Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 29 января 2024 года N 16-р
Бюджетный прогноз
Республики Адыгея на долгосрочный период до 2036 года
I. Прогноз основных характеристик республиканского бюджета Республики Адыгея (консолидированного бюджета Республики Адыгея)
Основной целью разработки Бюджетного прогноза Республики Адыгея на долгосрочный период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) является оценка основных параметров республиканского бюджета Республики Адыгея и консолидированного бюджета Республики Адыгея на долгосрочный период, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов и достижение целей, направленных на социально-экономическое развитие Республики Адыгея.
При составлении Бюджетного прогноза использованы:
1) макроэкономические показатели Республики Адыгея на долгосрочный период до 2036 года (фонд заработной платы, прибыль, индекс потребительских цен), разработанные на основе доклада об итогах социально-экономического развития Республики Адыгея за 2022 год, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 марта 2023 года N 78-р "О докладе "Об итогах социально-экономического развития Республики Адыгея за 2022 года";
2) проект прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период и иные показатели социально-экономического развития Республики Адыгея;
3) параметры республиканского бюджета Республики Адыгея на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов, определенные Законом Республики Адыгея от 12 декабря 2023 года N 281 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
В Бюджетном прогнозе предусмотрено ограничение долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Адыгея до 41% до 1 января 2037 года.
Прогноз основных характеристик республиканского бюджета Республики Адыгея до 2036 года приведен в приложении N 1 к настоящему Бюджетному прогнозу.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Республики Адыгея до 2036 года приведен в приложении N 2 к настоящему Бюджетному прогнозу.
II. Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Адыгея на период их действия
Доля расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на финансовое обеспечение реализации государственных программ Республики Адыгея по итогам его исполнения за 2022 год составляет более 94,9%, за 2023 год - 84,5% (снижение в 2023 году обусловлено увеличением расходов бюджета Республики Адыгея на осуществление непрограммных направлений деятельности, связанных с реализацией мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории).
Государственные программы Республики Адыгея разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 июня 2019 года N 146 "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Республики Адыгея и ее критерии" (с последующими изменениями).
III. Основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период
Целью бюджетной политики до 2036 года является обеспечение долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета Республики Адыгея и консолидированного бюджета Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели в долгосрочном периоде требуется решение следующих задач:
1) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов;
3) высокое качество оказания государственных и муниципальных услуг населению;
4) формирование условий для ускорения темпов экономического роста;
5) укрепление финансовой стабильности в Республике Адыгея;
6) эффективная государственная поддержка реального сектора экономики;
7) обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов, расширения сфер самообложения, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью;
8) безусловное выполнение национальных проектов и достижение индикаторов, предусмотренных в них.
При формировании основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период задачи бюджетной политики могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от ситуации как в экономике Российской Федерации, так и в экономике Республики Адыгея.
Целями налоговой политики Республики Адыгея до 2036 года являются:
1) увеличение налогового потенциала Республики Адыгея;
2) повышение уровня налоговых доходов республиканского бюджета Республики Адыгея.
Задачами по достижению данных целей налоговой политики в долгосрочном периоде являются:
1) стимулирование инвестиционной активности, создание высокопроизводительных рабочих мест;
2) поддержка организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики;
3) оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также создание стимулов для инновационного развития и модернизации экономики;
4) совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, в том числе с целью обеспечения самозанятости населения;
5) реализация мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея.
Конкретные мероприятия по решению перечисленных задач будут определяться в случае необходимости в основных направлениях налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.
Увеличение сроков бюджетного планирования требует учета рисков неопределенности и вероятности изменения бюджетных показателей под влиянием перемены внешних и внутренних факторов.
Внешними факторами риска являются:
1) установление на федеральном уровне новых расходных обязательств субъектов Российской Федерации, не обеспеченных финансированием;
2) изменение налогового и бюджетного законодательства, влекущих за собой сокращение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Адыгея и консолидированного бюджета Республики Адыгея;
3) ужесточение требований к уровню государственного и муниципального долга с одновременным наращиванием долговых обязательств по целевым бюджетным кредитам;
4) резкое изменение объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, особенно объемов дотаций.
К одному из главных внутренних факторов риска можно отнести ухудшение экономической ситуации в Республике Адыгея, которое может существенно повлиять на достижение показателей социально-экономического развития Республики Адыгея и, как следствие, на снижение доходной части республиканского бюджета Республики Адыгея и консолидированного бюджета Республики Адыгея, ухудшение условий заимствований.
В результате может возрасти нагрузка на республиканский бюджет Республики Адыгея.
Фактором риска невыполнения плановых расходных обязательств является невыполнение доходной части республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе в результате недостижения плановых показателей в части роста инвестиций, объемов промышленного производства, прибыли организаций и доходов населения, использования недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов.
В целях повышения устойчивости экономики в условиях санкций своевременно приняты федеральные и республиканские меры поддержки по стабилизации ситуации в экономике, снижению издержек бизнеса, сохранению рабочих мест, которые во многом сгладили негативные социально-экономические последствия. Вместе с тем текущие условия развития экономики характеризуются повышенной степенью неопределенности.
Прогноз предусматривает необходимые меры по снижению негативных последствий, связанных с геополитической и экономической нестабильностью, созданию условий для устойчивого долгосрочного роста и повышению эффективности реализации всего комплекса мер по поддержке экономики Республики Адыгея.
В целях снижения указанных рисков при планировании и исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея необходимо придерживаться политики оптимизации и сдерживания роста расходов.
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Адыгея, являются:
1) риск процентной ставки (риск финансовых потерь), связанный с ростом процентных ставок на рынке по вновь привлекаемым заимствованиям;
2) риск недостаточного поступления доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на своевременное погашение имеющихся долговых обязательств.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, является осуществление планирования государственных заимствований Республики Адыгея.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Республики Адыгея предполагается использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета Республики Адыгея.
Вопросы развития межбюджетных отношений на долгосрочный период актуальны в свете задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
При формировании целевых показателей, направленных на достижение соответствующих целей федеральных проектов (программ), будут учитываться как текущее состояние отрасли конкретного муниципального образования и необходимость ее модернизации, так и возможности Республики Адыгея.
Межбюджетное регулирование с муниципальными образованиями (городскими округами) осуществляется посредством предоставления из республиканского бюджета Республики Адыгея следующих межбюджетных трансфертов:
1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
2) дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований;
3) дотаций на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
4) дотаций за достижение наилучших результатов по увеличению налогового потенциала городских округов и муниципальных районов;
5) субвенций местным бюджетам;
6) субсидий местным бюджетам;
7) иных межбюджетных трансфертов.
Основным инструментом сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) является предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), которые позволяют сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами), обеспечить выравнивание финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) полномочий по решению вопросов местного значения.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), соблюдение органами местного самоуправления органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
IV. Текущее состояние консолидированного бюджета Республики Адыгея
Расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея сформированы с учетом привлечения всех возможных источников финансирования расходных обязательств Республики Адыгея и муниципальных образований (городских округов), в том числе налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, а также источников финансирования дефицита бюджета, в том числе заемных средств.
При этом уровень государственного долга Республики Адыгея и муниципального долга на долгосрочный период запланирован на безопасном уровне с учетом анализа макроэкономических показателей, обеспечения минимизации стоимости заимствований и выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации. Это позволяет обеспечить уровень расходов на обслуживание государственного долга Республики Адыгея и муниципального долга в пределах установленных законодательством ограничений.
На долгосрочный период сбалансированность консолидированного бюджета Республики Адыгея достигается с учетом привлечения заимствований по источникам финансирования прогнозируемых дефицитов.
Текущее состояние консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2023 году приведено в приложении N 3 к настоящему Бюджетному прогнозу.
V. Структура доходов и расходов республиканского бюджета Республики Адыгея
Структура доходов и расходов республиканского бюджета Республики Адыгея до 2036 года приведена в приложении N 4 к настоящему Бюджетному прогнозу.
Структура доходов сформирована с учетом прогнозируемых индексов инфляции.
При формировании структуры расходов учтены удельный вес и темпы прироста по отдельным разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, сложившиеся в предыдущие периоды, а также параметры государственных программ Республики Адыгея.
VI. Объем государственного долга Республики Адыгея
Сведения об объеме государственного долга Республики Адыгея на долгосрочный период до 2036 года приведены в таблице.
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(в миллионах рублей) |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
2036 год |
7421,8 |
7473,8 |
7803,5 |
7563,1 |
7329,8 |
7086,3 |
7347,3 |
7615,8 |
7892,1 |
8176,1 |
8468,1 |
8768,3 |
9076,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.