Решение Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 г. по делу N 3а-129/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 г. N 66а-45/2024 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
с участием прокурора Спировой К.В.
при секретаре Выдриной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алком финанс" о признании недействующими в части постановления Правительства Ленинградской области N 850 от 22 декабря 2021 года "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", постановления Правительства Ленинградской области N 965 от 26 декабря 2022 года "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", установил:
22.12.2021 Правительством Ленинградской области вынесено постановление N 850 (далее также - Постановление N 850) "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее также - Перечень).
Постановление N 850 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 23.12.2021 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25.12.2021.
Пунктом 48 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N 89 (далее также - нежилое здание), расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Перспективная, д. 2б.
26.12.2022 Правительством Ленинградской области вынесено постановление N 965 (далее также - Постановление N 965) "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее также - Перечень).
Постановление N 965 опубликовано 27.12.2022 на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Пунктом 44 в Перечень включено вышеназванное нежилое здание с кадастровым номером N 89.
ООО "Алком финанс", являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N 89, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 48 Перечня, определенного Постановлением N 850, и пункта 44 Перечня, определенного Постановлением N 965. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что вышеназванное нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. При этом уполномоченный орган не установил фактическое использование здания, ограничившись проверкой сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен. Между тем, в здании отсутствуют торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, оно используется исключительно под склад. Включение данного объекта недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца - Култаев В.А., в судебное заседание явился, требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области - Вилаева М.А., в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором указала, что спорное здание расположено на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N 60, имеющим категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов торговли. Вид разрешенного использования земельного участка не обладает признаками множественности его использования, однозначно и определенно предусматривает размещение на нем объекта исключительно в целях, соответствующих положениям ст. 378.2 НК РФ.
Представитель заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее также - Леноблкомимущество, Комитет) в судебное заседание не явился, извещен, в представленных письменных возражениях на административное исковое заявление Леноблкомимущество указал, что объект недвижимости с кадастровым номером N 89. включен в оспариваемые Перечни на основании вида разрешенного использования принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, на котором указанный объект недвижимости расположен. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в случае, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, установление обстоятельств фактического использования указанного здания не требуется. Если земельный участок, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, находится в частной собственности, собственник не лишен законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой, с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, выслушав присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, приходит к следующему.
По правилам административного судопроизводства, исходя из положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ, применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Правительства Ленинградской области на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых Правительства Ленинградской области вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 372 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого постановления N 850) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 378.2 данного кодекса.
Пункт 2 ст. 375 НК РФ (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого постановления N 965) гласит, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Статьёй 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 380 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей статьи, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.
Частью 4 статьи 3.1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законом Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз "Устав Ленинградской области" (далее также - Устав Ленинградской области) определено, что Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (статья 35).
Согласно статье 39 Устава Ленинградской области нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден оспариваемым постановлением Правительства Ленинградской области N 850 от 22.12.2021, которое размещено на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 23.12.2021 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25.12.2021, то есть оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, официально опубликован до начала соответствующего налогового периода.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержден оспариваемым постановлением Правительства Ленинградской области N 965 от 26.12.2022, которое размещено 27.12.2022 на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, то есть оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, официально опубликован до начала соответствующего налогового периода.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативных правовых актов, порядку опубликования и введения их в действие.
Материалами дела установлено, что ООО "Алком финанс" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N 89, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Перспективная, д. 2б, в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N 60, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов оптовой торговли.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ООО "Алком финанс" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каждый из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Основаниями для включения в Перечни нежилого здания послужили сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о нахождении объекта недвижимости на земельном участке с видом разрешенного использования: размещение объектов оптовой торговли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
ООО "Алком финанс", являясь собственником спорного здания и земельного участка, на котором оно расположено, исходит из того, что вид разрешенного использования земельного участка не является безусловным основанием для включения объекта налогообложения в Перечень, полагая необходимым в данном случае исходить из фактического использования здания, расположенного на таком участке.
Административный истец ссылается на то, что в спорном здании отсутствуют торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, фактически оно используется под склад, что подтверждается техническим паспортом, договором аренды и дополнительным соглашением к нему, актом МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному округу от 28.09.2018.
Так, согласно техническому паспорту, составленному филиалом ГУП "Леноблинвентаризация", по состоянию на 25.06.2018 в спорном нежилом одноэтажном здании расположены два помещения общей площадью 556,8 кв. м и 557,6 кв. м, имеющие назначение - "склад".
Из договора аренды недвижимого имущества 01.02.2015 и дополнительного соглашения N 1 от 20.06.2018 к данному договору, заключенных между ООО "Алком финанс" и ООО "Алком трейд", следует, что административный истец предоставил в аренду спорное здание для хранения и реализации алкогольной продукции.
Между тем, указывая в подпункте 1 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ на признание отдельно стоящего здания торговым центром по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно фактически расположено, законодатель не конкретизирует понятие торгового объекта, указывая лишь на безусловное наименование такого вида разрешенного использования, который предполагает возможность размещения на нем соответствующих объектов, признаваемых торговыми, что, по мнению суда, бесспорно имеет место в рассматриваемом случае.
Следовательно, в силу требований закона, независимо от фактического использования нежилого здания, в случае если один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, независимо от вида торговой деятельности: розничная или оптовая, то для целей статьи 378.2 НК РФ такой объект признается торговым центром (комплексом).
Приходя к данному выводу, суд также находит несостоятельными доводы ООО "Алком финанс" о том, что административный ответчик при включении нежилого здания в Перечни не учел его фактическое использование, поскольку вышеприведенные нормативные предписания не устанавливают для административного ответчика обязанности по проведению обследования такого объекта при наличии иных оснований для включения здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем пояснения административного истца по данным обстоятельствам правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеют и во внимание приняты быть не могут.
Вместе с тем, суд учитывает, что пункт 33 раздела 2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" устанавливает, что склад представляет собой специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
При этом в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 413 НК РФ торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, является торговой деятельностью.
Таким образом, само по себе использование нежилого здания под склад не противоречит имеющемуся у земельного участка виду разрешенного использования: под размещение объектов оптовой торговли.
Кроме того, суд критически оценивает представленный административным истцом акт проверки МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному округу от 28.09.2018, поскольку цель соответствующих контрольных мероприятий и период их проведения не имеют отношения к предмету судебного разбирательства.
Исходя из вышесказанного и принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка является однозначным, и из буквального прочтения следует, что он предусматривает размещение исключительно торговых объектов, в силу положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ такой объект обоснованно включен в Перечни на 2022 год и на 2023 год.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Разрешенное использование земельного участка, с которым законодатель связывает возможность включения в Перечень объекта недвижимости, по смыслу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, статьи 30 ГК РФ, являясь характеристикой правового режима земельного участка, определяется в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Между тем, административный истец, как собственник земельного участка, на котором расположено спорное нежилое здание, возможностью инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка до настоящего времени не воспользовался.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в официальном печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Алком финанс" в удовлетворении административного искового заявления - отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.
Судья |
О.Н. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 г. по делу N 3а-129/2023
Опубликование:
-