Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
(справочное)
Операции в припайном льду (опыт эксплуатации морского терминала "Ворота Арктики" *)
Ж.1 Прокладку каналов в припайном льду в районе рабочей зоны выполнения швартовно-грузовых операций следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить целостность припая.
Ж.2 Ширина проложенного канала и состояние льда, образующегося в канале, должны обеспечивать танкеру возможность уверенно выполнять подход к рабочей зоне выполнения швартовно-грузовых операций, а также надежную фиксацию положения танкера в канале.
Ж.3 С помощью судна флота УЛО следует поддерживать такое состояние льда в канале, при котором раздробленный лед не препятствует проходу танкера. Если для преодоления канала требуется времени больше, чем расчетное (например, при его замерзании или сужении при сжатии), то рекомендуется осуществить прокладку нового ледового канала.
Ж.4 Прокладку каналов необходимо осуществлять в такой последовательности, чтобы обеспечить максимально безопасное и устойчивое положение танкера при выполнении швартовно-грузовых операций в любое время ледового периода.
Ж.5 В начале зимней навигации после образования припайного льда в районе расположения МНТ ледокольное судно флота УЛО должно обеспечить прокладку ледового канала длиной порядка 1,0-1,5 км из зоны маневрирования до МНТ.
Ж.6 При температуре наружного воздуха ниже минус 20 °C замерзание канала происходит в среднем приблизительно за 12 ч. Образующийся в канале лед будет иметь смешанную структуру, поскольку в его составе будет присутствовать как молодой, вновь образовавшийся лед, так и обломки припайного льда. Если толщина образовавшегося в канале льда превышает 0,5 м, взаимодействие корпуса танкера с битым льдом вызывает значительное замедление его движения, вплоть до его остановки. Возникают ситуации необходимости работы танкера набегами. При таких условиях целесообразно осуществить обновление ледового канала. Для этого перед входом танкера в канал ледокольное судно проходит каналом до МНТ и возвращается задним ходом в зону маневрирования, расчищая ледовый канал (работа машинами на заднем ходу во льду может привести к поломке руля и винтов и выполняется при самых тщательных мерах предосторожности). Затем танкер проходит по расчищенному каналу к МНТ для проведения грузовых операций.
Ж.7 При движении в припайном льду малым ходом ледокольное судно прокладывает канал в 1,5 ширины корпуса танкера, выполняя несколько последовательных проходов, обеспечивая танкеру возможность уверенно выполнять подход к терминалу. Для обеспечения надежной фиксации танкера в период грузовых операций ширина ледового канала в непосредственной близости от МНТ должна лишь незначительно превышать ширину корпуса танкера.
Ж.8 После многократного пользования ледовым каналом происходит обмерзание и утолщение его кромок из-за обломков льда, заталкиваемых под кромку канала корпусами судов. Когда толщина кромки превышает 2 м, вновь образовавшийся лед смешанной структуры уже не может уходить из канала под кромку после прохода ледокольного судна обеспечения. Таким образом, раздробленный лед остается в канале и препятствует проходу танкера к терминалу. Если для преодоления канала требуется много времени, может быть принято решение о прокладке нового ледового канала.
Ж.9 Для обеспечения целостности припайного льда в целом в районе рабочей зоны терминала при прокладке каналов ось очередного ледового канала следует прокладывать под определенным углом (рекомендуется не менее 60°) к оси предыдущего ледового канала. В результате будет обеспечена надежная стоянка танкера в ледовом канале.
Ж.10 Прокладку каналов необходимо осуществлять в такой последовательности, чтобы обеспечить максимально безопасное и устойчивое положение танкера при выполнении швартовно-грузовых операций в период возможного выноса дрейфующего льда. Учитывая, что количество подходных каналов за период навигации может быть значительным, последний по времени прокладки канал должен быть расположен таким образом, чтобы танкер располагался в нем носом против направления господствующих ветров. Пример последовательности прокладки каналов представлен на рисунке Ж.1.
1 - ледовые каналы; 2 - граница зоны маневрирования
Рисунок Ж.1 - Пример последовательности прокладки каналов к МНТ
------------------------------
*Полное название - Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти (АТКОН). Терминал установлен в припайном льду Обской губы неподалеку от мыса Каменный на глубине 11 м. Находится в эксплуатации с 2016 г.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.