В целях определения правовых, экономических и организационных основ разработки и утверждения тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь решением Думы Шелеховского муниципального района от 26.05.2011 N 24-рд "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении тарифов, размеров платы на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями Шелеховского района", статьями 30, 31, 34, 35 Устава Шелеховского района, Администрация Шелеховского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления тарифов на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 29.07.2011 N 928-па "Об утверждении Методики расчета размеров тарифа (платы) за оказание муниципальными учреждениями Шелеховского района услуг (выполнение работ) для граждан и юридических лиц";
2) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 01.08.2011 N 981-па "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района";
3) подпункт 8 пункта 1 постановления Администрации Шелеховского муниципального района от 10.07.2013 N 1224-па "О внесении изменений в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Шелеховского района";
4) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 10.07.2015 N 682-па "О внесении изменения в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района", утвержденный постановлением Администрации Шелеховского района от 01.08.2011 N 981-па";
5) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 18.04.2016 N 93-па "О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района";
6) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 09.11.2017 N 539-па "О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района";
7) постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 28.05.2018 N 298-па "О внесении изменений в постановление Администрации Шелеховского муниципального района от 01.08.2011 N 981-па "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района".
3. Постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Шелеховский вестник" и размещению на официальном сайте Администрации Шелеховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра района по экономике и финансам Савельева Д.С.
Мэр Шелеховского муниципального района |
М.Н. Модин |
Утвержден
постановлением Администрации
Шелеховского муниципального района
от 25 декабря 2023 года N 783-па
Порядок
установления тарифов на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района
I. Общие положения
1. Порядок установления тарифов на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района (далее - муниципальные организации) регулирует правоотношения между Администрацией Шелеховского муниципального района (далее - орган регулирования) и муниципальными организациями, возникающие в связи с установлением тарифов на платные услуги (работы).
2. Уполномоченным органом органа регулирования является управление по экономике Администрации Шелеховского муниципального района.
3. Порядок установления тарифов на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными организациями (далее - Порядок) разработан в целях определения правовых, экономических и организационных основ разработки и утверждения тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными организациями.
4. Настоящий Порядок не распространяется на установление тарифов на оказываемые (выполняемые) организациями услуги (работы), подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Основные цели, принципы установления тарифов
5. Основными целями установления тарифов на услуги (работы) муниципальных организаций являются:
1) установление единого механизма формирования тарифов;
2) обеспечение баланса интересов муниципальных организаций, оказывающих (выполняющих) услуги (работы) и потребителей (заказчиков) данных услуг (работ);
3) защита интересов потребителей от необоснованного изменения тарифов;
4) обеспечение экономической обоснованности затрат на оказание (выполнение) услуг (работ);
5) обеспечение финансовой стабильности муниципальных организаций;
6) материально-техническое перевооружение муниципальных организаций.
6. Основными принципами установления тарифов являются:
1) доступность для потребителей и соблюдение муниципальными организациями их прав при оказании (выполнении) услуг (работ);
2) открытость и доступность информации о тарифах для потребителей услуг (работ).
7. При установлении тарифов применяются методы, определенные решением Думы Шелеховского муниципального района от 26.05.2011 N 24-рд "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении тарифов, размеров платы на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями Шелеховского района".
III. Определение тарифов
8. Тарифы формируются путем расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов, которые целиком должны покрывать издержки муниципальной организации на оказание (выполнение) услуг (работ) и обеспечивать достижение плановой рентабельности.
9. Тарифы формируются на основе расчетов муниципальных организаций, проверяемых уполномоченным органом, и устанавливаются муниципальными правовыми актами на основании соответствующих заключений уполномоченного органа, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
10. Платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными организациями, должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к их качеству.
11. В случае если муниципальная организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых тарифов. Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Из расчетов при установлении тарифов исключаются полученные в предыдущем периоде регулирования экономически необоснованные доходы муниципальных организаций.
12. В случае если муниципальная организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении тарифов для такой муниципальной организации ростом цен на продукцию, потребляемую муниципальной организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении тарифов для такой муниципальной организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы муниципальной организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
13. При определении плановых (расчетных) значений расходов орган регулирования использует источники информации о тарифах и расходах в следующем порядке:
1) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
2) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант) или сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году; предельные темпы роста тарифов и динамика тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика тарифов на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
14. При определении обоснованности фактических значений расходов орган регулирования использует источники информации о тарифах в следующем порядке:
1) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
2) рыночные цены;
3) официальная статистическая информация, предоставляемая или распространяемая субъектами официального статистического учета для Иркутской области в установленном порядке.
15. При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых муниципальной организацией.
16. Для установления тарифов муниципальная организация направляет в орган регулирования:
1) заявление с указанием предлагаемого метода установления тарифов, размера тарифов по наименованиям услуг (работ), сроков действия тарифов;
2) пояснительную записку, в которой обосновывается целесообразность предлагаемого метода установления тарифов;
3) копии учредительных документов (устав), лицензий на осуществляемый вид деятельности (в случае, если законодательством установлены требования к лицензированию деятельности);
4) документы, подтверждающие право пользования имуществом, предназначенным для оказания (выполнения) услуг (работ);
5) приказ об учетной политике;
6) расчеты нормативной численности персонала муниципальной организации, список должностей основного и вспомогательного персонала муниципальной организации с указанием размера фонда оплаты труда (штатное расписание, договора гражданско-правового характера);
7) положение об оплате труда и премировании;
8) уведомление о размере страховых взносов на последнюю отчетную дату;
9) основные технико-экономические показатели деятельности за предыдущий год, согласно формам статистической и бухгалтерской отчетности;
10) нормативная документация, подтверждающая трудоемкость, нормы времени на оказание (выполнение) услуг (работ);
11) документы, подтверждающие размер стоимости сырья, материалов и запасных частей, применяемых при оказании (выполнении) услуг (работ);
12) расчет амортизационных отчислений основных средств;
13) подробные расшифровки по всем статьям затрат с предоставлением подтверждающих документов (копии платежных документов, договоров, счетов и т.д.);
14) расчет размера экономически обоснованных затрат;
15) расшифровка использования прибыли за предыдущий год, за отчетный период текущего года, включенная в расчет тарифа;
16) расчет размера нормативной прибыли, а также прогноз на текущий год и очередной период регулирования, включаемой в тарифы;
17) данные об объеме предоставленных услуг за предыдущий год, за отчетный период текущего года, а также прогноз на текущий год и очередной период регулирования;
18) расчет тарифов на оказываемые (выполняемые) услуги (работы);
19) сведения об уровне рыночных цен и тарифов на товары (услуги), сложившиеся на рынке аналогичных (идентичных) товаров (услуг);
20) сравнительный анализ уровня предлагаемых и действующих цен (тарифов);
21) статистическая, бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за год, предшествующий текущему году, и за отчетный период текущего года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее указанного периода.
17. В расчет тарифов включаются:
1) затраты, непосредственно связанные с оказанием (выполнением) услуг (работ) и потребляемые в процессе их предоставления (прямые затраты);
2) затраты, необходимые для обеспечения деятельности муниципальных организаций в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания (выполнения) услуг (работ) (косвенные затраты).
18. К затратам, непосредственно связанным с оказанием (выполнением) услуг (работ), относятся:
1) затраты на основной персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания (выполнения) услуг (работ).
Прямые расходы на оплату труда, включаемые в тариф на конкретную услугу (работу), рассчитываются исходя из фактически сложившейся за предшествующий утверждению тарифа финансовый год средней заработной платы персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания (выполнения) услуги (работы), с учетом установленных нормативов трудозатрат на оказание (выполнение) данных услуг (работ).
В случае если заявленные к расчету услуги (работы) ранее муниципальной организацией не оказывались (не выполнялись), прямые расходы на оплату труда, включаемые в тариф на конкретную услугу (работу), рассчитываются исходя из фактически сложившейся за предшествующий утверждению тарифа финансовый год средней заработной платы персонала (работника), который будет оказывать (выполнять) услугу (работу), с учетом установленных нормативов трудозатрат на оказание (выполнение) данных услуг (работ).
В случае отсутствия вышеуказанных сведений прямые расходы на оплату труда, включаемые в тариф на конкретную услугу (работу), рассчитываются исходя из фактически сложившейся за предшествующий утверждению тарифа финансовый год средней заработной платы основного персонала (работника), либо категории персонала, к которой относится должность работника, который будет оказывать (выполнять) услугу (работу), с учетом установленных нормативов трудозатрат на оказание (выполнение) данных услуг (работ).
В расходы на оплату труда персонала также включаются обязательные взносы муниципальной организации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования и пенсионного обеспечения, расчет которых производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания (выполнения) услуг (работ).
Прямые расходы на материальные запасы, включаемые в тариф на конкретную услугу (работу), рассчитываются исходя из объемов и номенклатуры, обеспечивающих качественное оказание (выполнение) услуги (работы), в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации, либо на основании документально подтвержденных и экономически обоснованных фактических затрат муниципальной организации;
3) амортизационные начисления по объектам основных средств, используемых муниципальной организацией в процессе оказания (выполнения) услуг (работ) исходя из балансовой стоимости, норм износа и норм времени использования объекта основных средств;
4) прочие расходы и затраты, отражающие специфику оказания (выполнения) услуг (работ), непосредственно связанные с оказанием (выполнением) услуг (работ) и потребляемые в процессе их предоставления (выполнения).
19. К затратам, необходимым для обеспечения деятельности муниципальных организаций в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания (выполнения) услуг (работ) относятся:
1) затраты на оплату труда персонала муниципальной организации, не участвующего непосредственно в процессе оказания (выполнения) услуг (работ), размер которых определяется на основании данных бухгалтерской отчетности муниципальной организации за предшествующий установлению тарифа финансовый год.
В расходы на оплату труда персонала, не участвующего непосредственно в процессе оказания (выполнения) услуги (работы), также включаются обязательные взносы муниципальной организации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования и пенсионного обеспечения, расчет которых производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) хозяйственные расходы, к которым относятся затраты на приобретение материальных запасов, оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, обслуживание, ремонт основных средств, услуги в области информационных технологий и программного обеспечения, услуги банков;
3) затраты на уплату налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), пошлин и иных обязательных платежей;
4) амортизационные начисления по объектам основных средств, непосредственно не используемых в процессе оказания (выполнения) услуги (работы);
5) затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (услуги охраны, затраты на противопожарную безопасность, на содержание прилегающей территории, на арендную плату за пользование имуществом, затраты на уборку помещений, на содержание транспорта, приобретение топлива, санитарную обработку помещений);
6) прочие затраты, необходимые для обеспечения деятельности муниципальной организации, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания (выполнения) услуг (работ).
20. В случае если муниципальная организация оказывает (выполняет) несколько видов услуг (работ), объем косвенных затрат может включаться в себестоимость конкретной платной услуги (работы), согласно одной из следующих распределительных баз:
1) пропорционально объему оказываемых (выполняемых) платных услуг (работ) в случае, если оказываемые (выполняемые) платные услуги (работы) имеют одинаковую единицу измерения (педагогических часов, человеко-часов, посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
2) пропорционально площади, используемой для оказания конкретной платной услуги;
3) пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала предприятия (учреждения);
4) пропорционально иной выбранной распределительной базе, отражающей особенность услуги (работы).
21. При расчете тарифа на услуги (работы) отдельные статьи расходов (затраты на оплату труда, затраты на горюче-смазочные материалы, запасные части и т.д.) могут индексироваться с учетом плановых индексов (индекс роста потребительских цен, плановый уровень инфляции и т.д.), установленных законодательством Российской Федерации, на прогнозный период.
22. При расчете тарифов учитываются документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы муниципальных организаций, необходимые для оказания (выполнения) услуги (работы), на которую устанавливается тариф. Тарифы должны быть обоснованными, должны обеспечивать компенсацию экономически обоснованных расходов и получение муниципальной организацией прибыли.
С целью обеспечения безубыточной деятельности муниципальная организация предоставляет обоснование плановой прибыли и формирует предложения по уровню рентабельности.
IV. Установление тарифов
23. Муниципальная организация самостоятельно рассчитывает тариф на каждую услугу (работу), оказываемую (выполняемую) за плату, и представляет в орган регулирования обосновывающие материалы, указанные в п. 16 настоящего Порядка.
24. Все представленные документы, материалы и расчеты должны быть подписаны руководителем муниципальной организации (лицом его временно замещающим) и ответственным исполнителем.
25. Ответственность за достоверность и полноту представленных сведений несет руководитель муниципальной организации (лицо, его временно замещающее).
26. Срок рассмотрения уполномоченным органом представленных муниципальной организацией материалов и подготовки экспертного заключения не должен превышать 20 рабочих дней со дня поступления заявления.
27. Если представленные документы не соответствуют требованиям настоящего Порядка, а также в случае необоснованности расчета тарифов уполномоченный орган возвращает представленные документы муниципальной организации с указанием причин возврата и срока для устранения недостатков.
С момента возврата материалов на доработку течение срока, указанного в п. 26 настоящего Порядка, приостанавливается.
В случае непредставления в установленные сроки доработанных материалов либо устранения выявленных уполномоченным органом недостатков не в полном объеме уполномоченный орган направляет муниципальной организации отказ в рассмотрении данных материалов с указанием соответствующих оснований. Отказ не препятствует повторному обращению муниципальной организации в уполномоченный орган.
28. В случае если по результатам анализа установлено, что представленные документы подтверждают обоснованность и целесообразность установления тарифов, а также при отсутствии к ним замечаний уполномоченный орган направляет подготовленное экспертное заключение, материалы и сведения, указанные в п. 23 настоящего Порядка, в тарифную комиссию.
29. Экспертное заключение должно быть подписано ответственным за подготовку экспертного заключения и согласовано с руководителем уполномоченного органа.
30. В экспертном заключении отражается:
1) достоверность финансово-экономической и производственно-технологической информации по обоснованию тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальной организацией;
2) соответствие рассчитанных тарифов на услуги (работы) финансовым потребностям муниципальной организации, необходимым для предоставления качественных услуг (работ), соответствующих нормативным требованиям;
3) обоснованность затрат, включаемых в расчет тарифов (отсутствие неэффективных и необоснованных затрат);
4) достижение баланса экономических и социальных интересов потребителей услуг (работ) и интересов самой муниципальной организации;
5) доступность стоимости услуг (работ) для потребителей.
31. На заседании тарифной комиссии принимается решение об установлении тарифов на платные услуги (работы), оформленное протоколом.
32. При необходимости тарифная комиссия вправе запросить у уполномоченного органа и (или) у муниципальной организации дополнительные сведения, необходимые для установления тарифа и которые могут повлиять на стоимость услуги (работы).
33. Срок рассмотрения тарифной комиссией представленных уполномоченным органом материалов и принятия решения об установлении тарифов не должен превышать 10 рабочих дней.
34. Заседание тарифной комиссии проводится в соответствии с Положением о тарифной комиссии Администрации в установленном порядке.
35. Если по результатам рассмотрения материалов установлено, что представленные документы не соответствуют требованиям настоящего Порядка и (или) расчет тарифов является необоснованным, тарифная комиссия возвращает представленные документы уполномоченному органу с указанием причин возврата и срока для устранения недостатков.
С момента возврата материалов на доработку течение срока рассмотрения, указанного в п. 33 настоящего Порядка, приостанавливается.
В случае непредставления в установленные сроки доработанных материалов либо устранения выявленных тарифной комиссией недостатков не в полном объеме уполномоченный орган направляет муниципальной организации отказ в рассмотрении данных материалов с указанием соответствующих оснований. Отказ не препятствует повторному обращению муниципальной организации в уполномоченный орган.
36. Если по результатам анализа установлено, что представленные документы подтверждают обоснованность и целесообразность установления тарифов, а также при отсутствии к ним замечаний, тарифная комиссия подготавливает протокол заседания тарифной комиссии о результатах рассмотрения материалов по экономическому обоснованию тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальной организацией за плату, и в течение 5 рабочих дней с момента подготовки данного протокола направляет его, заверенный в установленном порядке, уполномоченному органу.
37. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента поступления к нему протокола заседания тарифной комиссии подготавливает проект постановления Администрации об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальной организации.
38. Проект постановления Администрации района об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальной организации, с приложенными к нему экспертным заключением и протоколом заседания тарифной комиссии, направляется на согласование в установленном порядке, после чего передаются Мэру Шелеховского муниципального района на подпись.
39. Постановление Администрации об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальной организации подлежит официальному опубликованию в газете "Шелеховский вестник" и размещению на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
40. Общий срок рассмотрения документов и материалов органом регулирования не должен превышать 45 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении тарифов на услуги (работы) до дня регистрации постановления Администрации.
V. Контроль за применением установленных тарифов
41. Проверка фактического применения муниципальной организацией установленных тарифов осуществляется уполномоченным органом путем проведения проверок в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 25 декабря 2023 г. N 783-па "Об утверждении Порядка установления тарифов на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Шелеховского района"
Вступает в силу с 25 декабря 2023 г.
Опубликование:
газета "Шелеховский вестник" от 29 декабря 2023 г. N 51/2