г. Краснодар |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А53-11070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Королькова Н.Н.), от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" (ОГРН 1176658036422, ИНН 6623121815) - Пахальяна А.И.(доверенность от 15.11.2022) и Таргамадзе Л. (доверенность от 25.02.2022,) от ответчика - товарищества собственников недвижимости "Рассвет" (ОГРН 1096154001107, ИНН 6154559640) - Гулаковой Г.В.(доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Рассвет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А53-11070/2022, установил следующее.
ООО "Экотранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСН "Рассвет" (далее - товарищество) о взыскании 125 049 рублей 54 копеек задолженности за период с июля 2021 года по февраль 2022 года.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о признании незаключенным договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 01.07.2021 N ЭТ0007409.
Решением от 03.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2022, первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, во встречном иске отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты, отказать в первоначальном иске и удовлетворить встречный иск, ссылаясь на невозможность оплаты спорных услуг без утверждения общим собранием членов товарищества сметы с включением в нее суммы расходов на оплату услуг по вывозу ТКО, так как это нецелевое использование взносов (денежных средств), оплачиваемых садоводами согласно утвержденной смете на другие цели товарищества и благоустройства общего имущества. Товарищество не является собственником ТКО, не является коммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность и не оказывает услуги, в результате деятельности от которых образуются ТКО. Ранее заключенный с обществом договор от 01.01.2019 N ЭТ0003309 расторгнут 30.04.2019 по инициативе регионального оператора. Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками земельных участков и региональным оператором, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется; расторжение его в одностороннем порядке либо прекращение оказания услуги, а также блокирование лицевого счета неправомерны. Кроме того, спорный договор не подписан товариществом, поэтому такой договор не порождает для участников сделки правовых последствий.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, региональным оператором по обращению с ТКО выбрано общество; по итогам конкурса заключено соглашение от 15.05.2018 N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашение устанавливает обязанность регионального оператора осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Неклиновский район.
Общество (региональный оператор) и товарищество (потребитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.07.2021 N ЭТ0007409 (далее - договор) в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Объем ТКО указан в приложении N 1 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 2.2 договора).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 3.2 договора), которая согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 N 68/13 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экотранс" в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа на 2020 - 2022 годы", от 18.12.2020 N 55/8, "О корректировке единых тарифов регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "Экотранс" в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа на 2021 год", от 20.12.2021 N 71/86, "О корректировке единых тарифов регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "Эконтранс" в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа на 2022 год" составляет с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 823 рубля 12 копеек за 1 куб. м, с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 683 рубля 15 копеек за 1 куб. м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 3.3 договора).
Ссылаясь на неоплату товариществом услуг по обращению с ТКО с июля 2021 года по февраль 2022 года в сумме 125 049 рублей 54 копейки, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Полагая договор незаключенным, товарищество обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались статьями 309, 310, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами N 1156.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, универсальные передаточные документы и счета на оплату, суды установили факт оказания обществом услуг товариществу в заявленном объеме на спорную сумму и неисполнение товариществом обязательств по их оплате, поэтому удовлетворили первоначальный иск. Доказательств иного объема оказанных услуг или их неоказания товарищество не представило.
Отказывая в удовлетворении встречного иска товарищества, суды исходили из следующего.
Пунктом 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах; б) в жилых домах;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Положениями пунктов 8 (11), 8 (12), 8 (14), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 установлена презумпция заключенности договора на оказание услуги по обращению с ТКО на условиях утвержденного типового договора в случаях, если заявка от потребителя на заключение договора не поступила в установленный срок, заявка поступила, но договор не заключен, в частности, по той причине, что при его заключении возникли разногласия, которые не урегулированы сторонами. Кроме того, нормативно определен момент, с которого такой договор считается заключенным (на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при обязанности осуществить такое размещение в течение 10 рабочих дней с даты утверждения тарифа).
Пунктом 8 (18) Правил N 1156 прямо предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, с момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют перечисленными объектами, расположенными в данной зоне. Бремя опровержения факта оказания и надлежащего характера услуг возлагается на собственника ТКО и подлежит исполнению в порядке, установленном разделом VI типового договора.
Учитывая, что региональным оператором являлось общество, услуги не могли оказываться иным лицом.
Эти выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
Довод товарищества о том, что оно не является коммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность, в результате которой образуются отходы, судами рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Абзац второй пункта 1 постановления N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения данных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Данное положение следует также из статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), согласно которой целями создания и деятельности товарищества является, в том числе создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно статье 18 названного Закона к полномочиям товарищества относится, в частности, принятие решений о заключении договоров с оператором, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Таким образом, у товарищества как у некоммерческой организации имеется такая же обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, как и у любой коммерческой.
Довод о том, что без утверждения общим собранием членов товарищества сметы с включением в нее суммы расходов на оплату услуг по вывозу ТКО данные услуги не могут оплачиваться товариществом, также отклонен судами, поскольку для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не требуется одобрение членов товарищества, так как данная обязанность установлена законом - пункт 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ, согласно которому членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договором, заключенных с ними.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Поэтому доводы товарищества о необходимости получения им полномочий от членов товарищества - собственников ТКО для заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами признаны судами несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права и не способными служить основанием для удовлетворения встречного иска.
Поэтому, оценив представленные доказательства в совокупности, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению. Несогласие подателя жалобы с судебной оценкой доказательств не является обстоятельством, предусмотренным статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения или отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А53-11070/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о том, что без утверждения общим собранием членов товарищества сметы с включением в нее суммы расходов на оплату услуг по вывозу ТКО данные услуги не могут оплачиваться товариществом, также отклонен судами, поскольку для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не требуется одобрение членов товарищества, так как данная обязанность установлена законом - пункт 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ, согласно которому членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договором, заключенных с ними.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Поэтому доводы товарищества о необходимости получения им полномочий от членов товарищества - собственников ТКО для заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами признаны судами несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права и не способными служить основанием для удовлетворения встречного иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2023 г. N Ф08-1180/23 по делу N А53-11070/2022