Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 29 января 2024 г. N 6
"Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края"
В соответствии с частью 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом разъяснений Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 августа 2023 года NN ТВ-1693/03, 1/и/2-15398 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края.
2. Приказы Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 марта 2016 года N 177 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края", от 5 марта 2020 года N 289 "О внесении изменений в Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края, утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 марта 2016 года N 177", пункт 21 приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 8 апреля 2021 года N 374 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края" признать утратившими силу.
3. Настоящий приказ опубликовать на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф) и на сайте Министерства образования и науки Забайкальского края в разделе "Документы" (https://minobr.75.ru).
4. Действие настоящего приказа распространить на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 года.
И.о министра образования и науки Забайкальского края |
А.М.-Ж.Байкова |
Министр здравоохранения Забайкальского края |
О.В. Немакина |
Утвержден
приказом Министерства образования и
науки Забайкальского края
от "29 " января 2024 г. N 6
приказом Министерства здравоохранения
Забайкальского края
от "______" _____________2024 г. N___
Порядок
регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края.
2. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать государственную или муниципальную образовательную организацию, расположенную на территории Забайкальского края, реализующую основные общеобразовательные программы (далее - общеобразовательная организация) орган исполнительной власти Забайкальского края в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов(округов) и городских округов Забайкальского края, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные организации обеспечивают их обучение по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
Обучающимися, нуждающиеся в длительном лечении, признаются обучающиеся, осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому. Длительность лечения определяется не количеством дней нахождения в отдельной медицинской организации, а всем периодом лечения своего заболевания в медицинских организациях, который не позволяет ему систематически посещать образовательную организацию по месту жительства.
3. Прием детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в общеобразовательную организацию осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные организации.
4. Основанием для организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) обучающегося в письменной форме.
5. Реализация образовательных программ может проходить в очной, заочной, очно-заочной формах. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
II. Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении,
а также детей-инвалидов по основным общеобразовательным
программам на дому
1. Основанием для организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому являются:
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя общеобразовательной организации;
заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану.
3. Общеобразовательной организацией издается распорядительный акт об обучении на дому по индивидуальному учебному плану.
Объем учебной нагрузки для обучающегося устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4. Время проведения занятий (расписание) на дому согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося.
5. Родители (законные представители) обучающегося создают условия для организации обучения на дому, включая организацию рабочего места, и обеспечивают необходимыми письменными принадлежностями.
6. Обучающийся на дому имеет право пользоваться библиотекой общеобразовательной организации, в которую зачислен.
7. Обучающийся на дому имеет право получать психолого-педагогическую помощь при необходимости.
При отсутствии противопоказаний может посещать внеурочные занятия, школьные воспитательные и иные мероприятия в целях социализации.
8. По окончании срока действия заключения медицинской организации родители (законные представители) обучающегося информируют общеобразовательную организацию о дальнейшей форме получения образования.
9. При завершении реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования или среднего общего образования общеобразовательная организация проводит государственную итоговую аттестацию в соответствии с действующим Порядком организации и проведения государственной итоговой аттестации, утвержденном на федеральном уровне. При необходимости пункт проведения экзамена организуется на дому с соблюдением рекомендаций, выданных медицинской организацией и психолого-медико-педагогической комиссией.
10. Финанансовое обеспечение реализации индивидуального плана обучающегося на дому осуществляется в соответствии с действующими нормами системы оплаты труда и фондом оплаты труда общеобразовательной организации.
III. Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении по основным общеобразовательным программам в медицинской организации
1. Основаниями для организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении по основным общеобразовательным программам в медицинской организации являются:
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя общеобразовательной организации;
заключение медицинской организации, в соответствии с которым обучающийся нуждается в лечении или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар, амбулаторное, санаторно-курортное лечение, реабилитацию).
в случае необходимости заключение психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальную программу реабилитации абилитации при наличии.
2. Государственные (муниципальные) общеобразовательные организации, осуществляющие обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, в период их лечения в медицинских организациях, определяются органом исполнительной власти Забайкальского края в сфере образования.
3. В целях организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении:
1) орган исполнительной власти региона в сфере образования и здравоохранения обеспечивает создание необходимых условий для организации обучения детей, находящихся на длительном лечении.
2) медицинская организация:
предоставляет помещение по договору безвозмездного пользования, включая организацию рабочих мест обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и психофизических возможностей;
своевременно информирует государственную (муниципальную) общеобразовательную организацию об изменении состояния здоровья обучающегося и предоставляет ей необходимые документы;
согласует разработанные учебные планы с учебной нагрузкой, график занятий.
3) родители (законные представители) являясь участниками образовательных отношений, согласуют расписание занятий, объем учебной нагрузки, информируют педагогов об отмене (при объективных причинах) занятий. Принимают участие вместе с детьми, по возможности, во внеурочной деятельности, воспитательных мероприятиях.
Информируют образовательную организацию по месту жительства о факте госпитализации и подают заявление о необходимости перехода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с длительным лечением. Заявление направляют на официальный электронный адрес образовательной организации по месту жительства или другим удобным для них способом.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) государственная (муниципальная) общеобразовательная организация, в которую зачислен обучающийся, создает необходимые условия для организации образовательного процесса, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий, в том числе обеспечивает учебниками, необходимыми учебными пособиями при согласовании с заведующим отделением (лечащим врачом) медицинской организации. При наличии лицензии у государственной (муниципальной) общеобразовательной организации на реализацию программ дополнительного образования - организует занятия по дополнительным общеразвивающим программам.
4. На период длительного лечения в медицинской организации обучающийся зачисляется в государственную (муниципальную) общеобразовательную организацию, осуществляющую обучение в медицинской организации, на время лечения. По согласованию с родителями (законными представителями) может быть организовано обучение по сетевому учебному плану нескольких общеобразовательных организаций.
4.1. В случае, если обучение ребенка осуществлялось вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, родители (законные представители) вправе продолжить обучение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в форме семейного образования или самообразования (может быть организовано на уровне среднего общего образования). В таком случае, когда период длительного лечения будет совпадать с периодом промежуточной, итоговой и/или государственной аттестации, а состояние здоровья ребенка позволит выдержать дополнительную к лечебной нагрузку, родители (законные представители) могут обратиться в государственную школу, определенную для обучения детей в медицинской организации, или другую образовательную организацию по своему выбору для сдачи ребенком экзаменационных или контрольных работ.
4.2. Получение образования детьми, находящимися на длительном лечении, в семейной форме или самообразовании может также сочетаться с получением образования в государственной (муниципальной) общеобразовательной организации, осуществляющей обучение детей, находящихся на длительном лечении. В этом случае образовательная организация, в которую обратился родитель (законный представитель) ребенка, нуждающегося в длительном лечении, разрабатывает индивидуальный учебный план с учетом заявленной формы, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.
При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.
4.3. Обучение детей, находящихся на длительном лечении по адаптированной основной общеобразовательной программе, может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
При предъявлении родителями (законными представителями) заключения ПМПК с рекомендациями обучения по адаптированной общеобразовательной программе или разработке специальной программы развития государственная (муниципальная) общеобразовательная организация разрабатывает соответствующие программы и реализует их.
4.4. Родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, организуется методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь без взимания платы в тех образовательных организациях, где созданы соответствующие консультационные центры.
5. Учебные занятия начинаются не позднее трех рабочих дней с момента поступления обучающегося в медицинскую организацию, в случае предполагаемого длительного лечения.
Расписание учебных занятий обучающегося согласовывают с заведующим отделением (лечащим врачом) с учетом состояния здоровья обучающегося.
6. Образовательный процесс регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, которые согласовываются с главным врачом медицинской организации и утверждаются распорядительным актом государственной (муниципальной) общеобразовательной организации.
Учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий размещаются в лечебном отделении медицинской организации, в месте, доступном обучающемуся и его родителям (законным представителям) для ознакомления.
7. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. Учебная нагрузка устанавливается по согласованию с лечащим врачом и не должна превышать нагрузку, установленную нормами СанПиНа. При возникновении условий для увеличения или уменьшения нагрузки индивидуальный учебный план подлежит корректировке и повторному согласованию.
Обучение обучающихся в медицинской организации в период их длительного лечения осуществляется по индивидуальному учебному плану либо в группах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании и локальными актами государственной (муниципальной) общеобразовательных организаций.
Решение о возможности и форме обучения детей в период длительного лечения принимается совместно с лечащим врачом в ходе междисциплинарного консилиума для реализации поддержки/помощи обучающихся, находящихся на длительном лечении и испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, а также обнаруживших проблемы когнитивного развития, социальной адаптации, не имеющих заключения ЦПМПК.
8. Для обучающихся, лишенных возможности двигаться, и для обучающихся, находящихся на постельном режиме, учебные занятия проводятся по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением заведующего отделением (лечащего врача). Для обучающихся по программам среднего общего образования возможно обучение в форме самообразования по отдельным предметам, определенным учебным планом (индивидуальным учебным планом).
9. При организации учебных занятий в группах наполняемость групп может составлять от 4 до 6 человек, в том числе разновозрастных.
10. Педагоги, реализующие основную общеобразовательную программу, дополнительные общеразвивающие программы для детей, находящихся на длительном лечении должны иметь соответствующую подготовку. В локальных актах и документах, регулирующих обязанности педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих обучение детей в медицинских организациях и на дому, предусматриваются требования, направленные на защиту здоровья педагогов и обучающихся, нуждающихся в длительном лечении.
Педагоги независимо от базовой педагогической квалификации должны иметь тьюторские компетенции по сопровождению индивидуальных программ обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, использовать специальные методы и средства обучения, иметь дополнительные знания по психолого-педагогическому сопровождению детей данной категории, стратегиям коммуникации с больным ребенком, членами его семьи и медицинским персоналом.
11. Предусматривается индивидуальное психологическое консультирование и оказание информационно-психологической поддержки членам педагогического коллектива, работающего с длительно болеющими детьми, психологическая поддержка родителей (законных представителей), членов семьи детей, находящихся на длительном лечении на всем протяжении лечения и реабилитации.
12. С родителями (законными представителями) или подростка-пациента старше 15 лет оформляется в письменной форме информационное согласие родителей (законных представителей):
- о сообщении сведений об основных характеристиках заболевания ребенка и побочных явлениях при лечении, которые необходимо учитывать педагогическим работникам в процессе обучения;
- о сообщении сведений об особенностях эмоционального и других состояний ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения;
- о составе и характере сведений о состоянии здоровья ребенка, месте нахождения на лечении, форме передачи, случаях, при которых допустимо их сообщение третьим лицам (одноклассникам, родительскому комитету класса и др.) с целью социальной поддержки ребенка в период длительного лечения.
Вся информация о состоянии здоровья ребенка, находящегося на длительном лечении, полученная должностными лицами образовательной организации, педагогическими или иными работниками образовательной организации от родителей (законных представителей) обучающихся, других официальных лиц защищена законодательством Российской Федерации и не может передаваться, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или по письменному согласию пациента, находящегося на длительном лечении (ребенка старше 15 лет), или его родителей (законных представителей).
13. При наличии в семье больного ребенка сиблингов (родных братьев и сестер), а также других детей, находящихся на воспитании в семье на иных законных основаниях (далее - сиблинги), вынужденных находиться вместе с родителями вне места жительства семьи в связи с необходимостью ухода за больным ребенком, находящимся на длительном лечении, организуется их обучение в рамках реализации сетевого договора общеобразовательной организации по месту жительства и государственной (муниципальной) организацией, осуществляющей обучение детей, находящихся на длительном лечении.
14. Контроль за освоением образовательных программ соответствующего уровня обучающимися в медицинской организации осуществляет государственная (муниципальная) общеобразовательная организация, которая организует обучение.
15. При завершении основных общеобразовательных программ основного или среднего общего образования организуется прохождение государственной итоговой аттестации в соответствии с действующим Порядком организации и проведения государственной итоговой аттестации по программам основного или среднего общего образования при соблюдении ряда особенностей категории детей, находящихся на длительном лечении:
- отрицательная реакция детей на резкие запахи (в том числе запахи парфюмерии и косметики);
- необходимость регулярного проветривания комнаты, в которой проводится экзамен;
- необходимость ношения медицинской маски в помещении, в котором находится ребенок;
- возможность срочного вывода ребенка из аудитории при ухудшении самочувствия.
при указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.
16. По завершению нахождения в медицинской организации государственная (муниципальная) организация, осуществляющая обучение ребенка, находящегося на длительном лечении, выдает справку с результатами текущей успеваемости обучающегося по предметам в электронном или бумажном виде и иные материалы: индивидуальный учебный план ребенка, карту индивидуальных особых потребностей (КИОП), рекомендации учителей и узких специалистов (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов), портфолио ребенка.
17. После возвращения обучающегося, находящегося на длительном лечении в общеобразовательную организацию по месту жительства, в которой должны быть созданы условия для продолжения обучения с учетом рекомендаций медицинской организации. образование детей после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
После выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) для получения рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения.
По окончанию лечения родители (законные представители) длительно болеющего ребенка заблаговременно сообщают руководителю образовательной организации по месту жительства о сроках окончания лечения, возвращении в образовательную организацию и готовности продолжить обучение. При определении формы обучения в образовательной организации (очной, заочной, очно-заочной) или на дому родители (законные представители) ребенка руководствуются медицинскими рекомендациями лечащего врача (медицинского консилиума), зафиксированными в выписном эпикризе, общим психофизиологическим состоянием ребенка на момент выписки из стационара, заключениями медико-социальной экспертизы и рекомендациями ПМПК в отношении детей-инвалидов и детей с ОВЗ (если такие имеются).
18. Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинской организации, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.
19. Общеобразовательная организация по месту жительства ребенка, находящегося на длительном лечении разрабатывает локальные актах об обучении ребенка на дому или в медицинской организации с актуализацией на сайте общеобразовательной организации порядка действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае их длительного лечения и отсутствия в общеобразовательной организации по уважительной причине.
20. При организации обучения детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении, государственная (муниципальная) общеобразовательная организация руководствуется содержанием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования, которыми определены содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) в каждой возрастной группе детей в возрасте от трех до семи-восьми лет.
Реализация образовательной программы дошкольного образования в госпитальной школе может осуществляться в группах (при согласовании с лечащим врачом) или индивидуально.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы дошкольного образования должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм.
Для обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, находящегося вдали от родной школы, сверстников, родственников, государственная (муниципальная) общеобразовательная организация создает особые условия мотивационно-ценностного развития в процессе освоения им социального опыта.
21. Для планирования и организации системной и целенаправленной воспитательной деятельности в образовательной организации (госпитальной школе) на основе федеральных рабочих программ воспитания, которые являются структурными элементами в составе федеральных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, может быть разработана рабочая программа воспитания, учитывающая психолого-педагогические особенности обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, специфику организации воспитательного процесса в условиях медицинского стационара, этнокультурные и другие особенности.
Календарный план воспитательной работы, являющийся приложением к рабочей программе воспитания, составляется в госпитальной школе с учетом федеральных инициатив в сфере воспитания, календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, ежегодно утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации, а также традиционных значимых школьных мероприятий и праздников.
Планирование воспитательной деятельности осуществляется совместно педагогами и родителями обучающихся, нуждающегося в длительном лечении, с включением родителей в совместную деятельность с детьми при проведении воспитательных мероприятий, проведение в рамках воспитательной деятельности мероприятий с участием членов семьи посредством применения дистанционных образовательных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 29 января 2024 г. N 6 и Министерства здравоохранения Забайкальского края от 29 января 2024 года N 49/ОД "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Забайкальского края"
Вступает в силу с 31 января 2024 г. и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 31 января 2024 г.