Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Функциональные зоны поддержки системы управления ледовой обстановкой
В.1 Схема расположения зон УЛО, рекомендуемый состав которых указан в 7.2.7, показана на рисунке В.1.
Рисунок В.1 - Схема расположения рекомендуемых зон УЛО
В.2 Внутреннюю границу самой внешней зоны - зоны общего наблюдения за ледовой обстановкой - устанавливают на основе оценки расстояния, которое дрейфующее в рассматриваемой акватории ОЛО способно пройти за время, достаточное для мобилизации (при необходимости) дополнительных судов поддержки (в типичном случае составляет 3-7 сут). При этом рекомендуется использовать консервативное предположение, что ОЛО дрейфует непосредственно в сторону защищаемого объекта на экстремально высокой скорости. Для мероприятий УЛО по защите объектов обустройства рекомендуется использовать значение среднесуточной скорости движения, возможное один раз в 100 лет, а для мероприятий УЛО по защите буровых судов и ПБУ - один раз в 10 лет. При надлежащем обосновании допускается вместо среднесуточной скорости движения использовать среднее значение перемещения за N суток (N = 2, 3, ...).
В.3 Радиус внешней границы зоны общего наблюдения рекомендуется принимать в 1,5-2 раза больше внутреннего - с учетом целесообразности и возможности мониторинга льда на большем удалении.
Примечание - При проектировании системы УЛО допускается использовать другие принципы назначения границ зон УЛО в зависимости от особенностей ледового режима и состава решаемых в рамках системы УЛО задач.
В.4 В зоне общего наблюдения на регулярной основе осуществляют мониторинг ледовой обстановки в целях обеспечения среднесрочного и долгосрочного ее прогноза на акватории УЛО, проводят предварительную идентификацию ОЛО и экстремальных ОЛО. Идентификацию ПОЛС следует выполнять по данным ДЗЗ [спутниковые РСА-снимки, спектрорадиометрические спутниковые снимки, РСА-снимки и оптические снимки, полученные с вертолетов и/или БВС]. При обнаружении ОЛО выполняют оценку их морфометрических характеристик и прогнозирование их дрейфа на основе моделей траектории движения.
Примечание - При наличии технической возможности с ледокола-наблюдателя (самого мощного, с точки зрения разрушения льда, и в общем случае наименее маневренного ледокола из состава флота УЛО, который, как правило, располагается на максимальном удалении от защищаемого объекта - в зоне оценки) проводят визуальные и инструментальные наблюдения за ОЛО, идентифицированными по данным ДЗЗ.
В.5 В зоне оценки проводят дальнейшее слежение за ОЛО посредством выполнения визуальных и инструментальных наблюдений, с использованием данных ДЗЗ и РСА-снимков и оптических снимков, полученных с вертолетов и/или БВС, а также с борта ледокола-наблюдателя (если это технически и экономически целесообразно) с целью уточнения морфометрических характеристик ОЛО и параметров их движения. Айсберги, которые отнесены к ОЛО и могут войти в зону непосредственной угрозы в соответствии с прогнозом, отмечают в системе УЛО как требующие применения активного воздействия.
Дополнительно для построения более точного прогноза дрейфа ОЛО рекомендуется устанавливать на них автоматические радиомаяки-трекеры (дрейфующие буи). С учетом всех полученных данных, включая ПТП, разрабатывают прогноз коридора их дрейфа, определяют предпочтительные методы физического воздействия на них. При необходимости применяют методы физического воздействия на ОЛО, оценивают степень эффективности их воздействия и достаточность предпринятых мер, принимают последовательные решение о целесообразности и возможности продолжения активных воздействий на сохранившиеся ОЛО. Если выполнение активного воздействия на ОЛО с помощью ледокола-наблюдателя оказывается неэффективным или невозможным по каким-либо причинам, то предпринимают первоочередные действия по мобилизации дополнительных технических средств системы УЛО для осуществления активного воздействия на ОЛО в зоне мероприятий по устранению угроз.
В.6 Зона оценки, в общем случае, представляет собой кольцо с центром в точке расположения защищаемого объекта, внешний радиус которого равен внутреннему радиусу зоны общего наблюдения, а внутренний радиус, как правило, устанавливают на основе оценки расстояния, которое дрейфующее в рассматриваемой акватории ОЛО способно пройти за сутки.
В.7 В области, внутренней по отношению к зоне оценки, от ее внутренней границы до защищаемого объекта определяют коридор опасного дрейфа льда (см. приложение Г), представляющего собой такой участок акватории, где находящиеся в его пределах ОЛО могут достичь зоны безопасности по льду с большой вероятностью (критические значения вероятности следует устанавливать в документе "План УЛО" для ОЛО всех учитываемых типов). Параметры (размер и форма) коридора опасного дрейфа льда определяют с помощью сверхкраткосрочных и краткосрочных прогнозов перемещения ледяных образований, основанных на наблюдениях за дрейфом льда и соответствующих прогнозах ветра (в т.ч. ПТП) и течения, с учетом возможных погрешностей прогнозирования.
В.8 Положение границ коридора опасного дрейфа льда должно обновляться не реже, чем раз в час (рекомендуемая частота обновления - каждые полчаса) на основании данных наблюдений и результатах прогноза дрейфа льда. Текущие и прогнозируемые параметры коридора должны своевременно сообщаться на суда флота УЛО для их оптимального расположения.
В.9 Зона мероприятий по устранению угроз в общем случае представляет собой участок коридора опасного дрейфа льда, лежащий на пересечении с кольцом, внешний радиус которого равен внутреннему радиусу зоны оценки, а внутренний радиус определяет границу планового отсоединения в случае плавучей платформы. Соответствующее значение рассчитывают с учетом времени, необходимого для планового прекращения технологических операций на защищаемом объекте (например, прекращение бурения или добычи), а также для поднятия якорей и отсоединения - для отсоединяемого плавучего сооружения, и для полной эвакуации персонала в случае угрозы со стороны экстремального ОЛО - для стационарной платформы. Указанное время, как правило, составляет примерно 6 ч.
В.10 Зона мероприятий по устранению угроз в общем случае предназначена для решения следующих задач:
- определение операций по активному воздействию на ледяной покров с привлечением возможного максимального количества судов флота УЛО с целью нейтрализовать все ледовые угрозы для защищаемого объекта;
- выполнение оценки эффективности и достаточности выполняемых активных воздействий;
- выполнение оценки целесообразности и возможности продолжения мероприятий УЛО;
- реализация действий по дополнительному активному воздействию на ОЛО и/или принятие решения о плановой остановке технологических процессов на защищаемом объекте и плановом отсоединении плавучего объекта или покидании персоналом стационарного объекта в случае присвоения ОЛО признака экстремального ОЛО.
В.11 Зона непосредственной угрозы представляет собой участок коридора опасного дрейфа льда, расположенный между границей планового отсоединения и защищаемым объектом. Внутри этой зоны, в общем случае, следует выделять зону аварийного отсоединения и зону безопасности по льду.
В.12 Зона безопасности по льду представляет собой круг, в центре которого находится защищаемый объект и в пределах которого присутствие ОЛО недопустимо. Рекомендуется назначать радиус зоны безопасности по льду не менее 500 м.
В.13 Зона аварийного отсоединения представляет собой участок коридора дрейфа льда, лежащий на пересечении с кольцом, внутренний радиус которого совпадает с внешним радиусом зоны безопасности по льду, а внешний радиус рассчитывается исходя из расстояния, которое дрейфующее ОЛО способно преодолеть на экстремально высокой скорости за время, которое в случае плавучей платформы необходимо для ее аварийного отсоединения и отхода на безопасное расстояние, а в случае стационарной платформы - для аварийного прекращения добычи и эвакуации персонала.
Для назначения границ зоны аварийного отсоединения в рамках консервативного подхода рекомендуется для любых ОЛО использовать в качестве экстремального значения скорости дрейфа ОЛО значение мгновенной скорости движения с периодом повторяемости не менее 100 лет как для объектов обустройства, так и для буровых судов и ПБУ.
Примечание - Для плавучих добычных платформ, оснащенных отсоединяемой турелью (системой с всплывающим буем) время аварийного отсоединения может составлять порядка 15-30 мин. При экстремальной скорости дрейфа льда порядка 0,6-0,8 м/с оперативную (см. 11.12, примечание 1) внешнюю границу зоны аварийного отсоединения следует установить на расстоянии (дальности угрозы) порядка 1,0-1,5 км от плавучей платформы.
В.14 При пересечении ОЛО границы планового отсоединения или при обнаружении ОЛО в зоне непосредственной угрозы на расстоянии от защищаемого объекта большем, чем внешний радиус зоны защиты аварийного отсоединения, должны быть продолжены попытки активного воздействия на него до тех пор, пока угроза не будет ликвидирована (процедура планового отсоединения при этом может быть остановлена, а добыча - возобновлена) или пока ОЛО не достигнет зоны аварийного отсоединения.
В.15 Для зоны аварийного отсоединения следует определить порядок действий при приближении ОЛО к внешней границе зоны аварийного отсоединения в ситуации с неудачей планового отсоединения или если в зоне планового отсоединения неожиданно обнаруживается ОЛО. Для плавучей платформы следует определить перечень мероприятий, обеспечивающих подготовку к аварийному отсоединению, для стационарной платформы - к аварийной остановке технологических процессов и срочной эвакуации персонала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.