Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2020 г. N 179-ПП.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 23 января 2024 г. N 8-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2020 г. N 179-ПП
1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Дорожное хозяйство", "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасная республика", "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте", "Развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Кабардино-Балкарской Республике", "Железнодорожный транспорт", "Развитие общественного транспорта", "Обеспечение реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" и "Гражданская авиация" признать утратившими силу.
2. Раздел "I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике"
1. Оценка текущего состояния транспортно-дорожной отрасли Кабардино-Балкарской Республики
Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики, функционирование которой непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Кабардино-Балкарской Республики.
В структуре перевозок задействованы три основных вида транспорта - автомобильный, железнодорожный и воздушный.
Преимущественно перевозки пассажиров и багажа на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляются автомобильным транспортом (автобусами малой, средней и большой вместимости, а также троллейбусами).
Так, в 2022 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 27,9 млн человек (106,8% к уровню 2021 года), пассажирооборот составил 373,5 млн пасс.-км (105,4% к уровню 2021 года).
При этом состояние общественного транспорта в Кабардино-Балкарии нуждается в переходе на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям инновационной экономики, повышения качества, доступности и безопасности предоставления транспортных услуг населению.
В целях повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом произведена закупка за счет бюджетных средств 7 новых автобусов среднего класса, которые оборудованы всеми необходимыми техническими средствами обеспечения безопасности. Данное мероприятие позволило повысить качество транспортного обслуживания жителей 6 населенных пунктов горной части Кабардино-Балкарской Республики: Булунгу, Хушто-Сырт, Верхняя Балкария, Герпегеж, Нижний Чегем и Безенги.
В 2024 году запланирована поставка 44 автобусов среднего класса за счет средств специальных казначейских кредитов. Данные транспортные средства будут задействованы в обслуживании муниципальных маршрутов г. Нальчика.
Территория Кабардино-Балкарии обслуживается Северо-Кавказской железной дорогой. Эксплуатационная длина дороги в пределах республики составляет 133 км.
В 2022 году Кабардино-Балкарская Республика стала лидером среди российских регионов, демонстрирующих динамичный рост объемов транспортировки грузов по железной дороге. Рост грузоперевозок связан с потребностью в строительных материалах в рамках реализации национальных проектов.
Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляются акционерным обществом "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СКППК").
Между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и АО "СКППК" ежегодно заключается договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории республики.
Маршруты дальнего следования из г. Нальчика в 2022 году были представлены поездом Москва - Нальчик - Москва. В 2022 году по указанному маршруту было перевезено 81156 пассажиров, что на 39% больше пассажиропотока за 2021 год.
В 2022 году многие авиакомпании были вынуждены сократить операционные расходы, ввиду чего количество выполняемых рейсов из аэропорта Нальчик сократилось. Данный факт негативно отразился на пассажиропотоке воздушной гавани: по результатам 2022 года пассажиропоток составил 246445 пассажиров, что ниже показателя пассажиропотока за 2021 год на 26%. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, удалось сохранить авиасообщение по наиболее актуальным направлениям. В 2022 году маршрутная сеть аэропорта Нальчик была представлена такими направлениями как Москва (Внуково, Шереметьево), Санкт-Петербург, Стамбул, Анталия.
В целях улучшения транспортной доступности Кабардино-Балкарии решением Правительства Кабардино-Балкарской Республики из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики были выделены средства на организацию субсидируемых авиаперевозок по маршрутам Нальчик - Сочи - Нальчик, Нальчик - Махачкала - Нальчик. Жители и гости республики получили возможность быстро, удобно и по доступным ценам, минуя Московский авиаузел, добираться до курортов Черноморского и Каспийского бассейнов.
Проведены работы по капитальному ремонту фасадной части аэровокзального комплекса международного аэропорта Нальчик, а также мероприятия по благоустройству прилегающей привокзальной площади и оборудованию парковочной зоны.
Важнейшей составной частью транспортной системы Кабардино-Балкарской Республики являются автомобильные дороги. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами республики, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в дорожно-транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением для решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры, в том числе на сельских территориях и туристических кластерах республики.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Кабардино-Балкарской Республики (федерального, регионального и местного значения), составляет 10468,4 км, в том числе с твердым покрытием 7947,0 км. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
автодороги общего пользования федерального значения - 386,4 км;
автодороги общего пользования регионального значения - 2950,8 км;
автодороги общего пользования местного значения - 7131,2 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения по отношению к общей протяженности дорог по Кабардино-Балкарской Республике составляет 28,2%.
На дорогах федерального и регионального значения в настоящее время функционируют 584 моста и путепровода, общая протяженность которых составляет 17067,23 пог. м, из них на федеральных дорогах - 101 мост длиной 5426,09 пог. м, на региональных дорогах - 223 моста длиной 7617,24 пог. м, на муниципальных дорогах - 260 мостов длиной 4023,9 пог. м.
По итогам 2022 года доля автомобильных дорог регионального и местного значения, находящихся в нормативном состоянии, от их общей протяженности составила 60,22%, в том числе доля автодорог регионального значения в нормативе составила 69,9%.
В структуре транспортно-дорожного комплекса одной из составляющих систем является аппаратно-программный комплекс "Безопасная республика", который базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Комплекс "Безопасная республика" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике"
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Программа) является инструментом реализации государственной транспортной политики. Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Стратегическими целями государственной транспортной политики развития транспортного комплекса Кабардино-Балкарской Республики являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, цифровая трансформация отрасли.
Одним из ключевых приоритетов развития транспортного комплекса станет реализация мероприятий по развитию автомобильных дорог, включенных в состав опорной транспортной сети Российской Федерации на территории Кабардино-Балкарской Республики. Предполагается ликвидировать инфраструктурные ограничения на ней, в том числе за счет развития участков международных транспортных коридоров, развития магистральной транспортной сети Нальчикской городской агломерации, создания автодорожных обходов крупных городов и других населенных пунктов, развития опорной логистической инфраструктуры на сельских территориях.
В рамках мероприятий по развитию грузовых перевозок планируется повысить эффективность товародвижения и конкурентоспособность транспортной системы, в том числе за счет обеспечения бесшовной логистики, сбалансированной тарифной политики, расширения мультимодальной инфраструктуры и систем взимания платы за пользование инфраструктурой.
Реализация указанных мероприятий позволит снять инфраструктурные ограничения на дорожной сети Кабардино-Балкарской Республики, в том числе на опорной транспортной сети.
На достижение стратегических целей государственной транспортной политики будут направлены следующие цели Программы:
ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры;
повышение конкурентоспособности транспортной системы Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация мероприятий структурных элементов Программы на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры. Доля инфраструктуры опорной транспортной сети в нормативном состоянии составит к 2030 году не менее 85%.
Приоритетами государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере транспортного комплекса являются:
развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусы, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем городской агломерации, создание транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, строительство автодорожных подходов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
цифровизация транспортного комплекса в целях достижения "цифровой зрелости" транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
Основными приоритетами в развитии комплекса "Безопасная республика" являются:
формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления в целях устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения.
Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики являются повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, реализация которого возможна только на основе роста доступности транспортных услуг для населения.
Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности является важнейшей целью Программы на период до 2030 года. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и регионального рынка труда, возможно только на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта. Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт, в сельской местности - автобусный. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.
Для стимулирования социально-экономического развития сельских территорий, сохранения численности населения и обеспечения роста объемов сельскохозяйственного производства предполагаются развитие общественного транспорта и приведение в нормативное состояние местной дорожной сети.
Приоритетным вопросом является развитие городского пассажирского транспорта и транспортное обеспечение Нальчикской городской агломерации, являющейся центром экономического и социального развития республики. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.
При этом важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования Нальчикской городской агломерации, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Изменение геополитической ситуации выдвигает новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности. Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения, влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности должно быть сведено к минимуму.
Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы является базовой задачей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, которая влияет на достижение всех целей государственной транспортной политики.
Достижению целей обеспечения общественной безопасности на транспорте способствует реализация следующих мер:
повышение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры;
повышение безопасности дорожного движения;
повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий, в особенности на автомобильных дорогах, и негативного влияния транспорта на окружающую среду в рамках структурных элементов Программы позволит обеспечить достижение в 2030 году цели Программы "Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы".
Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики является цифровая трансформация транспортной отрасли. Задача по цифровой трансформации в рамках структурных элементов Программы будет реализована по следующим направлениям:
цифровизация транспортных средств;
цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая в том числе создание интеллектуальной транспортной системы в Нальчикской городской агломерации (включая городскую сеть общественного транспорта), цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры;
цифровизация деятельности органов государственной власти в области транспортной отрасли, предусматривающая оказание государственных услуг в электронном виде, развитие ситуационных центров и моделирование развития транспортной отрасли.
Цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий обеспечат повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости).
Достижение целей государственной транспортной политики невозможно без устойчивой системы подготовки кадров для транспортного комплекса, а также мер государственной поддержки образовательных организаций.
Цели Программы сформулированы с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от ее реализации.
В число показателей Программы включены следующие показатели и индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:
доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии;
доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям;
доля автомобильных дорог опорной сети, соответствующих нормативным требованиям.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная политика Кабардино-Балкарской Республики в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной транспортной политики Российской Федерации и основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:
максимального отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей Кабардино-Балкарской Республики;
синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики с приоритетами развития страны, а также механизмами их реализации;
планирования развития транспортной инфраструктуры на основе ее координации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
государственной поддержки, включая предоставление из федерального бюджета субсидий республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры.
Стратегические приоритеты, цели и показатели Программы сформированы во взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", являющейся инструментом реализации мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги" и государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
Кабардино-Балкарская Республика принимает участие в реализации следующих мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы":
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
повышение качества дорожной сети общего пользования, в том числе уличной сети, городских агломераций, сельских и труднодоступных территорий;
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
развитие региональных аэропортов и маршрутов;
обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;
повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, в том числе обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта;
улучшение транспортного обслуживания сельских территорий.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в транспортно-дорожной отрасли и сфере государственного управления
Основные задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности в сфере транспортного комплекса до 2024 года и на период до 2030 года определены с учетом Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период 2035 года и направлены на достижение следующих целей.
Цель 1 - ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры:
реализация мероприятий федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" (на территории Кабардино-Балкарской Республики реализуются три федеральных проекта, входящих в состав национального проекта: "Региональная и местная дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и "Безопасность дорожного движения") и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, направленных на развитие и повышение качества транспортной инфраструктуры, обеспечивающей территориальную связанность и снятие инфраструктурных ограничений;
реализация мероприятий федеральных проектов развития отдельных видов транспорта, не входящих в состав национальных проектов и предусматривающих реализацию конкретных инвестиционных и процессных мероприятий в отдельных отраслях транспортного комплекса;
развитие механизмов проектного финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния;
поддержка инвестиционной активности через механизмы привлечения инвестиций в частные инвестиционные проекты, реализация инвестиционных программ, повышение эффективности государственных капитальных вложений, улучшение делового климата;
реализация взвешенной и предсказуемой тарифной политики на транспорте;
реализация мероприятий по развитию региональных и местных автомобильных дорог.
Цель 2 - повышение доступности качественных транспортных услуг:
реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров;
обновление инфраструктуры и подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта, повышение скорости его сообщения, внедрение единых стандартов оплаты проезда на всех видах общественного транспорта;
реализация программ по обновлению парка транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор);
совершенствование нормативно-правовой деятельности регулирования в сфере пассажирских перевозок транспортного комплекса;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, создание условий для справедливой внутривидовой и межвидовой конкуренции операторов.
Цель 3 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в целях сокращения числа происшествий на транспорте:
реализация на территории республики мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги";
реализация мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта;
реализация комплекса обеспечивающих мероприятий по повышению безопасности транспортного процесса на отдельных видах транспорта в рамках комплексов процессных мероприятий.
Цель 4 - доведение доли автомобильных дорог регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 70%:
приведение до конца 2027 года в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог, входящих в состав опорной сети автомобильных дорог;
приведение до конца 2027 года в нормативное состояние не менее 80% автомобильных дорог регионального значения;
повышение уровня транспортной обеспеченности сельских населенных пунктов на основе ускоренного развития дорожной сети и повышения уровня транспортного обслуживания;
оказание поддержки муниципальным образованиям в виде предоставления субсидий в целях повышения качества автомобильных дорог местного значения, в том числе улично-дорожной сети городов и сельских территорий.
Цель 5 - обеспечение доли дорожной сети в Нальчикской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%:
реализация мероприятий по развитию федеральной, региональной и местной дорожной сети;
оказание поддержки местному бюджету городского округа Нальчик в виде предоставления субсидий в целях повышения качества дорожной сети в крупнейших городских агломерациях.".
3. Раздел "II. Оценка эффективности государственной программы", приложения N 1 - N 7 к государственной программе признать утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2024 г. N 8-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике"
Вступает в силу с 23 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 25 января 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 января 2024 г. N 0700202401250001
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 3 февраля 2024 г. N 4