Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 сентября 2023 г. по делу N 3а-229/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2024 г. N 66а-80/2024 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Ивановой С.С., с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнжиниринг", Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общества с ограниченной ответственностью "Коралл", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа", Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" о признании недействующим пункта 4224 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 4224 Перечня 2022 включено в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, здание с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Малый проспект В.О., дом 62, корпус 1, литера А (далее - Здание, Объект).
Административные истцы Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнжиниринг", Общество с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общество с ограниченной ответственностью "Коралл", Общество с ограниченной ответственностью "Альфа", Общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением в котором просят суд признать недействующим с момента принятия пункт 4224 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Заявленные административными истцами требования, мотивированы тем, что Здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем объектов перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Здании отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривают размещение офисов, административного и коммерческого назначения, объектов оказания бытовых услуг. Здание представляет собой многоэтажный паркинг, общая площадь помещений, которая используется для размещения автосалона, химчистки и автосервиса, составляет 1 988,7 кв. м. (791,4 кв. м. + 856,6 кв. м. + 161 кв. м. + 179,7 кв. м.), что в процентном соотношении к общей площади Здания составляет 15%.
Представитель административных истцов по доверенностям ФИО в судебное заседание явился, также представил протокол общего собрания собственников помещений N... в соответствии с которым УК ООО "Альфа" уполномочено на осуществление представительства по защите прав и интересов собственников при рассмотрении Санкт-Петербургским городским судом административных дел об оспаривании нормативно правовых актов.
Указанный представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, где указывал, что 02 сентября 2021 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга было проведено обследование Здания для определения вида его фактического использования, о чем был составлен акт N 07-10/1617. По результатам проведения обследования установлено, что более 20% площади Здания фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания, а именно для размещения автосалона, химчистки и автосервиса.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
Согласно пункту 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень 2022 подлежали включению такие торговые центры, которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что ООО "Стройинжиниринг" является собственником помещения 123-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2318, расположенного в Здании по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., дом 62, корпус 1, литера А с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, ООО "Кристалл" является собственником помещений 2-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 16-Н, 23-Н, 60-Н, 63-Н, 64-Н, 65-Н, 68-Н, 69-Н, 81-Н, 94-Н в указанном Здании, ООО "Алмаз" принадлежит с 10.03.2021 помещение 234-Н (кадастровый номер 78:06:0002076:3152), ООО "Альфа" собственником помещения с кадастровым номером 7-Н (кадастровый номер 78:06:0002076:2493), ООО "Коралл" собственник помещений 34-Н, 42-Н, 48-Н, 62-Н, 185-Н.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости Объект недвижимости - Здание с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, площадью 13243,6 кв. м, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., дом 62, корпус 1, литера А, имеет назначение - нежилое, наименование - многоэтажный паркинг.
Здание расположено на земельном участке кадастровый номер 78:06:0002076:2650, категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для размещения многоэтажных и подземных гаражей", то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, отнести Здание к Объектам, подлежащим включению в Перечень, оснований не имеется.
Как следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости в состав Здания входят стоящие на самостоятельном кадастровом учете нежилые помещения.
Указанные помещения имеют назначение - нежилые, сведений о наименовании и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Из ведомости помещений и их площадей, подготовленной ГУП "ГУИОН" ПИБ Василеостровского района следует, что помещения, входящие в состав спорного объекта недвижимости, имеют наименование/назначение: гараж, умывальная, туалет, венткамера, теплоцентр, комната охраны, комната отдыха, кладовая, бокс, лестница.
В данном случае из имеющейся технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного Здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
В связи с указанным, данные обстоятельства, исключали отнесение Здания к объектам, подлежащим включению в Перечень, без исследования вопроса о фактическом использовании Здания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика следует, что Объект недвижимости - Здание, включен административным ответчиком в Перечень 2022 по его фактическому использованию для размещения объектов бытового обслуживания на основании акта обследования Здания от 02 сентября 2021 года N 07-10/1617, согласно которому более 20% площади Здания используется под размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания и иное (паркинг).
Как следует из содержания указанного Акта, допуск на объект не обеспечен, в дополнительной информации содержится запись, что объект используется для размещения автосалона, химчистки, автосервиса, что составляет более 20% от общей площади Здания, часть Объекта используется для размещения паркинга.
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Здания, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании помещений под размещение объектов бытового обслуживания площадью более 20 процентов от общей площади Здания, в акте не отражены; отсутствует расчет процентного отношения суммы площадей, используемых в целях размещения помещений бытового обслуживания к общей площади здания; приложенные к актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Так к акту обследования Здания от 02 сентября 2021 года N 07-10/1617, представлены 8 фотографий.
На фотографиях N 1, N 2, N 3, N 4, N 7, N 8 отображен фасад здания с вывесками автосалона, автосервиса, химчистки. Указанные фотографии не являются информативными и не позволяют определить, что более 20% нежилого Здания используется под объекты бытового обслуживания; причины отсутствия доступа в здание для обследования помещения, в отношении которого возник спор, в акте не указаны и, вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства наличия таких обстоятельств суду не представлены.
На фотографиях N 5 и N 6 изображен въезд в паркинг со стороны фасада и фасадная часть Здания паркинга, что не свидетельствует о размещении объектов бытового обслуживания.
При этом, представителем административного истца не оспаривалось, что действительно в помещениях Здания располагается автосалон, автосервис и химчистка.
Из объяснений представителя административного истца следует, что автосалон и автосервис располагаются в помещении 2-Н общей площадью 791,4 кв. м, помещении 234-Н площадью 856,6 кв. м, помещении 4-Н общей площадью 179,7 кв. м. химчистка располагается в помещении 3-Н общая площадь которого 161 кв. м.
В материалы дела административными истцами представлены: "... ".
Совокупная площадь помещений используемых под размещение автосалона, автосервиса, химчистки составляет 1 988,7 кв. м. (791,4 + 856,6 + 161 + 179,7).
В процентном соотношении к общей площади здания (13 243,6 кв. м.) площадь помещений используемых в целях размещения объектов бытового обслуживания и торговых объектов будет составлять 15% (791,4 + 856,6 + 161 + 179,7 : 13 243 * 100%). Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания здания фактически используемым в целях делового, административного, коммерческого назначения и (или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 3 пункта 4" имеется в виду "подпунктом 2 пункта 4"
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Здание на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладало признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое его положение подлежит признанию недействующим, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы.
Пунктом 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины для организаций при подаче административного иска определен в размере - 4 500 рублей.
С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 в пользу каждого на общую сумму в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 - 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнжиниринг", Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общества с ограниченной ответственностью "Коралл", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа", Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4224 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стройинжиниринг", Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общества с ограниченной ответственностью "Коралл", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа", Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья подпись |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 сентября 2023 г. по делу N 3а-229/2023
Опубликование:
-