Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Амурской области
от 24 января 2024 г. N 25
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Амурской области на 2024 - 2030 годы"
Паспорт
региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Амурской области на 2024 - 2030 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р (далее - Стратегия до 2030 года) |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Амурской области |
Управление реализацией Программы |
Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Благовещенск) (по согласованию); министерство финансов Амурской области |
Координатор мероприятий Программы |
Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - Благовещенский финансово-экономический колледж) (по согласованию) |
Основные исполнители Программы |
Отделение Благовещенск (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Амурской области (по согласованию); УФНС России по Амурской области (по согласованию); Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (по согласованию); уполномоченный по правам человека в Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; министерство социальной защиты населения Амурской области; министерство культуры и национальной политики Амурской области; министерство экономического развития и внешних связей Амурской области; министерство финансов Амурской области; управление занятости населения Амурской области; Благовещенский финансово-экономический колледж (по согласованию); областные учреждения, подведомственные основным исполнителям Программы; кредитные организации (по согласованию); некоммерческие организации (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Цели Программы |
Формирование к 2030 году у большинства населения Амурской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг |
Объемы и источники финансирования Программы |
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет текущего финансирования основных исполнителей Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
Достижение необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры населения Амурской области по следующим ключевым |
Программы |
сферам: в сфере личных финансов в сфере общественных финансов; в сфере финансовой безопасности |
1. Общие положения
Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.
В период 2017 - 2023 годов в Российской Федерации повышение финансовой грамотности осуществлялось в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия 2017-2023).
В Амурской области цели и задачи Стратегии 2017 - 2023 реализованы посредством выполнения мероприятий региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 11.03.2021 N 130 (далее - Региональная программа 2021-2023).
Стратегия до 2030 года определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
В целях реализации Стратегии до 2030 года разработана Программа.
2. Общее состояние финансовой грамотности и финансовой культуры в Амурской области
Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах граждан. Люди более молодого возраста, а также граждане с высоким доходом, что часто обусловлено высоким уровнем образования и (или) проживанием в крупном городе, демонстрируют большую финансовую активность и, как следствие, более высокий уровень финансовой грамотности.
Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования, проживающие в небольших населенных пунктах.
Взрослые граждане, в отличие от молодежи, менее восприимчивы к новой информации. Взрослый гражданин готов изучать новые для себя вопросы либо в случае осознания необходимости этого (например, для решения личных практических задач или при существенных изменениях внешней среды), либо в случае возникновения интереса к таким вопросам, в том числе под влиянием общественного мнения, поведения окружающих людей (эффект социального подражания), либо в профессиональных целях.
Поэтому в рамках реализации Программы необходимо повысить заинтересованность взрослых граждан в финансовой грамотности и формировании финансовой культуры.
Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн-режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг, привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению доли нелегальных участников финансового рынка, осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).
В этой связи в рамках реализации Программы необходимо поставить задачу перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), гражданское общество.
Положительное влияние на уровень финансовой культуры будет оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.
Еще один существенный фактор, который необходимо учитывать в процессе формирования финансовой культуры, - связанные с самой природой гражданина когнитивные и эмоциональные механизмы финансового поведения, которые приводят к ошибкам и нерациональным действиям. Поэтому повышение уровня финансовой культуры должно включать в себя не только финансовое просвещение, но и обучение людей общим навыкам принятия решений в условиях неопределенности и с учетом когнитивных искажений.
Региональная программа 2021 - 2023 позволила заложить устойчивый фундамент для дальнейшего повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Сформирована система управления мероприятиями программы повышения финансовой грамотности на региональном уровне в их взаимосвязи, внедрены эффективные инструменты продвижения финансовой грамотности в рамках системы образования, создана базовая архитектура работы со взрослыми гражданами через информационно-просветительские мероприятия.
Это позволяет ставить более сложные задачи на горизонт до 2030 года, связанные с формированием финансовой культуры и финансово грамотного поведения.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является формирование к 2030 году у большинства населения Амурской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг.
1. В рамках Программы можно выделить следующие целевые группы населения Амурской области:
1) обучающиеся дошкольных образовательных организаций;
2) обучающиеся общеобразовательных организаций;
3) обучающиеся профессиональных образовательных организаций;
4) обучающиеся образовательных организаций высшего образования;
5) дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;
6) люди с ограниченными возможностями здоровья;
7) взрослое (экономически активное) население;
8) лица предпенсионного и пенсионного возрастов;
9) волонтеры финансового просвещения;
10) субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане;
11) безработные граждане, стоящие на учете в службах занятости населения.
2. Для достижения поставленной цели в рамках Программы необходимо решение следующих задач:
1) продвижение ценностей и установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки разумных поведенческих практик;
2) сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;
3) использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан;
4) ведение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан;
5) расширение положительного опыта использования гражданами финансовых продуктов и услуг, сопровождаемое экспертизой со стороны государства и гражданского общества качества и потребительской ценности предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;
6) формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку и финансовым институтам;
7) обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, путем формирования у граждан навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке и мошенничеству;
8) обеспечение подготовки кадров в сфере финансовой грамотности;
9) обеспечение открытости (прозрачности) бюджета Амурской области для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований.
В целях обеспечения формирования у населения рационального финансового поведения, в основе которого лежит осознание возможных последствий принятых решений и умение собирать и всесторонне анализировать официальную информацию, в ходе реализации мероприятий Программы необходимо обеспечить формирование установок на целесообразность учета баланса семейных (личных) доходов и расходов при принятии соответствующего финансового решения. При этом целями рационального финансового поведения может быть сохранение и накопление ресурсов, их преумножение, инвестирование. Важно соблюсти принципы свободы и независимости принятия самостоятельных решений.
3. Рациональность принятия решений основывается на портрете финансово грамотного гражданина, который в соответствии с Программой должен обладать следующими характеристиками:
1) следить за состоянием личных финансов;
2) планировать свои доходы и расходы;
3) формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
4) иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
5) знать о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов, обладать установкой на участие в проектах инициативного бюджетирования и иных практиках;
6) знать о мерах государственной поддержки, предоставляемой за счет средств государственного бюджета, и способах ее получения;
7) рационально выбирать финансовые услуги;
8) жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
9) знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
10) быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
11) знать о рисках на рынке финансовых услуг;
12) знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
13) вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
4. Формирование основ рационального финансового поведения должно быть направлено на:
1) повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознание ее важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое поведение;
2) сознательное отношение к выбору финансовых продуктов, понимание особенностей оформления сделок и договоров на получение финансовых услуг, необходимость сравнения различных вариантов финансовых продуктов при принятии решения;
3) создание мотивации к среднесрочным и долгосрочным накоплениям, оптимальному соотношению между кредитной задолженностью и доходом домохозяйства, учет особенностей планирования на различных этапах жизненного цикла;
4) повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и мотивации к самостоятельному формированию пенсионных накоплений;
5) защиту прав потребителей в финансовой сфере, включая информирование об основных типах финансовых продуктов, правах потребителей и основах законодательства, процессе возмещения ущерба и организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы, ключевые характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры
Основным результатом реализации Программы является достижение необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженное в следующих характеристиках:
1) в сфере личных финансов:
а) планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;
б) установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от спонтанных трат;
в) осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;
г) умение пользоваться основными платежными инструментами;
д) ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов), понимание кредитной истории, индивидуального кредитного рейтинга, условий личного банкротства и его последствий;
е) наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку, формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;
ж) понимание сущности инвестирования и адекватное представление об уровне принимаемых рыночных, кредитных, операционных, инфраструктурных, других внешних и внутренних рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;
з) умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;
и) планирование и регулярное формирование дополнительных накоплений к будущей пенсии;
к) умение защищать свои права потребителя с помощью правовых инструментов, в том числе в цифровой среде;
л) понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;
м) готовность к приобретению знаний о новых финансовых технологиях и финансовых инструментах (цифровой рубль, партнерское финансирование, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, криптоактивы, инвестиционные платформы, финансовые платформы, использование искусственного интеллекта в финансовой сфере и др.) и осознанный подход к их использованию в своей практике;
2) в сфере общественных финансов:
а) понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;
б) установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной зарплаты и уровня пенсионного обеспечения в будущем;
в) установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой, регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход;
г) выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;
д) знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;
е) установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
ж) использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот, социальных выплат;
3) в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности:
а) понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности при управлении личными финансами;
б) знание и умение безопасно пользоваться цифровыми финансовыми технологиями;
в) умение распознавать нелегальных участников финансового рынка и "финансовые пирамиды", распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием социальной инженерии;
г) умение осмотрительно относиться к размещению в сети Интернет личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";
д) установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.
При этом работа в рамках реализации Программы должна учитывать характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина, быть сконцентрированной на актуальных вопросах для детей и подростков, молодых граждан, взрослых экономически активных граждан и граждан старшего возраста.
1. В отношении детей и подростков - освоение базовых основ финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт:
1) базовое понимание того, что такое деньги, как их можно заработать и как их правильно тратить, как планировать личный бюджет, ставить и достигать финансовые цели;
2) получение первого опыта откладывания денег на самостоятельные покупки;
3) получение базовых представлений об основах безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями;
4) обучение базовым навыкам математических расчетов и критического мышления, необходимых для действий в финансовой сфере;
5) получение базовых представлений о том, как устроен финансовый рынок, какие на нем есть организации и финансовые продукты, получение первого опыта использования доступных финансовых продуктов;
6) получение базовых представлений о том, как устроены бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, получение первого опыта работы с брошюрами "Бюджет для граждан";
7) выработка установки на участие в практиках школьного инициативного бюджетирования, иных практиках;
8) получение базовых представлений о том, какие риски существуют в сфере финансов и как с ними справляться.
2. В отношении молодых граждан - владение навыками и установками для удовлетворения текущих потребностей и формирование основы для удовлетворения будущих потребностей:
1) умение рационально распоряжаться деньгами, освоение навыков финансового планирования;
2) умение выбирать и использовать подходящие кредитные продукты, в том числе ипотеку (с учетом недостаточности собственных доходов на покрытие всех потребностей на этой стадии жизненного цикла);
3) осознание необходимости начинать формировать сбережения и инвестировать свободные средства как можно раньше, в том числе для формирования стабильных доходов в будущем;
4) выработка установки на добросовестное отношение к налогам;
5) осознание того, что участие в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках является инструментом формирования комфортной и безопасной среды, а также фактором развития территории.
3. В отношении взрослых экономически активных граждан - обеспечение финансовой устойчивости и благополучия на протяжении всего жизненного цикла:
1) умение ставить и достигать долгосрочные финансовые цели;
2) умение жить по средствам и не допускать дефицита личного бюджета;
3) рациональное использование кредитных продуктов;
4) инвестирование существенной части свободных денежных средств, формирование пенсионных накоплений;
5) понимание разнообразных финансовых рисков и обеспечение защиты от них;
6) участие в публичных слушаниях и (или) общественных обсуждениях проекта областного бюджета и местных бюджетов и годовых отчетов об их исполнении, создание благоприятных условий жизни посредством участия в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках;
7) забота о финансовом благополучии близких.
4. В отношении граждан старшего возраста - обеспечение комфортного уровня жизни, защита от рисков и мошенничества:
1) умение рационально использовать имеющиеся накопления;
2) умение отказываться от чрезмерно рискованных инвестиционных и кредитных продуктов;
3) готовность получать новые знания и навыки управления личными финансами, в том числе с применением цифровых финансовых технологий;
4) знание и использование налоговых льгот, социальных выплат, государственных и муниципальных услуг, полагающихся для граждан старшего возраста;
5) участие в бюджетном процессе, в том числе посредством практик инициативного бюджетирования, иных практик, в том числе в целях решения актуальных проблем граждан и создания благоприятных условий жизни для следующих поколений;
6) умение распознавать и противостоять мошенничеству, установка на необходимость советоваться с родственниками или другими людьми, заслуживающими доверия, в вызывающих опасения ситуациях.
5. Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
информационно-просветительская деятельность;
образовательная деятельность;
подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;
взаимодействие с финансовыми организациями;
взаимодействие с бизнесом;
взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;
развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации.
5.1. Информационно-просветительская деятельность
Целью информационно-просветительской деятельности является популяризация финансовой грамотности и финансовой культуры, формирование и закрепление знаний и навыков осознанного финансового поведения, продвижение ценностей и установок финансовой культуры в целях выработки разумных поведенческих практик.
В задачи информационно-просветительской деятельности в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры входят:
1) формирование общественного интереса к различным аспектам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан через социальную рекламу и другие каналы информирования, включая продукцию креативных индустрий;
2) продвижение ценностей и установок, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов;
3) продвижение знаний, умений и навыков безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями, обеспечивающих финансовую кибербезопасность граждан и бизнеса;
4) взаимодействие основных исполнителей реализации Программы с различными аудиториями, включающими социально уязвимые группы граждан, с учетом их потребностей;
5) координация и взаимодействие между основными исполнителями реализации Программы, способствующие созданию информационно-просветительского контента, для повышения доверия потребителей к соответствующей информации;
6) развитие эффективных каналов коммуникаций с учетом актуальных форматов и медиа-ресурсов (специализированные информационные ресурсы, официальные сайты основных исполнителей Программы в сети Интернет, социальные сети, мессенджеры и др.), распространение информационно - просветительского контента через различные каналы в форматах, удобных разным целевым аудиториям;
7) обеспечение информирования о важности роли общественных финансов в жизни граждан, о доступных мерах социальной поддержки, а также о взаимосвязи официальной заработной платы и будущего уровня пенсионного обеспечения.
В рамках данной задачи будет проведена информационная кампания, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Информационная кампания может осуществляться на базе региональных и муниципальных средств массовой информации (далее - СМИ), включая телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, с использованием интернет-каналов, наружной рекламы, рекламы на транспорте, железнодорожных, морских, речных и автотранспортных вокзалах, аэропортах, местах массового скопления и культурного отдыха населения (в т.ч. кинотеатрах) и другие.
Повышение финансовой грамотности населения и информирование в области защиты прав потребителей финансовых услуг относится к вопросам высокой социальной значимости и не преследует коммерческих или иных материальных целей, также не принадлежит к бренду конкретной организации.
В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о мероприятиях, проводимых в ходе реализации Программы, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников. При этом на системной основе необходимо организовать проведение программ и съемку сюжетов, комментарии на телевидении и радио с привлечением экспертов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
При проведении информационных кампаний по повышению финансовой грамотности будут использованы следующие практики донесения информации до аудитории:
1) использование практики объединения мероприятий по финансовой и правовой грамотности;
2) выпуск специализированных пособий по финансовой грамотности на бумажных носителях и их распространение в общественных местах;
3) организация обучения основам финансовой грамотности взрослого населения с низким доходом, безработных граждан;
4) популяризация среди работающих граждан практики получения информации по пенсионной тематике, связанной с формированием пенсионных накоплений и прогнозированием размера пенсии.
В целях информирования населения в рамках Программы необходимо обеспечить разработку и распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде.
Распространение материалов и информирование населения должно быть организовано на системной основе с использованием регионального центра повышения финансовой грамотности, Отделения Благовещенск, консультационных центров для потребителей в системе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области, многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальных служб, библиотек, общественных объединений по защите прав потребителей, образовательных организаций, финансовых организаций, СМИ и иных.
Информирование населения может также осуществляться в рамках проведения информационных кампаний и социальной рекламы.
Разработанные информационные материалы в электронном виде необходимо распространять с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидения, радио, электронных СМИ, информационные панели, стойки, в том числе включая официальные сайты основных исполнителей Программы, специальные тематические сайты, социальные сети.
Для улучшения работы по информированию населения необходимо внедрять эффективные механизмы обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе организацию тематических горячих линий консультирования потребителей финансовых услуг, общественных и онлайн-приемных населения, организуемых основными исполнителями Программы.
5.2. Образовательная деятельность
Целью образовательной деятельности являются распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры.
В задачи образовательной деятельности в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры входят:
1) обеспечение системного подхода к повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры граждан, повышению уровня финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности;
2) разработка и утверждение критериев и требований к образовательным программам, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, проведение мониторинга качества реализуемых программ;
3) внедрение образовательных программ, учебных и методических материалов, обеспечивающих формирование финансовой культуры, в систему образования, их своевременная актуализация;
4) содействие разработке цифровых образовательных продуктов в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе в игровых форматах;
5) проведение школьных олимпиад по финансовой грамотности, победителям и призерам которых предоставляются особые права при приеме на обучение в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), проведение студенческих олимпиад по финансовой грамотности;
6) подготовка и регулярное повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций;
7) выявление и продвижение лучших педагогических практик при преподавании финансовой грамотности посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, преподающих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности;
8) проведение оценки образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций по направлению финансовой грамотности и финансовой культуры;
9) развитие институциональной инфраструктуры и учебно-методических ресурсов образовательного сообщества;
10) обеспечение доступности обучения и самообучения в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;
11) анализ общественного мнения по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры, изучение потребностей общества в получении знаний в области финансовой грамотности и финансовой культуры и обеспечение своевременной реакции на соответствующие запросы;
12) проведение мероприятий по разработке, апробации и внедрению образовательных программ и учебно-методических материалов, учитывающих специфику региона, а также лучших практик и опыта в области реализации программ повышения финансовой грамотности населения;
13) разработка и внедрение единого цифрового ресурса, содержащего список видеоуроков (обучающих программ), доступного для различных возрастных и целевых групп.
Образовательная деятельность будет реализована через проведение комплекса информационных и образовательных мероприятий. Мероприятия будут ориентированы преимущественно на целевые группы Программы.
Все мероприятия должны соответствовать положениям Закона N 273-ФЗ, концепциям, федеральным государственным образовательным стандартам и иным нормативным правовым актам в сфере образования. Реализация мероприятий должна осуществляться с обеспечением принципа непрерывности образования.
Мероприятия будут осуществляться с использованием современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайн-программы и инструменты. Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всей жизни. Важным элементом и эффектом реализации образовательных программ для обучающихся является включение родителей в образовательный процесс и, соответственно, развитие их интереса и мотивации к вопросам повышения собственной финансовой грамотности. Особое внимание в программе повышения финансовой грамотности населения необходимо уделить мероприятиям для талантливых обучающихся всех уровней образования, предусмотреть их участие в олимпиадах и конкурсах, всероссийских зачетах и диктантах по финансовой грамотности. Также внимание требуется уделить гражданам пенсионного и предпенсионного возрастов, для которых необходимо дополнительно предусмотреть доступность обучения основам цифровой и юридической грамотности, навыкам работы с компьютером, в том числе дистанционного, в сочетании с образовательными программами по повышению финансовой грамотности.
Основной институциональной базой для реализации образовательных программ для обучающихся должны стать образовательные организации, заинтересованные в развитии таких программ.
В рамках данной задачи на региональном уровне одним из основных направлений будет внедрение созданных образовательных программ и учебно-методических материалов, в том числе:
1) основных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе на базе учебных модулей по тематике финансовой грамотности для включения в учебные предметы - обществознание, экономика, математика, технология, информатика, окружающий мир, география и другие;
2) дополнительных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
3) цифровых образовательных ресурсов;
4) модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов;
5) модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения, в том числе на рабочем месте;
6) учебных модулей по обучению студентов педагогических образовательных организаций высшего образования методике преподавания основ финансовой грамотности;
7) материалов для лиц с инвалидностью, воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, других социально уязвимых групп населения;
8) методологических подходов подготовки и привлечения волонтеров к деятельности по повышению финансовой грамотности.
5.3. Подготовка кадров в сфере финансовой грамотности
Целью подготовки кадров в сфере финансовой грамотности является развитие кадрового потенциала учителей, преподавателей, администраторов образовательных организаций, государственных служащих, сотрудников органов социальной защиты населения, финансовых организаций, некоммерческих организаций, граждан, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения, способствующих распространению знаний в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.
В задачи подготовки кадров в сфере финансовой грамотности входят:
1) создание и функционирование многоуровневой каскадной системы обучения и повышения квалификации для всех целевых групп, благодаря которой специалисты, прошедшие обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения, в дальнейшем осуществляют подготовку специалистов на региональном уровне, а те, в свою очередь, взаимодействуют с гражданами;
2) создание и поддержка эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности специалистов разных уровней по распространению знаний в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;
3) подготовка специалистов в области финансового просвещения.
В результате реализации названных задач предполагается повышение институционального и кадрового потенциала в области финансовой грамотности как в государственном, так и в частном секторе.
Институциональный потенциал служит для накопления, генерации и распространения знаний и информации по вопросам финансовой грамотности. Он также служит наращиванию кадрового потенциала, способного повысить финансовую грамотность. Сюда относятся педагогические работники дошкольных и общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций.
В связи с чем акцент будет сделан на создание институционального и кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности, включая:
1) взаимодействие с региональным центром финансовой грамотности;
2) повышение квалификации в области финансовой грамотности сотрудников органов исполнительной власти Амурской области;
3) обучение специалистов в области финансового просвещения студентов, обучающихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования и взрослого населения;
4) оказание постоянной методической поддержки специалистам в сфере образования (методистам, тьюторам, педагогическим работникам Амурской области);
5) обучение сотрудников органов социальной защиты, представителей муниципалитетов, центров занятости, территориальных отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и других служб Амурской области;
6) повышение квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов общеобразовательных организаций, педагогических работников основного общего и среднего общего образования (учителя истории, обществознания, экономики, математики, информатики, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности), педагогических работников организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций, а также педагогических работников и воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) использование лучших практик и инфраструктуры;
9) расширение практики использования информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и информирование о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе образовательно-просветительный портал моифинансы.рф и "Финансовая культура" - https://www.fincult.info.
Разработанные в рамках Программы материалы могут быть размещены в соответствующих разделах указанных интернет-ресурсов.
С целью доступности информации и материалов созданы отдельные разделы на официальных сайтах органов исполнительной власти Амурской области.
5.4. Взаимодействие с финансовыми организациями
К реализации мероприятий Программы необходимо привлечь широкий круг участников финансового рынка, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка. Необходимо пропагандировать культуру добросовестного предоставления финансовыми организациями финансовых услуг потребителям, стимулировать их ответственное и этичное поведение в отношении своих клиентов, уделять внимание вопросам верификации распространяемой ими информации в сфере финансовой грамотности.
Взаимодействие с финансовыми организациями при реализации мероприятий Программы может быть как прямым, так и опосредованным с использованием институтов государственно-частного партнерства. Оно должно быть основано на принципах стратегического партнерства государства и финансовых организаций, недопущении конфликта интересов, обеспечения повышения доверия граждан к финансовому рынку.
5.5. Взаимодействие с бизнесом
Взаимодействие с бизнесом в рамках реализации Программы должно включать следующие направления:
1) поддержка инициатив со стороны организаций (как финансового, так и нефинансового сектора) по разработке и реализации программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры собственных работников в рамках внутреннего корпоративного образования;
2) обучение представителей микро- и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и плательщиков налога на профессиональный доход навыкам правильного отношения к финансам в рамках предпринимательской деятельности;
3) взаимодействие с объединениями, представляющими бизнес, и бизнес-сообществами по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры;
4) вовлечение бизнеса в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения.
Последующее развитие корпоративных программ долгосрочного накопления позволит максимально увеличить охват работающих граждан, у которых при участии работодателей будет формироваться дополнительный доход к будущей пенсии независимо от уровня финансового обеспечения.
5.6. Взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями
К реализации мероприятий Программы необходимо на постоянной основе привлекать широкий круг участников, включая образовательные и научные организации, общественные объединения потребителей, объединения работодателей, экспертное сообщество и активных граждан.
Развитие взаимодействия с гражданским обществом в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры должно сопровождаться формированием этических правил поведения участников такого взаимодействия.
Основные исполнители Программы и некоммерческие организации поддерживают и способствуют развитию добровольчества (волонтерства) в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры.
5.7. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации
Органы исполнительной власти Амурской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, а также заинтересованные организации поддерживают и способствуют развитию инструментов участия граждан в бюджетном процессе, в том числе практик инициативного бюджетирования и иных практиках, а также в сфере своего ведения обеспечивают размещение актуальной информации о бюджете Амурской области в открытом и понятном формате для широкого круга лиц.
6. Механизмы реализации Программы и риски, которые могут повлиять на её реализацию
Реализация Программы будет осуществляться основными исполнителями Программы посредством исполнения Плана мероприятий Программы, который представлен в приложении N 1 к Программе (далее - План мероприятий).
Координацию деятельности основных исполнителей Программы по реализации Плана мероприятий осуществляет Благовещенский финансово-экономический колледж, наделенный полномочиями регионального центра финансовой грамотности Амурской области на основании соглашения, заключенного с Правительством Амурской области.
К основным функциям регионального центра финансовой грамотности Амурской области отнесены:
1) обеспечение проведения мероприятий Плана мероприятий;
2) координация реализации отдельных проектов и (или) работ с различными целевыми группами населения;
3) развитие сотрудничества с представителями финансового рынка и экспертным сообществом;
4) развитие взаимодействия с Ассоциацией развития финансовой грамотности;
5) содействие в проведении мероприятий Плана мероприятий во взаимодействии с координационным органом, органами исполнительной власти Амурской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области;
6) оказание информационной и консультационной поддержки различным целевым группам населения;
7) развитие сотрудничества с федеральными методическими центрами повышения финансовой грамотности населения;
8) проведение мониторинга хода реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.
Вопросы согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Амурской области, Отделения Благовещенск и других основных исполнителей Программы и формирования финансовой культуры, контроль за реализацией Программы осуществляет координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Амурской области, состав которого утвержден постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2020 N 798 (далее - Координационный совет).
К основным рискам, которые могут повлиять на реализацию Программы, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Амурской области, можно отнести:
1) риски, связанные с законодательной и правовой базой, нарушением сроков принятия необходимых правовых актов для обеспечения реализации Программы;
2) недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация основных исполнителей Программы по выполнению поставленных задач;
3) недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;
4) организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией Программы, слабое взаимодействие между основными исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;
5) социальные риски, связанные со слабой активностью населения в связи с недостаточной информированностью и освещением в СМИ целей и задач реализации Программы;
6) недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Программы.
Предполагаемые риски при реализации Программы подлежат мониторингу, оценке и учету Координационным советом.
7. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает проведение оценки эффективности реализации Программы по каждому показателю планируемого результата. Степень достижения плановых значений показателей Программы предполагается измерять на основании сопоставления их фактически достигнутых значений с плановыми.
Результативность достижения i-ro показателя Программы определяется по следующей формуле:
.
где:
- результативность достижения i-ro показателя Программы (в процентах);
- фактическое значение i-ro показателя Программы, достигнутое в ходе реализации Программы;
- плановое значение показателя Программы, предусмотренное Программой.
Второй этап - оценка эффективности реализации Программы в целом по степени достижения плановых значений показателей Программы. Критерием оценки эффективности реализации Программы по показателям Программы является степень достижения плановых значений показателей Программы.
Эффективность реализации Программы определяется по следующей формуле:
где
- Эффективность реализации Программы (в процентах);
- знак суммирования;
- результативность достижения i-го показателя Программы (в процентах);
- количество показателей Программы.
Эффективность реализации Программы по показателям Программы определяются на основе следующих критериев:
при делается вывод о положительных результатах реализации Программы;
при делается вывод о реализации Программы в значительной степени;
при делается вывод о реализации Программы в незначительной степени;
при делается вывод о том, что Программа не реализована;
при проводится анализ причин невыполнения Программы, разрабатываются предложения по корректировке для достижения плановых значений показателей Программы.
8. Мониторинг и оценка реализации Программы
Мониторинг и оценка реализации Программы ежегодно осуществляются министерством финансов Амурской области и представляют собой механизм оценки результативности и определения эффективности выполнения мероприятий Программы с целью принятия в случае необходимости своевременных решений о внесении в нее изменений.
Оценка результативности выполнения мероприятий Программы осуществляется на основе годовых отчетов основных исполнителей Программы о реализации Плана мероприятий.
9. Система управления реализацией Программы
Программа разработана в целях реализации Стратегии до 2030 года.
Мероприятия, разработанные для реализации Программы, будут осуществляться на территории Амурской области.
В целях определения приоритетов, механизмов повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Амурской области, в том числе путем содействия решению задач в сфере государственного управления, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области, при реализации основных направлений Программы создан Координационный совет.
1. Основными задачами Координационного совета являются:
1) координация взаимодействия органов исполнительной власти Амурской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, образовательными, финансовыми и иными организациями и общественными объединениями по вопросам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Амурской области;
2) взаимодействие со СМИ по вопросам освещения проблематики повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Амурской области;
3) определение механизмов эффективного достижения целей и решения задач в системе государственного управления в сфере повышения финансовой грамотности населения Амурской области;
4) создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
5) выработка предложений по решению вопросов, касающихся финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
6) рассмотрение и одобрение проекта Программы, реализация мероприятий в рамках Программы;
7) поддержка общественных и гражданских инициатив, направленных на решение задач по повышению финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
8) изучение и применение лучшей отечественной и зарубежной практики по повышению финансовой грамотности населения.
2. В целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Программы основные исполнители Программы:
1) обеспечивают разработку нормативных правовых актов Амурской области, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
2) обеспечивают взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти Амурской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с организациями, осуществляющими реализацию мероприятий Программы;
3) организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
4) проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий Программы.
Оценка воздействия Программы будет проводиться на основе мониторинга и оценки эффективности реализации Программы.
Основные исполнители Программы ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в министерство финансов Амурской области отчет о реализации Программы по форме согласно приложению N 2 к Программе.
Отчеты о реализации Программы, представленные основными исполнителями Программы, обобщаются министерством финансов Амурской области и в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляются по форме согласно приложению N 2 к Программе в Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, в произвольной форме - в Координационный совет и Губернатору Амурской области.
В случае отклонений от сроков реализации Программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры Программы, в отчет могут включаться предложения по её дальнейшей реализации и их обоснование.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению основного исполнителя Программы.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях показателей, результатах мониторинга реализации Программы, а также мероприятиях Программы осуществляется путем ее размещения на официальном информационном ресурсе Правительства Амурской области в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.