г. Краснодар |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А32-14439/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Тарабас О.В. (доверенность от 28.12.2022), ответчика - садово-огороднического некоммерческого товарищества "Здоровье" (ИНН 2301003270, ОГРН 1022300512332) - Барановой М.В. (председатель), Комаровой Е.В. (доверенность от 01.06.2022), рассмотрев кассационную жалобу садово-огороднического некоммерческого товарищества "Здоровье" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А32-14439/2018, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к СНТ "Здоровье" (далее - товарищество) о взыскании 1 495 467 рублей 65 копеек задолженности за потребленную электроэнергию по договору от 09.11.2006 N 120119 с 01.02.2018 по 28.02.2018, 27 955 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2018 иск удовлетворен.
Товарищество обратилось с заявлением о пересмотре решения от 24.10.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 22.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2022, в удовлетворении заявления товарищества о пересмотре решения от 24.10.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для пересмотра судебного акта по правилам главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые определение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суды не учли, что товарищество, не являлось стороной договоров энергоснабжения с гражданами-потребителями, не имело сведений о заключении таких договоров, не имело возможности выявить соответствующее подключение к сетям путем осмотра своего электрохозяйства и заявить при рассмотрении первоначального иска об исключении эмпирически вычисленных объемов потребленной электроэнергии физическими лицами из выставленных к оплате объемов. Полагает, что приведенные обстоятельства подтверждают наличие оснований для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам, заявление товарищества подлежало удовлетворению.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы, указало, что названные заявителем абоненты присоединены к сетям, начиная с апреля 2018 года, то есть за пределами спорного периода, акты технологического присоединения к сетям подписаны товариществом.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы жалобы, пояснили, что к сетям товарищества незаконно присоединены члены другого садового товарищества, что ответчик не мог выявить ранее. Представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 309 Кодекса арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 данного Кодекса.
Перечень оснований пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам установлен статьей 311 Кодекса и является исчерпывающим; вновь открывшимися обстоятельствами являются указанные в части 2 названной статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу (часть 1 статьи 311 Кодекса).
В силу части 2 статьи 311 Кодекса вновь открывшимися обстоятельствами являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 311 Кодекса предусмотрено, что основаниями пересмотра судебных актов являются новые обстоятельства, указанные в части 3 данной статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 311 Кодекса новыми обстоятельствами являются: 1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послужившего основанием для принятия судебного акта по данному делу; 2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; 3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; 4) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека; 5) определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства; 6) установление или изменение федеральным законом оснований признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - постановление N 52) при решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статей 311 Кодекса, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 Кодекса.
Судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, определенные статей 311 Кодекса, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные статьей 311 Кодекса, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 52 обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 Кодекса являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу. Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если существенные для дела обстоятельства возникли после принятия этого акта, поскольку по смыслу пункта 1 части 2 статьи 311 Кодекса основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю. В связи с этим суду следует проверить, не являются ли факты, на которые ссылается заявитель, новыми доказательствами, имеющими отношение к уже исследовавшимся ранее судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам главы 37 Кодекса. В таком случае заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворению не подлежит.
Судам необходимо иметь в виду, что обстоятельства, определенные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 311 Кодекса, в связи с открытием которых пересматривается судебный акт, должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда. В случае, если предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 311 Кодекса обстоятельства установлены определением или постановлением суда, постановлением прокурора, следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта о помиловании, по причине смерти обвиняемого, они могут быть основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам при условии признания их судом обстоятельствами, существенными для дела согласно пункту 1 части 2 статьи 311 Кодекса (пункт 6 постановления N 52).
В обоснование заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам заявитель указал, что 03.08.2022 им получено письмо N 351 за подписью начальника Анапского ПУ ПАО "ТНС Энерго Кубань" о сторнировании в августе 2022 года 47018 кВт*ч согласно объема потребления электроэнергии 5 абонентов (Мальцев С.И., Малышко С.В., Стаценко В.Д., Зайцев В.М., Зарубина Е.Н.). В отсутствие возможности проверить достоверную информацию о порядке технологического присоединения данных лиц товарищество предполагает, что в спорный период обществом также была получена плата за электроэнергию от абонентов-физических лиц, что не учтено в расчетах истца.
Проверив приведенные заявителем обстоятельства на предмет сопоставимости с положениями главы 37 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для пересмотра решения от 24.10.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды исходили из того, что из содержания заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам невозможно установить, какой именно юридический факт является вновь открывшимся. Ответчиком не приведено доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления тех или иных сведений, опровергающих исковые требования в рамках рассмотрения настоящего дела. Обстоятельства, на которые указывает ответчик в своем заявлении, даже если и не были известны ответчику на момент рассмотрения спора, могли быть им установлены.
Само по себе письмо о сторнировании объемов потребления в августе 2022 года не может подтверждать факт получения оплаты от абонентов - физических лиц в спорный период и, соответственно, повторное получение оплаты за такой объем электроэнергии с товарищества как основание к пересмотру решения. Доводы товарищества носят предположительный характер. Суды правомерно отметили, что изложенные в письме сведения о наличии абонентов, присоединенных к сетям товарищества, не могут являться вновь открывшимися для товарищества, какое-либо обоснование невозможности установить наличие технологического присоединения к сетям товарищества посторонних лиц до августа 2022 года (исходя из уставных задач товарищества по содержанию общего имущества) заявитель не привел, в то время как должная информированность товарищества о таких присоединениях презюмируется. Само по себе отсутствие сведений о договорах не препятствует выявлению потерь в сетях, превышающих полезный отпуск и разумные технологические потери, а следовательно, свидетельствующих о присоединении к сетям лиц, не учтенных товариществом. Суды обоснованно исходили из должной информированности товарищества о любых присоединениях к его сетям. Заявитель представляет новые доказательства с намерением в неустановленном порядке пересмотреть вступивший в законную силу судебный акт.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для пересмотра судебного по правилам главы 37 Кодекса соответствуют положениям статей 309 - 311 Кодекса и разъяснениям, приведенным в постановлении N 52.
Основания для отмены или изменения определения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А32-14439/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судам необходимо иметь в виду, что обстоятельства, определенные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 311 Кодекса, в связи с открытием которых пересматривается судебный акт, должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда. В случае, если предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 311 Кодекса обстоятельства установлены определением или постановлением суда, постановлением прокурора, следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта о помиловании, по причине смерти обвиняемого, они могут быть основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам при условии признания их судом обстоятельствами, существенными для дела согласно пункту 1 части 2 статьи 311 Кодекса (пункт 6 постановления N 52).
В обоснование заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам заявитель указал, что 03.08.2022 им получено письмо N 351 за подписью начальника Анапского ПУ ПАО "ТНС Энерго Кубань" о сторнировании в августе 2022 года 47018 кВт*ч согласно объема потребления электроэнергии 5 абонентов (Мальцев С.И., Малышко С.В., Стаценко В.Д., Зайцев В.М., Зарубина Е.Н.). В отсутствие возможности проверить достоверную информацию о порядке технологического присоединения данных лиц товарищество предполагает, что в спорный период обществом также была получена плата за электроэнергию от абонентов-физических лиц, что не учтено в расчетах истца."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф08-515/23 по делу N А32-14439/2018