Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2023 г. по делу N 3а-238/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2024 г. N 66а-79/2024 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Ивановой С.С.
с участием прокурора Андреева М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Коралл" о признании недействующими пункта 3278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2019 года издан приказ N 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), указанный нормативный правовой акт размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 25 декабря 2019 года.
В пункт 3278 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403, расположенное в здании по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр, В.О., дом 62, корпус 1, литера А (далее - Объект, Помещение).
Общество с ограниченной ответственностью "Коралл" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 3278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" мотивируя заявленные требования следующим.
Административный истец являлся собственником помещения 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403, общей площадью 1 643 кв. м, расположенного вышеназванном Здании, которое осенью 2019 года было разделено на два помещения: 2-Н общей площадью 791,4 кв. м, кадастровый номер 78:06:0002076:3153 и 234-Н общей площадью 856,6 кв. м, кадастровый номер 78:06:0002076:3152. 17 октября 2019 года вновь образованным помещениям были присвоены кадастровые номера. Административный истец указывает, что помещение не подлежало включению в перечень, поскольку на момент издания оспариваемого приказа объекта не существовало, кроме того Комитетом был нарушен порядок и правила определения вида фактического использования объекта. При таком положении заявитель ссылается на то, что оснований для включения объекта в оспариваемый перечень не имелось.
Представитель административного истца ООО "Коралл" и привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц ООО "Кристалл", ООО "Алмаз" фио в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика фио. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что то обстоятельство, что помещение было разделено, административному ответчику не было известно, кроме того в ходе проведения обследования было установлено, что помещение 2-Н используется, как объект бытового обслуживания и торговый объект, в связи с чем основания, предусмотренные действующим законодательством для включения помещения в Перечень имелись. Также представитель указал, что необходимые сведения для проведения обследования в отношении объекта недвижимого имущества, предоставляются Комитету Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в марте, апреле месяце, необходимость для истребования дополнительной информации не требуется.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, приходит следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов имущества организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 562-121).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 25 декабря 2019 года.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению нежилое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что административный истец являлся собственником помещения 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 общей площадью 1 643 кв. м, назначение, наименование - нежилое помещение, вид разрешенного использования - данные отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение входило в состав здания с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр, В.О., д. 62, к.1, лит. А, общей площадью 13 243,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - многоэтажный паркинг, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:06:0002076:2650, площадь - 5457 +/- 26, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей.
Согласно документам технического учета помещения ГУП "ГУИОН" ПИБ Василеостровского района в отношении помещения 2-Н составлена ведомость помещений и их площадей, содержащая наименование частей помещений "гараж", "умывальная", "туалет", "венткамера".
Вид разрешенного использования земельного участка, сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, не позволяют сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Следовательно, помещение по указанным основаниям в Перечень включено быть не могло.
Из объяснений административного ответчика и материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества включен в Перечень на основании его фактического использования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р (далее - Порядок проведения обследования), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по установленной форме (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
В соответствии с Порядком проведения обследований в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела, Комитетом для определения вида фактического использования Помещения произведено обследование, о чем составлен соответствующий акт обследования от 26 августа 2019 года N 3686-ВФИЦ/2019, согласно которому более двадцати процентов площади Помещения используется для размещения бытового обслуживания.
В качестве дополнительной информации в акте указано, что объект используется для размещения автосалона.
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Объекта, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под бытовое обслуживание, площадью более 20 процентов от общей площади Помещения, в актах не отражено; приложенные к актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Согласно акту доступ на объект не был обеспечен, вместе с тем, приложенные к акту фотографии не позволяют сделать вывод об использовании более 20 процентов площади Помещения под размещение офисов, поскольку на фотографиях под N 1, 2, 3, 4 изображен фасад Здания.
Таким образом, в нарушение пунктов 3.3 и 3.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в фототаблице административного ответчика отсутствуют фотографии помещения в Здании фиксирующих фактическое его использование.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункты 3.3 и 3.7 в Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений отсутствуют
Также представителем административного истца в подтверждении своей позиции представлен "... "
Вместе с тем в Перечень включено Помещение с кадастровым номером 78:06:0002076:2403, которое, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20 июля 2023 года учтено под номером 2-Н площадью 1 674,3 кв. м. сведений о том, что данный объект снят с кадастровой учета неуказанно. Таким образом, вопреки доводам административного истца, на момент подготовки, издания и опубликования оспариваемого нормативного правового акта нежилое помещение 2-Н площадью 1 674,3 кв. м. с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 состояло на кадастровом учете, в связи с чем оснований для признания оспариваемых положений по вышеуказанному основанию не имеется.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Помещение на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, обладало признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Коралл" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Коралл" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья подпись |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2023 г. по делу N 3а-238/2023
Опубликование:
-