Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов
(руководитель Федерального агентства водных ресурсов Д.М. Кириллов)
(утв Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 14 апреля 2023 года)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральному агентству водных ресурсов о результатах проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год (далее - заключение Счетной палаты по Росводресурсам) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Росводресурсам подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного на указанном объекте проверки. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, который подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за 2022 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 28 февраля 2023 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росводресурсов по состоянию на 1 января 2023 года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Росводресурсы находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Росводресурсы осуществляют свою деятельность на основе Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 (с изменениями), в соответствии с которым Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В ведении Росводресурсов в проверяемом периоде находились 14 территориальных органов.
На 1 января 2022 года в ведении Росводресурсов находилось пять государственных бюджетных учреждений. В 2022 году проведена реорганизация бюджетных учреждений путем присоединения федерального государственного бюджетного учреждения "Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российский Научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" и присоединения федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр по водопользованию и мониторингу Азовского моря" к федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению "Центррегионводхоз". На 1 января 2023 года в ведении Росводресурсов находилось три государственных бюджетных учреждения.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
2.1. В части доходов федерального бюджета
Росводресурсы в 2022 году являлись главным администратором неналоговых доходов федерального бюджета по 72 кодам бюджетной классификации (далее - КБК).
Прогноз по поступлениям доходов в федеральный бюджет Росводресурсам на 2022 год, доведенный Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ (с изменениями), составлял 22 244,5 млн рублей.
Росводресурсы выполняют бюджетные полномочия главного администратора средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 160 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2022 году администраторами доходов в соответствии с приказом Росводресурсов от 13 сентября 2019 г. N 227 являлись 14 территориальных органов Росводресурсов, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета и бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), 85 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наибольшую долю доходов федерального бюджета, администрируемых Росводресурсами в 2022 году, составляют доходы по КБК 1 12 05010 01 6000 120 "Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (99,3%).
Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов, утверждена приказом Росводресурсов от 10 марта 2017 г. N 50 (в редакции приказов от 15 декабря 2017 г. N 283, от 17 апреля 2019 г. N 85, от 2 октября 2019 г. N 249, от 23 марта 2020 г. N 73, от 19 ноября 2020 г. N 279 и от 11 февраля 2021 г. N 26).
Согласно отчету по форме 0503127 доходы поступили в объеме 24 918,0 млн рублей. Плановое назначение выполнено Росводресурсами на 112% к прогнозу поступления доходов в федеральный бюджет.
Отклонение от планового показателя обусловлено общей динамикой фактических объемов водопользования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, включая объем выработки электроэнергии предприятиями гидроэнергетики, внесением водопользователями авансовых платежей в отчетном периоде в счет погашения платежей будущих периодов, а также погашением дебиторской задолженности прошлых лет.
Росводресурсами как главным администратором доходов федерального бюджета не в полной мере обеспечен контроль за исполнением администраторами доходов федерального бюджета, возложенных на них функций по администрированию доходов, поступающих от платы за пользование водными объектами, предусмотренный пунктом 2.3 приказа Росводресурсов от 30 сентября 2010 г. N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
В проверяемом периоде по зоне деятельности бассейновых водных управлений Росводресурсов (Западно-Каспийское и Нижне-Обское бассейновые водные управления, в том числе по Республике Дагестан) не выполнены плановые значения, установленные прогнозом поступления доходов в федеральный бюджет на 2022 год, по поступлению доходов от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в объеме 26 454,2 тыс. рублей. Бюджетная отчетность по доходам федерального бюджета Росводресурсов достоверна.
2.2. В части расходов федерального бюджета Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год утвержден Росводресурсам в сумме 25 479,8 млн рублей.
С учетом изменений расходы федерального бюджета Росводресурсам установлены на 2022 год сводной бюджетной росписью в размере 24 296,5 млн рублей, что на 1 183,3 млн рублей, или на 4,6%, меньше объема бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ.
Показатели сводной бюджетной росписи соответствуют лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете Росводресурсов.
Кассовые расходы Росводресурсов составили 24 126,0 млн рублей, или 99,3% доведенных лимитов бюджетных обязательств, неисполненные бюджетные назначения - 170,5 млн рублей, или 0,7%. Основная доля неисполненных назначений (153,5 млн рублей, или 90%) образовалась при использовании межбюджетных трансфертов и обусловлена ненадлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам, корректировкой проектно-сметной документации, а также экономией по результатам проведенных торгов. Уровень кассового исполнения расходов Росводресурсов по сравнению с 2021 годом увеличился с 98,4% на 0,9 п. п.
Фактов недостоверности бюджетной отчетности по расходам федерального бюджета не установлено.
В 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росводресурсам выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на сумму 730,4 млн рублей, в том числе:
- от 21 апреля 2022 г. N 956-р в объеме 56,1 млн рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на строительство объекта "Капитальное строительство берегозащитных сооружений правого и левого берега р. Хулхулау в н. п. Ца-Ведено Веденского района Чеченской Республики";
- от 18 февраля 2022 г. N 292-р в объеме 292,1 млн рублей на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам:
- Ярославской области в объеме 40,6 млн рублей, Республики Бурятия - 76,1 млн рублей на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы;
- Тамбовской области - 9,9 млн рублей, Забайкальского края - 33,1 млн рублей, Карачаево-Черкесской Республики - 104,1 млн рублей, Республики Мордовия - 17,6 млн рублей, Ростовской области - 10,7 млн рублей - в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы) (подпрограмм госпрограмм) субъектов Российской Федерации по направлению "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений)";
- от 19 декабря 2022 г. N 4028-р в объеме 382,2 млн рублей на предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в целях возмещения расходов бюджета Забайкальского края, связанных с проведением в 2022 году неотложных аварийно-восстановительных работ по устройству временных дамб и каналов отвода.
Кассовое исполнение расходов, осуществляемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, составило 730,0 млн рублей, или 99,9% утвержденных значений.
В 2022 году Росводресурсами заключено 48 государственных контрактов на общую сумму 68,8 млн рублей, из них путем проведения электронных аукционов - 5 контрактов на сумму 49,0 млн рублей, запрос котировок в электронной форме -1 контракт на сумму 0,2 млн рублей, с единственным поставщиком - 10 контрактов на сумму 14,5 млн рублей, закрытых аукционов - 1 контракт на сумму 0,9 млн рублей, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - 31 контракт на сумму 4,1 млн рублей.
В ходе аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд выявлены следующие нарушения и недостатки.
В нарушение части 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком), Росводресурсами обоснование начальной (максимальной) цены контракта
(далее - НМЦК) по запросу котировок в электронной форме (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 8 декабря 2022 г. N 0173100010122000010) на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, речевого оповещения в здании и противопожарной автоматики с НМЦК в размере 809,0 тыс. рублей осуществлено на основании информации коммерческих предложений о ценах услуг от трех исполнителей, один из которых ООО "БИФСТОР" не осуществлял оказание идентичных услуг, планируемых к закупке, и не осуществлял деятельность с 6 ноября 2018 года в связи с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Также по результатам проверки установлено, что Росводресурсами запросы коммерческих предложений в адрес указанных организаций не направлялись. Генеральным директором всех трех организаций, на основании предложений которых Росводресурсами сформирована НМЦК (ООО "Каскад" (ИНН 5030066632), ООО "Дельта" (ИНН 5030089693) и ООО "БИФСТОР" (ИНН 5030081422), является одно лицо.
В нарушение части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 , согласно которым платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, документ о приемке направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с использованием единой информационной системы (ЕИС) для включения в реестр контрактов, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем подписания документа о приемке, оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, Росводресурсами указанные документы размещены с нарушением установленных сроков, а именно:
- платежное поручение от 7 июня 2022 г. N 785406 (извещение о проведении электронного аукциона от 13 января 2022 г. N ИИ1) размещено в ЕИС 31 января 2023 года, то есть с нарушением установленного срока на 143 рабочих дня;
- акт сдачи-приемки от 19 января 2022 г. N 2216844 (государственный контракт от 7 декабря 2020 г. N 3057449) размещен в ЕИС 31 января 2022 года, то есть с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня.
В нарушение части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ, Росводресурсами в "Описании объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ" (приложение N 1 к государственному контракту от 25 апреля 2022 г. N 0173100010122000002 (извещение от 31 марта 2022 г. N 0173100010122000002) установлено требование к исполнителю о наличии практического опыта работы в сфере услуг по архивному хранению документов, научно-технической обработке документов по личному составу, постоянного срока хранения не менее 10 лет на территории Российской Федерации.
2.3. По состоянию на 1 января 2023 года дебиторская задолженность Росводресурсов составила 11 271,8 млн рублей и увеличилась по сравнению с объемом задолженности на 1 января 2022 года на 858,0 млн рублей, или на 8,2%, в основном за счет увеличения задолженности по счету 1 206 00 "Расчеты по авансам выданным" на 2 559,1 млн рублей, или в 6,4 раза. Указанная задолженность на 1 января 2023 года составила 3 033,9 млн рублей, или 26,9% общего объема дебиторской задолженности по Росводресурсам. Увеличение задолженности по выданным авансам обусловлено увеличением задолженности по счету 1 206 51 "Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", которая увеличилась с начала 2022 года с 472,1 млн на 2 348,9 млн рублей, или в 6 раз, и составила 2 821,0 млн рублей, или 93,9% общей суммы дебиторской задолженности по счету 1 206 00. Указанная задолженность является текущей, и отражается в объеме межбюджетных трансфертов, перечисленных в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Дебиторская задолженность по доходам составила на 1 января 2023 года 8 225,9 млн рублей, или 73% общей суммы дебиторской задолженности. Она сложилась в основном по счету 1 205 23 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" - 7 867, 7 млн рублей. Образование задолженности обусловлено начислением платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности за IV квартал 2022 года, со сроком уплаты - до 20 января 2023 года.
Дебиторская задолженность по остальным счетам: 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" составляет 0,3 млн рублей, или 0,002%; 209 00 "Расчеты ущербу и иным доходам" - 11,2 млн рублей, или 0,1%; 303 00 "Расчеты по платежам в бюджет" - 0,5 млн рублей, или 0,004%.
Из общей суммы дебиторской задолженности просроченная задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составляла 886,4 млн рублей, на 1 января 2022 года - 978,4 млн рублей и увеличилась на 92,0 млн рублей, или на 10,4%. Задолженность образовалась по договорам водопользования, заключаемым субъектами Российской Федерации в рамках переданных полномочий. Наибольшая сумма просроченной дебиторской задолженности сложилось по договорам за пользование водными объектами, заключенными уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в республиках Дагестан, Коми, Астраханской, Ростовской, Тверской, Ленинградской и Челябинской областях.
По состоянию на 1 января 2023 года просроченная задолженность по плате за пользование водными объектами сложилась в размере 972,2 млн рублей:
- 168,4 млн рублей находится в досудебной претензионной работе;
- 365,6 млн рублей направлены на взыскание через суд;
- 406,0 млн рублей находится на принудительном взыскании по решению судов.
В течение 2022 года отнесено к просроченной дебиторской задолженности 507,6 млн рублей, исполнено с начала года 328,9 млн рублей.
В рамках сокращения дебиторской задолженности по плате за пользование водными объектами территориальными органами Росводресурсов и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ведется досудебная претензионная работа по ее взысканию, а также работа по взысканию задолженности в судебном порядке.
Росводресурсами не приняты меры к списанию просроченной дебиторской задолженности в сумме 0,15 млн рублей, образовавшейся с 1 октября 2013 года в результате переплаты единого социального налога в Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве, которая по состоянию на 15 марта 2023 года учитывается на забалансовом счете 04 2 центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов.
2.5. По состоянию на 1 января 2023 года сумма кредиторской задолженности составила 188,7 млн рублей и уменьшилась по сравнению с 2021 годом на 102,3 млн рублей, или на 35,2%, в основном за счет уменьшения задолженности по счету 1 205 00 "Расчеты по доходам" - на 100,6 млн рублей, или на 35,2%. Наибольшее уменьшение произошло по Московской (28,5 млн рублей) и Свердловской (11,0 млн рублей) областям и Ханты-Мансийскому автономному округу (77,6 млн. рублей).
Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности по бюджетным средствам составляет счет 1 205 00 "Расчеты с дебиторами по доходам" - 182,1 млн рублей, или 98,3% общей кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность по плате за водные объекты сложилась в связи с пересчетом объемов водопользования и уплатой водопользователями авансовых платежей.
Кредиторская задолженность по остальным счетам бюджетного учета является текущей, и ее увеличение обусловлено представлением поставщиками (подрядчиками) документов за декабрь 2022 года, а также начислением налогов и страховых взносов за IV квартал 2022 года.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
3.1. Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Росводресурсами федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) в 2022 году предусмотрены в сумме 8 124,5 млн рублей, или в 2,38 раза больше, чем в 2021 году (3 412,7 млн рублей), в том числе:
- госпрограммой "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 (далее - ГП-28), в объеме 7 867,0 млн рублей;
- непрограммной частью ФАИП (в рамках укрупненного инвестиционного проекта "Объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), включаемые в соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и в отношении которых не требуется принятие акта Правительства Российской Федерации" и включенных в федеральный проект "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" объектов, расположенных на территории Астраханской и Волгоградской областей) в объеме 257,5 млн рублей.
Кассовые расходы Росводресурсов в 2022 году по капитальным вложениям в рамках ФАИП составили 99,6% предусмотренного объема ассигнований на капитальные вложения.
Перечнем мероприятий ФАИП, финансируемых в 2022 году (с учетом внесенных изменений), Росводресурсам предусмотрено 48 объектов капитального строительства.
К вводу в эксплуатацию в 2022 году ФАИП на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. предусмотрен один объект государственной собственности Российской Федерации:
- "Реконструкция и улучшение технического состояния объектов Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и Республика Адыгея. Сооружения инженерных защит" (мощность комплекса сооружений, в том числе протяженность оградительных сооружений 57,046 км; количество насосных станций 4 шт.), который введен в эксплуатацию на основании разрешений от 5 августа 2021 г. N RU01-06-015060002007001-005-202 (8 этап, х. Городской), от 20 августа 2021 г. N 01-06-1420-2021МС (6 этап, долина р. Псекупс), от 8 августа 2022 г. N 00-000-1762-2022МС (7 этап, долина р. Пшиш) и от 14 декабря 2022 г. N 01-03-1915-2022МС (5 этап, Хатукайская долина).
За 2022 год в эксплуатацию введен один объект из предусмотренных к вводу в 2022 году (1 объект), или 100%.
В ходе анализа ввода в эксплуатацию объектов, запланированных к вводу в 2021 году, установлено, что на момент проверки не введены в эксплуатацию три объекта капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, расположенных в паводкоопасном регионе Российской Федерации (Ставропольский край) из восьми объектов, предусмотренных к вводу в 2021 году, или 37,5%. Это ведет к недостижению целей государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса, определенных ГП-28.
По итогам 2022 года осуществлено досрочное завершение строительства шести объектов на территории пяти субъектов Российской Федерации.
Согласно Отчету о ходе строительства объектов капитального строительства, включенных в ФАИП на 2022 год, за январь - декабрь 2022 года, направленному Росводресурсами в Минстрой России, за счет всех источников профинансированы объекты ФАИП в сумме 9 450,3 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 8 094,8 млн рублей, или 99,6% доведенных бюджетных ассигнований, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1 355,5 млн рублей, или 99,5%. Фактически освоено за счет всех источников финансирования - 5 302,9 млн рублей, или 55,9% доведенных бюджетных ассигнований.
Объем неисполненных расходов на капитальные вложения по ФАИП в рамках ГП-28 и непрограммной части ФАИП (ФП "Оздоровление Волги" НП "Экология"), главным распорядителем в отношении которых выступают Росводресурсы, в 2022 году составил 3,6 млрд рублей, или 43,8% средств, выделенных на реализацию ФАИП, в том числе межбюджетные субсидии - 3,6 млрд рублей. Объем неисполненных расходов на капитальные вложения по ФАИП в 2022 году у Росводресурсов по сравнению с 2021 годом увеличился в 36 раз (с 0,1 млрд до 3,6 млрд рублей), что свидетельствует об отрицательной динамике в управлении капитальными вложениями Росводресурсами в результате неосвоения выплаченных авансов подрядчикам по 24 объектам на территории 11 субъектов Российской Федерации, из которых основная доля - 16 объектов в девяти паводкоопасных субъектах Дальнего Востока.
Это обусловлено в основном увеличением авансирования подрядных организаций до 90% стоимости контракта в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" и от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". Это может привести к рискам утраты бюджетных средств в случае банкротства подрядных организаций и необеспечения защиты территорий от паводков, а также ликвидации локального вододефицита.
В Росводресурсах наименьшее исполнение бюджетных назначений, предусмотренных ФАИП на 2022 год, сложилось по ФП "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" ГП-28 и составило 4,3 млрд из 7,2 млрд рублей законодательно утвержденных бюджетных назначений (60%).
В 2022 году Росводресурсами было осуществлено перераспределение средств ФАИП на мероприятия и объекты, не входящие в ФАИП, в объеме 1,3 млрд рублей (увеличение финансового обеспечения выполнения государственного задания ФГБВУ "Центррегионводхоз", субсидии на иные цели), что не позволит наращивать темпы строительства объектов капитального строительства в водохозяйственном комплексе страны.
3.2. По состоянию на 1 января 2023 года, по данным сведений об объектах незавершенного строительства, о вложениях в объекты недвижимого имущества подведомственных бассейновых водных управлений (далее - БВУ) и бюджетных учреждений Росводресурсов (ф. 0503190, ф. 0503790), капитальные вложения по 33 объектам (4+29) составили 8 117,3 млн рублей и уменьшились на 3 177,7 млн рублей по сравнению с 1 января 2022 года (11 295,0 млн рублей), или на 28,1%.
Также, по данным Сведений об объектах незавершенного строительства, о вложениях в объекты недвижимого имущества подведомственных БВУ и бюджетных учреждений (ф. 0503190, ф. 0503790), на 1 января 2023 года числятся капитальные вложения, произведенные в пяти объектах проектно-изыскательских работ (далее - ПИР) на общую сумму 95,5 млн рублей (два ПИР по БВУ на сумму 34,3 млн рублей и три ПИР по ФГБВУ на сумму 61,2 млн рублей), строительство которых не началось (разработаны ПИР), в том числе:
- Стабилизация русловых процессов р. Амур в ЕАО (58,5-65,5; 47,5-49,5 км судового хода) на сумму 27,0 млн рублей (2019 год);
- Строительство инженерных сооружений для эксплуатации водохранилища на балке Шурдере в Сулейман-Стальском районе на землях Хивского района, Республика Дагестан (проектные и изыскательские работы) на сумму 7,3 млн рублей (2017 год);
- Корректировка проектной документации по объекту Богучанская ГЭС на реке Ангара, этап Водохранилище и охрана окружающей среды. База службы эксплуатации Богучанского водохранилища. 4 этап, Кежемский район, Красноярский край на сумму 7,7 млн рублей (2021 год);
- Строительство водохранилища в Левашинском районе Республики Дагестан на сумму 39,6 млн рублей (2017 год);
- Строительство водохранилища в пределах муниципального образования у г. Южно-Сухокумска, Республика Дагестан сумму 13,9 млн рублей (2017 год).
В результате существуют риски потери актуальности ранее разработанной проектно-сметной документации (далее - ПСД) в связи с изменяющимися гидрологическими процессами на водных объектах, что приведет к дополнительному расходованию средств федерального бюджета в случае их корректировки и возможным убыткам при списании ПСД.
При оценке отчетности Росводресурсов установлено, что количество приостановленных строек и объектов составило 11 объектов на общую сумму 2,7 млрд рублей, в том числе:
- по форме (ф. 0503190) БВУ - 1 объект на сумму 0,2 млрд рублей;
- по форме (ф. 0503790) ФГБВУ - 10 объектов на сумму 2,5 млрд рублей.
Причинами приостановления строек является необходимость корректировки проектной документации, форс-мажорные обстоятельства (размыв берегов), отсутствие финансирования строительства объектов с 90-х годов, объекты незавершенного строительства, исполнительное производство в отношении объектов.
При анализе отчета о выполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Федеральному агентству водных ресурсов (утвержден 31 марта 2017 года в редакции от 15 декабря 2021 г.) (далее - План) установлено, что мероприятия на 2022 год не планировались. По состоянию на 1 января 2023 года в Плане отражены четыре объекта незавершенного строительства, которые находятся в оперативном управлении ФГБВУ "Центррегионводхоз".
В отношении указанных объектов Планом установлен срок принятия решения с 2024 по 2026 год. Причинами таких сроков являются превышение затрат на демонтаж объектов над стоимостью нового строительства (экономически невыгодно демонтировать), изменение действующего законодательства, усложнившего процедуру списания объектов незавершенного строительства времен СССР (постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1517, от 18 июля 2022 г. N 1295, которыми не предусмотрен порядок принятия решений о списании объектов незавершенного строительства, строительство которых велось в 1970-1980 гг., и невозможностью их внесения в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства), а также утрата части правоустанавливающих документов на имущество и продолжительность судебных процедур в отношении земельных участков, на которых расположены объекты.
Оценка мер, принимаемых Росводресурсами по своевременному завершению капитального строительства, показала, что в 2022 году проводились совещания в режиме видео-конференц-связи под председательством заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов Н.А. Сологуб с представителями уполномоченных органов исполнительной власти. Также направлялись в субъекты Российской Федерации телеграммы о принятии исчерпывающих мер по выполнению запланированных на 2022 год объемов работ.
В 2022 году Росводресурсами расходы за счет средств федерального бюджета на консервацию объектов незавершенного строительства (возобновление строительства (реконструкцию) не осуществлялись.
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
Согласно лимитам бюджетных обязательств на 2022 год Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 3 830,5 млн рублей. Кассовое исполнение субсидии бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания составило 100%.
Росводресурсами распределение субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на 2022 год произведено всем федеральным государственным бюджетным учреждениям.
Государственные задания формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федеральных государственных учреждений.
Государственные работы согласно отчетам о выполнении государственного задания в 2022 году выполнены подведомственными учреждениями Росводресурсов в полном объеме. При этом объем остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на счетах учреждений составил 718,8 млн. рублей. Основными причинами неиспользования в 2022 году субсидии на иные цели послужили экономия по результатам конкурентных процедур, необходимость уплаты в I квартале 2023 года налогов и обязательств в рамках кредиторской задолженности.
Согласно лимитам бюджетных обязательств на 2022 год Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на иные цели в сумме 2 827,6 млн рублей.
На основании заключенных соглашений субсидии на иные цели предоставлены федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Росводресурсам, в соответствии с целями, предусмотренными Порядком определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства водных ресурсов, и на иные цели, утвержденным приказом Росводресурсов от 6 октября 2020 г. N 230, в объеме 100% доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Распределение целевой субсидии на иные цели на 2022 год произведено тремя федеральным государственным бюджетным учреждениям - ФГБВУ "Центррегионводхоз", ФГУ "Акваинфотека" и ФГУ РосНИИВХ.
Неисполнение принятых бюджетных обязательств в рамках субсидии на иные цели (ВР 612) составило 342,6 млн рублей. Основными причинами неиспользования в 2022 году субсидии на иные цели послужила экономия по результатам размещения заказа и при выполнении работ, расторжение заключенного контракта. Из них подтверждены к использованию в 2023 году остатки в объеме 331,7 млн рублей.
5. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
Федеральным законом от 9 декабря 2021 г. N 390-ФЗ Росводресурсам не предусмотрены бюджетные ассигнования в форме субсидий юридическим лицам.
6. Анализ исполнения в отчетном финансовом году госпрограмм
В 2022 году Росводресурсы являлись участником ГП-28 в части направления "Использование водных ресурсов".
В 2022 году Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ расходы федерального бюджета на реализацию госпрограммы по Росводресурсам были предусмотрены в сумме 25 478,5 млн рублей, сводной бюджетной росписью - 24 284,7 млн рублей, или 95,3% показателя, установленного Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ.
Кассовые расходы составили 24 114,2 млн рублей, или 99,3% сводной бюджетной росписи.
Неисполненные назначения составили 170,5 млн рублей, или 0,7% лимитов бюджетных обязательств. Наибольший объем неисполнения бюджетных ассигнований 67,0 млн рублей сложился по структурному элементу федеральный проект "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" и обусловлен экономией по итогам реализации мероприятий по капитальному ремонту ГТС в 14 субъектах Российской Федерации, а также отставанием от графика производства работ по объекту капитального строительства в Хабаровском крае "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре". Первый этап строительства - Единый комплекс защитных гидротехнических сооружений, состоящий из этапов "Инженерная защита пос. им. Менделеева", "Инженерная защита пос. Победа" и "Инженерная защита микрорайона Парковый и микрорайона Парус".
В части структурного элемента Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений" неисполнение бюджетных ассигнований составило 53,6 млн рублей, в том числе неисполнение в 51 субъекте Российской Федерации субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений.
Росводресурсы участвовали в достижении восьми показателей ГП-28. Плановые значения показателей ГП-28, ответственным исполнителем за достижение которых определены Росводресурсы, в 2022 году выполнены в полном объеме.
Росводресурсы являются ответственным исполнителем контрольных точек со сроком окончания в 2022 году: в рамках федерального проекта "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" - 22 контрольные точки; в рамках федерального проекта "Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов" - 4 контрольные точки; в рамках ведомственного проекта "Цифровая трансформация в области водных ресурсов" - 4 контрольные точки; в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений" - 45 контрольных точек. Все запланированные на 2022 год результаты структурных элементов ГП-28, не входящих в состав национального проекта "Экология", выполнены, 76 контрольных точек выполнены в срок, 1 контрольная точка "С субъектами Российской Федерации заключены перечни о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций" выполнена с нарушением срока на 7 дней (план - 1 декабря 2022 года, факт - 8 января 2022 года).
7. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
Росводресурсы осуществляют функции участника и соисполнителя федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов", входящих в состав национального проекта "Экология", управление которыми осуществляет проектный офис - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральный проект "Оздоровление Волги"
В рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" Росводресурсы осуществляют реализацию мероприятий по направлению "Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги".
В 2022 году Росводресурсам сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 540,0 млн рублей, исполнено 2 528,2 млн рублей, или 99,59%. Неисполнение в объеме 11,8 млн рублей сложилось:
- в сумме 11,1 млн рублей - в связи с экономией по результатам корректировки проектной документации (Астраханская область);
- в сумме 0,7 млн рублей - в связи с длительностью формирования подрядчиками исполнительной документации по пяти вновь начинаемым объектам ФАИП (Астраханская область).
В 2022 году в полном объеме достигнуты значения трех показателей, в достижении которых участвуют Росводресурсы. Выполнение показателей зависит от достижения 2021 году Росводресурсами следующих результатов федерального проекта:
- "Построены и реконструированы водопропускные сооружения для улучшения водообмена в низовьях Волги". Значение результата на 2022 год (нарастающим итогом) выполнено: план - 35 ед. факт - 48 ед. В 2022 году осуществлялась реализация 8 мероприятий (2 - в Волгоградской области, 6 - в Астраханской). По итогам реализации мероприятий в 2022 году обеспечен ввод в эксплуатацию 24 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги на территории Волгоградской области за счет выполнения строительно-монтажных работ по двум укрупненным мероприятиям. По переходящим мероприятиям работы, запланированные на 2022 год, выполнены;
- "Обеспечена экологическая реабилитация водных объектов Нижней Волги". Значение результата в 2022 году (нарастающим итогом): план - 0,98 тыс. га, факт - 0,9956 тыс. га. В 2022 году осуществлялась реализация 5 мероприятий по экологической реабилитации водных объектов Нижней Волги на территории Волгоградской области. По 3 переходящим мероприятиям работы, запланированные на 2022 год, выполнены;
- "Обеспечена расчистка участков водных объектов Нижней Волги". Значение в 2022 году (нарастающим итогом): план - 82,77 км, факт - 86,637 км. В 2022 году реализовывались 25 мероприятий (11 - в Волгоградской области, 14 - в Астраханской области). По 7 мероприятиям (6 - в Волгоградской области, 1 - в Астраханской области) по разработке проектно-сметной документации работы завершены, получены положительные заключения экспертизы. В рамках реализации 7 мероприятий на территории Астраханской области расчищено 58,847 км участков водных объектов Нижней Волги. По 11 переходящим мероприятиям работы, запланированные на 2022 год, выполнены.
Таким образом, общие плановые значения показателей проекта достигнуты.
Федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов"
В рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, восстановлению водных объектов.
В 2022 году Росводресурсам сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 713,3 млн рублей, исполнено 2 678,0 млн рублей, или 98,7%. Неисполнение расходов в части субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, в объеме 35,3 млн рублей обусловлено несвоевременным выполнением работ в связи с погодными условиями в субъектах Российской Федерации (в Брянской, Липецкой областях), корректировкой ПСД (в Калужской области) и непринятыми работами по отгрузке донного грунта (в Тульской области). В 2022 году выполнены значения трех показателей, в достижении которых участвуют Росводресурсы. Выполнение показателей зависит от достижения в 2022 году Росводресурсами следующих результатов федерального проекта:
"Проведены мероприятия по восстановлению и улучшению экологического состояния озер и водохранилищ". Значение на 2022 год - 13 150 га, выполнение - 15 960 га. В рамках государственного задания ФГБВУ "Центррегионводхоз" завершены 35 мероприятий по расчистке от древесного хлама и мусора, излишней водной растительности акваторий участков водных объектов. В рамках предоставления субсидий бюджетным учреждениям на иные цели завершено 7 мероприятий (из них 4 мероприятия по разработке ПСД);
"Улучшено экологическое состояние гидрографической сети". Значение на 2022 год - 344,4 км выполнено - 352,5 км. Реализовывалось 82 мероприятия на территории 47 субъектов Российской Федерации. В 2022 году по 25 мероприятиям разработана проектная документация, завершено 19 мероприятий в 14 субъектах Российской Федерации по расчистке участков водных объектов. 1 мероприятие Калининградской области завершено досрочно, 1 мероприятие Брянской области ("Расчистка реки Десна в пределах города Брянска" (I этап) не завершено в срок в связи с неблагоприятными погодными условиями (выпадением обильных осадков в виде дождя, таяния снега, приведших к высокому уровню подъема воды в русле реки Десна). Перевыполнение результата в 2022 году обеспечено за счет перевыполнения запланированной протяженности расчищенных водных объектов в других субъектах Российской Федерации (республики Мордовия и Татарстан, Воронежская, Калининградская, Ростовская и Липецкая области).
Таким образом, общие плановые значения показателей проекта достигнуты.
8. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ по главе 052 (Росводресурсы) утверждены межбюджетные трансферты на общую сумму 17 941,8 млн рублей.
С учетом изменений сводной бюджетной росписью на 2022 год Росводресурсам установлены бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 16 297,1 млн рублей, или 90,8% показателей Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ, в том числе 10 377,9 млн рублей - консолидированные субсидии (вид расходов 523), 5 536,8 млн рублей - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (вид расходов 530), 382,2 млн рублей - иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в целях возмещения расходов бюджета Забайкальского края, связанных с проведением в 2022 году неотложных аварийно-восстановительных работ по устройству временных дамб и каналов отвода (вид расходов 540).
Межбюджетные трансферты предоставлялись в рамках ГП-28, а также в рамках национального проекта "Экология".
Доля межбюджетных трансфертов в 2022 году составила 67,1% утвержденных Росводресурсам расходов федерального бюджета.
Кассовые расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в 2022 году составили 16 143,6 млн рублей, или 99,06% утвержденных ассигнований в том числе:
- 10 337,7 млн рублей, или 99,2%, - консолидированные субсидии;
- 382,2 млн рублей, или 100%, - иной межбюджетный трансферт;
- 5 423,7 млн рублей, или 97,9%, - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, а также в рамках федеральных проектов.
По состоянию на 1 января 2023 года по результатам использования межбюджетных трансфертов образовались неисполненные назначения (остатки) на общую сумму 153,5 млн рублей, или 0,94% доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе: субсидии - 40,3 млн рублей (0,38%), субвенции - 113,2 млн рублей (2,04%).
Основная доля неисполненных объемов по субсидиям и субвенциям приходится на мероприятия федерального проекта "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" ГП-28.
В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки.
В нарушение пункта 4.1.2 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 4 мая 2022 г. N 052-09-2022-062 (далее - Соглашение N 052-09-2022-062, субсидия), заключенного Росводресурсами и Правительством Чеченской Республики, Росводресурсами не обеспечено выполнение обязанности по осуществлению контроля за соблюдением указанным субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных Соглашением N 052-09-2022-062, путем запроса данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с использованием средств субсидии (пункт 4.2.1 Соглашения N 052-09-2022-062).
Так, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики в рамках государственного контракта на капитальное строительство берегозащитных сооружений правого и левого берега реки Хулхулау в н. п. Ца-Ведено Веденского района Чеченской Республики от 10 июня 2022 г. N 30 осуществило расходы за счет средств субсидии на оплату работ, осуществленных в соответствии с условиями государственного контракта в расчетном летнем периоде в Чеченской Республике с июня по октябрь 2022 года, с учетом затрат при производстве работ в зимнее время, которые не применяются при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, осуществляемого исключительно в летний период, в соответствии с пунктом 9 Методики определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, утвержденной приказом Минстроя России от 25 мая 2021 г. N 325/пр.
Росводресурсами не обеспечен контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по охране поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в рамках контроля за использованием средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренный пунктом 10 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 г. N 1391.
В результате не достигнуты плановые значения целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на 2022 год:
- "Объем доходов федерального бюджета от платы за пользование водными объектами (тыс. рублей)" - 32 субъектами Российской Федерации;
- "Доля водозаборных сооружений, оснащенных системами учета воды (%)" - 19 субъектами Российской Федерации;
- "Доля очистных сооружений, оборудованных средствами учета и контроля качества сбрасываемых сточных вод (%)" - 2 субъектами Российской Федерации;
- "Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) (%)" - 2 субъектами Российской Федерации;
- "Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления (%)" - 2 субъектами Российской Федерации;
- "Протяженность расчищенных участков русел рек и (или) площадь восстановленных водных объектов (км/га)" - 3 субъектами Российской Федерации;
- "Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по увеличению их пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий (%)" - 7 субъектами Российской Федерации;
- "Доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории, к общей численности населения, проживающего на территориях субъекта Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод (%)" - 8 субъектами Российской Федерации.
Невыполнение субъектами Российской Федерации мероприятий в рамках переданных полномочий в области водных отношений привело к недостижению целевых прогнозных показателей и неосвоению средств федерального бюджета в виде субвенций, общая сумма которых составила 39 307,7 тыс. рублей, или 3,66% лимитов бюджетных обязательств (1 072 675,2 тыс. рублей). Так, в 2022 году неосвоение средств федерального бюджета в виде субвенций допущено следующими субъектами Российской Федерации (уровень неисполнения больше 30%):
- Республика Северная Осетия - Алания - 40,5%, или 7 178,7 тыс. рублей, по двум мероприятиям (определение границ водоохранных зон на реках Суадагдон, Хаталдон, Гизельдон, Сунжа, Чикола, Лескенидон, Карцадон);
- Приморский край - 37,%, или 6 711,5 тыс. рублей, по одному мероприятию (проектные работы на расчистку русел рек Раковка, Безымянный, Борисовка);
- Пензенская область - 64%, или 5 521,8 тыс. рублей, по двум мероприятиям (расчистки и дноуглубления рек Керенка, Атмисс);
- Удмуртская Республика - 47,4%, или 863,0 тыс. рублей, по одному мероприятию (проектные работы на расчистку пруда на реке Шаркан).
Росводресурсами ненадлежащим образом осуществлялась оценка использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренная пунктом 4.1.3 соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование госпрограмм (подпрограмм госпрограмм) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в 2022 году.
В результате Росводресурсами не установлены факты невыполнения отдельными субъектами Российской Федерации обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашений.
Так, Правительством Удмуртской Республики в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 052-09-2022-010 не в полном объеме достигнут результат использования субсидии "количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние", установленный на 2022 год в приложении N 2 к данному соглашению (план - 0,89 шт., факт - 0,87 шт.) .
Правительством Республики Хакассия в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 052-09-2022-011 не в полном объеме достигнут результат использования субсидии "количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние", установленный на 2022 год в приложении N 2 к данному соглашению (план - 0,47 шт., факт - 0,44 шт.).
Росводресурсами в 2022 году ненадлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом 4.1.2 указанных соглашений, в результате Росводресурсами не установлены факты невыполнения отдельными получателями субсидий обязательств по достижению технической готовности объектов, предусмотренных графиками выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства.
Так, Правительством Приморского края в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 052-09-2022-054 не достигнут показатель "Техническая готовность объекта капитального строительства на конец отчетного периода,%", установленный в приложении N 3 к данному соглашению, по объекту "Инженерная защита от затопления микрорайона "Семь ветров" в районе ул. Раздольная в г. Уссурийске" (план -30,7%, факт - 9,34%).
Правительством Астраханской области в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 052-09-2022-075 не достигнут показатель "Техническая готовность объекта капитального строительства на конец отчетного периода,%", установленный в приложении N 3 к данному соглашению, по четырем объектам: "Строительство шлюза-регулятора на ерике Бува в Наримановском районе Астраханской области" (план - 100%, факт - 97,23%,), "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения между ильменем Большой Бугас и ильменем Япрык в Наримановском районе Астраханской области" (план - 100%, факт - 99,36%), "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Дальчинский (Антоновский) в 300 м южнее с. Бударино в Лиманском районе Астраханской области" (план - 100%, факт - 98,68%), "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Харзухинский в Лиманском районе Астраханской области" (план - 100%, факт - 98,24%).
В 2022 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. N 4028-р Росводресурсами с Правительством Забайкальского края заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 052-17-2022-001 (далее - Соглашение N 052-17-2022-001) в целях возмещения расходов бюджета Забайкальского края, связанных с проведением в 2022 году неотложных аварийно-восстановительных работ по устройству временных дамб и каналов отвода.
В рамках реализации Соглашения N 052-17-2022-001 Росводресурсами компенсированы затраты бюджета Забайкальского края по 28 мероприятиям, в том числе по возведению временных сооружений - дамб, плотин (21 мероприятие) и по устройству каналов отводов водных масс (7 мероприятий) на общую сумму 382 213,4 тыс. рублей, произведенные в рамках муниципальных контрактов, заключенных органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Забайкальского края с подрядчиками как с единственными поставщиками на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (далее - подрядчики), с целью осуществления закупок работ для ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - муниципальные контракты).
В ходе проверки установлено, что в муниципальных контрактах указана цена без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с тем, что подрядчики применяют упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем начальная (максимальная) цена муниципальных контрактов определялась проектно-сметным методом на основании локально-сметных расчетов (сметы), содержащих НДС по ставке 20%, на которые были получены положительные заключения ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" по проверке достоверности сметной стоимости. Указанные локально-сметные расчеты (сметы) также являлись приложением к муниципальным контрактам.
Согласно актам приемки выполненных работ (форма КС-2) по вышеуказанным контрактам подрядчикам компенсированы расходы "компенсация НДС при УСН", "компенсации НДС", "затраты с уплатой налогов и сборов", "расходы, связанные с налогообложением" на сумму 51 888,2 тыс. рублей.
Так, работы по муниципальному контракту от 15 ноября 2022 г. N 039130004572200000022еп, заключенному с индивидуальным предпринимателем Чипизубовым Евгением Александровичем по устройству дамбы на реке Газимур в с. Александровский Завод, оплачены платежным поручением от 16 декабря 2022 г. N 844173 (без НДС) на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3 без НДС).
Работы по муниципальному контракту от 9 ноября 2022 г. N 36-2022, заключенному с индивидуальным предпринимателем Гилевичем Александром Павловичем на выполнение работ по устройству временной дамбы на р. Амазар в г. Могоча Забайкальского края, оплачены платежным поручением от 13 декабря 2022 г. N 801283 (без НДС) на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3 без НДС).
9. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Счетной палатой проведена оценка качества управления государственными финансами Росводресурсов, которая составила 48 баллов. Основными факторами, повлиявшими на недостижение максимальной оценки качества управления государственными финансами Росводресурсов, являются перенос сроков ввода объектов ФАИП в эксплуатацию на периоды после отчетного финансового года, а также наличие просроченной дебиторской задолженности.
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В соответствии со статьей 160 2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществлялся Росводресурсами в соответствии с Порядком осуществления Росводресурсами внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Росводресурсов от 3 марта 2020 г. N 53.
В структуре Росводресурсов в соответствии с приказом Агентства от 20 сентября 2019 г. N 235 создан отдел внутреннего контроля и аудита, осуществляющий функции внутреннего финансового аудита (финансового контроля). Приказом Росводресурсов от 30 декабря 2022 г. N 373 "О возложении полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в системе Федерального агентства водных ресурсов" полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложены на государственного гражданского служащего, являющегося субъектом внутреннего финансового аудита - начальника Управления трансграничных вод, ресурсов обеспечения деятельности и развития человеческого потенциала.
Приказом Росводресурсов от 28 декабря 2021 г. "О мероприятиях по ведомственному контролю Федерального агентства водных ресурсов 2022 году" утвержден план внутреннего финансового аудита Росводресурсов на 2022 год. Планом предусмотрено проведение трех аудиторских проверок. В течение 2022 года изменения в план не вносились. План внутреннего финансового аудита выполнен на 100%.
Росводресурсами в 2022 году проведены две плановые проверки территориальных органов Росводресурсов. Проверками охвачено 2 из 14 территориальных органов, или 14,3%.
Росводресурсами по окончании проведения аудиторских мероприятий подготовлены заключения. Эффективность системы внутреннего финансового аудита оценивается как средняя.
11. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
В пользовании Росводресурсов, его территориальных органов и подведомственных учреждений находятся 2 940 объектов недвижимого имущества и 1 165 земельных участков, из них государственная регистрации права собственности Российской Федерации оформлена на 2 894 объекта недвижимости, или на 98,4%, государственная регистрация права оперативного управления имеется на 2 870 объектов недвижимости, или на 97,6%.
Нарушений Росводресурсами в сфере управления и распоряжения государственным имуществом не выявлено.
12. Выводы
12.1. Показатели годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности Росводресурсов об исполнении федерального бюджета за 2022 год достоверны и соответствуют данным, полученным в ходе внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и бюджетной отчетности за 2022 год.
12.2. Исполнение федерального бюджета за 2022 год Росводресурсами по доходам составило 24 918,0 млн рублей, или 112% утвержденных плановых назначений. Отклонение от планового показателя обусловлено общей динамикой фактических объемов водопользования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, включая объем выработки электроэнергии предприятиями гидроэнергетики, внесением водопользователями авансовых платежей в отчетном периоде в счет погашения платежей будущих периодов, а также погашением дебиторской задолженности прошлых лет.
Росводресурсами как главным администратором доходов федерального бюджета не в полной мере обеспечен контроль за исполнением администраторами доходов федерального бюджета возложенных на них функций по администрированию доходов, поступающих от платы за пользование водными объектами. При общем выполнении по зоне деятельности двух БВУ плановые показатели доходов выполнены не были.
12.3. Расходы федерального бюджета исполнены Росводресурсами в сумме 24 126,0 млн рублей, или 99,3% доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Неисполненные бюджетные назначения составили 170,5 млн рублей, или 0,7%. Основная доля неисполненных назначений (153,5 млн рублей, или 90%) образовалась при использовании межбюджетных трансфертов и обусловлена ненадлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам, корректировкой проектно-сметной документации, а также экономией по результатам проведенных торгов.
12.4 . В 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росводресурсам выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на сумму 730,4 млн рублей, в том числе бюджетам: Чеченской Республики - 56,1 млн рублей, Ярославской области - 40,6 млн рублей, Республики Бурятия - 76,1 млн рублей, Тамбовской области - 9,9 млн рублей, Забайкальского края - 33,1 млн рублей, Карачаево-Черкесской Республики - 104,1 млн рублей, Республики Мордовия - 17,6 млн рублей, Ростовской области - 10,7 млн рублей.
Также предоставлен иной межбюджетный трансферт бюджету Забайкальского края в целях возмещения расходов бюджета Забайкальского края, связанных с проведением в 2022 году неотложных аварийно-восстановительных работ по устройству временных дамб и каналов отвода на сумму 382,2 млн рублей.
Кассовое исполнение расходов, осуществляемых за счет средств резервного фонда Российской Федерации, составило 730,0 млн рублей, или 99,9% утвержденных значений.
12.5. По состоянию на 1 января 2023 года дебиторская задолженность Росводресурсов составила 11 271,8 млн рублей и увеличилась по сравнению с 2022 годом на 858,0 млн рублей, или на 8,2%, в основном за счет увеличения задолженности по счету 1 206 00 "Расчеты по авансам выданным" на 2 559,1 млн рублей, или в 6,4 раза.
Дебиторская задолженность по доходам составила на 1 января 2023 года составила 8 225,9 млн рублей, или 73% общей суммы дебиторской задолженности.
12.6. По состоянию на 1 января 2023 года сумма кредиторской задолженности составила 188,7 млн рублей и уменьшилась по сравнению с 2021 годом на 102,3 млн рублей, или на 35,2%, в основном за счет уменьшения задолженности по счету 1 205 00 "Расчеты по доходам" - на 100,6 млн рублей, или на 35,2%.
12.7. Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Росводресурсами ФАИП в 2022 году предусмотрены в сумме 8 124,5 млн рублей, или в 2,38 раза больше, чем в 2021 году.
Перечнем мероприятий ФАИП, финансируемых в 2022 году (с учетом внесенных изменений), Росводресурсам предусмотрено 48 объектов капитального строительства.
Кассовые расходы Росводресурсов в 2022 году по капитальным вложениям в рамках ФАИП составили 99,6% предусмотренного объема ассигнований на капитальные вложения.
За 2022 год в эксплуатацию введен один объект из предусмотренных к вводу в 2022 году (один объект) и шесть объектов введены в эксплуатацию досрочно.
По состоянию на 1 января 2023 года, по данным сведений об объектах незавершенного строительства, о вложениях в объекты недвижимого имущества подведомственных БВУ и бюджетных учреждений Росводресурсов, числятся капитальные вложения в объеме 8 117,3 млн рублей, которые уменьшились на 3 177,7 млн рублей по сравнению с 1 января 2022 года (11 295,0 млн рублей), или на 28,1%.
При оценке отчетности Росводресурсов установлено, что количество приостановленных строек и объектов составило 11 объектов на общую сумму 2,7 млрд рублей.
При анализе отчета о выполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Федеральному агентству водных
ресурсов (утвержден 31 марта 2017 года в редакции от 15 декабря 2021 г.) установлено, что мероприятия на 2022 год не планировались.
12.8. Согласно лимитам бюджетных обязательств на 2022 год Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 3 887,7 млн рублей, субсидия на иные цели - в сумме 2 827,6 млн рублей. Кассовое исполнение указанных субсидий бюджетным учреждениям составило 100%.
12.9. В 2022 году Росводресурсы являлись участником ГП-28.
В 2022 году Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ расходы федерального бюджета на реализацию ГП-28 по Росводресурсам были предусмотрены в сумме 25 478,5 млн рублей, сводной бюджетной росписью - 24 284,7 млн рублей, или 95,3% показателя, установленного Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ.
Кассовые расходы составили 24 114,2 млн рублей, или 99,3% сводной бюджетной росписи.
Неисполненные назначения составили 170,5 млн рублей, или 0,7% лимитов бюджетных обязательств, и образовались в связи с невыполнением обязательств подрядчиками при выполнении мероприятий в субъектах Российской Федерации, корректировкой проектно-сметной документации, экономией ввиду наличия исключаемых работ.
Росводресурсы участвовали в достижении восьми показателей ГП-28, все они выполнены в полном объеме.
12.10. Росводресурсы осуществляют функции участника и соисполнителя федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов", входящих в состав национального проекта "Экология", управление которыми осуществляет проектный офис - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2022 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 540,0 млн рублей, исполнено 2 528,2 млн рублей, или 99,59%. Неисполнение в объеме 11,8 млн рублей сложилось из-за экономии по результатам корректировки проектной документации и длительности формирования подрядчиком исполнительной документации.
В рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" в 2022 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 713,3 млн рублей, исполнено 2 678,0 млн рублей, или 98,7%. Неисполнение в объеме 35,3 млн рублей обусловлено несвоевременным выполнением работ из-за неблагоприятных погодных условий.
В 2022 году выполнены значения трех показателей по каждому проекту, в достижении которых участвуют Росводресурсы.
12.11. Сводной бюджетной росписью на 2022 год Росводресурсам установлены бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 16 297,1 млн рублей, или 90,8% показателей Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ, в том числе 10 377,9 млн рублей - консолидированные субсидии (вид расходов 523), 5 536,8 млн рублей - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (вид расходов 530), 382,2 млн рублей - иной межбюджетный трансферт в целях возмещения расходов бюджета Забайкальского края, связанных с проведением неотложных аварийно-восстановительных работ (вид расходов 540).
По состоянию на 1 января 2023 года по результатам использования межбюджетных трансфертов образовались неисполненные назначения на общую сумму 153,5 млн рублей, или 0,94% доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе: субсидии - 40,3 млн рублей (0,38%), субвенции - 113,2 млн рублей (2,04%).
13. Предложения
13.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Федерального агентства водных ресурсов.
13.2. Направить информационные письма Счетной палаты в Федеральную налоговую службу, Федеральную антимонопольную службу и Федеральное казначейство.
13.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты |
С.В. Мамедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов (руководитель Федерального агентства водных ресурсов Д.М. Кириллов)" (утв Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 14 апреля 2023 года)
Опубликование:
-