Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минздрава Республики Татарстан
от 29 июня 2023 г. N 1420
Положение
об организации догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Догоспитальный этап медицинской помощи при ЧС соответствует догоспитальному этапу оказания медицинской помощи организациями, оказывающими плановую и экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на догоспитальном этапе (амбулаторно-поликлинические учреждения, поликлинические отделения больниц, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи), а также формирующими врачебно-сестринские бригады.
1.2. Госпитальный этап службы медицины катастроф представлен формированиями медицинских организаций, оказывающими экстренную и плановую специализированную медицинскую помощь больным и пострадавшим на госпитальном этапе (многопрофильные медицинские организации, научно-исследовательские и образовательные учреждения, специализированные центры), а также формирующими бригады специализированной медицинской помощи.
1.3. ЧС (здравоохранение) - обстановка, сложившаяся на объекте или зоне (районе, территории) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью одномоментного появления значительного числа пострадавших или больных (2 погибших и/или 4 пострадавших и более), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, медицинских организаций, находящихся за пределами объекта (зоны, района, территории) ЧС, а также особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС.
1.4. Решение о введении режима повышенной готовности и режима ЧС для здравоохранения республики принимается министром здравоохранения Республики Татарстан (или его заместителями) на основании информации, поступающей из органов управления здравоохранением или медицинских организаций, органов ГО и ЧС, Правительства Республики Татарстан и других источников.
1.5. Медико-санитарные последствия ЧС - комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения, включающая данные по:
- величине и структуре санитарных потерь при ЧС;
- нуждаемости пострадавших в различных видах медицинской помощи;
- условиям проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
- санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановке;
- выходу из строя или нарушению деятельности расположенных в зоне ЧС медицинских организаций, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом.
2. Порядок работы догоспитального и госпитального этапов службы медицины катастроф Республики Татарстан в условиях ЧС
Руководство силами и средствами здравоохранения, задействованными при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют:
на региональном уровне - министр здравоохранения Республики Татарстан или его заместители, руководитель РЦМК, а также лицо, уполномоченное на то распоряжением министра здравоохранения Республики Татарстан или его заместителей;
на муниципальном уровне - руководитель соответствующего межрайонного центра медицины катастроф, руководитель службы медицины катастроф района, а также лицо, уполномоченное распоряжением министра здравоохранения Республики Татарстан или его заместителей;
на объектовом уровне - руководитель медицинской организации или лицо, замещающее его.
2.1. Организация работы станций (отделений) скорой медицинской помощи в условиях ЧС
2.1.1. При поступлении информации о ЧС или об угрозе ее возникновения старший дежурный врач оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (далее - СМП), диспетчер отделения СМП должен оповестить:
дежурного врача оперативно-диспетчерского отдела РЦМК;
главного врача станции СМП (главного врача района) или его заместителей;
2.1.2. По распоряжению дежурного врача оперативно-диспетчерского отдела РЦМК старший дежурный врач станции СМП (диспетчер отделения СМП) должен направить на границу очага ЧС необходимое количество бригад СМП.
2.1.3. При крупномасштабных ЧС для ликвидации медико-санитарных последствий могут быть задействованы до 100% имеющихся бригад СМП, также решением министра здравоохранения Республики Татарстан (или его заместителей), руководителя РЦМК бригады могут быть направлены из любого района (города) в любой район (город) Республики Татарстан.
2.1.4. При крупномасштабных ЧС бригады СМП направляются на границу очага согласно графику:
0-4 мин. - все свободные от вызовов бригады, находящиеся на станциях (отделениях) СМП (примерно 4-10% имеющихся бригад);
5-10 мин. - все бригады, находящиеся вне станции (отделения) СМП, свободные от вызовов или следующие на вызов (10-25% имеющихся бригад);
11-50 мин. - активный поиск бригад СМП, находящихся на вызовах и их переадресовка на границу очага (зоны) ЧС (до 80-90% имеющихся бригад);
в течение 60-80 мин. - направление 85-90% имеющихся бригад на границу очага (зоны) ЧС;
120 мин. и более (после прибытия в распоряжение старшего дежурного врача станции (диспетчера отделения) СМИ врачебно-сестринских бригад службы медицины катастроф) - 100% имеющихся бригад СМИ.
2.1.5. При крупномасштабных ЧС для ликвидации медико-санитарных последствий, в которых планируется задействовать 50% и более бригад СМИ, старший дежурный врач оперативного отдела СМИ (диспетчер отделения СМИ) по распоряжению дежурного врача оперативно-диспетчерского отдела РЦМК организует:
оповещение руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений (или их заместителей) города (района) на рабочих местах (в рабочее время) или на дому (в нерабочее время) о введении режима ЧС для здравоохранения (района, города);
оповещение руководителей других медицинских организаций, имеющих в составе амбулаторно-поликлинические отделения, формирующих врачебно-сестринские бригады службы медицины катастроф района (города) (далее - ВСБ), о введении режима ЧС, необходимости сбора и направления ВСБ в распоряжение станции (отделения) СМП.
2.1.6. Для организации оповещения руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений города (района) и учреждений - формирователей ВСБ сотрудники оперативного отделения станции СМП (диспетчерского отделения СМП) используют схему оповещения, утвержденную руководителем здравоохранения города (района).
2.1.7. В часы работы амбулаторно-поликлинических учреждений вызовы, поступающие на станцию (отделение) СМП, передаются для исполнения участковым врачам. В ночное время (в зависимости от интенсивности поступления вызовов) старший дежурный врач смены может оставить для обслуживания вызовов по СМП до 15% имеющихся бригад на время более 120 минут и направлять их в район ЧС по мере прибытия ВСБ.
2.1.8. Врач (фельдшер) СМП, первым прибывший к границе очага ЧС, считается ответственным лицом, и выполняет обязанности, предусмотренные алгоритмами действий, в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Татарстана (приказы от 20.01.2022 N 101, от 05.05.2022 N 1304).
2.1.9. После прибытия на границу очага (зоны) ЧС специалиста службы медицины катастроф (РЦМК, руководитель межрайонного центра медицины катастроф) бригады СМП поступают в его распоряжение и руководство силами и средствами здравоохранения, задействованными при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, переходят к нему.
2.1.10. По особому распоряжению министра здравоохранения Республики Татарстан, его заместителей или руководителя РЦМК должностными лицами станций (отделений) СМП, проводится оповещение и сбор всех свободных от дежурств сотрудников для комплектования дополнительного количества бригад СМП.
2.1.11. Окончание работы в очаге (зоне) ЧС осуществляется по распоряжению ответственного лица или специалиста службы медицины катастроф.
2.1.12. После завершения работы бригад СМП на границе очага (зоны) ЧС старший дежурный врач оперативного отдела станции СМП (диспетчер отделения СМП) обязан в кратчайший срок представить необходимую информацию дежурному врачу оперативно-диспетчерского отдела РЦМК.
2.1.13. ВСБ, формируемые медицинскими организациям согласно Плану-заданию, прибывают в распоряжение оперативного отдела станции СМП (диспетчера отделения СМП) и могут использоваться:
- для оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению;
- для работы на границе очага (по распоряжению дежурного врача оперативно-диспетчерского отдела РЦМК);
- для усиления приемных отделений стационаров, задействованных в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (по распоряжению дежурного врача оперативно-диспетчерского отдела РЦМК).
Информация о прибывающих в распоряжение станции (отделения) СМП ВСБ передается в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК немедленно.
2.1.14. Прибывшие в распоряжение станции (отделения) СМП ВСБ вносятся в АСУ "Скорая помощь", осуществляют свою деятельность на правах бригад СМП, и используют в своей работе учетно-отчетную документацию СМП.
2.1.15. Пополнение медикаментами и расходными медицинскими материалами укладок ВСБ, работающих в распоряжении станции (отделения) СМП, осуществляется за счет запасов станции (отделения) СМП в минимальных объемах, поддерживающих работоспособность ВСБ; доукомплектование укладок ВСБ медикаментами и расходными медицинскими материалами осуществляется 1 раз в сутки учреждением - формирователем ВСБ при смене состава ВСБ.
2.1.16. Прибывшие в распоряжение станции (отделения) СМП ВСБ являются мобильными формированиями (прибывают на транспорте учреждения-формирователя ВСБ) и должны иметь запас горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) из расчета 250 км автопробега на 1 сутки работы. Пополнение запасов ГСМ автотранспорта ВСБ осуществляется в течение суток работы за счет запасов станции (отделения) СМП в объемах, поддерживающих работоспособность ВСБ; окончательная дозаправка автотранспорта ВСБ ГСМ осуществляется 1 раз в сутки учреждением - формирователем ВСБ при смене состава ВСБ.
2.2. Организация работы медицинских организаций - формирователей врачебно-сестринских бригад в условиях ЧС
2.2.1. Руководитель амбулаторно-поликлинического учреждения, учреждения, имеющего в составе амбулаторно-поликлинические отделения, несет личную ответственность за организацию работы в режиме ЧС.
2.2.2. При введении режима ЧС амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения) могут переводиться на круглосуточный режим работы.
2.2.3. Основными задачами амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений) в режиме ЧС являются:
- прием вызовов по неотложной помощи от оперативного отдела станции СМП (диспетчера отделения СМП) и населения;
- передача вызовов для исполнения участковым (в рабочее время) или дежурным (в нерабочее время) врачам поликлиники либо другим врачам поликлиники, назначенным для исполнения вызовов приказом руководителя учреждения;
- оказание неотложной медицинской помощи на дому по показаниям;
- прием больных по неотложным показаниям, в том числе легко пострадавшим, направляемых из очага ЧС;
- учет больных, которым была оказана помощь на дому, на приеме, в том числе легко пострадавшим, направленных из очага ЧС;
- регулярное (каждые 2 часа) представление отчета в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК о легко пострадавших из очага ЧС, обратившихся за помощью, и о количестве пациентов, которым была оказана неотложная помощь;
- формирование ВСБ. Назначение и изменение основного и дублирующего состава ВСБ осуществляются приказами по учреждению-формирователю.
2.2.4. При введении режима ЧС в обязательном порядке должны находиться на рабочих местах:
представители администрации медицинской организации (руководитель или его заместитель) для осуществления руководства работой учреждения, составления и передачи отчетов согласно п. 2.2.3;
медицинский регистратор для приема вызовов со станций (отделений) СМП и от населения, а также их передачи для исполнения врачам поликлиники;
врачи поликлиники для оказания неотложной помощи пациентам на дому и для приема больных по неотложным показаниям;
медицинская сестра процедурного кабинета для проведения процедур по неотложным показаниям пациентам, обратившимся за помощью в поликлинику.
2.2.5. Участковые и дежурные врачи при выходе (выезде) на участок должны иметь сумку - укладку для оказания неотложной медицинской помощи.
2.2.6. Руководитель амбулаторно-поликлинического учреждения (или его заместитель) оповещается о введении режима ЧС станцией (отделением) СМП. Оповещение и сбор сотрудников поликлиники в рабочее и нерабочее время осуществляются руководителем учреждения, согласно схеме сбора и оповещения, утвержденная руководителем.
2.2.7. Перевод амбулаторно-поликлинического учреждения на работу в режиме ЧС осуществляется согласно графику:
в рабочее время:
0-4 мин. - начало приема вызовов со станций (отделений) СМП; прекращение приема плановых больных и организация приема больных по неотложным показаниям;
5-10 мин. - оповещение всех сотрудников поликлиники о введении режима ЧС и доведение до сведения режима их работы;
11-15 мин. - начало оказания медицинской помощи пациентам на дому по неотложным показаниям;
30-60 мин. - сбор ВСБ по Плану-заданию, выдача табельного оснащения, комплектация их транспортом и направление в распоряжение станции (отделения) СМП. Информация о формировании ВСБ передается в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК немедленно;
60-80 мин. - доклад на станцию (отделение) СМП и в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК о начале работы медицинской организации в режиме ЧС;
120 мин. - первый отчет согласно п. 2.2.3;
в нерабочее время:
30-60 мин. - оповещение сотрудников поликлиники о введении режима ЧС и доведение до сведения режима их работы;
60 мин. - начало приема вызовов со станций (отделений) скорой помощи; начало приема больных по неотложным показаниям;
120 мин. - начало обслуживания пациентов по неотложным показаниям на дому;
120 мин. - сбор ВСБ по Плану-заданию, выдача табельного оснащения, комплектация их транспортом и направление их в распоряжение станции (отделения) скорой помощи;
120 мин. - доклад на станцию (отделение) СМП и в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК о начале работы медицинской организации в режиме ЧС. Первый отчет и последующие представляются согласно п. 2.2.3.
2.2.8. При переводе амбулаторно-поликлинического учреждения (отделения) на режим работы в ЧС решением руководителя учреждения (или его заместителя) к выполнению работ привлекаются все сотрудники учреждения в соответствии с действующим законодательством.
2.2.9. Сформированные согласно Плану-заданию ВСБ направляются в распоряжение оперативного отдела станции (отделения) СМП и могут использоваться: для оказания скорой и неотложной медицинской помощи; для работы на границе очага ЧС; для усиления приемных отделений стационаров, задействованных в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Руководитель учреждения-формирователя организует смену основного состава ВСБ дублирующим составом при введении в действие режима ЧС на срок более 1 суток.
2.3. Организация работы медицинских организаций - формирователей бригад специализированной медицинской помощи в условиях ЧС
2.3.1. Руководитель медицинской организации, формирователь бригад специализированной медицинской помощи (далее - БСМП) несет личную ответственность за организацию работы в режиме ЧС.
2.3.2. БСМП является формированием службы экстренной медицинской помощи населению, предназначенным для оказания экстренной и плановой специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС в медицинских организациях зоны ЧС.
2.3.3. Основными задачами медицинской организации, формирователя БСМП являются:
- своевременный сбор и отправка бригады в район ЧС;
- организация и оказание экстренной и плановой специализированной медицинской помощи пострадавшим;
- осуществление организационно-методической и консультативной помощи специалистам других формирований экстренной медицинской помощи и отделений медицинских организаций зоны ЧС;
- проведение эвакотранспортной сортировки больных, нуждающихся в лечении на базе профильных и специализированных медицинских организаций, центров Республики Татарстан;
- применение современных методов диагностики, методик оперативных вмешательств и лечения, эффективных и доступных для использования в условиях массовых поражений.
БСМП создается на основании Плана-задания Министерства здравоохранения Республики Татарстан на базе республиканских, городских многопрофильных и специализированных стационаров, больниц скорой медицинской помощи, образовательных учреждений.
2.3.4. БСМП используется в ЧС для усиления медицинских организаций зоны ЧС, работающих в условиях массового поступления пострадавших.
2.3.5. В режиме повседневной деятельности БСМП подчиняется руководителю учреждения-формирователя, в условиях ЧС - руководителю РЦМК.
При возникновении ЧС сроки работы бригады, ее передислокация определяется и осуществляется по решению руководителя РЦМК. Обеспечение деятельности бригады, включая ее медицинское снабжение, возлагается на руководителя медицинской организации, на базе которого она работает.
2.3.6. Готовность БСМП к выезду (вылету) с имуществом в район ЧС для оказания экстренной и плановой специализированной (квалифицированной) медицинской помощи пострадавшим после получения соответствующего распоряжения должна быть не позднее 2-х часов. Информация о готовности БСМП передается в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК немедленно.
2.3.7. Назначение и изменение основного и дублирующего состава БСМП осуществляются приказами по учреждению-формирователю.
2.3.8. Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется по принципу приоритетного обеспечения учреждением-формирователем. Имущество бригады хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к выезду (вылету), в том числе предметы первой необходимости (личной гигиены).
2.3.9. Обеспечение бригады транспортом производится силами оперативного штаба Министерства здравоохранения Республики Татарстан, формируемого при работе в условиях ЧС.
2.3.10. Ответственность за поддержание бригады в готовности к работе в ЧС возлагается на руководителей учреждения-формирователя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.