Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья Х-3. Элементы и упражнения тестов по выездке
1. Остановка
1.1. При остановке лошадь должна стоять прямолинейно и неподвижно, с подведенным задом, сохраняя внимательность. Ее вес должен равномерно распределяться на все четыре ноги, стоящие попарно одна около другой. Шея должна быть приподнята, затылок - высшая точка, нос - слегка впереди вертикали. Оставаясь "в поводу" и поддерживая легкий и мягкий контакт с руками всадника, лошадь может спокойно отжевывать железо, сохраняя состояние готовности начать движение вперед по малейшему требованию всадника. Остановка должна быть показана в течение не менее трех секунд. Лошадь должна сохранять неподвижность во время всего приветствия.
1.2. Остановка осуществляется посредством смещения веса лошади чуть больше на задние ноги за счет усиления воздействия седалища и шенкелей всадника, посылающих лошадь на все более ограничивающий движение, но мягкий повод. За счет этого достигается почти мгновенная, но не резкая остановка в заранее определенном месте. Предваряет остановку серия полуодержек (п. 7. данной статьи).
1.3. Качество аллюров до и после остановки учитывается в общей оценке за данный элемент.
2. Шаг
2.1. Шаг - это марширующий аллюр, при котором соприкосновение копыт с грунтом происходит четко в четыре такта, следующих равномерно один за другим. Ритм движения и отсутствие какой-либо напряженности хорошо выражены и поддерживаются в течение всей работы на шагу.
2.2. Если передняя и задняя ноги лошади с одной стороны отрываются от земли и ставятся почти одновременно, то шаг становится близким к иноходи. Такая неравномерность шага может привести к настоящей иноходи, что является серьезным пороком аллюра.
2.3. Различают: средний, собранный, прибавленный и свободный шаг. Каждый вид шага должен четко отличаться от другого как рамкой, в которую вписывается корпус лошади, так и степенью заступа.
2.3.1. Средний шаг. Четкий, равномерный и непринужденный шаг с умеренным расширением шагов. Лошадь, оставаясь "в поводу", идет энергично, но спокойно, шаги равномерные и четкие, копыта задних ног ставятся на землю впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник поддерживает постоянный, мягкий и легкий контакт со ртом лошади, позволяя ее голове и шее совершать естественные колебательные движения.
2.3.2. Собранный шаг. Лошадь, оставаясь "в поводу", смело движется вперед. Шея ее приподнята и округлена, при этом лошадь отчетливо "несет себя" сама. Голова лошади близка к отвесу, при этом поддерживается легкий контакт со ртом. Задние конечности подведены, скакательные суставы активны. Аллюр должен оставаться марширующим и энергичным, с правильной последовательностью перестановки ног. Каждый шаг характеризуется меньшим захватом пространства, а ноги поднимаются выше, чем на среднем шагу, потому что сгибание всех суставов более выражено. Собранный шаг должен быть короче, чем средний, но в то же время более активным.
2.3.3. Прибавленный шаг. Лошадь захватывает максимально возможное пространство, шаги остаются равномерными и незаторопленными. Копыта задних ног ставятся на землю отчетливо впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник позволяет лошади вытянуть шею и голову (вперед и вниз), не теряя, однако, контакта с ее ртом и контролируя ее затылок. Нос лошади должен быть явно впереди отвеса.
2.3.4. Свободный шаг. Это аллюр для отдыха, на котором лошади позволяется полностью вытянуть шею и опустить голову. Степень захвата пространства и длина шагов (копыта задних ног явно переступают следы передних ног), являются важным показателем для определения качества исполнения свободного шага.
Шаг - это четырехтактный аллюр с восемью фазами движения (цифры, обведенные в кружок, обозначают такты).
3. Рысь
3.1. Рысь - это аллюр "в два такта" с попеременным выносом диагональных ног (левая передняя и правая задняя, и наоборот), разделенным фазой подвисания.
3.2. Движение рысью должно быть свободным, энергичным и равномерным.
3.3. Качество рыси оценивается по общему впечатлению, т.е. равномерности и эластичности темпов, наличию каденции и импульса, как во время собранной рыси, так и на прибавлениях. Все это достигается благодаря эластичности спины, хорошему подведению зада и способности поддерживать постоянный ритм и естественное равновесие на всех видах рыси.
3.4. Различают: рабочую рысь, удлинение темпов рыси, а также собранную, среднюю и прибавленную рысь.
3.4.1. Рабочая рысь. Это промежуточный аллюр между собранной и средней рысью, когда лошадь, еще недостаточно подготовленная к тому, чтобы идти в сборе. Лошадь сохраняет при движении вперед хорошее равновесие и, оставаясь "в поводу", демонстрирует равномерные, эластичные движения и хорошую активность скакательных суставов. Выражение "хорошая активность скакательных суставов" подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних конечностей.
3.4.2. Удлинение темпов рыси. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать "удлинение темпов рыси". Это промежуточный аллюр между рабочей и средней рысью, который используется для лошадей, еще недостаточно подготовленных, чтобы идти средней рысью.
3.4.3. Собранная рысь. Лошадь, оставаясь "в поводу", продвигается вперед с поднятой и округленной шеей. Активная работа скакательных суставов подведенных задних ног поддерживает энергичный импульс, разгружая плечи лошади и обеспечивая их большую свободу и легкость перемещения в любом направлении, благодаря чему лошадь демонстрирует способность самостоятельно поддерживать равновесие и нести себя. Темпы короче, чем при любом другом виде рыси, но без нарушения эластичности и потери каденции.
3.4.4. Средняя рысь. Это промежуточный аллюр между рабочей и прибавленной рысью, но более "округленный", чем последняя. Без заторопленности, лошадь продвигается вперед, отчетливо демонстрируя расширение шагов с выраженным импульсом, идущим от задних ног. Всадник позволяет лошади, идущей "в поводу", несколько вытянуть нос вперед от отвеса по сравнению с собранной и рабочей рысью, и в то же время дает ей возможность слегка опустить голову и шею. Темпы должны быть равномерными, а само движение - уравновешенным и непринужденным.
3.4.5. Прибавленная рысь. Лошадь захватывает как можно больше пространства. Без заторопленности, благодаря сильному импульсу, идущему от задних ног, максимально удлиняются шаги. Всадник, контролируя затылок лошади, дает ей возможность удлинить "рамку" и двигаться вперед, захватывая максимально возможное пространство. Копыта передних ног должны опускаться на землю в той точке, на которую они как бы нацелены. Движения диагональной пары передних и задних ног в момент прибавки должны быть схожими (параллельными). Движение в целом должно быть хорошо уравновешенным, а переход в собранную рысь - плавным, - за счет смещения веса лошади на задние ноги.
3.4.6. Все виды рыси выполняются сидя в седле, кроме случаев, специально оговоренных в соответствующих тестах.
Рысь - это двухтактный аллюр с четырьмя фазами движения (цифры, обведенные в кружок, обозначают такты).
3.5. Следование за отданным поводом. Это упражнение дает четкое представление о проводимости лошади и демонстрирует ее эластичность, равновесие, повиновение и отсутствие напряженности. Чтобы правильно выполнить данное упражнение, всадник должен отпустить повод так, чтобы лошадь постепенно вытянула голову и шею вперед и вниз. В то время как шея вытягивается вперед и вниз, рот лошади должен, приблизительно, достичь горизонтальной линии, проходящей на уровне плече-лопаточного бугра. При этом должен сохраняться постоянный мягкий контакт с рукой всадника. Ритм аллюра должен оставаться неизменным, плечи лошади двигаться свободно, а задние ноги быть хорошо подведенными. При подборе повода лошадь должна принимать контакт без сопротивления в челюсти или в затылке.
4. Галоп
4.1. Галоп - это аллюр "в три такта" когда, например, при галопе с правой ноги копыта лошади касаются земли в следующей последовательности: левая задняя, затем левая диагональ (одновременно левая передняя и правая задняя), затем правая передняя. Перед следующим тактом галопа следует фаза подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе.
4.2. Лошадь должна подниматься в галоп сразу, без колебания, причем с момента подъема галоп должен быть легким, с выраженной каденцией и равномерными темпами.
4.3. Качество галопа оценивается по общему впечатлению, равномерности и легкости аллюра, поддержании каденции и тенденцией движения "в горку" (обусловленных принятием повода при свободном затылке и подведением задних ног при активной работе скакательных суставов), а также по способности лошади сохранять постоянство ритма и естественное равновесие, даже после перехода из одного вида галопа в другой. При движении по прямой линии лошадь всегда должна сохранять прямолинейность и правильно сгибаться в поворотах.
4.4. Различают: рабочий галоп, удлинение темпов на галопе, а также собранный, средний и прибавленный галоп.
4.4.1. Рабочий галоп. Это промежуточный аллюр между собранным и средним галопом. Лошадь, еще недостаточно подготовленная для выполнения собранного галопа, демонстрирует уравновешенность и, оставаясь "в поводу", движется вперед равномерными легкими темпами, с каденцией и активной работой скакательных суставов. Выражение "активная работа скакательных суставов" подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних ног.
4.4.2. Удлинение темпов галопа. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать "удлинение темпов галопа". Это промежуточная стадия между рабочим и средним галопом, когда лошадь еще недостаточно подготовлена, чтобы демонстрировать средний галоп.
4.4.3. Собранный галоп. Лошадь, оставаясь "в поводу", движется вперед с приподнятой и округленной шеей. Собранный галоп отличается легкостью переда и очень высоким импульсом, идущим от задних ног, что позволяет лошади нести себя, поддерживать совершенное равновесие, свободу и большую подвижность в плечевом поясе, а также тенденцию "в горку". Темпы галопа короче, чем при любом другом виде галопа, но без потери эластичности и каденции.
4.4.4. Средний галоп. Это промежуточный аллюр между рабочим и прибавленным галопом. Без заторопленности, лошадь движется вперед, четко демонстрируя расширение темпов и выраженный импульс, идущий от задних ног. Всадник позволяет лошади, несколько вытянуть нос вперед по сравнению с собранным или рабочим галопом, давая ей в то же время возможность слегка опустить голову и шею. Темпы должны быть уравновешенными и непринужденными.
4.4.5. Прибавленный галоп. Лошадь движется с максимально возможным захватом пространства. Без заторопленности, махи удлиняются до предела. Лошадь сохраняет спокойствие, легкость и прямолинейность благодаря сильному импульсу, идущему от задних ног. Всадник, контролируя затылок лошади, позволяет ей удлинить "рамку" и максимально расширить темпы. Движение в целом должно быть хорошо сбалансированным, а переход в собранный галоп - плавным, за счет перенесение лошадью веса на задние ноги.
4.5. Контргалоп. Это движение, служащее для совершенствования равновесия и прямолинейности лошади, оно исполняется на собранном галопе. Лошадь идет галопом с наружной передней ноги, сохраняя правильный трехтактный ритм и с постановлением в сторону ведущей ноги. Задние и передние ноги лошади идут в один след.
4.6. Простая перемена ноги на галопе. При выполнении этой перемены лошадь с галопа сразу переводится в шаг и после трех - пяти четких шагов поднимается в галоп с другой ноги.
4.7. Перемена ноги в воздухе. Перемена ноги в воздухе выполняется в один темп, при этом одновременно меняется передняя и задняя ноги лошади. Эта перемена ноги выполняется в фазе подвисания, следующей за каждым темпом галопа. Средства управления должны использоваться четко и незаметно.
4.7.1. Перемены ног в воздухе могут также исполняться сериями, например, в четыре, три, два темпа или в один темп. Во время выполнения менки ног в сериях, лошадь должна оставаться спокойной, сохранять легкость и прямолинейность, живой импульс, постоянство ритма и равновесия на протяжении всего элемента. Чтобы не затруднять легкость и плавность исполнения менки ног в сериях, а также не терять качество галопа, следует поддерживать достаточный импульс.
4.7.2. Цель данного элемента: продемонстрировать, чувствительность и повиновение лошади, ее реакцию на средства управления, используемые для менки ног.
Галоп - это трехтактный аллюр с 6 фазами движения.
5. Осаживание
5.1. Осаживание - это симметричное движение назад с двухтактным ритмом, но без момента подвисания. Каждая диагональная пара ног поднимается и опускается поочередно, при этом передние ноги находятся на одной траектории с задними.
5.2. Во время выполнения упражнения лошадь должна оставаться "в поводу", сохраняя готовность в любой момент двинуться вперед.
5.3. Серьезными ошибками являются: начало осаживания до сигнала всадника или заторопленность, сопротивление поводу или сбрасывание с повода, отклонение задних ног от прямой линии, слабая активность задних ног, а также движение назад с широко расставленными задними ногами или "волочение" передних ног.
5.4. Отсчет шагов начинается, когда лошадь делает шаг назад передней ногой. После выполнения положенного количества шагов назад лошадь должна показать остановку, соответствующую всем требованиям, предъявляемым правилами к остановке, или немедленное движение вперед требуемым аллюром. В тестах, где требуется осаживание на длину туловища лошади, она должна сделать три-четыре шага назад.
5.5. Качели - это комбинация из двух осаживаний с движением шагом между ними. Элемент должен выполняться с плавными переходами и исполнением требуемого количества шагов.
6. Переходы
Изменения между аллюрами и внутри аллюра должны быть четко показаны у заданной буквы. Каденция (кроме шага) должна сохраняться до момента изменения аллюра, элемента или до остановки. Переходы в пределах аллюра должны быть четко выражены, с сохранением прежнего ритма и каденции. Лошадь должна поддерживать легкий контакт с рукой всадника, быть спокойной и сохранять правильную осанку. То же относится и к переходам от одного движения к другому, например, из пассажа в пиаффе и обратно.
7. Полуодержка
Каждое движение или переход должны предваряться незаметной со стороны полуодержкой. Полуодержка - это почти одновременное, скоординированное воздействие седалища, ног и рук всадника, предпринимаемое с целью повысить внимание и улучшить равновесие лошади перед выполнением упражнений или переходов из аллюра в аллюр, а также перед выполнением прибавлений и сокращений. Вследствие полуодержки лошадь принимает чуть больше веса на задние ноги, подводит и подключает зад, что способствует достижению равновесия "на заду", легкости переда и улучшению равновесия лошади в целом.
8. Перемены направления
8.1. При переменах направления сгибание тела лошади должно соответствовать изгибу описываемой линии, при этом лошадь должна оставаться раскрепощенной и выполнять команды всадника без какого-либо сопротивления или изменения аллюра, ритма или скорости движения.
8.2. Перемены направления могут быть выполнены следующими способами:
- поворот под прямым углом с переменой направления через манеж параллельно стенке (проходя угол лошадь должна сгибаться соответственно траектории четверти вольта диаметром 6 метров);
- короткая или длинная диагонали;
- полувольты и полукруги с переменой направления;
- полупируэты и повороты на заду;
- петли серпантина;
- принимания с контрпеременами (зигзаг). Лошадь должна быть выпрямлена в момент, предшествующий перемене направления.
9. Фигуры
В тестах по выездке исполняются следующие фигуры: вольты, серпантины и восьмерки.
9.1. Вольт. Вольт - это круг диаметром шесть, восемь, или десять метров. При диаметре больше десяти метров используется термин "круг" с указанием его диаметра.
9.2. Серпантин. Серпантин состоит из полукругов, соединенных прямой линией. При пересечении центральной линии корпус лошади должен быть параллельным короткой стороне манежа (а). Длина прямой линии, соединяющей полукруги, зависит от их размера. Серпантины с одной петлей по длинной стороне манежа выполняются на расстоянии пяти или десяти метров от длинной стенки манежа (б). Серпантины вдоль центральной линии выполняются между четвертными линиями (в).
9.3. Восьмерка. Эта фигура состоит из двух соединенных друг с другом в восьмерку вольтов или кругов одинакового размера, соответствующего указанному в схеме езды (тесте). В середине фигуры, непосредственно перед сменой направления, всадник должен в какой-то момент выпрямить лошадь.
10. Уступка шенкелю
10.1. Цель элемента "уступка шенкелю": продемонстрировать эластичность и повиновение лошади на боковых движениях.
10.2. Упражнение выполняется на рабочей рыси. Лошадь остается почти прямой, за исключением легкого постановления в затылке в сторону, обратную направлению движения. Всадник при этом должен видеть угол глаза и ноздрю лошади со стороны постановления. Внутренние ноги лошади перемещаются впереди наружных ног, перекрещиваясь с ними.
10.3. Уступка шенкелю должна быть включена как элемент тренировки еще до того, как лошадь будет подготовлена к работе на собранных аллюрах. Позже, в сочетании с более сложным движением - плечом внутрь, это упражнение будет служить наилучшим средством развития у лошади пластичности, раскрепощенности, необходимых в целях достижения свободы, эластичности и равномерности ее аллюров, гармоничности, легкости и непринужденности движений.
10.4. Уступка шенкелю может исполняться "на диагонали", когда корпус лошади должен оставаться практически параллельным длинной стенке манежа, но при этом ее перед должен слегка опережать зад. Упражнение также может исполняться "вдоль стенки", в этом случае корпус лошади должен располагаться под углом примерно в тридцать пять градусов относительно направления ее движения.
11. Боковые движения
11.1. Основной целью боковых движений, за исключением уступки шенкелю, является развитие и усиление подключения задних ног и, тем самым, степени сбора.
11.2. На всех боковых движениях плечом внутрь, траверс, ранверс, принимание, лошадь слегка согнута, а ее передние и задние ноги движутся по двум различным траекториям (следам).
11.3. Сгибание или постановление никогда не должны быть чрезмерными, чтобы не нарушались равновесие и плавность выполняемого движения.
11.4. На боковых движениях аллюр должен оставаться свободным и равномерным, с поддержанием постоянного импульса, при этом движения должны быть эластичными и уравновешенными, с сохранением каденции. Импульс часто теряется из-за того, что всадник считает своей главной задачей сгибать лошадь и толкать ее вбок.
11.5. Плечом внутрь. Упражнение выполняется на собранной рыси. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, сохраняя каденцию и постоянный угол отведения от линии движения примерно в тридцать градусов. Внутренняя передняя нога лошади проносится перед ее наружной ногой, перекрещиваясь с ней. Внутренняя задняя нога выносится вперед под центр тяжести лошади, двигаясь по следу внешней передней ноги, при этом бедро внутренней задней ноги опускается. Лошадь изогнута в сторону, противоположную направлению движения.
11.6. Траверс. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, но угол отведения от линии движения больше, чем при исполнении "плечом внутрь". При выполнении траверса постоянный угол отведения, который должна демонстрировать лошадь, равен примерно тридцати пяти градусам. Перед лошади остается на линии движения, а зад смещается внутрь. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
11.6.1. Чтобы начать движение траверсом задние ноги лошади должны уйти со следа (с исходной линии, по которой движется лошадь) или в случае, если траверс выполняется после прохождения угла или круга, не должны возвращаться на исходную линию движения. По окончании выполнения траверса задние ноги возвращаются на след без какого-либо обратного постановления шеи/затылка, так же как при завершении исполнения вольта.
11.6.2. Цель траверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой и правильное сгибание. Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
11.7. Ранверс. Это движение, обратное траверсу. Зад лошади остается на линии движения, перед перемещается внутрь. По окончании выполнения ранверса перед лошади возвращается на одну линию движения с задом. Все остальные принципы и требования такие же, как и при исполнении траверса. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
11.7.1. Цель ранверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения "плечом внутрь". Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
11.8. Принимание. Это вариант "траверса", выполняемый "на диагонали" вместо движения "вдоль стенки". Это упражнение может выполняться на собранной рыси (а также на пассаже в КЮРе) или собранном галопе. Лошадь должна быть слегка изогнута в направлении движения и согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Лошадь должна сохранять постоянную каденцию от начала и до конца упражнения. Чтобы обеспечить плечам большую свободу и подвижность очень важно поддерживать импульс, и, особенно, подведение внутренней задней ноги. Туловище лошади почти параллельно длинной стороне манежа. Передняя часть лошади слегка опережает зад.
11.8.1. На рыси наружные ноги проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. На галопе движение выполняется как серия темпов, направленных вперед и вбок.
11.8.2. Цель принимания на рыси: продемонстрировать плавные собранные движения по диагонали с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения "плечом внутрь". Передние и задние ноги перекрещиваются, равновесие и каденция сохраняются.
11.8.3. Цель принимания на галопе: демонстрация и развитие сбора и легкости галопа, путем плавного движения вперед и вбок без потери ритма, равновесия или легкости, а также подчинение сгибанию.
12. Пируэт, полупируэт и поворот на заду
12.1. Пируэт/полупируэт - это поворот на 360 градусов (180 градусов), выполняемый в два следа, радиусом, равным длине лошади. Передние ноги лошади движутся вокруг ее задних ног.
12.3. Пируэты/полупируэты обычно выполняются на собранном шагу или галопе, но могут также выполняться на пиаффе.
12.4. На пируэте/полупируэте передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги, которая является осью движения и описывает круг как можно меньшего размера.
12.5. На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт/полупируэт, лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота и оставаться "в поводу", с сохранением легкого контакта. Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой.
12.6. При выполнении пируэта/полупируэта лошадь должна постоянно сохранять активность и ни в коем случае, не двигаться назад или не отклоняться вбок.
12.7. Во время выполнения пируэта и полупируэта на галопе всадник, подчеркивая сбор лошади и способность принимать вес на задние ноги, должен сохранять совершенную легкость ее движения. Круп опущен, задние ноги хорошо подведены и демонстрируют хорошее сгибание суставов. Составной частью элемента являются темпы галопа до пируэта и после него. Они должны характеризоваться прямолинейностью, повышением активности и сбора перед пируэтом и сохранением равновесия и прямолинейности после его завершения и движения лошади вперед.
12.8. Цель пируэта/полупируэта на галопе: продемонстрировать желание лошади двигаться вокруг внутренней задней ноги по малому радиусу с небольшим сгибанием в направлении движения, сохраняя импульс, равновесие и не теряя галоп, до, во время и после пируэта.
12.9. Во время исполнения пируэта/полупируэта на галопе судьи должны видеть настоящие темпы галопа, несмотря на то, что диагональные пары ног - внутренняя задняя, внешняя передняя - не касаются земли одновременно. Во время пируэта на галопе лошадь движется с позитивной диссоциацией, то есть задняя внутренняя нога прикасается к земле чуть раньше внешней передней.
12.10. При исполнении пируэтов/полупируэтов важными критериями также являются легкость, равномерность, сохранение равновесия, сохранение аллюра; проводимость и правильный контакт; высота подъема конечностей и количество темпов; четкий, прямолинейный, плавный вход и выход. Пируэт должен быть выполнен в шесть-восемь темпов/шагов, а полупируэт в три-четыре темпа/шага.
12.11. Полупируэты на шагу (180 градусов) выполняются на собранном шагу с сохранением сбора в течение всего упражнения. После завершения полупируэта лошадь возвращается на исходную линию движения. Задние ноги при исполнении пируэта не перекрещиваются.
12.12. Поворот на заду с шага. Молодым лошадям, которые еще не могут двигаться собранным шагом, упражнение "поворот на заду" помогает подготовиться к работе в сборе. Поворот на заду выполняется на среднем шагу и, чтобы укоротить шаги и улучшить работу скакательных суставов задних конечностей лошади, предваряется полуодержками. Лошадь не должна останавливаться до или после полупируэта. При повороте на заду разрешается сделать круг большего радиуса (примерно 1/2 метра), чем при полупируэте на шагу, но требования к общему уровню подготовки, включая ритм, контакт, активность и прямолинейность остаются такими же.
12.13. Поворот на заду, выполняемый с остановки и заканчивающийся остановкой (поворот на 180 градусов). В начале поворота разрешено сделать один - два шага вперед, чтобы сохранить тенденцию движения вперед. В остальном применимы те же критерии, что для поворота на заду с шага.
13. Пассаж
13.1. Пассаж - это четкая, очень высокая рысь с максимальным сбором и ярко выраженной каденцией. Она характеризуется выраженным подведением и подключением задних ног, подчеркнутым сгибанием запястных и скакательных суставов и грациозной эластичностью движения. Каждая диагональная пара ног попеременно поднимается и опускается на землю, с четкой каденцией и увеличенной фазой подвисания. Импульс должен всегда оставаться живым и ярко выраженным.
13.2. В принципе, зацеп копыта передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти другой передней ноги. Зацеп копыта поднятой задней ноги должен быть немного выше уровня путового сустава другой задней ноги.
13.3. Шея должна быть поднята и грациозно округлена. Затылок - высшая точка шеи, а положение головы близко к отвесу. Лошадь должна сохранять мягкий, легкий и постоянный контакт с поводом.
13.4. Серьезными ошибками являются: неравномерность движения или перекрещивание задних/передних ног; раскачивание переда или зада лошади из стороны в сторону; резкие, дергающиеся движения передних/задних ног; "волочение" задних ног или "двойное касание", когда нога, которая должна находиться в воздухе, повторно прикасается к земле.
13.5. Цель пассажа продемонстрировать наивысшую степень сбора, каденции и фазы зависания на рыси.
14. Пиаффе
14.1. Пиаффе - это в высшей степени собранное, эластичное, ритмичное, движение с высоким поднятием диагональных пар ног, при исполнении которого создается впечатление, что лошадь остается на месте. Спина лошади гибкая и эластичная. Круп опущен, задние ноги, с активно работающими скакательными суставами, хорошо подведены, что обеспечивает большую свободу, легкость и подвижность плечам и переду. Каждая диагональная пара ног попеременно эластично поднимается и опускается с сохранением четкого ритма.
14.2. В принципе, зацеп копыта передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти другой передней ноги. Зацеп поднятой задней ноги должен находиться сразу над уровнем путового сустава другой задней ноги.
14.3. Шея должна быть поднята и элегантно округлена, затылок - в высшей точке. Лошадь должна оставаться "в поводу", сохраняя эластичность затылка и постоянство легкого и мягкого контакта. Тело лошади должно работать в пружинистой, эластичной манере, сохранять проводимость и гармонию.
14.4. Во время пиаффе лошадь должна сохранять активность и идеальный баланс. Несмотря на то, что, при исполнении элемента должно создаваться впечатление, что лошадь остается на месте, позволяется легкая склонность к продвижению, которая проявляется в явной готовности лошади немедленно двинуться вперед по первому требованию всадника.
14.5. Серьезными ошибками являются: малейшее осаживание назад; нарушение четкого диагонального ритма; неравномерность движения, перекрещивание или слишком широкое расставление задних/передних ног; раскачивание из стороны в сторону переда/зада лошади; слишком сильное продвижение вперед; "двойное касание".
14.6. Цель пиаффе: продемонстрировать наивысшую степень сбора и создать впечатление, что лошадь исполняет упражнение, оставаясь на месте.
15. Импульс и Повиновение
15.1. Импульс - это термин, служащий для описания перехода активной и энергичной, но в то же время контролируемой движущей силы, вырабатываемой задними ногами в атлетическое движение лошади. Истинный импульс проявляется только в сочетании с проводимостью. Импульс проходит через пружинисто работающую спину лошади и контролируется легким контактом с рукой всадника.
Скорость сама по себе имеет мало общего с импульсом: ее результатом, чаще всего, является уменьшение амплитуды аллюра, он делается как бы более "плоским". Наглядным проявлением импульса является более выраженная работа задних ног, действие которых выглядит энергично, но при этом непрерывно и эластично, а не резко и дергано. Скакательный сустав, после отрыва заднего копыта от земли, сначала должен двигаться в большей степени вперед, чем вверх, и, конечно, ни в коем случае не назад. Важным признаком импульса является то, что момент фазы подвисания удлиняется. Следовательно, импульс можно увидеть только на аллюрах, имеющих стадию подвисания.
Импульс является условием для хорошего сбора на рыси и галопе. Если нет импульса, нет и сбора.
15.2. Повиновение - это не слепое подчинение, а послушание, которое проявляется во всем поведении лошади постоянным вниманием, готовностью выполнять требования всадника, ее доверии. Оно проявляется также в гармоничности, легкости и непринужденности, демонстрируемых лошадью при выполнении различных элементов.
Степень повиновения проявляется также в том, как лошадь принимает повод: с мягким и легким контактом и свободным затылком, или с сопротивлением руке всадника или уклонением от ее действия, когда лошадь идет, соответственно, "перед поводом" или "за поводом". Основной контакт со ртом лошади должен осуществляться через трензель.
Основными признаками нервозности лошади, ее напряженности или сопротивления являются: открытый рот, высовывание языка, перекидывание его через железо или "всасывание", а также скрежет зубами и кручение хвостом. Такое поведение должно быть учтено судьями при выставлении оценки, как за конкретное упражнение, так и в общей оценке.
Основная идея повиновения заключается в доверии всаднику и готовности лошади выполнять его требования без опасения и напряженности.
Прямолинейность лошади, тенденция движения "в горку", сохранение ритма и равновесия позволяют ей двигаться вперед, быть "перед ногой", "нести себя" в постоянном легком контакте с рукой всадника - все это говорит о гармонии и легкости.
Главным критерием повиновения является качественное исполнение упражнений теста, в котором участвует лошадь.
16. Сбор
16.1. Целью сбора лошади является:
а) дальнейшее развитие и улучшение равновесия лошади, которое в той или иной степени было нарушено дополнительным весом всадника;
б) развитие и увеличение способности лошади опускать круп, подводить и подключать задние ноги, чтобы обеспечить легкость и подвижность переда;
в) совершенствование непринужденности движений и правильной осанки лошади, чтобы сделать ее более приятной в езде.
16.2. Наилучшими средствами достижения этих целей являются полуодержки, а также боковые движения - плечом внутрь, траверс, ранверс и принимание. Сбор достигается и улучшается путем подведения под корпус лошади задних ног, с согнутыми и эластичными суставами. Это осуществляется при помощи повторяющихся полуодержек - тонких и скоординированных действий рук, седалища и шенкелей всадника.
16.3. Вместе с тем, задние ноги не должны быть подведены слишком далеко вперед под корпус лошади, так как это существенно уменьшает площадь опоры и мешает движению лошади. В этом случае линия спины приподнимется и окажется длиннее, чем основание опоры ног, что нарушит устойчивость, и лошади будет труднее обрести гармоничное и правильное равновесие.
16.4. С другой стороны, лошадь со слишком растянутой площадью опоры, не способная или не желающая подводить задние ноги под корпус, никогда не сможет достичь приемлемого сбора, характеризующегося непринужденностью движений и хорошей осанкой, равно как и активного импульса, идущего от задних ног.
16.5. Положение головы и шеи лошади на собранных аллюрах, естественно, зависит от уровня подготовки лошади и, в некоторой степени, от ее экстерьера. В любом случае, шея должна быть свободно приподнята, образуя гармоничную дугу от холки до затылка, который является высшей точкой. Нос лошади должен быть несколько впереди от вертикали. В тот момент, когда всадник применяет средства управления для достижения сбора, голова лошади может оставаться в более или менее отвесном положении. Дуга, образуемая шеей лошади, непосредственно указывает на степень сбора.
17. Посадка всадника и средства управления
17.1. Все упражнения должны выполняться без видимых усилий со стороны всадника, а применение средств управления не должно быть заметным. Всадник должен быть хорошо уравновешен, гибок, сидеть глубоко в центре седла и мягко амортизировать движения лошади своим пояснично-крестцовым отделом. Его бедра и шенкеля сохраняют стабильное положение и опущены вниз. Пятки располагаются в самой нижней точке. Верхняя часть корпуса держится прямо, свободно и непринужденно. Кисти рук сохраняют спокойное положение, опущены и сближены. Большие пальцы являются высшей точкой кистей. Руки остаются независимыми от остального тела. Кисти расположены на уровне, позволяющем провести прямую линию от локтя до рта лошади. Руки от плеча до локтя опущены вдоль корпуса, позволяя всаднику мягко и свободно сопровождать движения лошади.
17.2. Эффективность применения средств управления определяется точностью исполнения требуемых элементов теста. Постоянно должно присутствовать впечатление гармоничного взаимодействия между всадником и лошадью.
17.3. Разбор поводьев в две руки является обязательным при исполнении всех езд. По окончании выступления, выходя из манежа шагом на свободном поводу, всадник может, по своему усмотрению, взять поводья в одну руку. Для КЮРов см. также "Руководство по судейству КЮРов", опубликованное на сайте ОСФ в разделе "Правила и документы", строка "Выездка".
17.4. Кроме остановки и приветствия, когда всадник должен взять повод в одну руку, на всех соревнованиях обязательна езда с поводьями в обеих руках, но малозаметное "похлопывание по шее" за хорошо выполненное упражнение, или для придания лошади уверенности, совершенно приемлемо (как и ситуации, когда всаднику нужно, к примеру, согнать муху со своего глаза, или поправить одежду, снаряжение, т.д.).
17.5. Однако если всадник преднамеренно берет поводья в одну руку, чтобы использовать поводья или руку для активизации импульса лошади, или чтобы вызвать аплодисменты публики во время выступлений, это будет считаться нарушением, и будет наказываться как снижением оценки за элемент, так и снижением общей оценки.
17.6. Любое употребление голоса или многократные щелчки языком являются нарушением, за которое полагается штраф как за технический недочет (п. 4.7.2 статьи Х-15).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.