Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства природных
ресурсов, экологии и охраны
окружающей среды
Республики Марий Эл
от 18.12.2023 N 535
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении на территории Республики Марий Эл регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2024 год
29 января 2024 г.
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Марий Эл, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Марий Эл на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Марий Эл (далее - Положение).
Региональный государственный экологический контроль (надзор), на территории Республики Марий Эл (далее - экологический контроль) осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство, контрольный орган).
К отношениям, связанным с осуществлением экологического контроля, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, в части прав и обязанностей, указанных в Положении должностных лиц Министерства, (далее - должностные лица Министерства), также применяются положения статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Контрольный орган осуществляет экологический контроль в отношении следующих объектов регионального государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, за исключением деятельности на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - контролируемые лица, хозяйствующие субъекты).
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
Предметом экологического контроля являются:
а) соблюдение контролируемыми лицами, указанными в частях 1 - 3 статьи 31 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 248-ФЗ, контролируемые лица) обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом N 7-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл (далее - обязательные требования) в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В программе профилактики учитываются категории риска к которым отнесены объекты контроля:
а) высокий риск (2 категория риска);
б) значительный риск (3 категория риска);
в) средний риск (4 категория риска);
г) умеренный риск (5 категория риска);
д) низкий риск (6 категория риска).
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется Министерством на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска согласно Приложению к Положению.
Общее количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Марий Эл и подлежащих экологическому контролю, объекты которых состоят на учете в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет: 715 юридических лиц и 129 индивидуальных предпринимателей.
Контрольный орган ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
Контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году осуществлялись Министерством по информации в сети "Интернет", обращениям/жалобам граждан и иных лиц, по результатам рассмотрения материалов прокуратуры.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336), постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с 25.03.2022 года введен мораторий (запрет) на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а так же установлено прекращение ранее возбужденных производств.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия Министерством не проводились.
По результатам рассмотрения материалов прокуратуры и проведения 2 внеплановых выездных проверок на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" по требованию первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора в отношении двух индивидуальных предпринимателей типовыми нарушениями явились:
невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - 5,
самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения - 4,
несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - 2,
нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - 2,
неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - 2,
неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - 1,
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления - 1,
самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - 1,
нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - 1.
По требованию Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры за истекший период 2023 года произведен расчет ущерба по факту причинения вреда окружающей среде (водному объекту р. Сердяжка) на общую сумму 123334,08 (сто двадцать три тысячи триста тридцать четыре) рубля 8 копеек, материалы направлены в прокуратуру. Указанный ущерб возмещён виновным лицом в добровольном порядке в полном объеме.
В рамках реализации Программы профилактики в целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды и природопользования проведены профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики на 2023 год.
На официальном сайте Министерства https://mari-el.gov.ru/ministries/minles/pages/Ecolog-nadzor/размещены материалы и сведения, касающиеся осуществляемых Министерством мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований):
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного экологического контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного экологического контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований (в Положении);
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (в Положении);
12) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам Министерством даны компетентные разъяснения и консультации.
В целях осуществления экологического просвещения, стимулирования и популяризации общественного контроля ведется работа по информированию граждан, в том числе через официальный портал Министерства, средства массовой информации, социальные сети.
Министерством за 2023 год проведено/принято участие в 7 публичных мероприятиях, направленных на информирование граждан и хозяйствующих субъектов о соблюдении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, об изменениях в законодательстве, в том числе, с представителями средств массовой информации в различных форматах, проведены семинары, видео-конференции, заседания.
На данные мероприятия были приглашены представители органов контроля (надзора) и другие заинтересованные лица. В ходе мероприятий природопользователям были даны ответы на вопросы, связанные с осуществлением полномочий Министерства, разъяснены актуальные изменения природоохранного законодательства, осуществлен обзор наиболее часто допускаемых нарушений и положительных практик с целью профилактики нарушений обязательных требований.
Указанная форма приводит к распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для подконтрольных субъектов.
Информация о проводимых мероприятиях ежемесячно размещается на сайте Министерства.
Проведены 4 консультирования в режиме видеоконференцсвязи.
Проведена работа по обобщению и анализу практики осуществления государственного надзора по результатам 2022 года с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, направленных на недопущение таких нарушений. Информация размещена на официальном сайте Министерства.
Ключевыми рисками в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), расположенных на территории Республики Марий Эл.
За 11 месяцев 2023 года:
проведено 43 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом;
специалисты Министерства привлекались органами прокуратуры к проведению 12 мероприятий;
проведено 5 профилактических визитов; в проведении 4 профилактических визитов отказано.
По результатам проведенных мероприятий по контролю:
подготовлено 235 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения);
проведено 25 консультирований.
поставлено на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 35 новых объектов НВОС, рассмотрено 296 заявок на актуализацию и корректировку сведений в реестре НВОС.
В 2024 году будет продолжена работа по разъяснению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования посредством размещения на официальном сайте Министерства нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл, содержащих данные требования, и проведение семинаров, совещаний, проведение видеоконференцсвязи с контролируемыми лицами, а также реализация контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с общественными инспекторами в области охраны окружающей среды. Будет продолжена практика выдачи предостережений. Запланированы профилактические визиты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.