможность обучаться индивидуально или в малых группах с использованием дистанционных образовательных технологий в ГБОУ "Курганская областная школа дистанционного обучения". Организация обучения и воспитания максимально индивидуализирована с учетом возможностей и состояния здоровья детей. В 2022-2023 учебном году в ГБОУ "Курганская областная школа дистанционного обучения" обучалось 42 городских детей.
В рамках государственной программы "Доступная среда" в городе Кургане адаптированы для маломобильных групп населения 21 общеобразовательная организация (смонтированы пандусы, имеются поручни, проведены ремонты тамбуров, входных групп, проведены работы по адаптации санузлов) и 11 учреждений дошкольного образования.
В учреждениях культуры оборудованы пандусами входы: Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского; библиотеки N 4 имени Л. Толстого; библиотеки N 26 имени Ф. Достоевского; Центральной детской библиотеки имени Н. Островского; библиотеки им. Маршака; библиотеки им. Л. Куликова; МБУ "Городской дом народного творчества и досуга". Кнопками вызова оборудованы: Центральная городская библиотека им. В. Маяковского; библиотеки им. М. Лермонтова и им. Некрасова.
Во всех учреждениях спорта установлены кнопки вызова.
Оборудованы пандусы спортивный комплекс "ДЮСШ N 3", спортивный комплекс "Олимпиец". Два объекта спорта имеют санитарно-гигиенические помещения, оборудованные и доступны для инвалидов.
На территории детского парка города Кургана установлено уличное детское игровое оборудование для детей с ограниченными возможностями.
Для обслуживания инвалидов по зрению на маршрутах города Кургана введена автоматическая система оповещения об остановках. Оборудовано указанной выше системой 37 маршрутов (223 автобуса). На городском пассажирском транспорте города Кургана осуществляется бесплатный проезд собаки-поводыря при предъявлении соответствующих документов.
На 29 маршрутах города Кургана применяются специальные автобусы, общее количество которых, составляет 55 единиц, в том числе 15 низкопольных автобусов большого класса и 40 автобусов с аппарелью малого класса, оборудованных подъемниками для маломобильных групп населения.
В городе Кургане уделяется внимание методической работе с педагогами, работающими с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностям здоровья. При МБУ "Курганский городской инновационно-методический центр" организованы семинары и консультационные пункты для данной категории педагогов по темам: "Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"; "Создание образовательной среды в ОО, обеспечивающей социализацию обучающихся"; "Диагностика речевого дизонтогенеза у детей: дисфазия, дизартрия, дизритмия"; "Воспитание, обучение и реабилитация детей-инвалидов и детей с ОВЗ"; "Динамика продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия"; "Понимание инклюзии". Педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации по заявленным проблемам, в том числе в дистанционной форме.
Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов - это не только обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, но и оказание помощи инвалиду в преодолении информационного барьера, развитие форм содействия занятости инвалидов, наиболее полное удовлетворение потребностей инвалидов в предоставлении социальных услуг, внедрение новых видов и форм социального обслуживания.
Проблемы создания доступной среды для инвалидов и их полноценной интеграции в общество:
- отсутствие комплексного подхода к формированию безбарьерной среды;
- не обеспечен беспрепятственный доступ в жилых домах, где проживают инвалиды;
- при оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются, в основном, потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не всегда учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху;
- многие объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для маломобильных групп населения, к числу таких объектов относятся муниципальные учреждения системы здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- в связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы установка пандусов, адаптация санитарно - гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей для обучающихся с нарушениями слуха;
- существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку муниципальные учреждения культуры недостаточно приспособлены для посещения маломобильными группами населения;
- в настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов;
- социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти проблемы в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории города Кургана реализацию комплекса мероприятий в решении задач социализации инвалидов.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем, являются:
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.