В целях повышения качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 октября 2020 года N 586 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N 198 "О внесении изменений в государственную программу "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан";
пункт 2 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2021 года N 496;
пункт 15 изменений, вносимых в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2021 года N 752;
постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 мая 2022 года N 216 "О внесении изменений в государственную программу "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан";
пункт 2 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года N 497;
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 июня 2023 года N 304.
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Премьер-министр |
А.Г. Назаров |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 5 февраля 2024 года N 28
Государственная программа
"Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Основными направлениями развития общественной безопасности Республики Башкортостан являются: профилактика правонарушений и противодействие преступности; профилактика идеологии терроризма; профилактика наркомании среди населения; профилактика коррупционных правонарушений.
Оперативная обстановка на территории Республики Башкортостан за период с 2020 по 2022 год характеризовалась сокращением количества зарегистрированных преступлений на 9,2% и составила в 2022 году 50751 ед. (в 2020 году - 55883 ед.).
Уровень преступности на 100 тыс. населения в 2022 году снизился на 8,1% по сравнению с 2020 годом и составил 1268,2 ед. (в 2020 году - 1379,5 ед.).
В 2022 году в структуре преступности основная доля приходится на хищения чужого имущества - 57,1% (28969 ед.), факты незаконного оборота наркотических средств - 7,9% (3997 ед.), экономические правонарушения - 5,6% (2827 ед.), преступные посягательства против личности, следствие по которым обязательно, - 3,1% (1594 ед.).
Сократилось число наиболее опасных деяний против личности, таких, как: убийство - на 13,3%, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью - на 17,8%, разбойные нападения - на 16,8%, грабежи - на 30,6%.
В 2022 году сохранилась тенденция снижения количества преступлений, совершенных в общественных местах, на 14,1% к 2020 году.
На сегодняшний день обстановка в сфере противодействия терроризму на территории Республики Башкортостан характеризуется как напряженная, динамично меняющаяся, но при этом контролируемая.
Одним из основных источников террористических угроз на сегодняшний день является деятельность украинских спецслужб и неонацистских формирований, которыми проводится информационно-пропагандистская кампания, нацеленная на вовлечение российских граждан в подготовку и совершение на территории России, в том числе Республики Башкортостан, диверсионно-террористических актов.
Сохраняются угрозы радикализации и вербовки лиц, прежде всего молодежи, для участия в боевых действиях на стороне Вооруженных сил Украины, террористических и экстремистских организаций "Азов", "Легион "Свобода России", "Правый сектор", "Русский добровольческий корпус".
Вовлечение российских и иностранных граждан в террористическую деятельность по-прежнему происходит преимущественно в сети Интернет. Распространение идеологии терроризма и радикальных материалов в большинстве случаев осуществляется с использованием популярных мессенджеров и социальных сетей "ВКонтакте", "Telegram", а также на платформах, признанных экстремистскими и запрещенными на территории Российской Федерации, таких, как: "Instagram", "Facebook". При этом значительно возросло количество Интернет-площадок, координируемых с территории Украины и размещающих недостоверные сведения о проведении специальной военной операции, а также инспирирующих массовые антиобщественные проявления и конфликты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в целях формирования радикальных настроений в обществе и провоцирования экстремистских проявлений.
Сохраняется активность международных террористических организаций по формированию в республике законспирированных ячеек. Фактор наличия преобладающей доли представителей мусульманской конфессии делает нашу республику привлекательной площадкой для реализации своих преступных замыслов представителями запрещенных на территории Российской Федерации религиозных организаций и объединений, к числу которых относятся международные террористические организации "Исламское государство", "Хайят Тахрир аш-Шам", "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", международные религиозные объединения "Таблиги-Джамаат" и "Ат-такфирваль-хиджра".
Кроме того, фиксируются факты вовлечения граждан, прежде всего обучающихся в образовательных организациях, в молодежные террористические структуры "Колумбайн", "Маньяки. Культ Убийств", а также различного толка радикальные экстремистские сообщества, ориентированные на совершение противоправных действий террористического характера.
Наметившаяся тенденция ухудшения обстановки в сфере противодействия терроризму и экстремизму обусловлена недостаточностью информационно-пропагандистской работы среди населения; проблемами в сфере образования и воспитания подрастающего поколения; недостаточной компетентностью специалистов, отвечающих за профилактику, предупреждение и борьбу с терроризмом и экстремизмом.
В 2022 году выявлено на 8 ед. преступлений экстремистской направленности и на 19 ед. преступлений террористического характера больше, чем в 2020 году.
Всего за период с 2020 по 2022 год правоохранительными органами республики выявлено 50 ед. преступлений экстремистской направленности и 120 ед. преступлений террористического характера (в 2020 году - 14 ед. и 31 ед., в 2021 году - 14 ед. и 39 ед., в 2022 году - 22 ед. и 50 ед. соответственно).
Вместе с тем в 2022 году количество раскрытых преступлений экстремистской направленности увеличилось на 7 ед., преступлений террористического характера - на 24 ед. по сравнению с 2020 годом.
Всего за период с 2020 по 2022 год правоохранительными органами республики раскрыто 45 ед. преступлений экстремистской направленности и 66 ед. преступлений террористического характера.
В Республике Башкортостан современная ситуация характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, отрицательно влияет на социально-экономическую ситуацию и правопорядок в республике.
Негативными факторами развития наркоситуации в Республике Башкортостан, как и в целом в Российской Федерации, являются относительно невысокий уровень ежемесячных доходов населения, латентная безработица, наличие незанятой молодежи, доступность приобретения психоактивных веществ посредством сети Интернет.
В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Численность пациентов, состоявших на наркологическом учете в учреждениях Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, за период с 2020 по 2022 год сократилась с 46858 чел. до 40423 чел.
Число лиц с диагнозом "наркомания" увеличилось с 3754 чел. до 3757 чел. (+3 человека) за 2020 - 2022 годы.
Специализированную наркологическую помощь в системе здравоохранения Республики Башкортостан оказывают Республиканский клинический наркологический диспансер в городском округе город Уфа Республики Башкортостан (с филиалом в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан), 24 наркологических отделения, реабилитационные отделения при государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республиканский клинический наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (с. Юматово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан).
В с. Савалеево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан функционирует государственное бюджетное учреждение Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.
В 2022 году в наркологических стационарах республики прошли лечение 1452 пациента, в том числе 268 пациентов - курс медико-социальной реабилитации.
На основании Указа Президента Республики Башкортостан от 15 сентября 2014 года N УП-240 "О развитии системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ в Республике Башкортостан" осуществляется квалификационный отбор организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. В 2022 году квалификационный отбор прошло общество с ограниченной ответственностью "Реабилитационный центр "Аспект" (Уфимский район, с. Шемяк).
Развитие наркоситуации определяется сочетанием многих социальных процессов, к числу важнейших из которых относится изменение криминогенной обстановки.
В 2022 году на территории республики зарегистрировано 3997 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (-1633 ед. к показателю 2020 года), снижение - на 29%.
В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25 июня 2021 года N 48), в 2022 году оценка наркоситуации в Республике Башкортостан сохранилась нейтральная, ухудшение не допущено.
По итогам 2022 года проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции проведена в 7 органах государственной власти Республики Башкортостан (в 2021 году - в 10, в 2020 году - в 6).
Изучение практики исполнения требований законодательства о противодействии коррупции по итогам 2022 года проведено в 12 администрациях муниципальных районов и городских округов республики (в 2021 году - в 16, в 2020 году - в 7).
Составляющей частью противодействия коррупции является проведение уполномоченными должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления антикоррупционных проверок в отношении государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Республики Башкортостан или муниципальные должности.
За 2022 год проведено 116 антикоррупционных проверок (в 2021 году - 151, в 2020 году - 33).
По результатам проверок к дисциплинарной ответственности в 2022 году привлечено одно лицо, замещающее государственную должность Республики Башкортостан (в 2021 году - 1 чел., в 2020 году - 2 чел.), один глава местной администрации по контракту (в 2021 году - 5 чел.), а также 93 лица, замещающие муниципальные должности, привлечены к мерам ответственности, не связанным с досрочным прекращением полномочий (в 2021 году - 131 чел., в 2020 году - 19 чел.).
В 2022 году ответственными должностными лицами государственных органов республики проведена 21 антикоррупционная проверка (в 2021 году - 64, в 2020 году - 69), органов местного самоуправления - 223 (в 2021 году - 245, в 2020 году - 204).
За совершение коррупционных правонарушений различных видов к дисциплинарной ответственности государственными органами республики в 2022 году привлечено 8 гражданских служащих (в 2021 году - 26 чел., в 2020 году - 44 чел.), муниципальными органами - 20 муниципальных служащих (в 2021 году - 23 чел., в 2020 году - 41 чел.).
2. Обоснование целей, задач и показателей государственной программы
Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов определены на основе:
Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 года N Пр-2685;
Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344;
Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733;
Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы";
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345;
Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624;
Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 67;
распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р.
3. Цели и задачи государственной политики в сфере реализации государственной программы
Исходя из приоритетов государственной политики в области обеспечения комплексной безопасности населения и объектов на территории Республики Башкортостан определены следующие цели государственной программы:
снизить к 2030 году уровень преступности в Республике Башкортостан до 1248,5 ед. на 100 тыс. человек;
обеспечить рост к 2030 году удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти по борьбе с терроризмом на уровне не ниже 62%;
совершенствовать систему мер, направленных на снижение масштабов незаконного оборота, спроса и потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Башкортостан;
снизить к 2030 году уровень распространенности коррупции в Республике Башкортостан до 17,2%.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствовать деятельность по профилактике правонарушений и преступлений;
обеспечить безопасность в общественных местах;
формировать общественное мнение, направленное на положительное отношение к деятельности органов государственной власти в борьбе с проявлениями террористической и экстремистской идеологии;
снизить уровень радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и не допустить их вовлечение в террористическую и экстремистскую деятельность;
усилить информационно-пропагандистскую работу и популяризацию здорового образа жизни в целях формирования негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
совершенствовать систему оказания наркологической медицинской помощи населению;
повысить эффективность просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на профилактику коррупционных правонарушений.
4. Сведения об участии муниципальных образований Республики Башкортостан и организаций в реализации государственной программы
В рамках государственной программы не предусмотрены меры по поддержке организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 декабря 2019 года N 719 "Об организации и проведении республиканского конкурса программ по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде" государственной программой предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на организацию и проведение конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 февраля 2024 г. N 28 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 5 февраля 2024 г.
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 7 февраля 2024 г. N 202402070012
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2024 г. N 0200202402120007