г. Краснодар |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А22-2063/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Накиб А.А., при участии в судебном заседании от должника - Кензеевой Анны Эрдниевны (ИНН 081300058798) - Забалуевой М.К, (доверенность от 01.07.2022), в отсутствие финансового управляющего Черепанова П.Ю., иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кензеевой А.Э. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А22-2063/2021, установил следующее.
Кензеева А.Э. (далее - должник) обратилась с заявлением о признании ее банкротом.
Определением от 29.10.2021 введена процедура реструктуризации долгов гражданина.
Решением от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2023, должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина.
В кассационной жалобе Кензеева А.Э. просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что суды необоснованно отказали в утверждении плана реструктуризации долгов, соответствующего требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В отзывах финансовый управляющий и ПАО "Сбербанк России" просят в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель должника повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, должник обратился с заявлением о признании себя банкротом, ссылаясь на наличие неисполненных обязательств в сумме 1 617 930 рублей 50 копеек.
В силу пункта 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. В соответствии с пунктом 2 названной статьи срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.
Согласно статье 213.16 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
В силу пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 213.18 закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае: представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности; неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа; нарушения установленного статьей 213.16 настоящего Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина; наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений; противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Должник направил управляющему план реструктуризации; 20.04.2022 в ЕФРСБ опубликовано извещение о проведении 20.05.2022 собрания кредиторов, в повестку дня которого включен вопрос об утверждении (отказе в утверждении) плана реструктуризации долгов гражданина. В ЕФРСБ 20.05.2022 опубликовано сообщение о результатах собрания кредиторов от 20.05.2022, на котором принято решение не утверждать план реструктуризации долгов гражданина, обратиться в суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества; протокол собрания кредиторов от 20.05.2022 представлен в материалы дела. Управляющий представил в материалы дела протокол собрания кредиторов от 20.10.2022, согласно которому принято решение не утверждать план реструктуризации долгов гражданина и обратиться в суд с ходатайством о признании должника банкротом.
Согласно плану реструктуризации долгов гражданина (приложенному к опубликованному в ЕФРСБ 18.10.2022 сообщению об ознакомлении с планом реструктуризации), должник в течение 24 месяцев осуществляет погашение включенных в реестр требований кредиторов в общей сумме 25 952 рубля 28 копеек в месяц (13 237 рублей 09 копеек в адрес ПАО "Сбербанк России" (залоговый кредитор) и 12 715 рублей 19 копеек пропорционально в адрес незалоговых кредиторов: ПАО "Сбербанк России", ПАО "Совкомбанк", ООО "КБ Антарес"). В реестр включены требования кредиторов в сумме 1 582 139 рублей 66 копеек, из которых 1 569 953 рублей 37 копеек основной долг, 12 186 рублей 29 копеек штрафные санкции; требования залогового кредитора составляют 1 066 106 рублей 20 копеек. По итогам представленного должником плана реструктуризации за 24 месяца должник погасит 317 690 рублей 16 копеек требований залогового кредитора и 305 164 рубля 56 копеек требований незалоговых кредиторов.
В подтверждение размера доходов должник представил справку 2-НДФЛ, согласно которой доход в месяц составляет 30 950 рублей 53 копейки (без вычета 13% подоходного налога, за вычетом подоходного налога - 26 926 рублей 96), справку из МИЦ ПФР, согласно которой должник является получателем страховой пенсии по старости в размере 13 135 рублей 32 копеек в месяц, всего 40 062 рубля 28 копеек; прожиточный минимум для работающего населения установлен Правительством Республики Калмыкия в размере 14 885 рублей (основная часть платежей предусмотрена в 2023 году).
В данном случае собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации, поэтому суд согласно пункту 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве имеет право утвердить план реструктуризации в случае, если реализация представленного плана реструктуризации позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина. В данном случае представленный план реструктуризации не предполагает полного удовлетворения требований залогового кредитора. Кроме того, доход должника за вычетом подоходного налога за минусом выплат, указанных в плане реструктуризации, будет меньше утвержденного прожиточного минимума для работающего населения (принимая во внимание, что должник продолжает работать).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что должник обратился с заявлением о собственном банкротстве, представленный им план реструктуризации долгов не соответствует требованиям пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, а также не предусматривает для должника средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, суды признали наличие у должника признаков банкротства и пришли к выводу о наличии оснований для признания должника банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина. При этом должник не лишен права погасить всю имеющуюся задолженность перед кредиторами до момента завершения процедуры реализации имущества гражданина способами, предусмотренными Законом о банкротстве, а также не лишен возможности заключить мировое соглашение в рамках процедуры реализации имущества гражданина.
Ссылка подателя жалобы на пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", согласно которому план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил, не является основанием для отмены судебных актов: представленный должником план реструктуризации не одобрен кредиторами, поэтому суды вправе были утвердить план реструктуризации при соответствии его требованиям пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве; в данном случае суды таких оснований не усмотрели.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А22-2063/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка подателя жалобы на пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", согласно которому план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил, не является основанием для отмены судебных актов: представленный должником план реструктуризации не одобрен кредиторами, поэтому суды вправе были утвердить план реструктуризации при соответствии его требованиям пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве; в данном случае суды таких оснований не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2023 г. N Ф08-2252/23 по делу N А22-2063/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4868/2022
26.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4868/2022
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2252/2023
31.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4868/2022
14.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2063/2021