Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Амурской области
от 24 января 2024 г. N 24
Региональная программа
"Защита прав потребителей в Амурской области на 2024 - 2028 годы"
Паспорт
региональной программы "Защита прав потребителей в Амурской области на 2024 - 2028 годы"
Наименование программы |
Региональная программа "Защита прав потребителей в Амурской области на 2024 - 2028 годы" (далее - программа) |
Ответственный исполнитель программы |
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области |
Участники программы |
Министерство образования и науки Амурской области; министерство здравоохранения Амурской области; министерство сельского хозяйства Амурской области; министерство социальной защиты населения Амурской области; министерство строительства и архитектуры Амурской области; министерство цифрового развития и связи Амурской области; управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области; государственная жилищная инспекция Амурской области; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области и Республике Саха (Якутия) (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Экспертно-консалтинговый центр Амур-Тест" (по согласованию); центр медиации при Торгово-промышленной палате Амурской области (по согласованию); многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области; отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); общественные организации Амурской области (по согласованию) |
Цель программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Амурской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты |
Основные задачи программы |
1. Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Амурской области навыков рационального потребительского поведения, 2. Повышение доступности правовой защиты и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения и граждан, обладающих низким уровнем дохода и накопленного богатства (далее - наиболее уязвимые категории потребителей), а также создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ, услуг. 3. Создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. 4. Систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей. 5. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке. 6. Содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, общественным организациям Амурской области в решении задач по защите прав потребителей. 7. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей. 8. Обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей. 9. Создание и развитие института досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей |
Целевые показатели эффективности программы |
1. Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 1 тысячу человек населения Амурской области достигнет 25 единиц. 2. Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 1 тысячу человек населения Амурской области составит 10 единиц. 3. Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, составит 300 единиц. 4. Уровень правовой грамотности населения Амурской области в сфере защиты прав потребителей по результатам опросов составит 70%. 5. Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тысячу человек населения Амурской области составит 10 человек. 6. Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей, составит 70%. 7. Удельный вес продукции, реализуемой на территории Амурской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего числа исследованной продукции), составит 3% |
Сроки реализации программы |
2024 - 2028 годы |
Ресурсное обеспечение программы |
Реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования органов исполнительной власти Амурской области, являющихся исполнителями программных мероприятий |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Амурской области для оказания населению бесплатной консультативной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области, 2. Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей. 3. Повышение уровня доступности информации о правах потребителей и механизмах их защиты, в том числе для социально незащищенных слоев населения Амурской области, установленной законодательством Российской Федерации. 4. Повышение правовой грамотности населения Амурской области за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей. 5. Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка. 6. Повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей. 7. Повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций Амурской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области по защите прав потребителей. 8. Поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого бизнеса, производящего конкурентоспособные, качественные товары. 9. Увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, исполнителями, в том числе с применением процедуры медиации. 10. Повышение позиций Амурской области в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей, созданном общероссийским общественным движением в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" |
1. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.
В настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимают внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных по защите прав потребителей организуется проведение олимпиад и конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Реализация мероприятий программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей региона.
2. Цели, задачи и показатели, основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
Исходя из приоритетов государственной политики сформулирована цель программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Амурской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Основные задачи программы:
1) повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Амурской области навыков рационального потребительского поведения;
2) повышение доступности правовой защиты и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий потребителей, а также создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ, услуг;
3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
4) систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
5) повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
6) содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, общественным организациям Амурской области в решении задач по защите прав потребителей;
7) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
8) обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей;
9) создание и развитие института досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Показателями (индикаторами) достижения цели и решения задач являются:
1) количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 1 тысячу человек населения Амурской области;
2) количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 1 тысячу человек населения Амурской области;
3) количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;
4) уровень правовой грамотности населения Амурской области в сфере защиты прав потребителей по результатам опросов;
5) количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тысячу человек населения Амурской области;
6) удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей;
7) удельный вес продукции, реализуемой на территории Амурской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего числа исследованной продукции).
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Амурской области для оказания населению бесплатной консультативной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области;
2) обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
3) повышение уровня доступности информации о правах потребителей и механизмах их защиты, в том числе для социально незащищенных слоев населения Амурской области, установленной законодательством Российской Федерации;
4) повышение правовой грамотности населения Амурской области за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
5) снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
6) повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
7) повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области по защите прав потребителей;
8) поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого бизнеса, производящего конкурентоспособные, качественные товары;
9) увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, исполнителями, в том числе с применением процедуры медиации;
10) повышение позиций Амурской области в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей, созданном общероссийским общественным движением в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России".
3. Характеристика основных мероприятий программы
1. Основное мероприятие "Укрепление региональной системы защиты прав потребителей".
Срок реализации: 2024 - 2028 годы.
Основное мероприятие направлено на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Амурской области.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и общественным объединениям потребителей Амурской области в решении задач по защите прав потребителей, создание системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей, взаимодействие с органами судебной власти в целях постоянной разработки обобщений по актуальным вопросам судебной практики в данной категории дел, а также обеспечение доступности информации и правовой помощи в сфере защиты прав потребителей для всех категорий граждан.
2. Основное мероприятие "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей".
Срок реализации: 2024 - 2028 годы.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения Амурской области навыков рационального потребительского поведения, а также создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей, а также активное вовлечение населения Амурской области в реализацию мероприятий программы на волонтерской основе.
3. Основное мероприятие "Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей".
Срок реализации; 2024 - 2028 годы.
Основное мероприятие направлено на оценку ситуации на потребительском рынке, состояния системы защиты прав потребителей, включая проведение систематического анализа нарушений прав потребителей в Амурской области, в целях выявления наиболее массовых или системных проявлений недобросовестного (противоправного) поведения хозяйствующих субъектов, в частности, недобросовестных практик, оценку доступности услуг данной системы для населения Амурской области и эффективности ее работы, обеспечение защиты населения региона от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается стимулирование повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке, обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров.
4. Основное мероприятие "Совершенствование механизмов обеспечения прав потребителей".
Срок реализации: 2024 - 2028 годы.
В рамках данного мероприятия планируется создание и развитие института досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей (в том числе институтов медиации, омбудсмена), а также обеспечении защиты прав социально уязвимых категорий потребителей и оказание правовой помощи.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1 к программе.
4. Информация по ресурсному обеспечению программы
Реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования органов исполнительной власти Амурской области, являющихся исполнителями программных мероприятий.
5. Целевые показатели эффективности программы
В результате реализации программных мероприятий к 2028 году планируется достижение следующих целевых показателей эффективности программы:
1) количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 1 тысячу человек населения Амурской области достигнет 25 единиц;
2) количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 1 тысячу человек населения Амурской области составит 10 единиц;
3) количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, составит 300 единиц;
4) уровень правовой грамотности населения Амурской области в сфере защиты прав потребителей по результатам опросов составит 70%;
5) количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тысячу человек населения Амурской области составит 10 человек;
6) удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей, составит 70%;
7) удельный вес продукции, реализуемой на территории Амурской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего числа исследованной продукции), составит 3%.
Целевые показатели эффективности программы приведены в приложении N 2 к программе.
6. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется ответственным исполнителем - министерством экономического развития и внешних связей Амурской области, участниками программы:
1) министерством образования и науки Амурской области;
2) министерством здравоохранения Амурской области;
3) министерством сельского хозяйства Амурской области;
4) министерством социальной защиты населения Амурской области;
5) министерством строительства и архитектуры Амурской области;
6) министерством цифрового развития и связи Амурской области;
7) управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;
8) государственной жилищной инспекцией Амурской области;
9) Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области и Республике Саха (Якутия);
10) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области;
11) органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области;
12) федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области";
13) обществом с ограниченной ответственностью "Экспертно-консалтинговый центр Амур-Тест";
14) центром медиации при Торгово-промышленной палате Амурской области;
15) многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области;
16) отделением по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации;
17) общественными организациями Амурской области.
Механизмы управления программой базируются на принципах партнерства органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ответственным исполнителем программы - министерством экономического развития и внешних связей Амурской области в течение всего срока реализации программы в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации программы, приведенной в приложении N 3 к программе.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Амурской области от 24 января 2024 г. N 24 "Об утверждении региональной программы "Защита прав... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.