Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл (далее - Положение).
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл (далее - региональный контроль на ООПТ) осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство, контрольный орган).
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного геологического контроля, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, в части прав и обязанностей, указанных в Положении должностных лиц Министерства (далее - должностные лица Министерства), также применяются положения статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Организация и осуществление регионального контроля на ООПТ регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, в части прав и обязанностей должностных лиц Министерства (далее - должностные лица Министерства), указанных в Положении о региональном контроле на ООПТ, также применяются положения статей 33 и 34 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).
Предметом регионального контроля на ООПТ является:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на ООПТ и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом N 33-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в области охраны и использования ООПТ (далее - обязательные требования), касающихся:
режима ООПТ;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
режима охранных зон ООПТ.
К объектам регионального контроля на ООПТ (далее - объекты контроля) относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.
В программе профилактики учитываются категории риска к которым отнесены объекты контроля:
а) высокий риск (2 категория риска);
б) значительный риск (3 категория риска);
в) средний риск (4 категория риска);
г) умеренный риск (5 категория риска);
д) низкий риск (6 категория риска).
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется Министерством на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска согласно Приложению к Положению о региональном контроле на ООПТ.
Контрольный орган ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, с указанием категории риска.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) категория умеренного риска - объекты контроля в границах:
государственных природных заказников республиканского значения Республики Марий Эл (далее - заказники);
охранных зон заказников;
б) категория низкого риска - объекты контроля в границах:
памятников природы республиканского значения Республики Марий Эл (далее - памятники природы);
природных парков республиканского значения Республики Марий Эл (далее - природные парки);
дендрологических парков республиканского значения Республики Марий Эл (далее - дендрологические парки);
ботанических садов республиканского значения Республики Марий Эл (далее - ботанические сады);
охранных зон памятников природы;
охранных зон природных парков;
охранных зон дендрологических парков;
охранных зон ботанических садов.
Контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году не осуществлялись. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории ООПТ Республики Марий Эл и подлежащие региональному контролю на ООПТ, отсутствуют.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 марта N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336), постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с 25.03.2022 года введен мораторий (запрет) на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а так же установлено прекращение ранее возбужденных производств.
Плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия Министерством не проводились.
В рамках реализации Программы профилактики в целях предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды и природопользования проведены профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики на 2022 год.
На официальном сайте Министерства https://mari-el.gov.ru/ministries/minles/pages/Ecolog-nadzor/размещены материалы и сведения, касающиеся осуществляемых Министерством мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований):
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального контроля на ООПТ;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального контроля на ООПТ, о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований (в Положении);
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (в Положении);
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам Министерством даны компетентные разъяснения и консультации.
В целях просвещения, стимулирования и популяризации общественного контроля ведется работа по информированию граждан, в том числе через официальный портал Министерства, средства массовой информации, социальные сети, подведомственные учреждения и иных хозяйствующих субъектов об ограничении деятельности на ООПТ.
Министерством за 2023 год проведено/принято участие в 3 публичных мероприятиях, направленных на информирование граждан и хозяйствующих субъектов о соблюдении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, об изменениях в законодательстве, в том числе, с представителями средств массовой информации в различных форматах, видео-конференции, заседания.
На данные мероприятия были приглашены представители органов контроля (надзора) и другие заинтересованные лица. В ходе мероприятий природопользователям были даны ответы на вопросы, связанные с осуществлением полномочий Министерства, разъяснены актуальные изменения природоохранного законодательства, осуществлен обзор наиболее часто допускаемых нарушений и положительных практик с целью профилактики нарушений обязательных требований.
Указанная форма приводит к распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для подконтрольных субъектов.
Информация о проводимых мероприятиях ежемесячно размещается на сайте Министерства;
Проведена работа по обобщению и анализу практики осуществления государственного надзора по результатам 2022 года с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, направленных на недопущение таких нарушений. Информация размещена на официальном сайте Министерства.
Ключевыми рисками в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному контролю на ООПТ, расположенных на территории Республики Марий Эл.
В 2024 году будет продолжена работа по разъяснению требований законодательства в области охраны и использования ООПТ посредством размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл, содержащих данные требования, проведение семинаров и совещаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.