г. Краснодар |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А32-12545/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фесенко А.Г. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловца Е.П. (доверенность от 19.04.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "СКС" (ИНН 5401958128, ОГРН 1155476127905) - Алиевой А.Б. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКС" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А32-12545/2022, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "СКС" (далее - общество) о взыскании 6408 рублей платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса, 362 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 24.06.2021 по 18.03.2022, процентов за пользование чужими денежными средствами с 19.03.2022 по день фактической оплаты основного долга.
Решением от 29.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2022, исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу железной дороги взыскано 6048 рублей платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса, 405 рублей 47 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория, 1919 рублей 60 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, Временная технология взаимодействия ОАО "РЖД" и ООО "СКС" по регулированию адресного назначения порожних собственных полувагонов ООО "СКС" на Западно-Сибирской железной дороге от 31.10.2020 (далее - Временная технология от 31.10.2020) применима во всех случаях при оформлении порожних вагонов по всей территории Российской Федерации, следующих на Западно-Сибирскую железную дорогу. Сторонами согласован определенный порядок работы, регулируемый Временной технологией от 31.10.2020, в соответствии с которым перевозочные документы оформляются в соответствии с согласованными заявками на перевозку грузов формы ГУ-12 в полувагонах общества. Действия железной дороги, выразившиеся в необоснованном отклонении заготовок общества и непринятии должных мер к обеспечению исполнения железнодорожных накладных, привели к нарушению прав общества. Податель жалобы указывает, что согласно отметкам в железнодорожных накладных, скриншоту из АС ЭТРАН вагоны оформлены заранее еще в марте 2021 года и подавались под действующие заявки ГУ-12 за апрель 2021 года, которые действовали в течение одного месяца. Если исходить из расчета перевозчика, а именно: 13 суток на доставку порожних вагонов, то доставка осуществлялась в рамках действующих заявок ГУ-12 за апрель 2021 года и не превышала срок их действия.
В отзыве железная дорога отклонила доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель железной дороги просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.03.2021 и 28.03.2021 на станцию Туапсе - Сортировочная СКавЖД со станции Бочаты ЗСибЖД в адрес грузополучателя - ОАО "Туапсинский морской торговый порт" прибыли вагоны N 61998688, 61978839, 62140215, 61205787, 62249685, 61833661, 62581582, 68335504, груженые углем каменным, что подтверждается дорожной ведомостью N ЭЧ071001, досылочной дорожной ведомостью N ЭЧ231109. Владельцем вагонов является общество.
29 марта 2021 года получены уведомления от грузополучателя о передаче вагонов на выставочные пути. Перевозочные документы на вагоны отсутствовали по причине непредставления их владельцем вагонов - обществом. Вагоны поданы на пути общего пользования без оформления перевозочных документов. По данному факту составлены акты общей формы N 4/1963, 4/1964.
Обществу направлены уведомления о подаче порожних вагонов на пути общего пользования без перевозочных документов, а также уведомление о перемещении порожних вагонов, о чем составлены акты общей формы N 4/1966, 4/1967.
30 марта 2021 года составлены акты общей формы об окончании нахождения вышеуказанных порожних вагонов на припортовой станции Туапсе - Сортировочная в связи с принятием их к перемещению, о чем составлены акты общей формы N 17/151, 17/152, 17/153, 17/154, 17/155, 17/156, 17/157, 17/158.
Железной дорогой (перевозчиком) 30.03.2021 составлены требования на перемещение всех вышеуказанных порожних грузовых вагонов с припортовой железнодорожной станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожную станцию перемещения Кисляковка СКавЖД.
14 апреля 2021 года порожние вагоны прибыли на железнодорожную станцию перемещения Кисляковка в 15 часов 04 минут, о чем составлены акты общей формы N 81 - 88.
18 апреля 2021 года в 10 часов 46 минут составлены акты общей формы об окончании нахождения вагонов на станции перемещения Кисляковка N 100 - 107 в связи с предъявлением их к перевозке на основании запросов-уведомлений от 18.04.2021 N ЭШ829073, ЭШ829088, ЭШ829071, ЭШ829078, ЭШ829081, ЭШ829084, ЭШ829091, ЭШ829095.
Железная дорога выставила обществу плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса с момента прибытия порожних вагонов на железнодорожную станцию перемещения до момента предъявления таких вагонов для перевозки.
Размер платы определен по ставкам Тарифного руководства (Таблица 3), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12", и составил 6408 рублей.
24 мая 2021 года железной дорогой в адрес общества направлена претензия N 14589/СК ТЦФТО, на которую получен ответ от 30.06.2021 N 0630/04 об отказе в удовлетворении претензии.
Поскольку требования оставлены без удовлетворения, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 25, 36, 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"", приказом Минтранса России от 06.09.2010 N 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов".
Оценив представленные в материалы дела доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт нахождения порожних вагонов общества на железнодорожной станции перемещения - Кисляковка вне рамок перевозочного процесса с 14.04.2021 с 15 часов 04 минут до 18.04.2021 до 10 часов 46 минут, в связи с чем пришли к выводу о том, что требования железной дороги о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса в размере 6048 рублей заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Отклоняя довод общества о том, что в приказе Минтранса России от 06.09.2010 N 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов" отсутствуют основания, по которым обществу отказано в согласовании железнодорожных накладных, суд апелляционной инстанции указал, что указанный приказ принят в соответствии со статьей 11 Устава, в то время как вопрос перевозки порожних грузовых вагонов регламентирован статьей 12 этого же закона.
Апелляционный суд верно отметил, что в развитие требований статьи 12 Устава принят приказ Минтранса России от 07.07.2015 N 214 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов" (далее - Перечень критериев). Именно данный приказ предусмотрел основание, по которому обществу отказано в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних вагонов.
При этом суды учли довод железной дороги о том, что она физически не имела возможности перевезти порожние вагоны по тем документам, которые предоставило общество, в связи с тем, что период действия заявки ГУ-12 не позволял осуществить перевозку с учетом расчетных сроков доставки порожних вагонов. Данный довод обществом не опровергнут.
Суды отметили, что автоматический отказ в согласовании заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 по спорным вагонам автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН) произведен в соответствии с пунктом 4 Перечня критериев. Дата отправления, указанная в запросе-уведомлении, позволяет обеспечить доставку вагона на станцию назначения в период действия заявки ГУ-12 с учетом расчетного срока доставки вагона, предъявляемого к перевозке.
Вместе с тем судами установлено, что дата отправления, указанная в запросе-уведомлении, на которую ссылается общество в своем ответе на претензию, не позволяла обеспечить доставку вагонов на станцию назначения в период действия ранее поданной заявки ГУ-12.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на применение Временной технологии от 31.10.2020 во всех случаях при оформлении порожних вагонов по всей территории Российской Федерации, следующих на Западно-Сибирскую железную дорогу, подлежит отклонению, поскольку не влияет на результат рассмотрения дела с учетом установленных судами обстоятельств.
На основании изложенного суды с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания основного долга.
В части размера взысканных с общества в пользу железной дороги процентов за пользование чужими денежными средствами судебные акты не обжалуются, поэтому в данной части не проверяются и подлежат оставлению без изменения.
Доводы жалобы заявителя сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Указанный в кассационной жалобе круг обстоятельств ранее составлял предмет рассмотрения судов нижестоящих инстанций, в связи с чем содержащиеся в них доводы отклоняются судом округа.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А32-12545/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд верно отметил, что в развитие требований статьи 12 Устава принят приказ Минтранса России от 07.07.2015 N 214 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов" (далее - Перечень критериев). Именно данный приказ предусмотрел основание, по которому обществу отказано в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних вагонов.
...
Суды отметили, что автоматический отказ в согласовании заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 по спорным вагонам автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН) произведен в соответствии с пунктом 4 Перечня критериев. Дата отправления, указанная в запросе-уведомлении, позволяет обеспечить доставку вагона на станцию назначения в период действия заявки ГУ-12 с учетом расчетного срока доставки вагона, предъявляемого к перевозке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2023 г. N Ф08-240/23 по делу N А32-12545/2022