Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Самарской области
от 06.02.2024 N 68
Стратегические приоритеты
государственной программы Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере противодействия коррупции
Начиная с 2009 года на территории Самарской области проводится комплексная работа по противодействию коррупции на всех уровнях власти, в которой принимают участие органы прокуратуры, правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, государственные органы власти, представительные органы власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, государственные и негосударственные средства массовой информации, общественные объединения и иные представители институтов гражданского общества - субъекты антикоррупционной деятельности.
В Российской Федерации на протяжении ряда лет осуществлялись административная реформа и реформа государственной службы, с 2009 года реализуется Национальный план противодействия коррупции. С 2008 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон "О противодействии коррупции". Как следует из содержания вышеуказанных официальных документов, их целью является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также решение целого ряда социально-экономических проблем. С 2014 года на территории Самарской области реализуется государственная программа Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области на 2014-2024 годы" (далее - программа).
При реализации указанных правовых актов особое внимание уделено вопросам соблюдения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Самарской области и муниципальные должности Самарской области, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе привлечения таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
На постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В органах государственной власти и местного самоуправления Самарской области осуществляют деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. На официальных сайтах вышеуказанных органов размещается информация о мероприятиях, проводимых в целях реализации антикоррупционной политики. Государственными и муниципальными органами и организациями при оказании государственных услуг внедряются элементы антикоррупционного просвещения населения, в том числе обеспечивается доступность для граждан информации о перечне услуг, предоставляемых бесплатно и на платной основе, доступность информации об условиях предоставления услуг. В местах оказания государственных услуг размещаются адреса и номера телефонов, по которым можно сообщить о коррупционных правонарушениях государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений. Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления организуются плановые мероприятия по противодействию коррупции в подведомственных учреждениях. В каждом органе исполнительной власти регламентирован порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений, организации проверки этих сведений и регистрации уведомлений. В каждом органе исполнительной власти и местного самоуправления проводятся разъяснительно-профилактические мероприятия антикоррупционной направленности с государственными (муниципальными) служащими области, реализуются мероприятия по обеспечению условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, проектов нормативных правовых актов, в том числе на официальных сайтах созданы специальные разделы для размещения проектов нормативных правовых актов.
В рамках работы комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области (далее - Комиссия) под председательством Губернатора Самарской области осуществляются мероприятия по координации и взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области (далее - департамент) является уполномоченным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
С 2014 года в рамках реализации программы активизирована работа всех субъектов антикоррупционной деятельности по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, направленная на совершенствование нормативной правовой базы, в рамках деятельности Комиссии организованы мероприятия по взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности, активизирована деятельность специального уполномоченного органа по профилактике коррупционных правонарушений, внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и другие.
За последние годы налажена система организации и проведения курсов повышения квалификации государственных гражданских (муниципальных) служащих на базе учреждений высшего профессионального образования Самарской области.
Департаментом совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области, образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования проводятся разработка, издание и внедрение в учебный процесс справочных и учебно-методических материалов по вопросам противодействия коррупции.
Ежегодно с участием представителей, департамента проходят научные, научно-практические конференции и иные мероприятия по вопросам противодействия коррупции, в том числе всероссийского уровня, на которых обсуждаются наиболее важные проблемы противодействия коррупции.
Предпринимаемые в Самарской области меры по противодействию коррупции дают определенные позитивные результаты в сфере устранения условий, способствующих коррупционным проявлениям.
Согласно отчетам о реализации мероприятий по противодействию коррупции за последние годы, активизирована работа всех субъектов антикоррупционной деятельности по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, направленная на совершенствование нормативной правовой базы, в рамках деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области под председательством Губернатора Самарской области организованы мероприятия по взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности, активизирована деятельность специального уполномоченного органа по профилактике коррупционных правонарушений; внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и другие.
На ход реализации мероприятий в рамках программы положительно повлияла роль Комиссии, которая обеспечивает взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности в Самарской области. Формирование в регионе специального антикоррупционного органа (департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции в Самарской области) в существенной мере способствовало активизации деятельности по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.
Значительное внимание уделяется контролю за соблюдением лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", постановлением Правительства Самарской области от 13.10.2015 N 643 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 08.10.2012 N 506 "О департаменте по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области" на департамент возложены функции по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При департаменте создано управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на которое возложены полномочия, в том числе по проведению проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.
За период с 2016 по 2022 год значительно увеличилось количество таких проверок. Так, если в 2016 году в результате проведенных 34 проверок установлены факты несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении 15 должностных лиц, 5 из которых привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 1 должностное лицо уволено, то в 2022 году в результате проведенной 51 проверки установлены факты несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении 20 должностных лиц, 15 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 7 уволены (по результатам проведения аналогичных проверок в других субъектах Российской Федерации уволены: в Оренбургской области - 7 чел., в Республике Марий Эл, Пермском крае, Нижегородской области - по 3 чел., Ульяновской области - 2 чел., республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашской Республике, Саратовской области - по 1 чел.).
В Самарской области продолжает формироваться практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Если в 2016 году в Самарской области по итогам проведения таких проверок в отношении 7 служащих установлены факты нарушения запретов и ограничений, 4 из которых привлечены к дисциплинарной ответственности, то в 2022 году по итогам проведения таких проверок в отношении 29 служащих установлены факты нарушения запретов и ограничений, 27 привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 4 уволены.
Необходимость продолжения реализации программы вызвана тем, что уровень коррупции в регионе продолжает оставаться высоким.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 N 662 утверждена Методика проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.
Также в 2019 году создано государственное автономное учреждение Самарской области "Информационно-аналитический центр" (далее - автономное учреждение), целью деятельности которого является информационное, аналитическое сопровождение деятельности Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области и иных органов государственной власти Самарской области. Для достижения цели деятельности автономное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук; изучение общественного мнения в целях подготовки информационно-аналитических обзоров, отчетов о состоянии и тенденциях развития политической ситуации, социально-экономических отношений.
Указанные исследования автономным учреждением с момента создания проводятся ежегодно с 2019 года.
Согласно результатам опросов общественного мнения в 2022 году 40,8% (в 2019 году - 45,2%) опрошенных указали на стабильность коррупции ("уровень не изменился"), 11,0% опрошенных отметили ее некоторый рост (в 2019 году - 12,35%).
Анализ полученных данных показал, что вероятность реализации коррупционного сценария в 2022 году составила 0,96 (в 2021 году - 1,8, в 2020 - 1,4, в 2019 - 1,1). Данный показатель отражает уровень согласия граждан с участием в коррупционной ситуации при взаимодействии с представителями органов власти.
Уровень осведомленности населения о мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией, проводимых разными органами власти, вырос. Если в 2019 году ничего не знали о таких мероприятиях 50,1% опрошенных лиц, то в 2022 году неинформированным оказался только каждый третий опрошенный (31,0%). При этом увеличилась доля жителей региона, в той или иной степени осведомленных о мерах по противодействию коррупции - 56,3% (в 2019 году - 49,9%).
Решению вышеупомянутых проблем в сфере противодействия коррупции будут способствовать:
информирование населения о ситуации в сфере противодействия коррупции в Самарской области и мерах, предпринимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления по реализации антикоррупционной политики;
создание условий для противодействия коррупции и предупреждение коррупционных правонарушений;
повышение качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг;
повышение эффективности взаимодействия органов власти с гражданским обществом;
последовательное применение имеющихся правовых, образовательных и воспитательных мер, направленных на противодействие коррупции.
Для повышения эффективности реализации программы вносятся корректировки в перечень ее мероприятий, департаментом оказывается методическая помощь ее исполнителям.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Самарской области
Приоритеты программы соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане по противодействию коррупции на 2021-2024 годы", Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, на фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием.
Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение определенных задач, в том числе, развитие институтов гражданского общества, поддержку общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение.
Национальный план по противодействию коррупции на 2021-2024 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478, реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений по следующим основным направлениям:
совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;
повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;
обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции;
совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы;
реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики;
совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом;
реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов;
применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции.
В Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, в числе приоритетных направлений деятельности определены: повышение эффективности противодействия коррупции, повышение уровня гражданской зрелости и социально ориентированной активности жителей региона, развитие механизмов гражданского контроля и общественной экспертизы, повышение роли общественных институтов в борьбе с коррупцией, устранение административных барьеров за счет оптимизации административных процедур, повышение эффективности работы госорганов по противодействию коррупции.
Достижение эффективности функционирования органов власти является наиболее важной задачей любого государства. Одной из угроз, оказывающих негативное воздействие на деятельность государства, является коррупция. Коррупция снижает эффективность работы институтов гражданского общества, мешает социально-экономическому развитию государства. Борьба с коррупцией требует много сил, как со стороны государства, так и со стороны общества.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
использование в противодействии коррупции системы мер, включающих в себя мероприятия по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере противодействия коррупции
Для достижения цели программы по снижению уровня коррупции в Самарской области решаются следующие задачи:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции;
развитие и совершенствование комплексной системы противодействия коррупции в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
обеспечение открытости и доступности для населения деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.
Решение задач планируется осуществлять посредством следующих мероприятий:
внесение актуальных изменений и дополнений в областные и муниципальные нормативные правовые акты в соответствии с требованиями и нормами действующего федерального законодательства в сфере противодействия коррупции;
осуществление контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых лицами при назначении на должности государственной гражданской и муниципальной службы Самарской области, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов;
осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, муниципальной службы Самарской области и муниципальные должности Самарской области, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;
осуществление контроля за выполнением государственными гражданскими и муниципальными служащими, работниками государственных и муниципальных организаций и учреждений обязанности сообщения в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Самарской области, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
осуществление контроля за соблюдением порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского и муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
осуществление контроля за соблюдением порядка уведомления о выполнении государственными гражданскими и муниципальными служащими Самарской области иной оплачиваемой работы;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
обеспечение деятельности комиссий по противодействию коррупции;
организация работы по предупреждению коррупции в организациях, созданных для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
проведение ежегодного анонимного анкетирования государственных гражданских (муниципальных) служащих по вопросам их отношения к мерам по противодействию коррупции с ежегодным обобщением и анализом результатов;
проведение оценки коррупционных рисков в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области, а также их должностных лиц при реализации ими своих функций и полномочий;
проведение мониторинга размещаемых в печатных и электронных средствах массовой информации материалов антикоррупционной пропаганды, а также по профилактике, противодействию и борьбе с коррупцией в Самарской области;
проведение ежегодной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности Самарской области, должности государственной гражданской (муниципальной) службы, а также должности в подведомственных учреждениях, в чьи должностные обязанности входит участие в реализации мер по противодействию коррупции;
размещение в областных (муниципальных) печатных и электронных средствах массовой информации информационных материалов антикоррупционной тематики и пропаганды;
размещение на официальных ведомственных и муниципальных сайтах информации о деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области в сфере противодействия коррупции;
размещение на официальных ведомственных и муниципальных сайтах органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области ежегодных отчетов об итогах принятых мер антикоррупционной направленности.
В результате реализации программы ожидается:
снижение уровня коррупции в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
повышение информационной открытости и доступности для населения деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, улучшение осведомленности граждан о степени коррупции и мерах, принимаемых всеми уровнями власти по ее сокращению;
рост доверия населения к государству, повышение уважения граждан к государственной гражданской и муниципальной службе и статусу государственных и муниципальных служащих;
совершенствование нормативно-правового обеспечения процессов и контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
создание благоприятных условий для повышения правовой культуры населения и представителей органов власти, правоохранительных структур;
повышение эффективности общественного контроля за деятельностью государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, в том числе за счет более активного использования информационно-коммуникационных технологий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 6 февраля 2024 г. N 68 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.