Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 января 2024 г. N АПЛ24-11
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Зинченко И.Н., Сабурова Д.Э.
при секретаре Шолгиной Н.И.
с участием прокурора Русакова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тищенко Александры Евгеньевны об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 146/1152-8 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александры Евгеньевны Тищенко, и её уполномоченных представителей"
по апелляционной жалобе Тищенко А.Е. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 января 2024 г. по делу N АКПИ24-1, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Тищенко А.Е. и её представителя Балаги П.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., считавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 декабря 2023 г. N 678-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 17 марта 2024 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
27 декабря 2023 г. Тищенко А.Е. представила в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее также - ЦИК России, Комиссия) ходатайство в письменной форме о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки её самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации (далее - ходатайство о регистрации группы избирателей).
29 декабря 2023 г. ЦИК России приняла постановление N 146/1152-8 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александры Евгеньевны Тищенко, и её уполномоченных представителей" (далее - Постановление) в связи с невыполнением требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента Российской Федерации).
Тищенко А.Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене Постановления и обязании ЦИК России зарегистрировать группу избирателей, созданную для поддержки её самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации (далее также - группа избирателей), и её уполномоченных представителей, ссылаясь на отсутствие по данному делу оснований для отказа в регистрации группы избирателей, предусмотренных пунктом 16 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации; просила обратить решение к немедленному исполнению. В обоснование заявленного требования указала, что не была ознакомлена с отчётом представителей ЦИК России, присутствовавших на собрании группы избирателей, и не была приглашена на заседание рабочей группы, рассматривавшей этот отчёт, что лишило её возможности дать необходимые пояснения.
Из административного иска также следует, что нотариальное действие по удостоверению протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата совершено в день проведения собрания - 24 декабря 2023 г., а не как ошибочно указано в удостоверительной надписи нотариуса - 27 декабря 2023 г. Протокол собрания группы избирателей соответствует приложению N 5 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2023 г. N 138/1056-8 "О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации" (далее - Постановление ЦИК России от 22 ноября 2023 г. N 138/1056-8), содержащему рекомендованную форму протокола собрания группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, которая не предусматривает необходимости отражения в протоколе вопросов избрания председательствующего, секретаря, членов счётной комиссии и иных рабочих органов собрания. Все эти необходимые организационные решения были приняты 17 декабря 2023 г. на организационном собрании по созданию группы избирателей, протокол которого мог бы быть представлен в ЦИК России при соответствующем обращении представителей Комиссии к организаторам собрания.
ЦИК России возражала против удовлетворения административного иска Тищенко А.Е., указав, что Постановление принято федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов в Российской Федерации, при реализации установленных законом полномочий и в соответствии с требованиями статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 января 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления Тищенко А.Е. отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Тищенко А.Е. в апелляционной жалобе просила данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять новое решение, которым административный иск удовлетворить, обязать ЦИК России зарегистрировать группу избирателей и её уполномоченных представителей. Указала, что документы, подтверждающие волеизъявление созданной в поддержку её самовыдвижения группы граждан, были оформлены своевременно и правильно, однако не все обстоятельства и доказательства были тщательно проанализированы судом первой инстанции. В частности, не учтено, что она (Тищенко А.Е.) не была извещена о том, что представители Комиссии будут присутствовать на собрании группы избирателей и вести видеосъёмку этого мероприятия. В связи с этим видеозапись, представленную административным ответчиком в суде первой инстанции, считает недопустимым доказательством.
Из апелляционной жалобы также следует, что регистрация членов группы избирателей осуществлялась в порядке, предусмотренном приложением N 4 к Постановлению ЦИК России от 22 ноября 2023 г. N 138/1056-8; нотариус, удостоверявший регистрацию членов группы избирателей при проведении собрания 24 декабря 2023 г., в этот же день удостоверил указанные в протоколе сведения о 805 гражданах - членах группы избирателей, а также свидетельствовал подлинность подписи каждого из них, в подтверждение чего проставил удостоверительную надпись, внёс данные о совершённом нотариальном действии в реестр единой информационной системы нотариата, однако при распечатывании удостоверительной надписи была допущена техническая ошибка - неверно указана дата проставления удостоверительной надписи - 27 декабря 2023 г.
В письменном отзыве ЦИК России не согласилась с доводами апелляционной жалобы Тищенко А.Е., полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не нашла.
В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
На основании статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации, регулирующей порядок самовыдвижения кандидата, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации (пункт 1). Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней (до 18 часов по московскому времени) со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в ЦИК России с ходатайством о регистрации группы избирателей (пункт 3). К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей (пункт 5). Комиссия в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с названной статьёй, принимает решение о регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей и выдаёт уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации (пункт 14). Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5, 6, 7, 7 1 и 11 данной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9-11, 13 этой же статьи (пункт 16).
Пунктом 2 статьи 34 приведённого Федерального закона предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена ЦИК России либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель ЦИК России.
Таким образом, Закон о выборах Президента Российской Федерации предусматривает, что создание группы избирателей осуществляется в целях определения конкретного круга лиц, обладающих активным избирательным правом, для поддержки самовыдвижения кандидата и должно быть подтверждено нотариально удостоверенным протоколом регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата. Регистрация членов группы избирателей, присутствующих на собрании, посредством проставления ими подписей в протоколе регистрации, удостоверяемых нотариально, является самостоятельным этапом, подтверждающим создание такой группы, предшествующим проведению собрания группы избирателей и необходимым для подтверждения легитимности его проведения, в том числе для определения действительности волеизъявления лиц, участвующих в поддержке самовыдвижения, и их количества.
С учётом изложенного суд правильно указал, что протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата должен быть нотариально удостоверен до начала проведения такого собрания для подтверждения факта создания этой группы.
Требования к протоколу регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации установлены пунктом 5 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2023 г. Тищенко А.Е., выдвинувшая свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, представила в ЦИК России ходатайство о регистрации группы избирателей с приложенными к нему документами.
Как установлено в судебном заседании, Тищенко А.Е. представила в ЦИК России протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тищенко А.Е. (на 811 листах) в одном экземпляре, который прошнурован, скреплён печатью нотариуса и содержит удостоверительную надпись нотариуса от 27 декабря 2023 г.
Реализуя предусмотренную пунктом 14 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации обязанность, ЦИК России 29 декабря 2023 г. приняла Постановление, которым отказала в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тищенко А.Е., и её уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований, предусмотренных законом.
Основанием для принятия такого решения явилось невыполнение требований пункта 2 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации, предусматривающих необходимость создания группы избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, в том числе в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.
Согласно статье 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие избирательные права этих граждан. Кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы (части 1, 2).
По смыслу части 1 статьи 244 названного кодекса административный иск о защите избирательных прав подлежит удовлетворению, оспариваемые решения избирательной комиссии - признанию незаконными, если суд установит наличие нарушений избирательных прав.
Федеральный законодатель определяет избирательные права граждан как конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав), иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (подпункт 28 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Обоснованность отказа ЦИК России в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тищенко А.Е., и её уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований пункта 2 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации, предусматривающих необходимость создания группы избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации в соответствии с положениями закона, нашла своё подтверждение в суде первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что собранные по административному делу доказательства подтверждают вывод об обоснованности сделанных Комиссией суждений, а именно: процедура нотариального удостоверения регистрации членов группы избирателей продолжалась в течение всего времени проведения собрания, нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей отсутствовал как на момент начала собрания, так и на момент его завершения, в связи с чем с достоверностью определить количественный состав избирателей, присутствовавших на мероприятии по выдвижению кандидата Тищенко А.Е., не представляется возможным.
Указанные выводы суда подтверждаются протоколом регистрации членов группы избирателей, представленным в ЦИК России, содержавшим удостоверительную надпись, согласно которой данный протокол оформлен и удостоверен нотариусом 27 декабря 2023 г., то есть спустя два дня после проведения собрания, и справкой по итогам собрания группы избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тищенко А.Е., составленной представителями ЦИК России, присутствовавшими на собрании в силу пункта 2 статьи 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации (л.д. 56-66 т. 1).
Доводы административного истца, повторённые в апелляционной жалобе, о соблюдении установленных федеральным законом требований к процедуре проведения собрания и к нотариальному удостоверению протокола регистрации членов группы избирателей судом первой инстанции тщательно проверялись, своего подтверждения не нашли, правильно признаны несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что Тищенко А.Е. представила в ЦИК России протокол регистрации членов группы избирателей, который скреплён печатью нотариуса и содержит удостоверительную надпись нотариуса от 27 декабря 2023 г. Из этой удостоверительной надписи в протоколе регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата следует, что нотариальное действие совершено 27 декабря 2023 г., никаких исправлений и оговорок относительно иных дат указанный протокол не содержит. Кроме того, действия, предусмотренные статьёй 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате для случаев исправления технической ошибки в удостоверительной надписи на рассматриваемом по данному делу документе, не осуществлялись.
При таких обстоятельствах Апелляционная коллегия полагает утверждения административного истца со ссылкой на сведения из реестра нотариальных действий об имевшей место технической ошибке необоснованными.
В суде первой инстанции были исследованы видеозаписи, выполненные представителями ЦИК России, присутствовавшими на собрании, анализ содержания которых подтвердил вывод Комиссии о том, что процедура нотариального удостоверения регистрации членов группы избирателей продолжалась в течение всего времени проведения собрания 24 декабря 2023 г.; нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей отсутствовал как на момент начала собрания, так и на момент его завершения; нотариус, осуществлявший регистрацию членов группы избирателей при проведении собрания, на момент его завершения в присутствии представителей ЦИК России подтвердил тот факт, что на момент открытия мероприятия невозможно определить количество зарегистрированных членов группы избирателей.
Таким образом, Комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что определить с достоверностью количественный состав избирателей, присутствовавших на мероприятии по выдвижению кандидата Тищенко А.Е., не представляется возможным.
Допущенные при проведении собрания избирателей и составлении протокола нарушения не позволяют с достоверностью определить, что решения по итогам данного собрания в действительности принимались теми лицами, которые поименованы в протоколе регистрации избирателей, и тем количеством голосов, которое указано в протоколе. Кроме того, невозможно с достоверностью установить, что в голосовании принимали участие избиратели, отвечающие всем требованиям Закона о выборах Президента Российской Федерации, в должном количестве, чётко определённом на момент начала работы собрания.
Исследованные судом видеозаписи также подтверждают, что решения об утверждении повестки дня собрания, о регламенте проведения собрания, о рабочих органах собрания (в том числе о председательствующем, секретаре и членах счётной комиссии), о порядке проведения подсчёта голосов участников собрания и о порядке принятия решений на собрании группы избирателей не принимались. В связи с чем в Постановлении правомерно отмечено, что вопросы утверждения повестки дня собрания, регламента проведения собрания, избрания рабочих органов собрания (в том числе председательствующего, секретаря и членов счётной комиссии), порядка подсчёта голосов участников собрания и порядка принятия решений на собрании группы избирателей в ходе этого собрания не обсуждались и не рассматривались. Однако в протоколе собрания сведения о председательствующем собрания, секретаре собрания и членах счётной комиссии имеются, при том что данных, когда и кем они были избраны, документ не содержит.
Довод Тищенко А.Е. о проведении 17 декабря 2023 г. организационного собрания не свидетельствует о незаконности обжалованного решения, поскольку законодательство о выборах не предусматривает возможности решения отдельных вопросов, касающихся создания группы избирателей, на иных мероприятиях, кроме собрания такой группы.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что протокол собрания группы избирателей соответствует рекомендованной форме приложения N 5 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2023 г. N 138/1056-8, несостоятельна, поскольку данный документ, как следует из его названия, носит рекомендательный характер и не содержит исчерпывающего перечня вопросов, подлежащих отражению в протоколе.
То обстоятельство, что 24 декабря 2023 г. протокол регистрации членов группы избирателей к моменту началу собрания и на момент его завершения нотариально удостоверен не был, Тищенко А.Е. не опровергнуто.
Довод Тищенко А.Е. об имевшей место технической ошибке, допущенной нотариусом при оформлении удостоверительной надписи, не опровергает факт того, что 24 декабря 2023 г. к началу собрания группы избирателей и на момент его окончания протокол оформлен и нотариально удостоверен не был.
Ссылки в апелляционной жалобе на недопустимость использования представленных административным ответчиком видеозаписей, так как Тищенко А.Е. не была надлежащим образом уведомлена о том, что будет осуществляться видеозапись собрания, по существу сводятся к иной оценке доказательств по данному делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оценённых по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждение Тищенко А.Е. со ссылкой на пункт 1 1 (в апелляционной жалобе ошибочно поименован как пункт 11) статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав о том, что ЦИК России обязана была уведомить её лично и уполномоченных представителей инициативной группы о неполноте сведений в ходатайстве о регистрации группы избирателей, а она имела право устранить допущенные неточности, ошибочно, поскольку названное законоположение регулирует отношения, связанные исключительно с регистрацией кандидата (кандидатов), списка кандидатов, и его действие не распространяется на процедуры, предусмотренные статьёй 34 Закона о выборах Президента Российской Федерации.
То обстоятельство, что Тищенко А.Е. не была заблаговременно извещена о выявленных Комиссией нарушениях в документах и в представленных сведениях, послуживших основанием для отказа в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки её самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации, на что она ссылается в апелляционной жалобе, не влечёт отмену обжалованного решения.
Действующее избирательное законодательство, вопреки позиции административного истца, не обязывает ЦИК России на стадии до рассмотрения вопроса о регистрации инициативной группы ознакомить уполномоченных представителей инициативной группы и самого кандидата с документами и материалами, формируемыми членами рабочей группы, поскольку в силу закона решение о регистрации инициативной группы избирателей принимается исключительно Комиссией на её заседании открыто и гласно в соответствии с требованиями статей 28, 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, закрепляющего, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным законом, не влияет на законность обжалованного решения суда, так как данных о том, что Комиссия заранее извещала кого-либо из кандидатов на должность Президента Российской Федерации о выявленных недостатках в документах, не установлено.
29 декабря 2023 г. Тищенко А.Е. присутствовала на заседании ЦИК России, принимала участие в обсуждении, имела возможность изложить свою позицию относительно мотивов принятия Постановления, что не отрицала в судебном заседании, в связи с чем ссылки на нарушение ЦИК России принципа гласности в деятельности избирательных комиссий, а также прав кандидата несостоятельны.
Поскольку основанием для отказа в регистрации группы избирателей послужили выявленные недостатки в представленных документах, такое нарушение не могло быть устранено путём внесения изменений в эти документы, а могло быть устранено лишь путём повторной реализации инициативы самовыдвижения кандидата.
В силу пункта 11 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, заседание Комиссии правомочно, если на нём присутствуют не менее десяти членов комиссии с правом решающего голоса.
Постановление принято Комиссией в правомочном составе, за его принятие присутствовавшие на заседании 14 членов Комиссии проголосовали единогласно.
Довод о нарушении пассивного избирательного права вынесением Постановления несостоятелен и по существу основан на несогласии административного истца с законодательно установленным порядком проведения выборов Президента Российской Федерации, что не может служить основанием для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тищенко Александры Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены коллегии |
И.Н. Зинченко |
|
Д.Э. Сабуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 января 2024 г. N АПЛ24-11
Опубликование:
-