В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года N 618 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 июня 2020 года N 380 "Об утверждении государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2021 года N 93 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан";
пункт 2 изменений, вносимых в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 февраля 2022 года N 27;
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года N 581;
пункт 2 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2023 года N 38;
постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 июня 2023 года N 395 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан".
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Премьер-министр Правительства |
А.Г. Назаров |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 5 февраля 2024 года N 29
Государственная программа
"Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
В Республике Башкортостан большое внимание уделяется обеспечению максимальной эффективности управления имуществом и земельными ресурсами Республики Башкортостан, его доходности и сохранности.
В сфере управления и распоряжения земельными и имущественными активами в Республике Башкортостан особое внимание уделяется вопросам формирования доходной части консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
За период с 2020 по 2022 год обеспечено поступление в консолидированный бюджет Республики Башкортостан 30924,5 млн. рублей по доходам, администрируемым Министерством земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) и территориальными отделами Минземимущества РБ (2020 год - 12170,9 млн. рублей, или 102,4% плана, 2021 год - 5213,7 млн. рублей, или 102,6% плана, 2022 год - 13539,9 млн. рублей, или 86,8% плана).
В 2021 году в бюджет Республики Башкортостан поступило 299,0 млн. рублей от сдачи в аренду государственного имущества Республики Башкортостан, в 2022 году - 311,4 млн. рублей.
В целях поддержки предпринимательского сообщества формируется Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - Перечень), для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - самозанятые граждане), и формируются сведения о свободных объектах недвижимости Республики Башкортостан, находящихся в собственности Республики Башкортостан, предлагаемых для передачи в аренду (лизинг), в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Сведения), для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
За период с 2020 по 2022 год количество объектов в Перечне увеличилось с 59 объектов до 110 объектов, из которых 70 объектов недвижимости и 40 земельных участков.
По состоянию на 1 января 2021 года Сведения содержали 570 объектов недвижимости, в том числе 127 объектов казны Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 2022 года - 703 объекта, в том числе 87 объектов казны Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 2023 года - 526 объектов недвижимости, в том числе 148 объектов казны Республики Башкортостан.
В рамках регионального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" за период с момента внесения изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", 4 самозанятым гражданам предоставлено имущество из числа объектов, включенных в Перечень.
В рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" за период с 2020 по 2022 год порядка 30 субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено имущество из числа объектов, включенных в Перечень. По состоянию на 1 января 2023 года действует 23 договора аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства в отношении объектов, включенных в Перечень.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года N 403 "О порядке оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан" предусмотрены следующие льготы для арендаторов государственного имущества Республики Башкортостан:
предоставление малому бизнесу, самозанятым трехлетнего льготного периода по арендной плате - от 40% размера арендной платы в первый год, до 80% - за третий год. За 2022 год льготным порядком воспользовались 87 субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, сумма поддержки составила 21,4 млн. рублей. За период с 2020 по 2022 год суммарная поддержка превысила 32,1 млн. рублей;
льготный коэффициент при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям, малому бизнесу, самозанятым в аренду государственного имущества, входящего в перечень свободных объектов недвижимости Республики Башкортостан, предлагаемых для передачи в аренду (лизинг). За период с 2020 по 2022 год суммарная поддержка составила 59,7 млн. рублей. За 2022 год льготным коэффициентом воспользовались 5 субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма предоставленной льготы - 23,7 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2023 года действует 21 договор аренды в отношении государственного имущества общей площадью 33631,0 кв. м, входящего в Перечень;
льготный коэффициент для социально ориентированной некоммерческой организации, которая либо оказывает населению услуги в социальной сфере за счет средств бюджета Республики Башкортостан, либо реализует не менее одного социального проекта (программы, мероприятия) за счет средств грантов;
предоставление отсрочки уплаты арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными участками, на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и предоставление возможности расторжения договоров аренды без применения штрафных санкций (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 6 декабря 2022 года N 1583-р).
Кроме того, в Республике Башкортостан значительное внимание уделяется вопросам обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами, развития процесса регулирования земельных отношений в Республике Башкортостан.
За период с 2020 по 2022 год в консолидированный бюджет Республики Башкортостан обеспечено поступление 14241,1 млн. рублей от продажи и передачи в аренду земельных участков (в 2020 году - 5114.8 млн. рублей, в 2021 году - 4667,8 млн. рублей, в 2022 году - 4458,5 млн. рублей), из них в бюджет Республики Башкортостан поступило 1034,0 млн. рублей, в местный бюджет - 13207,1 млн. рублей.
По сравнению с 2020 годом обеспечено увеличение общей площади земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, до 11% (2020 год - 93,37 тыс. га, 2021 год - 93,4 тыс. га, 2022 год - 103,2 тыс. га).
При проведении анализа земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, выявлена следующая динамика в части оформления прав пользования на данные земельные участки, а именно передано на праве:
аренды: за 2020 год - 0,2 га; за 2021 год - 989,5 га; за 2022 год - 4230,17 га;
безвозмездного пользования: за 2020 год - 2,45 га; за 2021 год - 399,8 га; за 2022 год - 395,7 га;
постоянного (бессрочного) пользования: за 2020 год - 0,4 га; за 2021 год - 451 га; за 2022 год - 476 га.
Ежегодно в целях проверки целевого использования земель в части отнесения земель к той или иной категории и разрешенного их вида использования проводятся обследования переданных в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан: в 2021 году 787 обследований данных земельных участков, в 2022 году - 627 обследований.
В рамках реализации федеральной государственной программы "Национальная система пространственных данных" в Республике Башкортостан по заказу Минземимущества РБ выполняются работы по созданию геопространственных данных и обновлению картографических материалов масштаба 1:2000 на территории населенных пунктов республики.
По итогам работ, выполненных за последние 5 лет, удалось обеспечить 61% общей территории населенных пунктов Республики Башкортостан актуальной (обновленной) картографической основой.
Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) достоверными сведениями об объектах недвижимости в целях создания национальной системы пространственных данных осуществляется в том числе по результатам комплексных кадастровых работ.
В Республике Башкортостан за 2018 - 2021 годы за счет средств бюджета Республики Башкортостан и субсидирования из федерального бюджета были проведены комплексные кадастровые работы по 274 кадастровым кварталам.
В 2022 году такие работы проведены по 472 кадастровым кварталам, на которых расположено свыше 123 тысяч объектов недвижимости.
Землеустроительные работы по почвенному обследованию земель сельскохозяйственного назначения проводятся Минземимуществом РБ и необходимы для обеспечения государственных нужд республики.
В 2016 году начаты работы по почвенному обследованию земель сельскохозяйственного назначения, оцифровке и корректировке почвенных карт, формированию экспликаций почвенных разновидностей и угодий сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан.
Результатами выполненных работ являются: уточнение наименования почв; составление сводных таблиц морфологических признаков почв, результатов механического и агрохимического анализа; уточнение списка почв; составление авторского оригинала почвенной карты; осуществление оцифровки почвенных карт, на которых отображаются границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. Актуальные цифровые почвенные карты могут использоваться и при ведении государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, активная работа ведется по описанию местоположения административно-территориальных границ в целях внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации.
Республика Башкортостан граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Пермским краем (протяженность - 438 км), Челябинской (1447,7 км), Оренбургской (1237,9 км) и Свердловской (185,9 км) областями, Республикой Татарстан (498,6 км), Республикой Удмуртия (104,1 км). Общая протяженность границ республики - порядка 3912,2 км.
В 2022 году в ЕГРН внесены сведения обо всех административных границах, кроме границ с Оренбургской областью и части границы с Удмуртской Республикой.
В рамках упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в ЕГРН внесены сведения о границах 873 муниципальных образований, что составляет порядка 97,5% от общей доли муниципальных образований (всего 895 муниципальных образований).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2019 года N 18 "О Фонде пространственных данных Республики Башкортостан" проводятся мероприятия по формированию и ведению регионального фонда пространственных данных (пространственных метаданных) (далее - РФПД), создан информационный ресурс (программный модуль). В рамках формирования и ведения регионального портала пространственных данных (далее - РППД) ведутся работы по созданию республиканской цифровой картографической основы, а именно цифровых адресных планов в границах населенных пунктов Республики Башкортостан, на базе ортофотопланов, имеющихся в РФПД. В соответствии с соглашением об информационном взаимодействии с Минземимуществом РБ проводятся работы по актуализации сведений на цифровой картографической основе РППД об объектах капитального строительства нежилого фонда (площадью более 1000 кв. м).
На территории Республики Башкортостан проводится определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках Федерального закона "О государственной кадастровой оценке". Так, в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства и земель лесного фонда в количестве 2,6 млн. ед., в 2021 году проводились работы по подготовке к проведению государственной кадастровой оценки в 2022 году всех учтенных в ЕГРН на территории Республики Башкортостан земельных участков в количестве 1,8 млн. ед. Выполняются работы по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения. Разработан программный продукт - автоматизированная информационная система "Государственная кадастровая оценка", который позволяет провести все туры оценки, в том числе на вновь учтенные объекты недвижимости, от сбора данных об оценке до подготовки отчета.
Еще одним из важнейших направлений развития региона является эффективное управление коммерческими организациями с государственным участием Республики Башкортостан.
Государственные коммерческие организации Республики Башкортостан представлены государственными унитарными и казенными предприятиями Республики Башкортостан и хозяйственными обществами с участием Республики Башкортостан в различных формах: собственника долей (акций) в их уставных капиталах и владельца специального права на участие в управлении акционерными обществами ("золотой акции").
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" одним из важнейших принципов в указанной сфере деятельности определено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учрежденных или контролируемых государством, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.
По состоянию на 1 января 2023 года количество государственных коммерческих организаций Республики Башкортостан составляет незначительную часть (около 0,1%) всех действующих в регионе коммерческих организаций. За период с начала 2020 года, когда были введены законодательные ограничения на использование организационно-правовой формы унитарных предприятий, по итогам 2022 года количество государственных коммерческих организаций Республики Башкортостан сократилось с 99 ед. до 92 ед. (на 7%), в том числе государственных унитарных и казенных предприятий - с 40 ед. до 33 ед. (на 18%), а количество хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан не изменилось и составило 59 ед.
Часть неэффективных государственных коммерческих организаций Республики Башкортостан прекратила хозяйственную деятельность и находится в процессе банкротства и ликвидации - 11 ед. (13%), в том числе унитарных предприятий - 6 ед. (21%), хозяйственных обществ - 5 ед. (9%).
Ожидается многократное увеличение количества государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, соответствующих установленным для этой организационно-правовой формы критериям, за счет поступления из муниципальной собственности городов и районов предприятий водоснабжения в связи с перераспределением соответствующих полномочий между государственными органами Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в соответствии с внесенными изменениями в Закон Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан".
В 2020 - 2021 годах 5 муниципальных унитарных предприятий водоснабжения преобразованы в государственные с изменением формы собственности.
Участие Республики Башкортостан предположительно может сохраниться в порядка 30 хозяйственных обществах, в том числе в качестве акционера стратегических акционерных обществ, участника хозяйственных обществ, учрежденных для решения специальных задач государственного управления и социально-экономического развития, и хозяйственных обществ, осуществляющих санаторно-курортную деятельность, в качестве владельца специального права ("золотой акции") на участие в управлении акционерными обществами.
Доли (акции) остальных хозяйственных обществ, как уже имеющиеся, так и те, поступление которых ожидается в связи с преобразованием государственных унитарных предприятий, подлежат отчуждению. При этом их аукционная продажа представляет проблему из-за отсутствия достаточного спроса.
Ограничение сроков реформирования государственных унитарных предприятий федеральным законом и отсутствие подобного ограничения для реформирования хозяйственных обществ ведет к превышению плановых значений показателей реформирования государственных унитарных предприятий над значениями показателей хозяйственных обществ.
Значительное внимание в республике уделяется вопросу улучшения жилищных условий граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, и граждан, воспитывающих ребенка-инвалида, путем предоставления им в собственность на безвозмездной основе земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
По состоянию на 1 января 2023 года на учет в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно поставлено 55426 многодетных семей и 8393 семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Всего многодетным семьям предоставлено 41348 земельных участков, семьям, имеющим ребенка-инвалида, - 6247 земельных участков.
По состоянию на 1 января 2023 года всего предоставлено 69918 земельных участков категориям граждан, указанным в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Обеспеченность составляет 77% от общего числа поставленных на учет.
Достичь значительных результатов в сфере обеспечения льготных категорий граждан удалось в том числе благодаря внедрению альтернативной меры поддержки - единовременной денежной выплаты в размере 250 тыс. рублей (далее - ЕДВ).
Учитывая социальную направленность данной меры поддержки, а также в целях совершенствования механизма предоставления свидетельств о ЕДВ в июле 2022 года в Порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида, единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2020 года N 601, внесен ряд ключевых изменений, позволяющих расширить перечень направлений использования этой меры поддержки.
С июля 2022 года свидетельства о ЕДВ предоставляются бессрочно всем гражданам вышеуказанной льготной категории, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, независимо от объема, доведенных до Минземимущества РБ лимитов бюджетных обязательств, соблюдая очередность, исходя из даты подачи заявления о постановке на учет на получение земельного участка.
Всего за 2020 - 2022 годы в республике двум льготным категориям предоставлено 2028 свидетельств (в 2020 году - 200, в 2021 году - 398, в 2022 году - 1430), из них 1722 свидетельства - многодетным семьям, 306 свидетельств - семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Общая обеспеченность земельными участками льготных категорий граждан с учетом ЕДВ - 79% от общего числа поставленных на учет.
С 2022 года свидетельства о единовременной денежной выплате бессрочны, это позволяет гражданам обратиться с заявлением о перечислении средств в любое удобное время после определения цели использования и подготовки соответствующих документов (ранее срок действия составлял 18 месяцев).
Ранее единовременная денежная выплата предоставлялась гражданам для следующих целей:
1) оплаты приобретаемого, в том числе строящегося, жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома);
2) строительства (в том числе для завершения ранее начатого строительства) индивидуального жилого дома;
3) погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору на приобретение жилого помещения, в том числе строящегося, на строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этому кредиту;
4) приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства посредством совершения договора купли-продажи.
С июля 2022 года стало возможным использовать единовременную денежную выплату для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья.
Несмотря на достигнутые результаты и большую работу, проводимую Минземимуществом РБ и муниципалитетами, количество граждан, ожидающих предоставления земельных участков либо свидетельств о единовременной денежной выплате, остается значительным.
2. Обоснование целей, задач и показателей государственной программы
Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов разработаны в соответствии с федеральными законами "О кадастровой деятельности", "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции", Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624, Программой деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 67, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р, основными положениями ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан.
3. Цели и задачи государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа реализуется для достижения социально-экономических целей Республики Башкортостан в рамках обеспечения баланса интересов при увеличении доходов от реализации экономического потенциала государственной собственности Республики Башкортостан, а также безопасности жизнедеятельности, социальной защиты, реализации прав и свобод жителей республики.
В рамках государственной программы определена цель:
обеспечить исполнение поступлений доходов от управления земельно-имущественным комплексом Республики Башкортостан до 6474,2 млн. рублей к 2030 году.
Для достижения указанной цели планируется реализация следующих задач, установленных в рамках структурных элементов государственной программы:
создать благоприятные условия для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;
создать комплексную систему акселерации, включающую в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступ к закупкам крупнейших заказчиков;
обеспечить льготные категории граждан земельными участками для индивидуального жилищного строительства или единовременной денежной выплатой;
повысить эффективность использования земельных ресурсов Республики Башкортостан;
обеспечить оптимальный состав имущественного комплекса Республики Башкортостан;
обеспечить реформирование коммерческих организаций с государственным участием Республики Башкортостан;
обеспечить наполнение фонда пространственных данных Республики Башкортостан.
4. Сведения об участии муниципальных образований Республики Башкортостан и организаций в реализации государственной программы
В рамках государственной программы меры по поддержке муниципальных образований Республики Башкортостан и организаций в виде субсидий из бюджета Республики Башкортостан не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 февраля 2024 г. N 29 "Об утверждении государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Вступает в силу с 5 февраля 2024 г.
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 7 февраля 2024 г. N 202402070013
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2024 г. N 0200202402120008