Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы"
Основанием для разработки муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского муниципального округа является Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (в редакции от 01.01.2024), постановление администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в редакции от 01.01.2024).
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского муниципального округа будет обеспечен рост производства сельскохозяйственной продукции (приложение N 3).
Прирост объема производства продукции растениеводства, за указанный период, достигнут в результате интенсификации отрасли и, в меньшей степени, за счет увеличения посевной площади сельскохозяйственных культур. За период 2014 - 2023 гг. в хозяйствах всех категорий она возросла с 94,0 до 118,7 тыс. га.
Интенсификация производства продукции растениеводства позволила повысить урожайность основных сельскохозяйственных культур. Так, урожайность зерновых культур в среднем возросла с 30,4 до 39,9 центнера с гектара, подсолнечника - с 19,2 до 25,5 центнеров с гектара.
Предпринятые в период 2014 - 2023 годов меры по ускоренному развитию животноводства (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса") частично приостановили спад численности поголовья молочного скота. Наметилась его относительная стабилизация; у руководителей глав КФХ животноводческих предприятий появилась экономическая заинтересованность в развитии молочного скотоводства.
Одним из наиболее социально значимых моментов подпрограммы будет являться возможность вовлечения личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) населения в общую схему создания мясного и молочного комплекса Тамбовского округа.
Мясной и молочный комплекс по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса муниципального округа для снабжения населения молоком, мясом и обеспечения занятости.
Необходимо отметить социально-экономическую значимость развития молочного и мясного животноводства в малых формах хозяйствования. Увеличение производства молочного и мясного сырья в крестьянско-фермерских хозяйствах (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) позволяет повысить доступность молочных и мясных продуктов для населения, обеспечить получение дополнительного дохода граждан, живущих на селе, способствует росту занятости сельского населения.
За период 2012 - 2023 годов в районе созданы и функционирует 96 КФХ (в рамках мероприятий государственной программы Тамбовской области "начинающий фермер", "семейные животноводческие фермы", "Агростатап") и около 30,0 тысяч ЛПХ, общая доля которых в производстве молока в районе составляет 40 - 44%.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
спад производства продукции скотоводства из-за низкой рентабельности и конкурентоспособности;
невысокие темпы модернизации агропромышленного производства из-за недостаточного уровня доходов товаропроизводителей;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
дефицит квалифицированных кадров на селе, вызванный социально-демографической ситуацией;
медленные темпы социального развития сельских территорий. Решение указанных проблем возможно за счет:
увеличения инвестиций на повышение плодородия почв и развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования улучшения использования земельных угодий и освоения интенсивных технологий;
преодоления стагнации в подотрасли скотоводства, создания условий для наращивания производства молока и развития мясного скотоводства;
ускорения обновления технической базы агропромышленного комплекса.
При реализации муниципальной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К основным рискам относятся:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.
Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе:
проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом.
Для решения задачи повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств, необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.