В соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьей 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Создать государственную информационную систему "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - информационная система).
2. Определить оператором и заказчиком информационной системы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
4. Установить срок ввода информационной системы в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 января 2024 г. N 57
Положение
о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, основные функции государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - информационная система), ее структуру, участников, порядок представления информации в информационную систему и получения доступа к такой информации, порядок информационного взаимодействия информационной системы с другими информационными системами, а также требования к техническим и программным средствам информационной системы.
2. Обладателем информации, содержащейся в информационной системе, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Все исключительные права на программы для электронных вычислительных машин, полученные при создании и развитии информационной системы, принадлежат Российской Федерации в лице оператора информационной системы.
4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"информационная система" - совокупность программных и технических средств, средств связи, оповещения, автоматизации, информационных ресурсов и баз данных, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также информации о ландшафтных (природных) пожарах;
"доступ к информации, содержащейся в информационной системе" - возможность получения информации из информационной системы и ее использования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"личный кабинет пользователя" - инструмент обмена информацией между пользователями информационной системы;
"термическая точка" - тепловая аномалия, выявленная по результатам космической съемки после проведения тематической обработки.
II. Цель и задачи информационной системы
5. Целью создания информационной системы является информационное обеспечение и развитие системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как части системы государственного управления с использованием инновационных технологий и цифровизации процессов поддержки принятия решения при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также предупреждении, мониторинге и ликвидации ландшафтных (природных) пожаров.
6. Задачами информационной системы являются:
а) обеспечение информационного взаимодействия участников информационной системы в цифровом формате (сбор, учет, хранение, обработка, анализ, а также предоставление информации);
б) осуществление мер информационной поддержки органов управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для принятия решений в области защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций.
III. Структура и основные функции информационной системы
7. В составе информационной системы функционируют 2 взаимосвязанных контура - закрытый, функционирующий в защищенной сети связи, и открытый, функционирующий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
8. Закрытый контур информационной системы представлен следующими структурными элементами:
а) геоинформационная система;
б) база знаний;
в) блок аналитики;
г) блок работы с данными дистанционного зондирования Земли;
д) блок "Паспорт территорий";
е) информационно-аналитическая система.
9. Открытый контур информационной системы реализован в виде сайта в сети "Интернет" и личного кабинета пользователя. Личный кабинет пользователя состоит из следующих блоков:
а) блок "Атлас опасностей и рисков";
б) блок "Паспорт территорий";
в) блок "Термические точки";
г) блок "Информационно-аналитическая система".
10. Функционирование информационной системы осуществляется через:
а) закрытый контур информационной системы, обеспечивающий возможность выполнения следующих функций:
сбор, хранение, обмен и визуализация оперативной и плановой информации;
ввод, поиск и хранение структурированных и неструктурированных медиа- и текстовых данных;
проведение расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций, ландшафтных (природных) пожаров с использованием расчетных модулей, разработанных на основе национальных стандартов Российской Федерации, методик и научно-методических подходов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти по направлениям деятельности;
проведение исследований данных, проверок гипотез и эффективности разрабатываемых аналитических подходов и получаемых результатов;
б) открытый контур информационной системы, обеспечивающий возможность выполнения следующих функций:
осуществление геопространственного анализа;
обеспечение информационного взаимодействия с закрытой частью информационной системы;
доведение до участников информационной системы ежедневного оперативного прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций и результатов расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
оперативное доведение до участников информационной системы информации о термических точках.
11. В информационной системе могут создаваться иные подсистемы (блоки), необходимые для решения задач информационной системы.
IV. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы
12. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы осуществляются в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
13. В целях создания, эксплуатации и развития информационной системы оператор может привлекать (в том числе с передачей отдельных функций оператора) подведомственные организации, а также другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Перечень и содержание работ и услуг по созданию, эксплуатации и развитию информационной системы, а также по обеспечению функционирования программно-технических средств информационной системы определяются оператором.
15. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) обеспечение функционирования информационной системы как совокупности подсистем (блоков);
б) своевременность, полнота, достоверность и актуальность информации при ее размещении в информационной системе;
в) однократность ввода информации и многократность ее использования;
г) открытость и доступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне;
д) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации в области импортозамещения;
е) обеспечение оперативного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам;
ж) гибкость и адаптивность информационной системы к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;
з) обеспечение защиты содержащихся в информационной системе данных и разграничение прав доступа к ним.
V. Участники информационной системы
16. Участниками информационной системы являются:
а) оператор информационной системы;
б) поставщики информации - федеральные органы исполнительной власти, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации и организации в случае заключения ими с оператором информационной системы соглашения о представлении информации;
в) пользователи информации - федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации, а также иные юридические и физические лица.
17. Оператор информационной системы обеспечивает:
а) создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и развитие информационной системы;
б) координацию взаимодействия участников информационной системы;
в) разработку единых механизмов передачи и получения данных для взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;
г) методическую и консультационную поддержку участников информационной системы по вопросам ее использования;
д) защиту информации, содержащейся в информационной системе, в том числе целостность, доступность и конфиденциальность обрабатываемой в ней информации;
е) разграничение прав доступа участников информационной системы к содержащейся в ней информации;
ж) информационное взаимодействие информационной системы с другими информационными системами, содержащими информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информацию о ландшафтных (природных) пожарах.
18. Поставщики информации:
а) обладают доступом к информации, содержащейся в информационной системе;
б) передают в информационную систему информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информацию о ландшафтных (природных) пожарах;
в) обеспечивают целостность, достоверность и установленную степень конфиденциальности информации, подлежащей передаче в информационную систему;
г) незамедлительно информируют оператора информационной системы о сбоях и нарушениях в ее работе, а также о нарушениях требований обеспечения информационной безопасности, о возникновении технических проблем, связанных с представлением информации, о сроках их устранения, об изменении действующих форматов данных и порядке представления информации (получения доступа к ней).
19. Пользователи информации:
а) имеют доступ к информации, содержащейся в информационной системе;
б) имеют право распространять общедоступную информацию, содержащуюся в информационной системе, при условии указания в качестве источника распространения такой информации оператора информационной системы.
VI. Порядок представления информации в информационную систему и получения доступа к такой информации
20. В информационной системе размещается следующая информация:
а) информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включающая:
сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях;
сведения о мерах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях;
сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
сведения о составе и структуре сил и средств, предназначенных и задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе сил постоянной готовности;
сведения о создании, наличии, использовании и восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) данные об объектах инфраструктуры (объекты социальной, транспортной, инженерной, производственной, торговой, экономической, туристской инфраструктуры и др.);
в) данные дистанционного зондирования Земли, в том числе из космоса, и результаты их обработки;
г) статистическая, в том числе официальная информация и нормативная справочная информация, которая может быть использована в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) данные результатов сбора и мониторинга оперативной информации о ландшафтных (природных) пожарах.
21. Размещению в информационной системе не подлежат информация и документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также информация ограниченного распространения.
Размещение информации в информационной системе осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.
22. Состав информации, представляемой в информационную систему поставщиками информации, формы, сроки и порядок ее представления определяются соответствующими соглашениями об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сбора и мониторинга оперативной информации о ландшафтных (природных) пожарах и регламентами (протоколами) информационного взаимодействия между оператором и поставщиками информации, а также на основании официальных запросов оператору.
23. Предоставление информации, содержащейся в информационной системе (получение доступа к ней), ее пользователям осуществляется на безвозмездной основе.
24. Доступ к информационной системе предоставляется:
а) в закрытом контуре информационной системы и личном кабинете пользователя посредством прохождения процедур идентификации и аутентификации. Идентификация и аутентификация осуществляются в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
б) на сайте в сети "Интернет" посредством свободного доступа.
25. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации и организации, которые представляют в информационную систему информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о ландшафтных (природных) пожарах, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность размещения в информационной системе электронных документов и информации.
26. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут подписывать представляемую в электронном виде информацию квалифицированной электронной подписью соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Должностные лица государственных корпораций и организаций могут подписывать представляемую в электронном виде информацию усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
27. При использовании информации, содержащейся в информационной системе, пользователь информации обязан указывать информационную систему в качестве источника этой информации.
VII. Порядок информационного взаимодействия информационной системы с информационными системами поставщиков информации
28. Информационное взаимодействие информационной системы с информационными системами поставщиков информации осуществляется в соответствии с соглашениями и (или) регламентами (протоколами) информационного взаимодействия, в которых определяется конкретная информационная система или перечень информационных систем.
29. При организации информационного взаимодействия информационной системы и информационных систем поставщиков информации может быть использована единая система межведомственного электронного взаимодействия.
30. Информационное взаимодействие информационной системы и информационных систем поставщиков информации осуществляется с использованием технических средств защиты информации, сертифицированных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в части, касающейся средств криптографической защиты информации.
31. Организация информационного взаимодействия информационной системы с информационными системами поставщиков информации осуществляется оператором информационной системы и операторами информационных систем поставщиков информации самостоятельно, а также с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
32. Информация, представляемая и содержащаяся в информационной системе, подлежит постоянной актуализации с периодичностью, определенной регламентами (протоколами) информационного взаимодействия между оператором и поставщиками информационной системы.
VIII. Требования к техническим и программным средствам информационной системы
33. Технические и программные средства информационной системы должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаться на территории Российской Федерации;
б) обеспечивать размещение информации на русском языке;
в) иметь действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении информации;
г) обеспечивать автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивать возможность прохождения участниками системы идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
е) обеспечивать сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
IX. Защита информации, содержащейся в информационной системе
34. Информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
35. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации.
36. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы осуществляются:
а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
б) разработка и внедрение подсистемы защиты информации, содержащейся в информационной системе;
в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также проведение аттестации информационной системы на соответствие требованиям к защите информации;
г) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы.
37. В целях защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператор информационной системы обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права доступа к этой информации;
б) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе;
в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав информационной системы технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
г) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в информационной системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;
д) обеспечение осуществления непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе.
X. Финансовое обеспечение функционирования информационной системы
38. Финансовое обеспечение функционирования информационной системы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области охраны и защиты лесов (в том числе в области пожарной безопасности в лесах).
Решено создать ГИС "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (ГИС АИУС РСЧС). Утверждено положение о ней.
Оператором и заказчиком информсистемы определено МЧС. Задачами системы являются обеспечение информационного взаимодействия участников ГИС АИУС РСЧС в цифровом формате (сбор, учет, хранение, обработка, анализ и предоставление информации); информационная поддержка органов управления РСЧС для принятия решений в области защиты населения и территорий от последствий ЧС.
В составе ГИС АИУС РСЧС будут работать два взаимосвязанных контура - закрытый, функционирующий в защищенной сети связи, и открытый - в Интернете.
Информсистему введут в эксплуатацию до конца 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. N 57 "О государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Вступает в силу с 3 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 26 января 2024 г. N 0001202401260023
Собрание законодательства Российской Федерации, 29 января 2024 г. N 5 ст. 705