г. Краснодар |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А18-4639/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью Группа "Артис" (ИНН 0601024990, ОГРН 1140603000713), заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому округу (ИНН 262801466, ОГРН 1122651022449), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа "Артис" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А18-4639/2021, установил следующее.
ООО Группа "Артис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому округу (далее - департамент) о признании недействительным и отмене приказа от 04.06.2021 N 105.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - управление), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство).
Решением от 21.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Полагая, что в его действиях отсутствует нарушение условий лицензии НЗР00171ТР, общество ссылалось на вступившие в силу решения Арбитражного суда Республики Ингушетия; вывод судов о систематическом нарушении обществом условий, оговоренных в приложении N 1 к лицензии НЗР00171ТР, не соответствует действительности. Суды не учли, что министерство не исполнило решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.03.2018 по делу N А18-1193/2017 и от 31.05.2019 N А18-589/2019 и не передало в аренду обществу земельные участки с кадастровыми номерами 06:03:0000001:1006; 06:05:0000001:1718; 06:02:0000004:138. Не обладая правом пользования земельными участками, общество не может завершить работы, предусмотренные лицензией. Общество предприняло все зависящие от него меры для обеспечения выполнения условий, предусмотренных приложением N 1 к лицензии НЗР00171ТР. В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) при наличии заявления общества департамент, руководствуясь пунктом 9 части 2 статьи 20 Закона о недрах, должен был приостановить право пользования недрами согласно лицензии НЗР00171ТР.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению департамента, бессрочное резервирование месторождения за обществом в ожидании устранения допущенных им нарушений не предусмотрено законодательством.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия НЗР00171ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ "геологическое изучение, разведка и добыча стекольного песка на Карабулакской площади". Лицензия зарегистрирована 02.12.2014, дата окончания срока действия лицензии 15.09.2035.
30 октября 2019 года Федеральное агентство по недропользованию направило департаменту письмо Росприроднадзора от 16.10.2019 N СЖ-02-01-30/28679 с приложенными к нему актом проверки Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия от 30.09.2019 N 38 в отношении общества, предписанием от 30.09.2019 N 46 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно акту проверки от 30.09.2019 N 38, общество не выполнило условия пользования недрами, предусмотренные лицензией НЗР00171ТР: не начало разведочные работы на лицензионном участке (установленный срок - не позднее 15.06.2014, подпункт 4.2.5 условий пользования недрами); не завершило разведочные работы на лицензионном участке с подсчетом запасов стекольных песков промышленных категорий и их государственную экспертизу в установленном порядке (установленный срок - не позднее 15.09.2016, подпункт 4.2.6 условий пользования недрами); не подготовило, не согласовало и не утвердило в установленном порядке проект разработки месторождения (установленный срок - не позднее 15.07.2017, подпункт 4.2.7 условий пользования недрами); не начало строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия (установленный срок - не позднее 15.10.2017, подпункт 4.2.8 условий пользования недрами); не обеспечило ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия (установленный срок - не позднее 15.07.2018, подпункт 4.2.9 условий пользования недрами); не обеспечило выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке (установленный срок - не позднее 15.07.2019, подпункт 4.2.10 условий пользования недрами).
Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесения изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Северо-Кавказского федерального округа, отнесенным к полномочиям департамента, рассмотрен составленный Управлением Росприроднадзора по Республики Ингушения акт проверки от 30.09.2019 N 38 и 20.12.2019 на заседании комиссии принято решение об установлении обществу срока (12 месяцев) на устранение выявленных нарушений. Обществу направлено уведомление от 27.12.2019 N 01-10-33/1168 о необходимости в течение 12 месяцев устранить допущенные нарушения пользования участком недр по лицензии НЗР00171ТР с указанием на то, что в случае неустранения нарушений, будет принято решение о прекращении права пользования недрами по лицензии НЗР 00171 ТР.
21 апреля 2021 года письмом N 04-30/5915 Федеральное агентство по недропользованию поручило департаменту рассмотреть ситуацию с проведением работ по лицензии НЗР00171ТР и принять решение в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах.
В отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт от 24.02.2021 N 06РИ-21-40/В/1, в котором зафиксированы нарушения, аналогичные нарушениям, указанным в предыдущем акте.
03 июня 2021 года департамент повторно рассмотрел материалы по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами по лицензии НЗР00171ТР; обществу рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии. Департамент составил протокол заседания комиссии N 54-21.
04 июня 2021 года департамент издал приказ N 105 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НЗР00171ТР.
Полагая, что указанный приказ является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, руководствуясь статьями 11, 12, 20, 22 Закона о недрах, правовыми позициями, содержащимися в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 09.03.2017 N 565-О, пунктами 15.2, 18.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в редакции от 05.04.2016), сделали правильный вывод о соответствии оспариваемого обществом приказа департамента действующему законодательству. При этом судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 10.1 условий пользования недрами к лицензии НЗР00171ТР установлено, что право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий, определенных в подпунктах 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7 пункта 4.2, пунктах 5.2, 5.3. Пунктом 11.1 условий пользования недрами к лицензии НЗР00171ТР установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 при невыполнении пользователем недр условий пользования участком недр, определенных в пункте 4.2. (кроме подпунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7), пунктах 5.1, 5.4, 9.2 и 9.4. Право пользования недрами может быть также досрочно прекращено по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Материалами дела подтверждается, и общество не оспаривает, получение уведомления о принятии мер по устранению выявленных нарушений условий недропользования. Соответственно, по истечении 12-месячного срока, предоставленного обществу по результатам проверки 30.09.2019 (акт проверки N 38), при неустранении нарушений департамент имел достаточные основания (по пункту 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах) для издания приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
Таким образом, к дате проведения повторной проверки 24.02.2021 (акт N 06РИ21-40/В/1) общество имело достаточный промежуток времени (12 месяцев) для устранения ранее выявленных нарушений, однако в установленный срок свои обязательства, предусмотренные подпунктами 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7, 4.2.8, 4.2.9, 4.2.10 пункта 4.2 лицензионного соглашения, не исполнило, продолжив тем самым противоправное поведение.
Такое поведение общества в отсутствие реализации полномочий департамента по досрочному прекращению права пользования недрами, фактически может создавать ситуацию бессрочного резервирования данного месторождения за обществом в ожидании устранения допущенных им нарушений, что приведет к нарушению баланса интересов участников рассматриваемых правоотношений, обоснованно учтено судебными инстанциями.
Общество заключило с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, следовательно, приняло на себя обязательства по его исполнению; нарушение условий лицензионного соглашения влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Кроме того, общество, с учетом положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Неисполнение недропользователем существенных условий лицензии в отсутствие объективных, не зависящих от него и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, предоставляет органу, выдавшему лицензию на пользование недрами, право принятия решения о досрочном прекращении права такого пользования в установленный законом срок.
Суды установили, что департамент не сразу прекратил право пользования недрами по лицензии, а предоставил обществу срок для устранения выявленных нарушений, чем недропользователь не воспользовался. При этом общество, получая право пользования недрами по лицензии НЗР00171TP, согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
На основании изложенного выводы судов о том, что оспариваемый приказ департамента о досрочном прекращении права пользования недрами с учетом конкретных установленных по данному делу обстоятельств соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, являются правильными. Процедура принятия оспариваемого приказа соблюдена, приказ не противоречит положениям действующего законодательства. Документально данные выводы судов общество не опровергло.
Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 16.03.2023 N 308-ЭС23-1181).
Доводы общества, в том числе со ссылкой на решения Арбитражного суда Республики Ингушетия по делам N А18-2739/2019, А18-2740/2019, А18-2741/2019, А18-2742/2019, А18-2743/2019, А18-2744/2019; о принятии обществом всех зависящих от него мер для обеспечения условий лицензии, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, установленных судами при рассмотрении дела по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А18-4639/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество заключило с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, следовательно, приняло на себя обязательства по его исполнению; нарушение условий лицензионного соглашения влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Кроме того, общество, с учетом положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
...
Суды установили, что департамент не сразу прекратил право пользования недрами по лицензии, а предоставил обществу срок для устранения выявленных нарушений, чем недропользователь не воспользовался. При этом общество, получая право пользования недрами по лицензии НЗР00171TP, согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
На основании изложенного выводы судов о том, что оспариваемый приказ департамента о досрочном прекращении права пользования недрами с учетом конкретных установленных по данному делу обстоятельств соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, являются правильными. Процедура принятия оспариваемого приказа соблюдена, приказ не противоречит положениям действующего законодательства. Документально данные выводы судов общество не опровергло.
Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 16.03.2023 N 308-ЭС23-1181)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2023 г. N Ф08-14710/22 по делу N А18-4639/2021