См. приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл от 16 февраля 2023 г. N 84 "Об утверждении правовых актов"
В целях реализации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл в рамках федерального проекта "Старшее поколение", входящего в состав национального проекта "Демография", Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл (далее - Модель системы долговременного ухода).
2. Установить, что в 2024 году реализация Модели системы долговременного ухода осуществляется во всех муниципальных образованиях в Республике Марий Эл с охватом долговременным уходом граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, на территории Республики Марий Эл до 2 247 человек.
3. Министерству труда и социальной защиты Республики Марий Эл в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления принять правовые акты в целях реализации настоящего постановления.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 г. N 37 "О реализации в 2023 году Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл" официальная" (portal.mari.ru/pravo), (портал "Марий Эл 15 февраля 2023 г., N 15022023040034).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Васютина М.З.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 7 февраля 2024 г. N 31
Модель
системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл
I. Основные положения
1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл (далее соответственно - Модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" ("Старшее поколение") национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 902 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 21 декабря 2023 г. N 1934-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") по реализации в Республике Марий Эл пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на 2024 год".
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл.
3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.
4. В настоящей Модели используются следующие понятия:
система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному Министерством труда и социальной защиты Республики Марий Эл (далее соответственно - социальный пакет долговременного ухода, Министерство), предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ и настоящей Моделью.
II. Цели и задачи по внедрению системы долговременного ухода
6. Цели системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
7. Задачи по внедрению системы долговременного ухода:
совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
III. Участники системы долговременного ухода
8. Участниками системы долговременного ухода являются:
1) уполномоченные органы - органы государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования на территории Республики Марий Эл;
2) уполномоченные организации, находящиеся на территории Республики Марий Эл:
региональный координационный центр (далее - РКЦ) и территориальные координационные центры (далее - ТКЦ), созданные в организациях, подведомственных Министерству, не являющихся поставщиками социальных услуг;
организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);
медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл;
организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
3) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
4) граждане, осуществляющие уход;
5) граждане, нуждающиеся в уходе.
IV. Принципы работы в системе долговременного ухода
9. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;
коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;
конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.
10. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на принципах ответственности, компетентности, индивидуальности, добровольности, конфиденциальности.
11. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений, а также согласия, выраженного в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их в систему долговременного ухода
12. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в РКЦ или ТКЦ, положения о которых утверждаются Министерством, посредством:
а) ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными органами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл и иными органами государственной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл;
б) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
на горячую линию или телефон доверия организаций социальной защиты;
через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственную информационную систему Республики Марий Эл "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл";
в) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
13. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, общественных объединений непосредственно в государственные казенные учреждения Республики Марий Эл - центры предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл, которым переданы полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - центры предоставления мер социальной поддержки), не являющиеся поставщиками социальных услуг, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
14. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
15. Основанием для включения гражданина в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
16. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.
17. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:
определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений и иных имеющихся ресурсов в соответствии с правилами, утвержденными Министерством;
установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
составление ТКЦ проекта индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) и проекта дополнения к индивидуальной программе по форме, установленной Министерством;
утверждение уполномоченной организацией, указанной в абзаце втором подпункта 2 пункта 8 настоящей Модели, индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
18. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
19. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается уполномоченной организацией, указанной в абзаце втором подпункта 2 пункта 8 настоящей Модели, не являющейся поставщиком социальных услуг, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
VI. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
20. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в соответствии с правилами, утвержденными Министерством, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости, которые являются работниками ТКЦ (далее - эксперты по оценке нуждаемости), с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
21. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Министерством, а также алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, определенным Министерством.
22. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой утверждается Министерством.
23. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах лиц, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, либо решение об отказе в социальном обслуживании.
24. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия в повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу. Правила заполнения анкеты-опросника определяются Министерством.
25. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.
26. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
27. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже чем раз в год).
28. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости по правилам, утвержденным Министерством.
29. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные Министерством.
VII. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода
30. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.
31. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
продолжительность ухода - объем часов, требуемых для предоставления социальных услуг по уходу, в неделю и в день;
время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
32. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
33. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
34. В случае если при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода в форме социального обслуживания на дому, не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в уходе, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (28 часов в неделю), и при этом гражданин отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, гражданину предлагается стационарная форма социального обслуживания.
35. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании ограничивается временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
36. Штатные расписания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, формируются в соответствии с рекомендуемыми нормативами штатной численности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".
VIII. Социальный пакет долговременного ухода
37. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
38. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, определяется Министерством.
39. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение назначений и рекомендаций врача, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и прочее.
40. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со стандартом социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарт), утвержденным Министерством.
41. Стандарт устанавливает для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
42. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
43. При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).
44. При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1 260 минут).
45. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1 680 минут).
46. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.
47. В случае если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления самых трудоемких социальных услуг по уходу.
48. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, составляется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
до 2 раз в день 3 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина первого и второго уровня нуждаемости в уходе;
до 3 раз в день 5 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина второго и третьего уровня нуждаемости в уходе.
49. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии с порядком предоставления социальных услуг по уходу в форме социального обслуживания на дому, утвержденным Министерством.
50. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
51. Помощник по уходу обязан:
соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу. Рекомендации по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу" утверждаются Министерством;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные Министерством.
52. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), форма которого утверждается Министерством.
53. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
54. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
55. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.
IX. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг и социального сопровождения
56. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому в соответствии с их индивидуальной потребностью на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 декабря 2014 г. N 627 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг на дому".
57. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
58. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).
X. Составление гражданам, нуждающимся в уходе, индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе
59. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
60. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг согласно условиям, установленным статьями 20, 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
61. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, которому при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
62. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу. Форма дополнения к индивидуальной программе утверждается Министерством.
63. Дополнение к индивидуальной программе по форме, утвержденной Министерством, составляется экспертом по оценке нуждаемости и утверждается уполномоченной организацией, указанной в абзаце втором подпункта 2 пункта 8 настоящей Модели, не являющейся поставщиком социальных услуг, в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальных услугах по уходу в сроки, предусмотренные правилами определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утвержденные Министерством.
64. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
65. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
66. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
67. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
68. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу), вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет Министерство.
69. Данные о дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг по уходу, реализующего дополнение к индивидуальной программе), вносятся в ведомственную информационную систему.
XI. Заключение договора о социальном обслуживании
70. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (далее - договор).
71. Форма договора утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
72. В договоре в обязательном порядке указываются:
объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ;
объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.
73. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору.
74. Отношения, связанные с исполнением договора, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XII. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода
75. Функционирование системы долговременного ухода в Республике Марий Эл обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.
76. Уполномоченные органы создают и развивают сеть организаций, предоставляющих гражданам, нуждающимся в уходе, социальные, медицинские, реабилитационные и абилитационные услуги.
77. Министерство формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:
1) РКЦ, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода в Республике Марий Эл; положение о РКЦ утверждается Министерством;
2) ТКЦ, основной целью которого является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл; положение о ТКЦ утверждается Министерством;
3) в организации, являющейся поставщиком социальных услуг:
пункта проката технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которого является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации; положение о пункте проката утверждается Министерством;
"Школы ухода", основной целью которой является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода; положение о "Школе ухода" утверждается Министерством.
XIII. Межведомственное взаимодействие в системе долговременного ухода
78. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода в Республике Марий Эл осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, утвержденного совместным приказом Министерства и Министерства здравоохранения Республики Марий Эл.
79. Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает порядок деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода и обслуживанию, в том числе порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и организациями, иными органами и организациями Республики Марий Эл:
при выявлении граждан, потенциально нуждающихся в уходе;
при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании по правилам, утвержденным Министерством, в том числе в социальных услугах по уходу;
при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;
при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинскую организацию;
при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг.
Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения для обмена информацией (при наличии).
XIV. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода
80. В целях обеспечения функционирования в Республике Марий Эл системы долговременного ухода осуществляется подготовка кадров.
81. Министерство организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощники по уходу, организаторы ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (эксперт по оценке нуждаемости, социальный координатор и прочее), по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы).
82. Реализация профессиональных программ по обучению экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, организаторов ухода и помощников по уходу осуществляется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, в том числе медицинских образовательных организаций, а также иных организаций, имеющих соответствующие лицензии на реализацию профессиональных программ, материально-техническую учебную базу для проведения теоретических и практических занятий, преподавательский состав.
83. Обучение работников уполномоченных организаций по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
84. Социальный координатор является работником РКЦ или ТКЦ, который обеспечивает взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
85. Социальный координатор обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные Министерством.
86. Деятельность социального координатора ТКЦ осуществляется во взаимодействии с социальным координатором РКЦ и организатором ухода.
87. Организатор ухода является руководителем структурного подразделения поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
88. Организатор ухода обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные Министерством.
XV. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода
89. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:
а) средств федерального бюджета, предусмотренных:
на реализацию пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода;
на финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан;
на поддержку негосударственных проектов строительства организаций социального обслуживания нового типа, предоставляющих услуги в стационарной форме социального обслуживания;
на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации, осуществление социальной реабилитации и абилитации;
дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода;
б) средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных:
на обеспечение деятельности организаций социального обслуживания;
на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации в пунктах проката;
на обеспечение деятельности образовательных организаций (в части подготовки и повышения квалификации кадров в системе долговременного ухода);
на поддержку негосударственных организаций (в том числе за счет субсидий, грантов, компенсаций поставщикам социальных услуг);
в) средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), при проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, на обеспечение лекарственными средствами (в части оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в уходе, и обеспечения их лекарственными средствами);
г) средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (в части получения социальных услуг, не включенных в социальный пакет долговременного ухода).
XVI. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, и мониторинг функционирования системы долговременного ухода
90. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной программе (включая исполнение помощником по уходу своих должностных обязанностей), осуществляемых Министерством, ТКЦ, поставщиком социальных услуг в соответствии с порядком, утвержденным Министерством.
91. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых РКЦ и ТКЦ на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации в соответствии с порядком, утвержденным Министерством:
по выявлению граждан, потенциально нуждающихся в уходе;
по определению экспертом по оценке нуждаемости индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в соответствии с правилами, утвержденными Министерством;
по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе по форме, установленной Министерством;
по получению и исполнению медицинских рекомендаций по организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;
по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).
92. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения для обмена информацией (при наличии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями системы долговременного ухода являются обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в соцобслуживании, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.
Определены участники системы долговременного ухода, принципы работы в системе, а также порядок выявления граждан, нуждающихся в уходе.
Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, определяется Министерством труда и социальной защиты Республики Марий Эл.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 февраля 2024 г. N 31 "О реализации в 2024 году Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 18 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 7 февраля 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 февраля 2024 г. N 1200202402080002