г. Краснодар |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А32-47579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - некоммерческого партнерства "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон"" (ИНН 2317051110, ОГРН 1082300002410) - Субботиной Е.И. (доверенность от 20.01.2023), в отсутствие ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьего лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 (с учетом исправительного определения от 05.12.2022) по делу N А32-47579/2021, установил следующее.
Некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон"" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о возложении на управление обязанности в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с партнерством дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-016, номер регистрации в ЕГРН 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010, в части сведений об арендодателе и реквизитах для перечисления арендной платы на следующих условиях. Преамбулу договора изложить в следующей редакции: "Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Межрегиональное территориальное управление) (ОГРН 1102308008330/ИНН 2308171570), в лице Руководителя Территориального управления Маркевича Сергея Валерьевича, действующего на основании положения о Межрегиональном Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2020 N 1105 л/с, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и Некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" в лице председателя Короткевича Владимира Николаевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о следующем"; пункт 2.5. договора изложить в следующей редакции: "Реквизиты оплаты арендных платежей следующие: Получатель - Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю (МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) ИНН 230 817 1570 КПП 230 901 001 Расчетный счет получателя: 40101810300000010013 Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар БИК банка получателя: 040349001. В платежном документе указываются: - Статус плательщика: "08" - плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; - Код ОКТМО 03726000; - КБК 167 111 05021 01 6000 120".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 21.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2022 (с учетом исправительного определения от 05.12.2022), исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что требования партнерства направлены на изменение сведений об арендодателе и не затрагивают предмет договора аренды и иные его условия. Исполнение договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-016 (далее - договор N 09-08а-016) без внесения соответствующих изменений относительно уполномоченного собственником имущества государственного органа нарушает права и законные интересы партнерства в части возможности исполнения обязательств по договору (внесение арендной платы, возврат имущества) надлежащему лицу. Включение земельного участка, предоставленного по договору аренды, в границы национального парка не влечет автоматическое прекращение действия договора аренды, а приводит к наложению определенных ограничений в использовании земельного участка в соответствии с режимом особо охраняемой природной территории.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что при отсутствии установленных границ земельных участков или наличия пересечения границ земельных участков данные земельные участки не могут быть определены в качестве индивидуальных определенных вещей. Суды не оценили доводы управления о том, что согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:4263 зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде ареста и запрета на совершения сделок с ним от 11.12.2020. До снятия данных ограничений в отношении названного участка управление не может предпринимать действия, для совершения которых необходима государственная регистрация, в том числе не может быть заключено дополнительное соглашение к договору N 09-08а-016.
В отзыве на кассационную жалобу партнерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указывает, что дальнейшая деятельность партнерства на арендованной территории невозможна, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.01.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) на территории национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловая охота.
В судебном заседании представитель партнерства поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя партнерства, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии протоколом аукциона от 09.12.2009 N 09-08а-016 между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и партнерством (арендатор) заключен договор N 09-08а-016 сроком на 49 лет в целях использования участка лесного фонда площадью 600 га для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1 - 14, 16 - 28, часть 15, квартал 81А выдела 1 - 13, квартал 82А выдела 1 - 15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1 - 12 (далее - спорный лесной участок).
Согласно Приложению N 2 к договору N 09-08а-016 спорный лесной участок отнесен к категории защитных лесов, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-15-03-05-00051.
Договор N 09-08а-016 зарегистрирован 19.01.2010 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю (запись государственной регистрации 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" Департамент лесного хозяйства Краснодарского края (далее - департамент) реорганизован путем присоединения к министерству.
Письмом от 23.10.2020 министерство сообщило партнерству о том, что согласно сведениям ФГБУ "Рослесинфорг" предоставленный партнерству по договору N 09-08а-016 спорный лесной участок вошел в границы особо охраняемой природной территории Сочинского национального парка на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка".
В связи с изменением статуса спорного лесного участка партнерство обратилось в управление с предложением заключить дополнительное соглашение, предусматривающее внесение изменений в договор N 09-08а-016 в части изменения сведений об арендодателе и реквизитах для перечисления арендной платы, в редакции соглашения, предложенного партнерством.
Письмом от 02.06.2021 N 23-09/10675 управление уведомило партнерство о невозможности заключения дополнительного соглашения к договору N 09-08а-016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения партнерства в суд.
Суды обоснованно удовлетворили исковые требования партнерства, исходя из следующего.
Как установлено статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, вне зависимости от момента государственной регистрации такого права.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора N 09-08а-16) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
На основании статьи 3.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 29.12.2006 N 1183 "О Департаменте лесного хозяйства Краснодарского края", действующего в момент заключения договора N 09-08а-16, департамент в пределах своей компетенции осуществлял, в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Соответственно, на момент заключения договора N 09-08а-16 департамент являлся надлежащим представителем арендодателя (Российской Федерации) по указанному договору.
В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В силу Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459, на территории Краснодарского края управление осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.07.2010 N 293 "Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков" на территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность подготовки проектов договоров аренды земельных участков, расположенных в границах функциональных зон национальных парков.
Суды указали, что изменение статуса переданного в аренду спорного лесного участка путем отнесения его к особо охраняемым природным территориям повлекло перераспределение полномочий в сфере оборота спорного лесного участка и замену министерства в договоре N 09-08а-16 на управление.
Таким образом, на момент разрешения спора по настоящему делу полномочиями представлять интересы Российской Федерации как арендодателя по договору N 09-08а-016 наделено управление.
При этом суды верно исходили из того, что при перераспределении Российской Федерацией между своими органами государственных функций и полномочий по распоряжению находящимися в ее собственности земельными участками возникшие с ее участием гражданские правоотношения не прекращаются и не изменяются. Смена представителя публичного собственника земельного участка происходит на основании закона (статья 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой") и имеются основания для внесения изменений в договор аренды в части сведений об арендодателе (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 307-КГ17-23029).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент реорганизован путем присоединения к министерству, в связи с чем права и обязанности арендодателя лесного участка по договору N 09-08а-16 перешли к министерству на основании статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" принято решение расширить территорию Сочинского национального парка за счет отнесения к его территории земель лесного фонда Туапсинского лесничества и части территории Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника площадью 9026 га и определено, что площадь Сочинского национального парка составляет 208599,85 га.
На основании статьи 14 Закона N 33-ФЗ создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N 729 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 534" утверждены уточненные границы Сочинского национального парка путем указания границ в виде координат характерных точек.
В силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 2 Закона N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 12.07.2018 N 66-АПГ18-14, наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка как о зоне с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены. Такие границы устанавливаются уполномоченным органом при создании национального парка.
Суды установили, что на момент заключения договора N 09-08а-16 спорный лесной участок предоставлен партнерству из состава земель лесного фонда (пункт 1.1 договора N 09-08а-16). На момент рассмотрения настоящего спора договор N 09-08а-16 является действующим, не расторгнут.
Суды указали, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 30.06.2021 N КУВИ-002/2021-79691633 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4263 категории "земли лесного фонда" площадью 218 574 110 кв. м, местоположение: Краснодарский край, Туапсинский район, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, кварталы 1А - 72А, 75А, 76А, 79А - 92А, 1Б-35Б, 1В - 50В. На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (номер государственной регистрации 23-23-13/033/2010-033 от 16.06.2010), а также многочисленные обременения правами аренды на основании различных договоров аренды, в том числе обременение на основании договора N 09-08а-16 в лице партнерства (номер государственной регистрации 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010). Таким образом, данный земельный участок представляет Солох-Аульское участковое лесничество.
Впоследствии, как указано в представленных в материалы дела письмах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.02.2022 и 01.03.2022, в результате работ по актуализации сведений ЕГРН запись о регистрации договора N 09-08а-16 перенесена на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.02.2022 N КУВИ-001/2022-22647181 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008 площадью 600 га относится к категории земель лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, и расположен по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1 - 14, 16 - 28, часть 15, квартал 81А выдела 1 - 13, квартал 82А выдела 1 - 15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1 - 12. В графе 4 выписки из ЕГРН указано, что в пользу партнерства на основании договора N 09-08а-16 зарегистрировано обременение объекта недвижимости - аренда (предыдущий кадастровый номер 23:33:0000000:4263). В соответствии с записями в выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008 сведения о расположении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории отсутствуют.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" установлено отнесение земель Туапсинского лесничества, в котором расположены, в том числе лесные кварталы Солох-Аульского участкового лесничества, к территории Сочинского национального парка, то есть особо охраняемой природной территории.
В целях выяснения вопроса о вхождении спорного лесного участка в границы особо охраняемой природной территории назначена судебная экспертиза, по результатам которой ООО "Кубаньгеоконтроль" составлено экспертное заключение N 22003СЭ, где указано: в результате сопоставления границ охраняемой природной территории "Сочинский национальный парк" (N 23:49-6.4436) с границами лесного участка установлено, что спорный лесной участок расположен в границах особо охраняемой природной территории "Сочинский национальный парк", установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" (в редакции от 19.06.2017 N 729). Спорный лесной участок вошел в уточненные границы Сочинского национального парка, следовательно, отсутствие в выписке ЕГРН на арендуемый партнерством лесной участок сведений о расположении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории не имеет правового значения, поскольку данные сведения заносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Таким образом, правомерна позиция партнерства относительно того, что арендодателем по договору аренды спорного лесного участка должно выступать управление, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании управления заключить дополнительное соглашение к договору N 09-08а-016.
Суды установили соблюдение партнерством пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Суды указали, что в целях досудебного урегулирования спора письмами от 04.03.2021 N 01/04 и от 15.04.2021 N 01/15 партнерство направило управлению для подписания дополнительное соглашение к договору N 09-08а-16 с приложением документов.
Управление уклонилось от подписания дополнительного соглашения, указав в письме от 02.06.2021 N 23-09/10675, что до снятия ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:4263 дополнительное соглашение не может быть заключено, а также указало на отсутствие установленных границ спорного лесного участка. Однако по условиям предложенного партнерством дополнительного соглашения к договору N 09-08а-16 управление о разногласиях не заявило.
Отклонив доводы управления, содержащиеся в письме от 02.06.2021 N 23-09/10675 об отказе заключить дополнительное соглашение к договору N 09-08а-16, суды правомерно исходили из следующего.
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Кодекса.
В соответствии со статьей 68.3 Лесного кодекса Российской Федерации закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, осуществляется путем устройства квартальных просек, установления квартальных и граничных столбов, иных лесоустроительных, лесохозяйственных информационных знаков в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией, на основании проекта квартальной сети, подготовленного в ходе выполнения работ по лесоустройству.
Суды указали, что запись о регистрации договора N 09-08а-16 перенесена в сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0134002:1008, что подтверждено выпиской от 24.02.2022 N КУВИ-001/2022-22647181 из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН сведения об указанном объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", кадастровый номер объекта недвижимости, из которого образован объект с кадастровым номером 23:33:0000000:4263. Сведения о регистрации арестов и запретов выписка из ЕГРН не содержит.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент заключения договора N 09-08а-16; далее - Закон N 201-ФЗ) до 01.01.2010 допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В силу статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2010 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРН осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суды установили, что договор N 09-08а-16 содержит приложение N 1 - схема расположения лесного участка (план участка), являющееся неотъемлемой частью договора, в котором имеется описание границ лесного участка.
С 01.01.2017 порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества установлен Законом N 218-ФЗ.
На основании части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что в приложении N 1 к договору N 09-08а-16 содержится описание границ предоставленного партнерству лесного участка. Сведения о спорном лесном участке внесены в ЕГРН в статусе "ранее учтенного" объекта недвижимости с присвоением уникального кадастрового номера, позволяющего идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. Управление не указало нормы закона, предписывающие необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах "ранее учтенных" земельных участков. Требования партнерства направлены на изменение сведений об арендодателе в договоре N 09-08а-16 и не затрагивают изменение сведений о предмете договора N 09-08а-16 (земельном участке) и иные условия договора N 09-08а-16.
Суды верно указали, что исполнение договора N 09-08а-016 без внесения соответствующих изменений относительно уполномоченного собственником имущества государственного органа нарушает права и законные интересы партнерства в части возможности исполнения обязательств по указанному договору (внесения арендной платы, возврат имущества) надлежащему лицу.
Суды отметили, что министерство не возражает против заключения между управлением и партнерством дополнительного соглашения к договору N 09-08а-016, но при этом ссылается на приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 N 411 "Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке", указывая на необходимость соблюдения режима соответствующей особо охраняемой природной территории.
В силу статьи 12 Закона N 33-ФЗ в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой, не предусмотренной Законом N 33-ФЗ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
Суды отметили, что с учетом положений части 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 N 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке (далее - Положение о парке).
Согласно Положению о парке на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны (пункты 10.1 - 10.4): заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма; рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров; зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования парка и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В соответствии с Приложением N 1 к Положению о Сочинском национальном парке "Состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка" рекреационная зона включает, в том числе участок Солох-Аульского участкового лесничества - кварталы 31 (выдел 38); 34 (выделы 7, 8, 13 - 16, 24 - 30); 37 (выделы 14, 19, 21), 39, 40 (выделы 3, 5 - 7), 44, 45, 48, 49, 76 (выдел 6), 80 - 85, 86 (кроме выдела 21), 87 (кроме выдела 3), 88 - 93, 94, 96, 97, 101, 102, 108 - 113, 116 - 119, 122, 123, 125 - 138.
Согласно экспертному заключению N 22003СЭ при сопоставлении данных лесоустроительных планшетов и графических данных договора N 09-08а-016 установлено, что нумерация кварталов не соответствует указанным в документах. Однако эксперт на основании таких признаков как конфигурация границ лесных кварталов, их площади, обозначение контуров, выделов и естественных границ (хребтов, водотоков) идентифицировал лесные кварталы и выделы, входящие в состав исследуемого лесного участка, на лесоустроительных планшетах, установив, что на плане лесного участка квартал 84А площадью 83 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 83, квартал 80А площадью 265 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 80, квартал 81А площадью 110 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 81, квартал 82А площадью 115 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 82, квартал 82А площадью 115 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 82, квартал 83А площадью 141 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 83.
В этой связи суды сделали мотивированный вывод о том, что в соответствии с Положением о парке указанные в договоре N 09-08а-016 лесные кварталы N 80А - 84А Солох-Аульского участкового лесничества отнесены к рекреационной зоне.
Согласно пункту 10.3 Положения о парке в рекреационной зоне допускаются определенные виды деятельности, в том числе: спортивная и любительская охота, спортивное и любительское рыболовство, научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ, работы по комплексному благоустройству территории и иное.
В соответствии с предоставленным в материалы дела Экспертным заключением от 18.08.2008, утвержденным Департаментом биологических ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края, партнерство создавалось в целях разведения охотничьих видов животных, организации и проведения спортивной и любительской охоты.
Таким образом, суды правильно указали, что цели предоставления лесного участка партнерству в аренду не противоречат режиму национального парка, установленному для соответствующей зоны, и сделали обоснованный вывод о том, что включение спорного лесного участка в границы национального парка не влечет автоматическое прекращение действия договора N 09-08а-016, а приводит к наложению определенных ограничений в использовании этим участком в соответствии с режимом особо охраняемой природной территории.
В рамках настоящего спора не заявлены и не рассматриваются требования об изменении порядка и условий использования спорным лесным участком, однако при наличии совокупности необходимых условий заинтересованная сторона не лишена возможности обратиться в суд с соответствующим требованием об изменении условий договора N 09-08а-016.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе управления, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 (с учетом исправительного определения от 05.12.2022) по делу N А32-47579/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10.3 Положения о парке в рекреационной зоне допускаются определенные виды деятельности, в том числе: спортивная и любительская охота, спортивное и любительское рыболовство, научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ, работы по комплексному благоустройству территории и иное.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф08-11/23 по делу N А32-47579/2021