г. Краснодар |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А53-19373/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростова-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Донцовой О.Н. (доверенность от 24.06.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 3702092230, ОГРН 1063702132889), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А53-19373/2022, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене отказа от 25.05.2022 N 37/1928 в возбуждении административного дела по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГУП "РосЭнергоПром", обязании возбудить административное дело, обязании привлечь руководителя общества с ограниченной ответственностью "ГУП "РосЭнергоПром" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса.
Решением от 08.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2022, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что определения об отказе в возбуждении административного дела в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром" инспекция не выносила и обществу не направляла. Не проведение контрольных мероприятий даже при наличии постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - постановление N 336) не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренных Кодексом. Наличие у ООО ГУП "РосЭнергоПром" задолженности за потребленный коммунальный ресурс является грубым нарушением лицензионных требований и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-28304/2021 с ООО ГУП "РосЭнергоПром" в пользу общества взыскана задолженность за период с апреля по октябрь 2021 в сумме 307 216 рублей 20 копеек.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Инспекция указывает, что с учетом ограничений введенных постановлением N 336 возбуждение должностными лицами инспекции дел об административных правонарушениях возможно только по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий по заявлению граждан, обратившихся за защитой своих нарушенных прав. Довод общества о том, что инспекция не выносила определения об отказе в возбуждении административных дел несостоятелен, поскольку такие определения представлены в материалы данного дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили, что в адрес инспекции поступило обращение общества по вопросу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса ООО ГУП "РосЭнергоПром", являющегося лицензиатом, в связи с наличием задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергосбережения от 17.04.2017 N 290102272/17, подтвержденной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2021 по делу N A53-28304/2021.
25 мая 2022 года инспекция вынесла определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром" и должностного лица - директора ООО ГУП "РосЭнергоПром" Семенова С.В. Письмом от 25.05.2022 N 37/1928 в ответ на обращение общества от 18.03.2022 N 2498-001/017-1, инспекция сообщила, что в настоящее время не представляется возможным проведение контрольно-надзорных мероприятий и принятия решения о возбуждении/отказе в возбуждении административного производства.
Полагая, что отказом общества, изложенным в письме от 25.05.2021, нарушаются его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и руководствуясь положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), постановлением N 336, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу о том, что определения от 25.05.2021 об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса в отношении юридического лица - ООО ГУП "РосЭнергоПром" и должностного лица - директора ООО ГУП "РосЭнергоПром" Семенова С.В. вынесены инспекцией в связи с невозможностью проведения внеплановой проверки в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром" на основании заявления общества от 23.03.2021, ввиду ограничений, введенных постановлением N 336. При этом, как установили судебные инстанции, оспариваемый обществом ответ инспекции соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 Кодекса). В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Как следует из представленных в материалы дела определений и письма инспекции, инспекция не усмотрела оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса, в связи с отсутствием у нее достаточных данных о наличии в действиях ООО ГУП "РосЭнергоПром" и его должностного лица события указанного административного правонарушения и невозможностью проведения внеплановой проверки в отношении указанных лиц.
Между тем принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
В связи с этим, при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, административный орган обязан рассмотреть его в установленном порядке.
Согласно пункту 9 постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
На основании пункта 3 части 2 статьи 90 Закона N 248 контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В части 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 этой статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у лиц, подлежащих проверке могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В силу части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 данной статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 этой статьи.
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Пунктом 1 постановления N 336 предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 этого постановления.
На основании пункта 3 постановления N 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248 и Законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) установлены исключительные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок. В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора проводятся исключительно в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав при условии согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, не допускается возбуждение дела об административном правонарушении (составлении протокола) должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. При этом возбуждение должностным лицом контрольного (надзорного) органа дела об административном правонарушении в рамках Кодекса возможно только исключительно после проведенных контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ (пункт 9 постановления N 336).
С учетом изложенного у инспекции отсутствовали правовые основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий и, как следствие, для возбуждения в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром" и его директора дела об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции учитывает, что общество не лишено возможности защитить свои права иным способом, нежели в рамках возбуждения административного производства и воспользовалось этим правом, обратившись в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО ГУП "РосЭнергоПром" задолженности за потребленную электроэнергию в апреле - октябре 2021 года, который решением от 26.10.2021 по делу N А53-28304/2021 удовлетворил заявленное требование, а также истечение установленного статьей 4.5 Кодекса срока для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А53-19373/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3 постановления N 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248 и Законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) установлены исключительные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок. В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора проводятся исключительно в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав при условии согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, не допускается возбуждение дела об административном правонарушении (составлении протокола) должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. При этом возбуждение должностным лицом контрольного (надзорного) органа дела об административном правонарушении в рамках Кодекса возможно только исключительно после проведенных контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ (пункт 9 постановления N 336).
...
Суд кассационной инстанции учитывает, что общество не лишено возможности защитить свои права иным способом, нежели в рамках возбуждения административного производства и воспользовалось этим правом, обратившись в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО ГУП "РосЭнергоПром" задолженности за потребленную электроэнергию в апреле - октябре 2021 года, который решением от 26.10.2021 по делу N А53-28304/2021 удовлетворил заявленное требование, а также истечение установленного статьей 4.5 Кодекса срока для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2022 г. N Ф08-13223/22 по делу N А53-19373/2022