г. Краснодар |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А20-998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344) - Каракизова А.Х. (доверенность от 15.12.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Урванское Дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 0724002179, ОГРН 1120724000187), заинтересованных лиц - государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" (ОГРН 1170726001467, ИНН 0725021907), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1140725002440, ИНН 0725015371), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2022 и постановление шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А20-998/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Урванское Дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к государственному казенному учреждению Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" (далее - учреждение), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными предписания и решения управления от 05.03.2022 по делу N 007/06/99-121/2022 об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесении изменений в извещение об аукционе с учетом замечаний, указанных в решении, назначении новой даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также размещении в единой информационной системе информации о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате проведения процедуры подачи предложений о цене контракта и дате подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 28.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2022, суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой в арбитражный суд Северо-Кавказского округа, полагая, что суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов.
В отзывах на кассационную жалобу общество и министерство просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом 18.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - АО "ЕЭТП", http://roseitorg.ru) размещен электронный аукцион N 0104200003622000007 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Солдатская - Карагач - Грабовец км 18+154-км 28+392" для нужд Кабардино-Балкарской Республики"; заказчик - государственное казенное учреждение КБР "Управление дорожного хозяйства"; начальная (максимальная) цена контракта 114 383 628 рублей; дата и время начала срока подачи заявок 18.02.2022 18:50; дата и время окончания срока подачи заявок 01.03.2022 11:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 01.03.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.03.2022; размер обеспечения заявки - 5 719 181,40 (5% от НМЦК); Размер обеспечения исполнения контракта 5 719 181, 40 (5% от НМЦК). Обеспечение гарантийных обязательств 571 918 рублей. Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) с момента заключения контракта по 31 октября 2022 года включительно. В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 01.03.2022 N ЦПА1 для участия в данном аукционе ООО "Урванское ДРСУ" внесены денежные средства в обеспечение участия заявки в размере 5 719 181 рублей 40 копеек. В ходе подачи предложений 01.03.2022 обществом предложена цена контракта - 113 811 709 рублей 86 копеек. 02.03.2022 подведены итоги аукциона, победителем которого определено общество и опубликован протокол N ИЭА1; дата заключения контракта со стороны общества определена 09.03.2022, со стороны заказчика 14.03.2022.
01 марта 2022 года общество с ограниченной ответственностью "Диск Строй" обратилось к управлению с жалобой на неправомерные действия комиссии по закупкам заказчика, выразившиеся в не представлении необходимой информации в извещении аукциона в электронной форме, в несоответствии проекта государственного контракта требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ). 02.03.2022 управление отказало в принятии жалобы на действия (бездействие) заказчиков, согласно информации, содержащейся в ЕИС, жалоба не принята к рассмотрению по существу, отказ обоснован нарушением требований пункта 1 частью 2 статьи 105 Закона N 44-ФЗ. Также указано, что жалоба на положения о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. 05.03.2022 управление по результатам рассмотрения доводов, изложенных в обращении от 01.03.2022 и внеплановой проверки на предмет соответствия действий заказчика и министерства при проведении электронного аукциона N 0104200003622000007 вынесло решение по делу N 007/06/99-121/2022, согласно которому в действиях заказчика, уполномоченного органа установлены нарушения части 24 статьи 34, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ. На основании указанного решения выдано предписание от 05.03.2022 по делу N 007/06/99-121/2022. Внесены соответствующие изменения в извещение и установлены новые сроки: дата и время окончания срока подачи заявок - 17.03.2022 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 17.03.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.03.2022.
Не согласившись с указанными решением и предписанием управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили, что 02.03.2022 общество было признано победителем электронного аукциона N 0104200003622000007 на "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Солдатская - Карагач - Грабовец км 18+154 - км 28+392" для нужд Кабардино-Балкарской Республики", заказчиком которых являлось управление; дата заключения контракта со стороны истца в соответствии с извещением была определена 09.03.2022, со стороны заказчика -14.03.2022. Однако 05.03.2022 по решению управления по результатам проведенной внеплановой проверки по делу N 007/06/99-121/2022 подписание контракта было заблокировано на сайте. Заказчику, уполномоченному органу, комиссии уполномоченного органа выдано предписание отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона; внести изменение в извещение с учетом замечаний, указанных в решении; назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, дату проведения подведения итогов определения подрядчика, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате проведения процедуры подачи предложений о цене контракта и дате подведения итогов определения подрядчика, которое 09.03.2022 было исполнено заказчиком и уполномоченным органом, в ЕИС опубликовано решение об отмене протокола подачи ценовых предложений от 01.03.2022 и протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2022. Были установлены новые сроки окончания срока подачи заявок - 17.03.2022 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 17.03.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.03.2022.
Суды установили, что за один день до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (15.03.2022) закупка отменена заказчиком, информация об этом размещена в ЕИС.
Суды установив, что 30.03.2022 по данному объекту заказчик заключил государственный контракт N 10-РА с ООО "Ремонтно-строительная компания" в соответствии с постановлением Правительства КБР от 21.03.2022 N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и порядка их осуществления", пришли к выводу о том, что в результате указанных действий заказчика и уполномоченного органа допущены нарушение прав общества, предусмотренные статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем общество, как участник и победитель торгов, был лишен права заключить государственный контракт в установленном порядке и получить соответствующую прибыль. Суды указали на формальный характер допущенных при размещении извещения нарушений в виде отсутствия исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки в соответствии с пунктом 12 части 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
При этом, как установили судебные инстанции, на момент рассмотрения заявленных обществом требований, государственный контракт от 01.04.2022 N 10-РА, заключенный государственным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства" и ООО "Ремонтно-строительная компания", на "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Солдатская - Карагач - Грабовец км 18+154 - км 28+392" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" исполнен, выполненные ООО "Ремонтно-строительная компания" работы приняты заказчиком, что подтверждается актом приемной комиссии по приемке и эксплуатации объекта "Ремонт автомобильной дороги Солдатская - Карагач - Грабовец км 18+154 - км 28+392".
Сделав вывод о том, что возложение управлением на заказчика и уполномоченного органа обязанности отменить протоколы, составленные по итогам проведения электронного аукциона, лишило возможности победителя аукциона (общества) на заключение государственного контракта, чем были нарушены его права и законные интересы на осуществление хозяйственной и экономической деятельности; не установлены грубые нарушения заказчиком и уполномоченным органом норм действующего законодательства при проведении электронного аукциона, победителем которого признано общество, права и законные интересы которого не могут быть восстановлены по причине исполнения предмет государственного контракта, судебные инстанции, признав незаконными решение и предписание управления от 05.03.2022 по делу 007/06/99-121/2022, не оценили указанные ненормативные акты на предмет соответствия их действующему (действовавшему в спорном периоде) законодательству; не дали правовую оценку указанным в оспариваемом решении управления нарушениям; не получил правовую оценку довод управления о том, что заказчиком и уполномоченным органом фактически исполнены оспариваемые обществом решение и предписание управления.
Таким образом, вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемых обществом решения и предписания управления, является недостаточно обоснованным, поскольку судебные инстанции не установили фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов, учитывая заявленные обществом требования по данному делу.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства относительно заявленных обществом требований по данному делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А20-998/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установив, что 30.03.2022 по данному объекту заказчик заключил государственный контракт N 10-РА с ООО "Ремонтно-строительная компания" в соответствии с постановлением Правительства КБР от 21.03.2022 N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и порядка их осуществления", пришли к выводу о том, что в результате указанных действий заказчика и уполномоченного органа допущены нарушение прав общества, предусмотренные статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем общество, как участник и победитель торгов, был лишен права заключить государственный контракт в установленном порядке и получить соответствующую прибыль. Суды указали на формальный характер допущенных при размещении извещения нарушений в виде отсутствия исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки в соответствии с пунктом 12 части 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
...
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2023 г. N Ф08-1434/23 по делу N А20-998/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1434/2023
24.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1620/2022
18.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7746/2022
28.07.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-998/2022
31.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1620/2022