Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
муниципального округа "Инта"
Республики Коми
от 25 января 2024 года N 1/79
Положение
о муниципальной системе оповещения населения муниципального округа "Инта" Республики Коми
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения муниципального округа "Инта" Республики Коми (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", законами Республики Коми от 19 октября 1999 г. N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 7 декабря 2017 г. N 86-РЗ "О регулировании вопросов в области гражданской обороны в Республике Коми", приказом МЧС России N 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 г. "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Республики Коми от 21.05.2019 N 244 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Республики Коми".
2. Положение определяет состав, основные задачи, характеристики, и порядок применения муниципальной системы оповещения населения муниципального округа "Инта" Республики Коми (далее - МО "Инта"), а также регулирует вопросы организации поддержания муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" в состоянии постоянной готовности к использованию.
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
II. Состав, основные задачи и характеристики муниципальной системы
оповещения населения МО "Инта"
5. Муниципальная система оповещения населения МО "Инта" включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - экстренная информация), и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
6. Элементами системы оповещения населения МО "Инта" являются:
а) муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения;
б) система оповещения руководящего состава гражданской обороны и Интинского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
в) комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);
г) локальные системы оповещения (далее - ЛСО) потенциально опасных объектов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные и опасные производственные объекты);
д) системы оповещения на объектах, отнесённых к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
е) системы оповещения населения сельских населённых пунктов МО "Инта";
ж) комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенные на территории МО "Инта".
7. Основной задачей муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" является доведение с пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы администрации МО "Инта" (далее - ЕДДС) сигналов оповещения и экстренной информации до:
а) руководящего состава гражданской обороны и Интинского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
б) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления на территории МО "Инта";
в) дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
г) главы муниципального округа "Инта" Республики Коми - руководителя администрации, сотрудников сектора по работе с территориями администрации МО "Инта";
д) населения, находящегося на территории МО "Инта".
8. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения применяются:
а) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
б) сети уличных громкоговорителей;
в) сети проводного радиовещания;
г) сети эфирного и кабельного цифрового теле- и радиовещания;
д) сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;
е) сети связи общего пользования;
ж) мобильные (возимые и носимые) средства оповещения, включая специальные автомобили организаций, оснащенные громкоговорящими устройствами;
з) институт старост;
и) сети связи операторов связи и ведомственные;
к) специальные мобильные приложения с функцией оповещения пользователя;
л) информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, мессенджеры, социальные сети;
м) средства массовой информации.
9. Мероприятия по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" осуществляются в соответствии с Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769.
III. Порядок оповещения населения МО "Инта"
10. Основным способом оповещения населения является:
а) передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям телерадиовещания с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается трехкратное повторение передачи сигналов оповещения и экстренной информации;
б) задействование оконечных устройств оповещения (электросирены, мощные акустические устройства оповещения, уличные громкоговорители) муниципальной системы оповещения населения МО "Инта".
11. Типовые аудио и аудиовизуальные сообщения о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, передаваемых населению по сети телерадиовещания, готовятся Управлением по делам гражданской обороны, антитеррористической и пожарной безопасности администрации МО "Инта" заблаговременно.
12. По решению главы муниципального округа "Инта" Республики Коми - руководителя администрации (лица его замещающего) в целях оповещения населения допускается передача экстренной информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, редакций средств массовой информации, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
13. ЕДДС администрации МО "Инта", получив экстренную информацию или сигнал оповещения, подтверждает их получение, немедленно доводит полученную информацию или сигналы оповещения до руководящего состава Интинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, сил гражданской обороны и населения.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации в зависимости от условий угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо в ручных режимах функционирования системы оповещения населения.
Автоматический режим функционирования является основным для ЛСО и КСЭОН. В автоматическом режиме оборудование ЛСО и КСЭОН включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) оборудования оповещения.
Автоматизированный режим функционирования является основным для муниципальной системы оповещения населения МО "Инта", системы оповещения руководящего состава органов управления гражданской обороны администрации МО "Инта" и допустимым для ЛСО и КСЭОН. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) оборудования оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) соответствующего оборудования оповещения с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Ручной режим функционирования - режим, при котором:
а) лица, уполномоченные органами Интинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, осуществляют включение (запуск) оборудования оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
15. С целью привлечения внимания населения до передачи сигналов оповещения и экстренной информации населению подается сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен, мощных акустических систем и других сигнальных средств длительностью до 3 минут. Затем по действующим сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ, через мощные акустические системы, сети уличных громкоговорителей и мобильные (возимые и носимые) средства оповещения передаются сигналы оповещения и экстренная информация.
Сигналы оповещения и информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС.
Длительность сообщений не должна превышать 5 минут, допускается трехкратное повторение сообщений.
Для передачи сигналов оповещения и экстренной информации населению могут привлекаться операторы связи и редакции средств массовой информации в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения осуществляется ЕДДС администрации МО "Инта" по решению главы муниципального округа "Инта" Республики Коми - руководителя администрации или должностного лица, исполняющего его обязанности. О задействовании муниципальной системы оповещения населения ЕДДС администрации МО "Инта" информирует центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Коми и отдел оперативного дежурства ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ".
17. Эксплуатацию и запуск муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" и в том числе направление заявок на оповещение населения операторам связи и редакциям средств массовой информации осуществляет дежурная смена ЕДДС администрации МО "Инта".
18. Администрация МО "Инта", организации и операторы связи, организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Организация поддержания системы оповещения населения МО "Инта" в состоянии готовности к использованию по предназначению
19. Руководство организацией оповещения населения на территории МО "Инта" осуществляет администрация МО "Инта" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", организациями связи и телерадиовещания, операторами связи и редакциями средств массовой информации, привлекаемыми в установленном порядке к обеспечению оповещения населения.
20. Администрация МО "Инта":
а) разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения населения и организует их запись на носители информации;
б) организует и осуществляет подготовку дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС по передаче сигналов оповещения и экстренной информации в мирное и военное время;
в) планирует и проводит совместно с организациями, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и экстренной информации;
г) разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и экстренной информации;
д) уточняет мероприятия (схемы, списки) по оповещению руководящего состава гражданской обороны и Интинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, населения и объектов экономики;
е) уточняет инструкции ЕДДС с учетом действующих требований к организации оповещения органов управления, персонала и населения.
21. Организациям связи, операторам связи, организациям телерадиовещания и редакциям средств массовой информации, привлекаемым к обеспечению оповещения населения, рекомендуется:
а) обеспечивать готовность специальных программно-технических средств оповещения и информирования, каналов связи и оборудования, используемого при передаче сигналов оповещения и информации;
б) обеспечивать готовность студий к передаче сигналов оповещения и экстренной информации;
в) определять по заявкам администрации МО "Инта" перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, а также печатных средств массовой информации и сетевых изданий, предназначенных для оповещения населения.
22. Руководителям организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты, имеющие КСЭОН или ЛСО, рекомендуется обеспечивать:
а) своевременное и гарантированное оповещение персонала организации, населения и объектов экономики, находящихся в зоне действия КСЭОН или ЛСО;
б) разработку и проведение своевременного уточнения инструкций по действию дежурно-диспетчерских служб при оповещении персонала и населения, попадающего в зону возможной чрезвычайной ситуации при аварии на этих объектах, и текстов информационных сообщений по действиям персонала и населения;
в) своевременное техническое обслуживание, а также приведение иных установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности КСЭОН и ЛСО;
г) участие в проведении совместных с администрацией МО "Инта" тренировок по оповещению населения и объектов экономики с использованием КСЭОН или ЛСО.
23. Управление по делам гражданской обороны, антитеррористической и пожарной безопасности администрации МО "Инта" является ответственным за квалификационную подготовку оперативно-дежурного состава ЕДДС, отвечающего за задействование муниципальной системы оповещения населения.
24. Управление по делам гражданской обороны, антитеррористической и пожарной безопасности администрации МО "Инта" обеспечивает организацию проведения эксплуатационно-технического обслуживания технических средств муниципальной системы оповещения населения.
25. С целью контроля за поддержанием в постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" проводятся следующие виды проверок:
а) технические проверки готовности систем оповещения населения;
б) комплексные проверки готовности систем оповещения населения;
Технические проверки готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" проводятся дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС во взаимодействии с оперативной дежурной службой ГКУ РК "Управления ППС и ГЗ" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
В ходе технических проверок готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" проверяется исправность технических средств оповещения без включения оконечных средств оповещения и доведения сигнала оповещения и соответствующей информации до населения.
Результаты технической проверки готовности муниципальной системы оповещения населения отражаются в журнале несения дежурства дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, проводившим техническую проверку.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" проводятся 2 раза в год комиссией по проверке готовности системы оповещения населения, назначаемой администрацией МО "Инта". В состав комиссии по проверке готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" включаются представители администрации МО "Инта", 33 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми, операторов связи, предоставивших каналы связи в интересах муниципальной системы оповещения населения МО "Инта".
В ходе комплексных проверок готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" осуществляется включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!", в том числе путем замещения телерадиовещания с перерывом вещательных программ.
При комплексных проверках готовности муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения и соответствующей информации осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября, при этом замещение эфирного телевизионного вещания и радиовещания осуществляется с 10 часов 43 минут по местному времени продолжительностью до 1 минуты.
При подготовке к проведению комплексных проверок готовности системы оповещения населения МО "Инта" администрация МО "Инта" заблаговременно ( не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование население об их проведении.
Готовность муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" к использованию по предназначению оценивается в соответствии с критериями, устанавливаемыми МЧС России.
26. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения МО "Инта" оформляется акт по форме, установленной МЧС России, который утверждается главой муниципального округа "Инта" Республики Коми-руководителем администрации ( лицом его замещающим).
Утвержденный акт, в сроки, установленные нормативно правовыми актами Республики Коми, направляется в Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Главное управление МЧС России по Республике Коми.
27. Организация и проведение проверок состояния готовности муниципальной системы оповещения населения, осуществляется администрацией МО "Инта" во взаимодействии с ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" и иными заинтересованными организациями в соответствии с планом-графиком технических проверок готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения Республики Коми.
28. Мероприятия по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения МО "Инта" организует и осуществляет администрация МО "Инта" во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
V. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию
29. Резервные мобильные технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и информация.
30. В минимальном объеме резервируется один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера.
31. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей мобильных технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования.
VI. Ответственность за неисполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны
32. Должностные лица и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований и мероприятий в области гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
VII. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения МО "Инта"
33. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения МО "Инта", осуществляется за счет средств бюджета МО "Инта".
Запасы (резервы) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению создаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.