В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543, Федеральная антимонопольная служба установила следующее.
ФАС России осуществлено наблюдение за соблюдением Региональной энергетической комиссии Омской области обязательных требований.
По итогам анализа приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 декабря 2023 г. N 402/82 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 января 2022 г. N 526/67", от 15 декабря 2023 г. N 401/82 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Омской области" (далее - Приказ, N 401/82), от 15 декабря 2023 г. N 431/82 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области", отчетных шаблонов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2024, EE.LOSS.TARIFF.2024 ФАС России был подготовлен отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 26 декабря 2023 г. N 21-35028-С/23, направленный письмом от 27 декабря 2023 г. N 21/111038/23 в Региональную энергетическую комиссию Омской области.
Пунктом 81(5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), установлено следующее.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Величина и ставка перекрестного субсидирования, учитываемые на очередной период регулирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями (далее - величина и ставка перекрестного субсидирования), определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФАС России от 22 февраля 2022 г. N 141/22 (далее - Методические указания N 141/22):
для субъектов Российской Федерации, регулирующие органы которых приняли решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), или цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии и группам (подгруппам) населения и приравненным к нему категориям потребителей, как меньшая из следующих величин:
предельная величина перекрестного субсидирования, которая определяется исходя из величины, указанной в приложении N 6 к Основам ценообразования N 1178, с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации по формуле в соответствии с абзацем девятым пункта 81(5) Основ ценообразования N 1178;
расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии;
для иных субъектов Российской Федерации - как меньшая из следующих величин:
предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования N 1178 с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации;
расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии.
Расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии определяется на очередной период регулирования вычитанием из величины суммарных расходов территориальных сетевых организаций (в том числе расходов на компенсацию потерь в электрических сетях), определенных с учетом методов регулирования, указанных в пункте 12 Основ ценообразования N 1178, и положений абзаца четвертого пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, следующих величин:
стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых территориальными сетевыми организациями потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемой как произведение планового объема услуг по передаче электрической энергии и мощности по уровням напряжения для таких потребителей и двухставочных экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения, рассчитываемых в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей;
стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности), оказываемых территориальными сетевыми организациями населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемой как произведение объема поставки электрической энергии (мощности) указанным потребителям, учитываемого при формировании прогнозного баланса, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемого в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФАС России от 15 декабря 2023 г. N 401/82.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приказом ФАС России от 27 мая 2022 г. N 412/22"
Ставка перекрестного субсидирования, определяемая в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, ежегодно устанавливается с дифференциацией по уровням напряжения (ВН, CH1, CH2, НН) в 2 вариантах и учитывается:
для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по двухставочной цене (тарифу), - в ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;
для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочной цене (тарифу), - в составе одноставочной цены (тарифа) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Двойной учет величины перекрестного субсидирования в ставках тарифов на услуги по передаче электрической энергии не допускается.
Не допускается установление исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 81(5) Основ ценообразования.
При наличии утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, CH1, CH2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, допускается установление до 1 января 2025 г. исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 141/22.
В случае утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, и при которых величина перекрестного субсидирования превышает величину перекрестного субсидирования, рассчитанную в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, без согласования с Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации такое превышение компенсируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По результатам мониторинга утвержденных Региональной энергетической комиссией Омской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год установлено следующее.
Величина перекрестного субсидирования, учтенная Региональной энергетической комиссией Омской области в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, на 2024 г. составила 1 994 861,21 тыс. руб. При этом предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования N 1178 для Омской области составляет 1 392 741,36 тыс. руб.
Отсутствует, кроме того, утвержденный губернатором Омской области закон Омской области о внесении в закон Омской области об областном бюджете на 2024 г. изменений, предусматривающих бюджетные ассигнования на компенсацию потребителям электрической энергии суммы превышения величины перекрестного субсидирования, учтенной в единых (котловых) ,тарифах на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2024 г., над величиной перекрестного субсидирования, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 22 февраля 2022 г. N 141/22.
Региональной энергетической комиссией Омской области не принято решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), или цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии и группам (подгруппам) населения и приравненным к нему категориям потребителей.
Следует отметить, что изменение долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется с учетом возмещения доходов, недополученных территориальными сетевыми организациями за счет средств регионального бюджета.
Таким образом, Региональной энергетической комиссией Омской области нарушены пункт 81(5) Основ ценообразования N 1178, пункт 2 Методических указаний N 141/22.
Возражения Региональной энергетической комиссией Омской области представлены письмом от 12 января 2024 г. N ИСХ-24/РЭК-97 с нарушением срока, установленного пунктом 28 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (вместе с "Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)").
Учитывая изложенное, на основании решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, пунктом 31 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения пункта 81(5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункт 2 Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 22 февраля 2022 г. N 141/22.
2. Отменить приказы Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 декабря 2023 г. N 402/82 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 г. N 526/67", от 15 декабря 2023 г. N 401/82 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Омской области", от 15 декабря 2023 г. N 431/82 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области", с 1 мая 2024 г.
3. Региональной энергетической комиссии Омской области установить и ввести в действие с 1 мая 2024 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области, индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа, с учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. N 2281 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178", а также абзаца первого пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 26 февраля 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26 марта 2003 г."
4. Региональной энергетической комиссии Омской области в течение пяти рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Омской области, на котором принимались указанные решения;
экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2024 г. N 25/24 "Об отмене приказов Региональной энергетической комиссии Омской области"
Опубликование:
-