Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 29 декабря 2023 г. N 1330
Положение
о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (далее - ведомственный контроль).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Трудовым Кодексом Российской Федерации;
- Законом города Москвы от 15 февраля 2017 г. N 3 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2020 г. N 1186-ПП "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы";
- приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 октября 2020 г. N 1260 "Об организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы";
- другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.3. Ведомственный контроль осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы в подведомственных организациях (далее - подведомственные организации).
1.4. Целями ведомственного контроля являются:
1.4.1. Контроль за соблюдением подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.4.2. Предупреждение нарушения прав и законных интересов работников подведомственных организаций.
1.4.3. Контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда работников подведомственной организации.
1.5. Ведомственный контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента здравоохранения города Москвы (далее - должностные лица) в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе либо по решению руководства Департамента здравоохранения города Москвы на основании приказа (распоряжения) Департамента здравоохранения города Москвы.
1.6. К проверкам могут привлекаться штатные и внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Москвы, эксперты и экспертные организации из числа государственных учреждений здравоохранения, научных организаций и научно-исследовательских институтов, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, а также работники образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, ученые и специалисты (далее - экспертные организации, эксперты), за исключением лиц, состоящих с подведомственной организацией в трудовых или иных договорных отношениях.
1.7. Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля должны быть включены в план работы Департамента здравоохранения города Москвы.
2. Виды и формы проверок. Основания их проведения
2.1. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.
2.2. Плановые проверки в отношении подведомственной организации осуществляются не чаще, чем один раз в три года.
2.3. Основанием для включения подведомственных организаций в план проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. План проверок составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
2.4. Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.
2.5. Решение о проведении плановой проверки, форма проверки, должностное лицо, ответственное за проведение проверки определяются приказом (распоряжением) Департамента здравоохранения города Москвы.
2.6. При необходимости проведения проверки по нескольким направлениям, может назначаться несколько уполномоченных должностных лиц.
2.7. Уполномоченные должностные лица должны быть ознакомлены с планом проверок в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения.
2.8. О проведении плановой проверки подведомственные организации уведомляются путем направления копии приказа (распоряжения) о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения проверки.
2.9. Основными направлениями ведомственного контроля, проводимого в форме плановой проверки, являются:
- социальное партнерство в сфере труда;
- трудовой договор;
- рабочее время, время отдыха;
- оплата и нормирование труда;
- соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
- трудовой распорядок и дисциплина труда;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
- охрана труда;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- эффективность кадровой политики;
- иные вопросы регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2.10. При проведении плановой проверки проверяется соблюдение подведомственной организацией в процессе осуществления своей деятельности трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе соглашений, заключаемых в рамках социального партнерства.
2.11. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:
- поступления в Департамент здравоохранения города Москвы обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе на информационные ресурсы города Москвы, из средств массовой информации о фактах нарушений подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- истечения срока для устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного в ранее выданном акте проверки либо в решении о продлении срока внеплановой проверки.
2.12. Обращения, не позволяющие установить заявителя, а также обращения, не содержащие сведения о фактах, указанных в пункте 2.11 настоящего Положения, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.13. В случае если в обращении усматриваются признаки индивидуального трудового спора, такое обращение не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.14. О проведении внеплановой проверки подведомственные организации уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) Департамента здравоохранения города Москвы о проведении внеплановой проверки.
2.15. Информация о выявленных нарушениях в результате проведения внеплановой проверки, не указанных в поступившем обращении, используется для включения в план проверок.
3. Порядок проведения проверок
3.1. При проведении проверок срок проведения каждого вида проверки, предусмотренного настоящим Положением, не должен превышать 30 календарных дней.
3.2. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, экспертиз, анализов, оценок, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен приказом (распоряжением) Департамента здравоохранения города Москвы, но не более чем на 30 календарных дней.
3.3. Проверки проводятся на основании приказа (распоряжения) Департамента здравоохранения города Москвы о проведении ведомственного контроля, в котором указываются:
- наименование органа ведомственного контроля;
- фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- сведения о подведомственной организации (наименование юридического лица), проверка которой проводится;
- цели, задачи, вид, предмет проверки и срок ее проведения;
- в случае проведения плановой проверки указывается ссылка на утвержденный ежегодный план проведения проверок;
- в случае проведения внеплановой проверки указываются реквизиты ранее выданного проверяемому лицу акта проверки, который содержит истекший срок для устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (при наличии), реквизиты жалобы или иного обращения, поступившего в Департамент здравоохранения города Москвы;
- форма проверки;
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (приложение 2 к настоящему Положению);
- даты начала и окончания проведения проверки.
3.4. Проверки могут проводиться только тем должностным лицом (теми должностными лицами), которое указано (которые указаны) в приказе (распоряжении) о проведении проверки.
3.5. Уполномоченное должностное лицо перед началом проведения проверки обязано предъявить руководителю или иному должностному лицу проверяемой подведомственной организации служебное удостоверение.
3.6. В случае реорганизации или ликвидации подведомственной организации, изменения наименования подведомственной организации, ее подведомственности, формы проведения плановой проверки, даты начала и окончания плановой проверки Департамент здравоохранения города Москвы вносит изменения в план проверок.
3.7. План проверок с внесенными изменениями в срок не позднее 7 календарных дней со дня их внесения уполномоченным органом, осуществляющим ведомственный контроль, доводится до сведения подведомственных организаций и Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
4. Права и обязанности должностных лиц
4.1. Должностные лица Департамента здравоохранения города Москвы при осуществлении ведомственного контроля имеют право:
4.1.1. Беспрепятственного доступа на территорию и к объектам (здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства, воздушные суда), используемым подведомственной организацией при осуществлении деятельности (в случае осуществления выездной проверки).
4.1.2. Осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности подведомственных организаций; запрашивать документы и информацию по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе устные и письменные объяснения должностных лиц и работников подведомственной организации по вопросам, относящимся к предмету проверки.
4.1.3. Получать доступ к персональным данным работников подведомственной организации.
4.1.4. Представлять руководителю Департамента здравоохранения города Москвы ходатайство о привлечении для проведения проверки в подведомственных организациях экспертов, иных лиц.
4.1.5. Знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования.
4.2. Уполномоченные должностные лица при проведении ведомственного контроля обязаны:
4.2.1. Своевременно и в полной мере осуществлять ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.2.2. Соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство города Москвы, права и законные интересы проверяемой подведомственной организации.
4.2.3. Не препятствовать руководителю или иному уполномоченному представителю подведомственной организации присутствовать при проведении выездной проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
4.2.4. Знакомить руководителя, иного уполномоченного представителя подведомственной организации с результатами проверки, в том числе с актом проверки.
4.2.5. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании подведомственной организацией.
4.2.6. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Положением.
4.2.7. Не требовать документы и иные сведения, представление которых не относится к предмету проверки.
4.2.8. Составлять по результату проведенной проверки акт проверки.
4.2.9. Составлять по результатам проверки акт о невозможности проведения плановой или внеплановой выездной проверки в связи с отсутствием руководителя, иного уполномоченного представителя подведомственной организации либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, повлекшими невозможность проведения проверки, с указанием причин невозможности ее проведения.
4.3. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подведомственной организации при проведении мероприятий по ведомственному контролю имеют право:
4.3.1. Давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
4.3.2. Получать от Департамента здравоохранения города Москвы, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4.3.3. Знакомиться с результатами ведомственного контроля, указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц.
4.3.4. Представлять в Департамент здравоохранения города Москвы ходатайство о продлении срока, установленного в акте проверки для устранения выявленных нарушений.
4.3.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав проверяемой организации при проведении ведомственного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подведомственной организации при проведении мероприятий по ведомственному контролю обязаны:
4.4.1. Не препятствовать проведению проверки.
4.4.2. При проведении выездной проверки присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за обеспечение проведения мероприятий, относящихся к предмету проверки.
4.4.3. Предоставлять запрашиваемые уполномоченными лицами документы, справки, сведения, объяснения и иную информацию, необходимую для проведения проверки.
4.4.4. Обеспечить беспрепятственный доступ проводящим выездную проверку должностным лицам на территорию и к объектам (здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства), используемые подведомственной организацией при осуществлении деятельности (в ходе осуществления выездной проверки).
4.4.5. Устранить выявленные в ходе проверки нарушения в сроки, указанные в Акте.
5. Проведение документарной проверки
5.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах подведомственных организаций, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполнением предписаний Департамента здравоохранения города Москвы.
5.2. Документарные проверки проводятся путем истребования и анализа документов, представленных подведомственными организациями, в том числе статистической отчетности, данных мониторинга и объяснений руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подведомственной организации.
5.3. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента здравоохранения города Москвы.
5.4. Должностные лица Департамента здравоохранения города Москвы при проведении документарной проверки истребуют документы и информацию для анализа деятельности подведомственной организации путем направления мотивированного запроса о представлении документов и информации. К запросу прилагается копия приказа (распоряжения) Департамента здравоохранения города Москвы о проведении документарной проверки подведомственной организации.
5.5. В срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копии приказа (распоряжения) Департамента здравоохранения города Москвы о проведении проверки подведомственная организация обязана направить в Департамент здравоохранения города Москвы указанные в приказе (распоряжении) документы способом, позволяющим подтвердить получение таких документов.
5.6. Указанные в запросе об истребовании документов (информации) при осуществлении документарных проверок, документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного уполномоченного представителя подведомственной организации. Подведомственная организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных технологий.
6. Выездная проверка
6.1. Предметом выездной проверки является фактическая оценка содержащихся в документах подведомственной организации сведений, а также соответствие территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств, используемых подведомственными организациями при осуществлении деятельности, требованиям охраны труда и принимаемых ими мер по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
6.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственной организации и (или) по месту фактического осуществления деятельности подведомственной организации.
6.3. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Департамента здравоохранения города Москвы, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица подведомственной организации с приказом (распоряжением) Департамента здравоохранения города Москвы о проведении проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц.
6.4. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, иного уполномоченного представителя подведомственной организации либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, иного уполномоченного представителя подведомственной организации, повлекшими невозможность проведения проверки, уполномоченные должностные лица составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае Департамент здравоохранения города Москвы в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения плановой или внеплановой проверки вправе принять решение о проведении в отношении подведомственной организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления подведомственной организации.
7. Порядок оформления результатов проверки
7.1. По результатам проведения проверки должностным лицом, ответственным за проведение проверки, составляется акт проверки по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
7.2. В акте проверки указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ведомственного контроля;
- дата и номер приказа о проведении проверки;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку;
- сведения о проверяемом органе или организации (наименование, юридический адрес, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки);
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подведомственной организации, присутствовавшего при проведении проверки;
- подписи должностных лиц, проводивших проверку.
7.3. Подведомственные организации самостоятельно ведут учет проводимых в отношении них проверок. В случае отсутствия в подведомственной организации журнала учета проводимых проверок, уполномоченным должностным лицом в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
7.4. В акте проверки устанавливается срок для устранения выявленных нарушений, который определяется с учетом характера допущенных нарушений и времени, необходимого для их устранения, и который не может превышать 30 календарных дней со дня подписания акта проверки.
7.5. К акту проверки прилагаются полученные в результате проверки документы или их копии, письменные объяснения должностных лиц подведомственной организации.
7.6. Акт проверки подписывается уполномоченными должностными лицами, должностным лицом, ответственным за проведение проверки, и руководителем или иным уполномоченным представителем подведомственной организации.
7.7. Акт проверки оформляется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или иному уполномоченному представителю подведомственной организации под расписку для устранения нарушений, указанных в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки хранится в деле Департамента здравоохранения города Москвы.
В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственной организации либо отказа в получении акта проверки подведомственной организации направляется акт проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Департаменте здравоохранения города Москвы.
7.8. Руководитель либо иной уполномоченный представитель подведомственной организации в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в Департамент здравоохранения города Москвы в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственной организации вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражения или их заверенные копии и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта проверки передать их в Департамент здравоохранения города Москвы.
8. Устранение выявленных в ходе проверок нарушений
8.1. По результатам проведения проверки руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственной организации обязан устранить выявленные нарушения в срок, установленный в акте проверки.
8.2. Руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственной организации в срок не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения установленного в акте проверки срока для устранения выявленных нарушений вправе представить в Департамент здравоохранения города Москвы, ходатайство о продлении срока для устранения выявленных нарушений, в котором должно быть указано обоснование невозможности устранения выявленных нарушений в срок, установленный для устранения нарушений.
8.3. Ходатайство о продлении срока для устранения выявленных нарушений рассматривается Департаментом здравоохранения города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его регистрации в Департаменте здравоохранения города Москвы.
Продление срока для устранения выявленных нарушений, не устранение которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью работников подведомственной организации, не допускается.
Предельный срок, на который может быть продлен срок устранения выявленных нарушений, составляет 30 календарных дней.
По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока для устранения выявленных нарушений руководитель Департамента здравоохранения города Москвы принимает решение о продлении срока для устранения выявленных нарушений либо решение об отказе в продлении срока для устранения выявленных нарушений, о котором подведомственной организации направляется соответствующее уведомление. При этом в случае принятия решения об отказе в продлении срока для устранения выявленных нарушений в направляемом уведомлении указываются причины принятия такого решения.
8.4. В срок не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока для устранения выявленных нарушений руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственной организации обязан представить в Департамент здравоохранения города Москвы отчет об устранении выявленных нарушений, а также информацию о принятых мерах по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.
К отчету прилагаются копии документов и иные материалы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
8.5. Должностным лицом, осуществляющим контроль за своевременным представлением отчета об устранении нарушений, является должностное лицо, ответственное за проведение проверки.
8.6. В случае не устранения выявленных нарушений в срок, установленный в акте проверки либо в решении о продлении срока устранения выявленных нарушений, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы принимает меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Обжалование действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, осуществляющих ведомственный контроль в подведомственных организациях
9.1. Действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, осуществляющих ведомственный контроль в соответствии с настоящим Положением, могут быть обжалованы руководителю Департамента здравоохранения города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня окончания проведения проверки.
Департамент здравоохранения города Москвы рассматривает поступившую жалобу в срок не позднее 14 календарных дней со дня ее поступления.
10. Учет мероприятий по ведомственному контролю
10.1. Департамент здравоохранения города Москвы ведет учет проведенных уполномоченными должностными лицами проверок в отношении подведомственных организаций путем ведения журнала учета проводимых проверок по форме согласно приложению 4 настоящему Положению.
10.2. Все полученные при проведении документарных и выездных проверок материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в соответствии с установленным порядком в Департаменте здравоохранения города Москвы: не менее трех лет остаются в архивах подразделений для текущей работы.
10.3. Департамент здравоохранения города Москвы ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляет в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о проведенных проверках подведомственных учреждений за календарный год по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению и пояснительную записку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.