г. Краснодар |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А32-13662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (ИНН 2308093957, ОГРН 1032304161460) - Хисамова Т.Р. (доверенность от 11.01.2023), от заинтересованного лица - департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.08.2022), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-13662/2022, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным преставления от 27.01.2022 N 21-061.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами подтверждается правомерность, законность и обоснованность вынесения спорного представления.
В кассационной жалобе учреждение просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Учреждение полагает, что судебные инстанции неверно установили обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального права. Апелляционный суд не дал в полной мере оценку представленному письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2022 N 02-11-14/100477. Податель жалобы также указывает, что в бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть спланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, причиненного этим получателем бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель департамента отклонил их по доводам отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 08.11.2021 по 17.11.2021 департамент в отношении учреждения провел внеплановую выездную проверку осуществления расходов краевого бюджета на обеспечение выполнения функций казенного учреждения, по результатам которой установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 746 330 рублей 99 копеек, выразившееся в начислении и выплате премий в пользу Смолякова А.В. с нарушением порядка их осуществления и не имевшего правовых оснований для их получения.
По итогам проведенной проверки составлен акт от 08.12.2021 и вынесено спорное представление.
Полагая, что представление департамента является незаконным, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 названного Кодекса, установили следующее.
Приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.10.2021 N 2726, от 21.10.2019 N 2195 на Смолякова А.В. (заместителя директора) с 19.10.2021 и 21.10.2019 возложено исполнение обязанностей директора учреждения.
Названными приказами на Смолякова А.В. возложено исполнение обязанностей руководителя с его согласия, он был ознакомлен с должностной инструкцией руководителя, что подтверждается его подписями от 19.10.2021 и 21.10.2019.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Смоляков А.В., как исполняющий обязанности директора учреждения, в спорные периоды является лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Принимая во внимание положения статьей 4, 6 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края", 16, 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 24.06.2019 N 77-КГ19-4, от 18.02.2019 N 8-КГ18-9), судебные инстанции указали, что на исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., как руководителя учреждения, распространяются положения и требования постановления главы администрации Краснодарского края от 09.09.2010 N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Положение N 742), приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010 N 193 "Об утверждении положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи" (далее - Положение N 193), а также Положения об оплате труда, утвержденное директором учреждения от 29.06.2017 (далее - Положение об оплате труда).
В соответствии с пунктом 9 Раздела 2 Положения N 742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.
Пунктом 5 Раздела 3 Положения N 193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края оформляется приказом департамента.
При этом согласно представленным в материалы дела документам приказами учреждения с 2019 по 2021 годы за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии.
В силу статьи 114 Кодекса всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Порядок и условия предоставления основных и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков установлены статьями 115 - 128 Кодекса.
Статья 139 Кодекса, устанавливая единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных названным Кодексом, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы.
Суды указали, что учреждение при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде включило, в том числе суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы.
Судебные инстанции установили, что на основании неправомерных приказов учреждения, подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., в нарушение пункта 9 Раздела 2 Положения N 742, пункта 5 Раздела 3 Положения N 193 и пункта 3 Раздела 5 Положения об оплате труда объём средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению, за 2019 год составил 142 339 рублей 18 копеек, за 2020 год - 545 492 рубля 96 копеек, за 2021 год - 58 498 рублей 85 копеек.
Данные действия учреждения обоснованно квалифицированы департаментом в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета.
Не нашли своего подтверждения возражения учреждения, указывающие на отсутствие трудовых правоотношений между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Смоляковым А.В., так как совокупность имеющихся в материалах дела документов свидетельствует об обратном.
Вопреки доводам учреждения, издание приказа департамента от 25.11.2021 N 2948 не подтверждает правомерность спорных выплат в периоды, предшествующие принятию приказа, поскольку само по себе не создает новое правовое регулирование правоотношений между сторонами. Таким образом, неправомерные выплаты, установленные в рамках проверки, являлись таковыми вне зависимости от издания приказа от 25.11.2021 N 2948.
Судебные инстанции обоснованно отклонили ссылки учреждения на позицию департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженную в письме от 22.10.2021 N 52-36-09-48815/21 "О пояснении порядка оплаты труда при исполнении обязанностей директора", так как это не опровергает факт допущенного правонарушения, поскольку не содержит в себе доказательств правомерности осуществления спорных выплат.
Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой, и признается нецелевым использованием.
Суды рассмотрели и правомерно отклонили доводы учреждения о том, что виновным лицом в нецелевом использовании средств краевого бюджета является Смоляков А.В., так как данное обстоятельство не опровергает как само нарушение, так и обоснованность требований, содержащихся в представлении Суд также указал, что учреждение не ограничено в механизмах защиты и восстановления нарушенного права, в том числе путем привлечения в установленном порядке к ответственности виновных работников, что не исключает обязанность исполнить требования законного представления департамента.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что спорное представление вынесено в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством, является исполнимым, правомерным и законным.
Указания учреждения на недостаточную оценку судом апелляционной инстанции представленного в материалы дела письма Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2022 N 02-11-14/100477 отклоняются кассационным судом, так как неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-13662/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения статьей 4, 6 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края", 16, 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 24.06.2019 N 77-КГ19-4, от 18.02.2019 N 8-КГ18-9), судебные инстанции указали, что на исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., как руководителя учреждения, распространяются положения и требования постановления главы администрации Краснодарского края от 09.09.2010 N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Положение N 742), приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010 N 193 "Об утверждении положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи" (далее - Положение N 193), а также Положения об оплате труда, утвержденное директором учреждения от 29.06.2017 (далее - Положение об оплате труда).
...
В силу статьи 114 Кодекса всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Порядок и условия предоставления основных и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков установлены статьями 115 - 128 Кодекса.
Статья 139 Кодекса, устанавливая единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных названным Кодексом, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 марта 2023 г. N Ф08-1225/23 по делу N А32-13662/2022