г. Краснодар |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А32-22984/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Ташу А.Х. без вызова и участия истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Выбор-Транзит" (ИНН 2315154329, ОГРН 1092315003879), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-22984/2022, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Выбор-Транзит" (далее - общество) о взыскании 737 685 рублей штрафа за искажение сведений в сопроводительных документах.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 29.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 368 842 рубля 50 копеек штрафа, а также 17 754 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, суды неправомерно снизили подлежащий взысканию размер штрафа на 50%. Истец представил необходимые документы в обоснование заявленных требований и в подтверждение вины ответчика. Предъявленный железной дорогой размер штрафа нормативно предусмотрен с целью надлежащего исполнения грузоотправителями обязательств в части достоверного указания сведений о грузе, а также для тяжелых последствий при невыполнении ими установленных требований. Данный штраф направлен на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки. Заявляя о снижении размера штрафа, общество не представило доказательств, обосновывающих применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также аргументированного контррасчета неустойки, который полагало бы соразмерным. При оценке соразмерности заявленного к взысканию штрафа суды не учли специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также то, что допущенное нарушение создает потенциальную опасность возникновения обстоятельств, негативно влияющих на безопасность грузоперевозок, сохранность подвижного состава, устройств инфраструктуры.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В силу части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество со станции "Курганная" Северо-Кавказской железной дороги на станцию "Красная речка" Дальневосточной железной дороги отправило грузополучателю вагон N 53743860 с грузом "изделия бетонные", что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭА422320.
В пути следования железная дорога провела проверку на предмет соблюдения грузоотправителем условий перевозки и соответствия сведений о достоверности массы грузов, грузобагажа, наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, об их свойствах, указанных грузоотправителем в накладной.
При осмотре поезда автоматизированной системой коммерческого осмотра поездов и вагонов и прохождении состава через взвешивающий рельс РТВ-Д (рельс-тензометрический взвешивающий) на станции "Россошь" Юго-Восточной железной дороги установлено, что масса фактически перевозимого груза в вагоне N 53743860 не соответствует сведениям о массе, указанной в транспортной железнодорожной накладной, в связи с чем вагон направлен для контрольного взвешивания.
При производстве контрольного взвешивания вагона N 53743860 на вагонных весах Веста-С (заводской номер 11170241) на станции "Лиски" Северо-Кавказской железной дороги обнаружено следующее: вес брутто - 86 450 кг, вес нетто - 64 050 кг, в то время как согласно транспортной железнодорожной накладной: вес брутто - 79 593 кг, вес нетто - 57 193 кг. Излишек массы груза против массы, указанной в железнодорожной накладной, составляет 6285 кг с учетом погрешности измерений согласно Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденной ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008.
По данному факту истец составил акты общей формы от 12.07.2021 N 58510-1-1/3884, от 18.07.2021 N 4/60, от 18.07.2021 N 4/61, а также коммерческий акт от 18.07.2021 N ЮВС2104068/63.
Поскольку ответчиком допущено искажение сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной, что повлекло снижение стоимости перевозки груза и создало возможность возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, истец произвел начисление штрафа в размере 737 685 рублей.
Неуплата штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 333, 784, 785, 790 Кодекса, статьями 25, 27, 30, 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, установив факт указания недостоверных сведений в транспортной железнодорожной накладной N ЭА422320, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных истцом требований. Искажение обществом в перевозочном документе сведений о массе груза подтверждено актами общей формы и коммерческим актом. Проверив расчет, суды пришли к выводу о том, что штраф начислен железной дорогой правомерно. При этом по заявлению ответчика суд первой инстанции применил статью 333 Кодекса и снизил размер штрафа до 368 842 рубля 50 копеек.
В кассационной жалобе железная дорога ссылается на неправомерное снижение штрафа на основании статьи 333 Кодекса.
В силу пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Кодекса, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Кодекса, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Кодекса, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае такие основания отсутствуют. Выводы судов первой и апелляционной инстанций о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства основаны на оценке доказательств и не являются применением норм права; суд кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе переоценивать данные выводы.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-22984/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, суды неправомерно снизили подлежащий взысканию размер штрафа на 50%. Истец представил необходимые документы в обоснование заявленных требований и в подтверждение вины ответчика. Предъявленный железной дорогой размер штрафа нормативно предусмотрен с целью надлежащего исполнения грузоотправителями обязательств в части достоверного указания сведений о грузе, а также для тяжелых последствий при невыполнении ими установленных требований. Данный штраф направлен на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки. Заявляя о снижении размера штрафа, общество не представило доказательств, обосновывающих применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также аргументированного контррасчета неустойки, который полагало бы соразмерным. При оценке соразмерности заявленного к взысканию штрафа суды не учли специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также то, что допущенное нарушение создает потенциальную опасность возникновения обстоятельств, негативно влияющих на безопасность грузоперевозок, сохранность подвижного состава, устройств инфраструктуры."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2023 г. N Ф08-30/23 по делу N А32-22984/2022