Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2024 г. N 196-р
Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5880);
паспорт инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2024 г. N 196-р
Изменения,
которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
Дополнить пунктом 25 следующего содержания:
"
25. Наименование инфраструктурного проекта: |
"Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга" |
Инициатор проекта: |
общество с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс", общество с ограниченной ответственностью "Балтийский Химический Комплекс" |
Предельный объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование проекта (млрд. рублей): |
не более 900 |
Вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния: |
неприменимо (размещение средств на субординированных депозитах и депозитах без субординации) |
Минимальная доходность инвестирования средств Фонда национального благосостояния: |
6 процентов годовых по субординированным депозитам и ключевая ставка Банка России по депозитам без субординации |
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль реализации инвестиционного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния: |
Минэнерго России |
".
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2024 г. N 196-р
Паспорт
инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
1. Наименование инвестиционного проекта - "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга" (далее - инвестиционный проект).
2. Краткое описание инвестиционного проекта - создание интегрированного газоперерабатывающего и газохимического комплекса по глубокой переработке многокомпонентного природного газа в районе поселка Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) на базе двух проектных компаний - общества с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс" (далее - общество "РусХимАльянс"), оператора газоперерабатывающего комплекса, и общества с ограниченной ответственностью "Балтийский Химический Комплекс" (далее - общество "БХК"), оператора газохимического комплекса.
Продукцией газоперерабатывающего и газохимического комплекса, создаваемого в рамках реализации инвестиционного проекта, будут являться сжиженный природный газ, сухой отбензиненный газ, сжиженный углеводородный газ, этановая фракция, полиэтилен, пентан-гексановая фракция.
3. Участники инвестиционного проекта:
а) юридические лица, реализующие инвестиционный проект, - общество "РусХимАльянс", общество "БХК";
б) российские юридические лица, участники проектных компаний, реализующих инвестиционный проект, - публичное акционерное общество "Газпром", акционерное общество "РусГазДобыча", общество с ограниченной ответственностью "Газпром ГНП холдинг", общество с ограниченной ответственностью "Национальная Газовая Группа";
в) ключевые руководители юридических лиц, имеющие отношение к непосредственной реализации инвестиционного проекта:
генеральный директор общества "РусХимАльянс" - Селезнёв Кирилл Геннадьевич;
генеральный директор общества "БХК" - Махов Константин Анатольевич.
4. Цели инвестиционного проекта - создание крупнейшего в России и одного из самых мощных в мире комплексов по переработке многокомпонентного природного газа, что позволит существенно увеличить объем производства и экспорта ценных компонентов природного газа, в том числе несырьевых неэнергетических товаров, рост объема переработки природного газа, рост производства сжиженного природного газа, прирост объемов производства полиэтилена в Российской Федерации, создание возможностей для развития производств последующих переделов из полиэтилена (продукции с высокой добавленной стоимостью).
Целевыми показателями инвестиционного проекта на операционной стадии (начиная с 1 января 2029 г.) являются:
переработка природного газа до 45 млрд. м 3 в год;
производство сжиженного природного газа до 13,1 млн. т в год;
производство сжиженного углеводородного газа до 1,7 млн. т в год;
производство сухого отбензиненного газа до 18,9 млрд. м 3 в год;
производство этановой фракции до 3,6 млн. т в год;
производство полиэтилена до 2,8 млн. т в год;
производство пентан-гексановой фракции до 0,13 млн. т в год, а также создание до 6000 рабочих мест.
5. Инвестиционный проект направлен на достижение целей, определенных в рамках:
а) Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части следующих целевых показателей:
темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
реальный рост инвестиций в основной капитал - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
б) стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, принятой Законодательным собранием Ленинградской области 13 июля 2016 г., в части следующих целевых показателей:
валовый региональный продукт (в сопоставимых ценах на конец периода);
объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области (в действующих ценах в среднем за период);
в) государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", в части увеличения объема производства сжиженного природного газа и увеличения объема производства крупнотоннажных полимеров.
6. Оценка потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги).
Рост спроса на производимый сжиженный природный газ будет обеспечен за счет роста интереса к сжиженному природному газу главным образом в Китае, Индии и других странах Южной Азии. Дополнительными рынками сбыта сжиженного природного газа также могут быть Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Мьянма и страны Атлантического региона (в первую очередь Турция и Бразилия).
Спрос на сухой отбензиненный газ будет обеспечен со стороны публичного акционерного общества "Газпром" в полном объеме за счет реализации объемов сухого отбензиненного газа в рамках заключенного долгосрочного договора поставки газа публичным акционерным обществом "Газпром".
Рост спроса на производимый сжиженный углеводородный газ будет обеспечен за счет роста интереса к сжиженным углеводородным газам в Китае, Индии и Турции.
Рост спроса на полиэтилен будет обеспечен за счет роста интереса к полиэтилену в Китае, Индии и Турции, обусловленного наращиванием в этих странах мощностей по производству конечной продукции из полиэтилена, а также прогнозируемого общего экономического роста в этих странах.
7. Срок реализации инвестиционного проекта:
а) фаза проектирования (разработка проектной и рабочей документации): 2019 - 2026 годы;
б) фаза строительства:
в отношении газоперерабатывающего комплекса:
объекты I очереди - 2021 - 2025 годы, завод сжиженного природного газа - 2024 - 2026 годы;
объекты II очереди - 2023 - 2026 годы, завод сжиженного природного газа - 2024 - 2027 годы;
в отношении газохимического комплекса:
объекты I очереди - 2026 год;
объекты II очереди - 2027 год;
в) пусконаладочные работы и ввод объектов в эксплуатацию:
в отношении газоперерабатывающего комплекса:
объекты I очереди - 2025 - 2026 годы, завод сжиженного природного газа - 2026 - 2027 годы;
объекты II очереди - 2026 - 2027 годы, завод сжиженного природного газа - 2027 - 2028 годы;
в отношении газохимического комплекса:
объекты I очереди - 2026 год;
объекты II очереди - 2027 год;
г) начало фазы эксплуатации:
в отношении газоперерабатывающего комплекса:
объекты I очереди - 2026 год, завод сжиженного природного газа - 2027 год;
объекты II очереди - 2027 год, завод сжиженного природного газа - 2028 год;
в отношении газохимического комплекса:
объекты I очереди - 2026 год;
объекты II очереди - 2027 год.
8. Для служебного пользования.
9. Общая стоимость инвестиционного проекта с учетом налога на добавленную стоимость и операционного потока в инвестиционной фазе составляет 4915 млрд. рублей в номинальных (прогнозных) ценах.
Объем капитальных вложений, необходимый для реализации инвестиционного проекта - не менее 2970 млрд. рублей в ценах соответствующих лет без учета налога на добавленную стоимость, в том числе:
по проекту газоперерабатывающего комплекса - 1458 млрд. рублей;
по проекту газохимического комплекса - 1512 млрд. рублей.
При этом потребность в финансировании инвестиционного проекта за вычетом возмещаемого налога на добавленную стоимость и операционного потока на инвестиционной стадии составляет 4116,4 млрд. рублей, в том числе:
по проекту газоперерабатывающего комплекса - 2009,6 млрд. рублей;
по проекту газохимического комплекса - 2106,8 млрд. рублей.
10. Объемы и источники финансирования инвестиционного проекта:
а) заемное финансирование - не менее 2881,5 млрд. рублей (старший долг, 70 процентов потребности в финансировании, газоперерабатывающий комплекс - не менее 1406,8 млрд. рублей, газохимический комплекс - не менее 1474,7 млрд. рублей), погашение по графику в течение 16 лет, ожидаемая ставка привлечения старшего долга - ключевая ставка Банка России + 3,5 процентов годовых;
б) собственный капитал и средства партнеров - не менее 1234,8 млрд. рублей (младший долг и средства участников, 30 процентов потребности в финансировании);
в) общая сумма средств Фонда национального благосостояния (субординированная и несубординированная части) - 900 млрд. рублей (газоперерабатывающий комплекс - 450 млрд. рублей, газохимический комплекс - 450 млрд. рублей), представляемых в целях финансирования инвестиционного проекта в рамках подпунктов "а" и "б" настоящего пункта, в том числе:
440 млрд. рублей - на субординированных депозитах с погашением согласно плану-графику размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на субординированных депозитах, необходимых для финансирования инвестиционного проекта, представленному в приложении N 3, по ставке 6 процентов годовых с льготным периодом по уплате процентов в первые 5 лет, в течение которого проценты начисляются, капитализируются и подлежат уплате в конце указанного периода;
460 млрд. рублей на депозитах без субординации с погашением согласно плану-графику размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на депозитах без субординации, необходимых для финансирования инвестиционного проекта, представленному в приложении N 4, по ставке, равной ключевой ставке Банка России.
Доля средств Фонда национального благосостояния от общего объема финансирования (за счет всех источников, включая чистое возмещение налога на добавленную стоимость и операционный денежный поток) не превышает 30 процентов;
г) средства пенсионных накоплений - не предусмотрены.
11. Рейтинг долгосрочной кредитоспособности общества "РусХимАльянс" и общества "БХК" не применяется.
12. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта:
а) сильные стороны:
низкий уровень операционных затрат (дешевый сырьевой газ, низкие производственные затраты, современная крупнотоннажная мощность);
гарантированный долгосрочный доступ к основному сырью - природному газу (поставки со стороны публичного акционерного общества "Газпром");
отсутствие необходимости дополнительных капитальных вложений в связи с использованием собственной трубопроводной сети публичного акционерного общества "Газпром";
выгодное береговое расположение вблизи морского порта позволяет снизить стоимость логистики и обеспечивает гибкость поставок на экспортные рынки;
возможность использования инфраструктуры порта Усть-Луга для целей хранения готовой продукции в контейнерах;
широкая диверсификация по видам и маркам полиэтилена;
масштабная долгосрочная поддержка государства;
опытная управленческая команда;
б) слабые стороны:
масштаб инвестиционного проекта (существенная величина требуемых инвестиций);
волатильный характер регулирования рынка сжиженного углеводородного газа в Российской Федерации (пошлины на экспорт);
газохимический комплекс будет новым производителем на высококонкурентных целевых рынках сбыта;
ограниченный спрос на полиэтилен на внутреннем российском рынке;
в) возможности:
рост объемов добычи газа в Российской Федерации (в том числе в Западной Сибири) может увеличить объемы переработки газа и выпуска производной продукции;
наличие возможности поставок продукции другим потенциальным потребителям в транспортной доступности в случае существенных изменений в региональном балансе спроса и предложения;
рост спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ в мире на рынках развивающихся стран;
новые сегменты спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ;
высокие темпы роста потребления полиэтилена в мире;
появление новых направлений использования полиэтилена;
дальнейшее вытеснение полимерами традиционных материалов;
возможность гибко менять номенклатуру выпускаемых марок полиэтилена в зависимости от локальных тенденций;
развитие переработки полиэтилена в особой экономической зоне, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N 949 "О создании на территории муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа";
г) угрозы:
политические и экономические риски, в том числе санкционные ограничения;
строительство новых производственных мощностей сжиженного природного газа;
затруднения в подписании долгосрочных контрактов с конечными покупателями и судовладельцами, дефицит газовозов;
конкуренция сжиженного углеводородного газа с природным газом в коммунально-бытовом секторе, в генерации электроэнергии и в транспортном сегменте;
перекрытие водных путей Данией для газовозов из России (введение индивидуальных морских ограничений);
существенный рост экспорта полиэтилена из Северной Америки;
торговые барьеры, введение пошлин и нетарифных ограничений на импорт на целевых рынках;
растущие регуляторные ограничения на использование отдельных видов полиэтилена.
13. Риски реализации инвестиционного проекта приведены в приложении N 5.
14. Ответственные исполнители по инвестиционному проекту и их контактные данные:
общество "РусХимАльянс", 188480, Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 18А, этаж/помещение 3/306, телефон (812) 240-0072 (доб. 1218, 1245), адрес электронной почты: K.Barnos@baltlng.ru, A.Bogdashkin@baltlng.ru;
общество "БХК", 121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, строение 134, этаж 7, комн. 17, (495) 221-75-39 (доб. 2245, 2246), адрес электронной почты: frolov_y@rusgasdob.ru, nikiforov_vm@baltchemc.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке
этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
План-график
размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на субординированных депозитах, необходимых для финансирования инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
(в млрд. рублей)
Период |
Объем размещения средств ФНБ на субординированных депозитах |
Объем погашения средств ФНБ, размещенных на субординированных депозитах |
|
|
|
2024 год |
227 |
- |
2025 год |
213 |
- |
2026 - 2039 годы |
- |
- |
2040 год |
- |
49 |
2041 год |
- |
49 |
2042 год |
- |
49 |
2043 год |
- |
49 |
2044 год |
- |
49 |
2045 год |
- |
49 |
2046 год |
- |
49 |
2047 год |
- |
49 |
2048 год |
- |
48 |
Итого |
440 |
440 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке
этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
План-график
размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на депозитах без субординации, необходимых для финансирования инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
(в млрд. рублей)
Период |
Объем размещения средств ФНБ на депозитах без субординации |
Объем погашения средств ФНБ, размещенных на депозитах без субординации |
|
|
|
2024 год |
165 |
- |
2025 год |
12 |
- |
2026 год |
- |
- |
2027 год |
199 |
- |
2028 год |
84 |
8 |
2029 год |
- |
30 |
2030 год |
- |
29 |
2031 год |
- |
32 |
2032 год |
- |
38 |
2033 год |
- |
41 |
2034 год |
- |
43 |
2035 год |
- |
42 |
2036 год |
- |
45 |
2037 год |
- |
51 |
2038 год |
- |
54 |
2039 год |
- |
47 |
Итого |
460 |
460 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке
этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
Риски
реализации инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"
Вид риска |
Степень влияния |
Комментарий |
|
|
|
1. Рыночный риск |
средний |
а) в отношении продукции газоперерабатывающего комплекса. Для нивелирования риска снижения спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ рассматриваются стабильно растущие рынки стран Азии как потенциальные рынки сбыта продукции инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга" (далее - инвестиционный проект); б) в отношении продукции газохимического комплекса. Риски возможного снижения объемов глобального спроса и изменение ценовой конъюнктуры на рынке сбыта полиэтилена оцениваются как средние в связи с относительно низкими ценами на основное сырье (этановая фракция) и экономией от масштаба за счет высокой номинальной мощности газохимического комплекса |
2. Риск сырьевой базы |
низкий |
в рамках инвестиционного проекта будет использоваться газовое сырье на базе запасов валанжинских (неокомских), ачимовских и юрских залежей месторождений Надым-Пур-Тазовского региона, а также месторождений Тамбейского кластера |
3. Контрактные риски на инвестиционной фазе |
средний |
потенциальным риском для инвестиционного проекта может стать увеличение сроков получения и согласования проектной и разрешительной документации, недостаточные или несвоевременные поставки оборудования и материалов. Для снижения риска заключены ЕРС-контракты с опытными подрядчиками, размещаются заказы на основное технологическое оборудование длительного срока изготовления |
4. Риск недофинансирования |
средний |
риск недофинансирования может быть связан с увеличением первоначальной стоимости инвестиционного проекта, увеличением продолжительности инвестиционного этапа инвестиционного проекта, недоступностью некоторых источников финансирования. В качестве мер по снижению риска планируется комбинирование источников финансирования с привлечением проектного финансирования |
5. Акционерный риск |
низкий |
проектные компании (общество с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс", общество с ограниченной ответственностью "БХК") являются совместными предприятиями публичного акционерного общества "Газпром" и акционерного общества "РГД" на паритетных началах. Стратегическое и успешное партнерство Группы "Газпром" и акционерного общества "РГД" началось с 2016 года. Указанные хозяйственные общества совместно реализовывают ряд коммерческих проектов. Инвестиционный проект реализуется в соответствии со стратегическими целями обоих спонсоров |
6. Технологические и инфраструктурные риски |
средний |
в связи со значительным масштабом и одновременным строительством проектов газоперерабатывающего комплекса и газохимического комплекса, а также с учетом вводимых ограничений на использование зарубежных технологий и оборудования нельзя исключать вероятность сдвигов сроков реализации инвестиционного проекта. Для снижения данного риска был выбран способ пофазового строительства обоих производств с последовательным запуском 2 технологических линий, поиск альтернативных поставщиков из России и дружественных стран. Инфраструктурные риски, связанные с отсутствием или нехваткой требуемых для строительства и эксплуатации ресурсов (природный газ, вода, электричество и др.) в регионе строительства оцениваются на низком уровне |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2024 г. N 196-р
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 6 февраля 2024 г. N 0001202402060012
Собрание законодательства Российской Федерации, 12 февраля 2024 г. N 7 ст. 987