г. Краснодар |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А32-29565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Источник жизни" (ИНН 2308272709, ОГРН 1202300025322) - Гунина А.И. (доверенность от 20.06.2022), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Ахтырского городского поселения Абинского района (ИНН 2323024556, ОГРН 1052313650663), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источник жизни" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А32-29565/2022, установил следующее.
ООО "Источник жизни" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Ахтырского городского поселения Абинского района (далее - администрация), в котором просило признать незаконным отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, приведенный в письме от 29.04.2022 N 935, возложить на администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 13 819 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пос. Ахтырский, прилегающего к участку по ул. Красных Партизан, 28, на кадастровом плане территории, представленную с заявлением от 25.03.2022. Заявитель также просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022, в удовлетворении заявления отказано. Суды установили, что земельный участок подлежал образованию в целях недропользования. Для такого вида использования Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусматривает специальный порядок предоставления. Произвольное формирование земельного участка, в отсутствие соответствующей документации, обосновывающей площадь и границы такого участка, не отвечает принципу рационального использования земель.
Общество обжаловало постановление апелляционного суда в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению подателя жалобы, ограничения для образования участка и его последующего предоставления на торгах в данном случае отсутствовали. Приведенные администрацией основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не названы в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса. Вопрос о предоставлении участка предметом настоящего спора не является. Приведенные в жалобе доводы свидетельствуют о наличии условий для отмены судебных актов и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявления.
Отзыв администрации суд округа не учитывает при рассмотрении кассационной жалобы связи с отсутствием доказательств заблаговременного направления его копии в адрес общества (часть 1 статьи 279 Кодекса).
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество 25.03.2022 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 13 819 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пос. Ахтырский, прилегающего к участку по ул. Красных Партизан, 28, на кадастровом плане территории.
Суды установили, что участок планировалось образовать для последующего предоставления в аренду для осуществления предпринимательской деятельности - добычи подземных питьевых вод, их розливу и реализации гражданам и юридическим лицам.
Письмом от 29.04.2022 N 935 администрация отказала утверждении схемы, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах: территориальной зоны П-5 - зона предприятий, производств и объектов V класса опасности (СЗЗ - 50 метров); санитарно-защитной зоны от предприятий, производств и объектов; зоны санитарной охраны артскважин (I-II-III пояс); охранной зоны объектов инженерной инфраструктуры (т. 1, л. д. 7).
Общество, указывая, что отказ администрации не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 данного Кодекса, заключается на торгах.
Обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 данного Кодекса.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 11.10 Земельного кодекса в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка и вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Подпункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса содержит основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
На основании пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса).
В рассматриваемом случае судебные инстанции правомерно учитывали вид использования планируемого к образованию участка - недропользование.
В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Таким образом, Закон о недрах связывает предоставление земельного участка для добычи полезных ископаемых (в том числе подземных вод) с получением лицензии на пользование недрами и оформлением геологического отвода и (или) горного отвода, а также утверждением проектной документации для проведения указанных работ. Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке, а условия использования земельного участка определяются лицензий на право пользования недрами.
С учетом изложенного судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, правомерно учитывали отсутствие предусмотренной Законом о недрах документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, либо ее части, предусматривающей осуществление соответствующей деятельности, позволяющей соотнести местоположение планируемого к образованию участка с соответствующим участком недр, определить границы и площадь земельного участка. Образование земельного участка без учета названных параметров недропользования (для данного вида разрешенного использования участка) препятствует рациональному использованию земель и служит обстоятельством, предусмотренным подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы кассационной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. Общество не учитывает, установленный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков для целей недропользования, требующий учета норм Закона о недрах, в том числе при утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А32-29565/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Таким образом, Закон о недрах связывает предоставление земельного участка для добычи полезных ископаемых (в том числе подземных вод) с получением лицензии на пользование недрами и оформлением геологического отвода и (или) горного отвода, а также утверждением проектной документации для проведения указанных работ. Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке, а условия использования земельного участка определяются лицензий на право пользования недрами.
С учетом изложенного судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, правомерно учитывали отсутствие предусмотренной Законом о недрах документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, либо ее части, предусматривающей осуществление соответствующей деятельности, позволяющей соотнести местоположение планируемого к образованию участка с соответствующим участком недр, определить границы и площадь земельного участка. Образование земельного участка без учета названных параметров недропользования (для данного вида разрешенного использования участка) препятствует рациональному использованию земель и служит обстоятельством, предусмотренным подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы кассационной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. Общество не учитывает, установленный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков для целей недропользования, требующий учета норм Закона о недрах, в том числе при утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2023 г. N Ф08-857/23 по делу N А32-29565/2022