Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 24.01.2024 N 39
Государственная программа Республики Бурятия "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия"
1. Оценка текущего состояния в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия
Сферой реализации Государственной программы является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия.
Правительством Республики Бурятия, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместно с органами внутренних дел и иными правоохранительными органами осуществляется планомерная работа по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Во исполнение Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории республики реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, определена межведомственная система профилактической работы с несовершеннолетними.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 19.09.2006 N 1844-III "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" в республике сформирована система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Координацию усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия.
Органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организовано проведение ведомственных и совместных профилактических мероприятий. Значительное внимание уделяется профилактике повторной преступности несовершеннолетних, повышению правовых знаний и правовой культуры обучающихся, улучшению качества организации детского досуга, вовлечению детей в занятия физической культурой и спортом, обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности во время учебного процесса и летнего отдыха, защите прав семей и детей, находящихся в социально опасном положении. С целью профилактики повторной преступности осуществляется деятельность с использованием ресурсов специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Важным профилактическим средством является привлечение подростков и их родителей к административной ответственности. В 2022 году муниципальными и городскими Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрено 1298 протоколов и постановлений об административных правонарушениях несовершеннолетних, 4292 - в отношении родителей (иных законных представителей), в том числе привлеченных по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей - 3524.
Анализ обстановки в сфере профилактики правонарушений показал, что на территории Республики Бурятия произошло снижение подростковой преступности на протяжении последних лет (в 2018 г. - 931, 2019 г. - 660, 2020 г. - 646, 2021 г. - 593, 2022 г. - 461).
В совершении преступлений приняли участие 431 несовершеннолетний (за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 534). Сократилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, - до 41 (АППГ - 58). Произошло снижение количества несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, - 353 (АППГ - 379), с 845 в АППГ до 820 снизилось количество детей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД по Республике Бурятия.
Несмотря на отмеченные положительные результаты, проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних сохраняют свою актуальность.
В целом, негативные тенденции обусловлены также такими неблагоприятными социально-экономическими факторами как семейное неблагополучие, связанное с безработицей, алкогольной зависимостью родителей. В связи с этим актуальными являются мероприятия, направленные на лечение алкогольной зависимости родителей, состоящих на профилактических учетах, применение семейного психотерапевтического воздействия, разработку различных программ, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, социальное и психологическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении.
Для достижения стратегической цели профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, создание условий, способствующих сохранению и укреплению психологического и психического здоровья несовершеннолетних, оказание им психологической и психотерапевтической поддержки; психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, социальной адаптации и социализации обучающихся, находящихся в различных образовательных условиях и средах.
Стабильно высоким остается количество суицидальных проявлений среди несовершеннолетних. Данный показатель, к сожалению, не снижается, а в некоторых муниципальных образованиях региона он имеет тенденцию роста. Ежегодно в республике фиксируется порядка ста попыток суицидов среди несовершеннолетних. В 80% случаев суицидальное поведение в детско-подростковом возрасте обусловлено внутрисемейными конфликтами. Поэтому существует необходимость проведения мероприятий превентивного характера, направленных на снижение уровня суицидов в республике, которые включают в себя обучение новым формам и методам работы руководителей образовательных организаций, классных руководителей, социальных педагогов, родителей, а также разработку и тиражирование методических материалов по данной теме.
Также с целью повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений разных типов и видов, выявления и распространения актуальных перспективных педагогических методик и технологий воспитания, повышения профессионального уровня педагогических работников в сфере профилактики девиантного поведения обучающихся необходимо проведение конкурса авторских программ по предупреждению девиантного поведения обучающихся.
Подразделениями МВД по Республике Бурятия и территориальными органами МВД России, подчиненными МВД по Республике Бурятия, ежегодно к началу нового учебного года обновляются информационно-правовые материалы на стендах "правовой уголок", размещаются информационно-профилактические материалы. Ежегодно требуются финансовые средства на изготовление и распространение памяток, плакатов, буклетов, стендов, содержащих профилактическую информацию, а также информацию об инспекторе подразделения по делам несовершеннолетних в учебных учреждениях.
Наиболее трудными социальными проблемами являются проблемы процесса ресоциализации лиц, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества. Положительный результат данного процесса напрямую зависит от средств, с помощью которых осуществляется ресоциализация. В связи с этим, в первую очередь необходимо сосредоточить внимание на усиление доминирования социального начала в воздействии на условно осужденного несовершеннолетнего.
Учитывая специфику исправления несовершеннолетних, их качественный состав и криминогенную направленность, необходимо повысить внимание к вопросам их социальной реабилитации, оказания им содействия в позитивной социализации и ресоциализации.
Вопросы организации занятости детей являются ключевыми в профилактике безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в республике временно трудоустраивается порядка 4,5 тыс. несовершеннолетних. Кроме того, с 2003 года реализуется Закон Республики Бурятия "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан".
Проблемным вопросом является обеспечение досуговой, временной занятости подучетных несовершеннолетних, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, вовлечение их в занятия спортом, а также патриотическое, духовное и нравственное воспитание.
На 1 января 2023 года охват дополнительным образованием составил 143 783 человека, что составляет 71,8%. Успешно реализуются такие военно-патриотические и добровольческие проекты, как Российское движение детей и молодежи "Движение первых", Юнармия, поисковый отряд "Рысь". Количество участников постоянно растет.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.07.2019 N 378 утвержден Порядок взаимодействия с кибердружинами в Республике Бурятия. Участники кибердружин осуществляют свою деятельность по принципам законности, добровольности, осознания личной и социальной ответственности на общественной, безвозмездной основе. Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия ведется работа с медиаволонтерами, действующими на базе Ресурсного добровольческого центра "ДоброДом", ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова", в том числе по вопросам проведения мониторинга социальных сетей на предмет выявления противоправного контента.
В рамках профилактических мероприятий регулярно проводятся встречи в образовательных учреждениях Республики Бурятия по вопросам предупреждения противоправного поведения подростков и молодежи, противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде, пропаганде физической культуры и спорта, в том числе с участием специалистов ГБУ "Молодежный центр Республики Бурятия", членов Бурятской региональной организации Общероссийской общественной организации "Российский союз молодежи", Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Бурятия, районных комиссий по делам несовершеннолетних, специалистов по работе с молодежью.
Серьезной проблемой является вопрос кадрового обеспечения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, прежде всего, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Текучесть кадров обусловлена тем, что ежегодно увеличивается объем работы, сложность, напряженность, возрастают требования к указанной деятельности, поэтому необходимы мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности специалистов различных ведомств в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних, методическое обеспечение.
Мероприятия Государственной программы позволят оказать эффективную, своевременную и полноценную помощь несовершеннолетним, снизить динамику криминогенной обстановки и детской преступности, исключить негативные социальные факторы, воспитать социально ответственного гражданина Российской Федерации.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия" определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия.
Основным федеральным законом, направленным на формирование и усовершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений, является Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Нормы закона образуют правовую основу формирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, в том числе общие правила ее функционирования, основные принципы, направления профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В законе обозначено, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Закон определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общий порядок межведомственного взаимодействия.
Созданию условий для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, формирующих систему обеспечения комплексной безопасности детей, в том числе в части, касающейся выявления и предотвращения угроз безопасности детей, определения приоритетности и обеспечения эффективности мер, принимаемых при реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей, способствует Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 N 358.
Согласно пункту 5 Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года детство признается важным этапом развития человека и исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р, представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере. В Концепции учитываются положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. В Концепции подчеркивается необходимость оказания своевременной и качественной психологической и социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации.
Концепция призвана служить основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в области правоприменительной деятельности, касающихся повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создания условий для их успешной социализации (ресоциализации).
Вопросы профилактики экстремизма и терроризма регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года".
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей и основные подходы к профилактике негативного влияния средств массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на процесс их развития и социализации обозначены в Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 N 1105-р.
Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики (подпункт "в" пункта 10 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733). Согласно статье 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает: социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации обязаны осуществлять охрану здоровья обучающихся, которая включает среди прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику курения табака или потребления никотиносодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Необходимость внедрения восстановительных технологий, в том числе медиации, в систему профилактической работы с несовершеннолетними, развития служб медиации (примирения) в образовательных организациях отражены в плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р.
Цель Государственной программы - повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и укрепления их психического здоровья.
3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Проведение комплекса скоординированных, организационно-управленческих и практических мероприятий органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, правоохранительными структурами и общественностью, направленных на снижение правонарушений и преступлений, совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними на территории республики, совершенствование системы оказания медицинской помощи родителям с алкогольной зависимостью, профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних, популяризацию основ здорового образа жизни среди подрастающего населения и молодежи, предполагает реализацию следующих задач:
1. Развитие системы социальных, правовых, педагогических и иных мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, характеризуется снижением количества несовершеннолетних, участвующих в совершении преступлений и правонарушений, до 840 человек.
2. Совершенствование и проведение индивидуальной (групповой) профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах, характеризуется увеличением доли охвата детей, находящихся на различных видах профилактического учета (в подразделениях по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете), дополнительным образованием, обеспечением их досуговой занятости, до 88,0%.
3. Развитие региональной системы укрепления и сохранения психического здоровья и психологического благополучия среди несовершеннолетних и обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, характеризуется увеличением доли охвата несовершеннолетних, в отношении которых проведена комплексная психолого-педагогическая, социальная помощь и поддержка, от числа обучающихся образовательных организаций, до 75,0%.
В период реализации Государственной программы будет сформирован региональный сегмент национальной системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних по укреплению и сохранению психического здоровья и психологического благополучия, профилактике психических нарушений и продвижению ценностей психического здоровья среди несовершеннолетних.
Реализация Государственной программы предполагает также осуществление комплекса мер государственного регулирования правового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение целей и задач. Применение мер финансового регулирования в сфере реализации Государственной программы не запланировано.
В рамках реализации Государственной программы предполагается сформировать необходимую нормативную правовую базу и правовые механизмы, необходимые для обеспечения и достижения целей, а в необходимых случаях в установленном порядке инициировать принятие республиканских нормативных правовых актов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 января 2024 г. N 39 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.