Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение И
(справочное)
Методы разрушения ледяных нагромождений у борта защищаемого объекта (опыт эксплуатации ледостойкой платформы "Приразломная" *)
И.1 Стационарные нагромождения льда - плавучие или опирающиеся на морское дно (аналог стамух) в непосредственной близости от корпуса морских платформ - представляют собой специфические ледяные образования, которые в отдельных ситуациях могут трактоваться как ОЛО, и поэтому необходима реализация специальных мероприятий УЛО. Большей частью такие ОЛО не представляют непосредственной угрозы для защищаемого объекта с точки зрения его механической прочности, но способны вызывать значительные затруднения при осуществлении морских транспортно-логистических операций, а также в случае необходимости проведения аварийно-спасательных мероприятий.
И.2 Следует учитывать, что разрушение нагромождений льда и стамух, образующихся у борта защищаемого объекта, в ходе работы ледокольных судов набегами на практике малоэффективно и напрямую зависит от массы судна, осуществляющего работу по разрушению. При этом необходимо принимать во внимание возможный риск получения ледовых повреждений судном и риск возможного навала на защищаемый объект, так как работа предполагает движение судна непосредственно у борта защищаемого объекта на переменных скоростях с разгоном судна в начале движения для придания наибольшего момента инерции.
И.3 Использование противопожарных водяных систем для разрушения ледяных образований у борта защищаемого объекта возможно в определенных ситуациях, но в целом обладает малой эффективностью. При использовании данного способа следует принимать во внимание ряд факторов:
- работа в условиях отрицательных температур может негативно повлиять на ОЛО: подача воды вызывает дальнейшее плотное смерзание обломков льда и укрепление нагромождения/стамухи у борта сооружения;
- работа по разрушению ледяных образований с помощью противопожарных водяных систем эффективна в случае нагромождения/стамухи, сформированных из обломков мелкобитого льда, когда кинетической энергии струи воды достаточно, чтобы сдвинуть обломки льда;
- применение данного способа эффективно при образовании "молодого" нагромождения/стамухи, когда отдельные обломки льда еще не смерзлись между собой и механическое воздействие струи воды позволяет сбрасывать куски льда в воду, уменьшая общую массу ОЛО.
И.4 В качестве одной из мер превентивного характера на стадии эксплуатации морских платформ может являться использование средств УЛО для предварительного разрушения дрейфующего ледяного покрова, надвигающегося на платформу.
И.5 Результаты ограниченных экспериментальных исследований по предотвращению формирования ледяных образований у борта морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" показали следующее:
- на данный момент нет возможности гарантировано воспрепятствовать образованию ледяных нагромождений, используя имеющиеся ледокольные суда;
- формирование одного или нескольких каналов перед защищаемым объектом шириной приблизительно 20 м является малоэффективным мероприятием для снижения интенсивности формирования нагромождения и снижения его размеров.
И.6 Наиболее эффективными из исследованных сценариев для достижения поставленных целей являются:
- прокладка перед защищаемым объектом широкого канала (не менее 30 м) посередине его протяженной грани;
- формирование вблизи защищаемого объекта зон битого льда.
Перечисленные сценарии ледового воздействия не исключают образования перед защищаемым объектом скопления обломков битого льда. Однако сформировавшиеся ледяные образования не удерживаются прочно на грунте и могут быть снесены при изменении направления дрейфа льда.
И.7 Следует обратить внимание на следующее:
- прокладка перед защищаемым объектом широкого канала (не менее 30 м, что соответствует каналу после прохождения ледокола типа "Санкт-Петербург") демонстрирует благоприятные результаты в условиях отсутствия сжатия, однако наличие ветрового дрейфа льда может инициировать сжатие льда, которое, очевидно, приведет к закрытию канала и уменьшению эффективности рассматриваемого маневра;
- в условиях сжатия льда разрушение значительных площадей льда требует больших затрат времени работы ледокола.
И.8 С учетом практического опыта эксплуатации платформы "Приразломная" в Печорском море в 2018 - 2020 гг. и попыток использования различных вариантов по разрушению ледяных нагромождений, формирующихся у борта платформы, в качестве оптимального на данный момент времени может быть рекомендован вариант с использованием экскаватора, установленного на палубе ледокольного судна (см. рисунок И.1). С помощью экскаватора осуществляют разрушение и удаление верхнего слоя обломков льда в нагромождении, что постепенно приводит к превалированию архимедовой силы над весом нагромождения, всплытию последнего после разрушения сцепления нагромождения с бортом платформы и последующего отхода оказавшегося на плаву нагромождения от платформы. Проведение соответствующей операции рекомендуется в периоды времени, когда дрейф окружающего льда отсутствует или не направлен на нагромождение.
Примечание - Контуром светло-серого цвета показано походное положение экскаватора.
Рисунок И.1 - Расположение экскаватора на палубе многофункционального ледокольного судна
И.9 Основные преимущества применения такого способа:
- возможность использования стандартного готового технического средства;
- доступность;
- простота установки на палубе судна и последующего демонтажа;
- независимость средства от судовых систем;
- приемлемые затраты площади палубы для размещения;
- наличие обученных, имеющих навыки работы по прямому назначению, операторов;
- относительно невысокая стоимость;
- возможность использования дополнительного навесного оборудования.
И.10 Практическая реализация предложенного способа показала его эффективность. Целесообразность использования данного метода борьбы с нагромождениями льда в непосредственной близости от стенок морских платформ зависит от локальных условий (включая глубину моря) и должна оцениваться с точки зрения включения в документе "План УЛО" в каждом конкретном случае по совокупности факторов.
------------------------------
*Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная" установлена в Печорском море (юго-западная часть Баренцева моря) в зоне дрейфующих льдов на глубине 20 м. Находится в эксплуатации с 2013 г.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.