Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовского
муниципального округа
Тамбовской области
от 23.01.2024 N 85
Муниципальная программа
"Развитие образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области"
Паспорт
муниципальной Программы "Развитие образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области"
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа |
||
Соисполнители программы |
отдел культуры и архивного дела Тамбовского муниципального округа, отдел по социальным вопросам и труду Тамбовского муниципального округа, отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовского муниципального округа, отдел ГО, ЧС и общественной безопасности Тамбовского муниципального округа, образовательные учреждения, муниципальное бюджетное учреждение Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Тамбовского муниципального округа |
||
Подпрограммы программы |
"Развитие дошкольного образования"; "Развитие общего и дополнительного образования"; "Комплексная безопасность образовательных учреждений"; "Подготовка образовательных учреждений к новому учебному году"; "Обеспечение реализации районной целевой программы и прочие мероприятия в области образования" |
||
Цель программы |
Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики, внедряя в образовательный процесс инновационные технологии обучения |
||
Задачи программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования; 2. Модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов; 3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни; 4. Создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования; 5. Обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья; 6. Создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей; 7. Развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования. 8. Обеспечение внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования |
||
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет (99,5%). Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет (100%). Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся (100%). Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств (за исключением обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств) (75,7%). Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам за счет социального сертификата на получение муниципальной услуги в социальной сфере (0,6%). Доля детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств за счет бюджетных средств от общего количества обучающихся в ДШИ за счет бюджетных средств, 76,7% Удовлетворенность населения качеством образования (98%) |
||
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется с 2024 года |
||
Объемы и источники финансирования программ |
Общие затраты на реализацию программы в 2024 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 6253120,2 тыс. рублей: |
||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
1085481,1 990674,9 813567,4 840849,2 840849,2 840849,2 840849,2 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
в том числе: федеральный бюджет - 698860,4 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
226083,3 212972,1 51961,0 51961,0 51961,0 51961,0 51961,0 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
областной бюджет - 3206908,9 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
483069,0 465778,5 455031,4 450757,5 450757,5 450757,5 450757,5 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
местный бюджет - 2166670,9 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
347088,8 282684,3 277335,0 314890,7 314890,7 314890,7 314890,7 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
внебюджетные источники - 180680,0 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
29240,0 29240,0 29240,0 23240,0 23240,0 23240,0 23240,0 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации программы
Муниципальная программа "Развитие образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области" (далее - программа) разработана на основании постановления администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области от 09.01.2024 N 1 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Тамбовского муниципального округа Тамбовской области".
В настоящее время на территории Тамбовского муниципального округа обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Система образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование".
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования стали: выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования - и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования.
Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития Тамбовского муниципального округа, являются:
сложившиеся механизмы управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования;
оптимальная сеть образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг;
отработанная система поддержки лидеров образования;
сложившиеся предпосылки для введения Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, механизмов оценки уровня компетентности участников педагогического процесса, реализации индивидуального подхода к социализации выпускников.
Всего на территории Тамбовского муниципального округа в формате юридических лиц действуют 10 муниципальных образовательных учреждений.
Система дошкольного образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Количество детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих на территории района, по состоянию на 01.01.2023 составляет 4425 человек. Всеми формами дошкольного образования охвачено 1606 ребенка - 37% в возрасте от 0 до 7 лет (в возрасте от 3 до 7 лет - 100%). В режиме полного дня дошкольным образованием охвачены 1412 ребенок - 32% (97 групп), семейными дошкольными группами 12 детей (4 группы).
Для детей, воспитывающихся в условиях семьи, в муниципалитете выстроена многофункциональная, развивающаяся система дошкольного образования в различных организационных формах: 1 группа кратковременного пребывания; 20 группы предшкольной подготовки (173 детей); центр игровой поддержки ребенка. Средняя наполняемость групп полного дня на территории округа составляет 24 человека. Размер родительской платы в месяц за детский сад составляет "от 0 до 3 лет" и "от 3 до 7 лет" ежегодно утверждается постановлением администрации Тамбовского муниципального округа.
За последние годы создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
За последние два года реализованы меры по перепрофилированию неэффективно используемых помещений действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Для дальнейшего обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей разными формами дошкольного образования к 2030 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в дошкольных образовательных учреждениях в среднем на 4%. При этом рациональной стратегией является использование механизмов частно-государственного партнерства, что позволит в течение 1 - 2 лет выстроить необходимую сеть учреждений, обеспечить местами не менее трех тысяч детей.
Кроме того, будет продолжен поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в т.ч. за счет услуг негосударственного сектора.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.
Система общего образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Практически завершена работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Филиальная сеть связана с базовыми учреждениями не только административно, но и системой дистанционного образования. Базовые школы обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Две базовые школы и их филиалы являются интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).
Сеть школ на 01 января 2023 г. представлена 28 сетевыми единицами различных типов и видов (5 юридических лиц и 23 филиалов).
Общий контингент обучающихся в общеобразовательных организациях Тамбовского муниципального округа Тамбовской области в 2023/2024 учебном году (1 - 11 классы) составил 5353 человек, с группами предшкольной подготовки - 5526 чел.
В настоящее время в системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: нормативные показатели наполняемости общеобразовательных учреждений, классов. В настоящее время средняя наполняемость классов - 17,7 учеников.
Во всех общеобразовательных организациях введен федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
В базовые школы ежедневно подвозится 804 детей на 28 школьных автобусах. Реализация программы "Школьный автобус" обеспечивает доступность качественного образования всем категориям граждан.
На территории округа развивается муниципальная система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами независимой оценки качества образования.
Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. Процесс формирования системы общественно-государственного управления образованием имеет положительную динамику развития. Во всех учреждениях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы.
В настоящее время активно формируется современный корпус педагогов и управленцев системы общего образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В настоящее время в системе школьного образования работают 1025 педагогов.
Работа в направлении аттестации педагогических работников обеспечивает возможность формирования необходимых компетенций педагогических работников для качественной реализации нового содержания образования, использования адекватных федеральным государственным образовательным стандартам общего образования образовательных технологий, осуществление контрольно-оценочных функций на всех уровнях и этапах образовательной деятельности.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 6915 детей.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в Тамбовском муниципальном округе обеспечивается персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, реализуемые посредством предоставления детям сертификатов, используемых детьми для обучения по дополнительным общеобразовательным программам. Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), в том числе с применением предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ способа отбора исполнителей услуг в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования социальных сертификатов на получение муниципальных услуг в социальной сфере Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области руководствуется требованиями к условиям и порядку оказания муниципальных услуг в социальной сфере по реализации дополнительных общеразвивающих программ и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области.
Одной из актуальных проблем в сфере общего образования остается создание в общеобразовательных учреждениях материально-технических условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов.
Не сложилась до конца целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В муниципальных общеобразовательных организациях Тамбовского муниципального округа Тамбовской области разного типа созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для данного контингента детей организовано дистанционное обучение. Количество образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние годы увеличилось, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена.
Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровьесбережении школьников. Постановлением администрации Тамбовского района от 08.10.2020 N 1309 "Об организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Тамбовского района" определен порядок осуществления финансовых расходов, связанных с организацией питания обучающихся, определены льготные категории обучающихся. Финансирование расходов, связанных с организацией питания обучающихся будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Тамбовского муниципального округа на соответствующий год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. За счет средств бюджета Тамбовского муниципального округа будет обеспечиваться не менее 5% расходов на обеспечение данного расходного обязательства. Кроме того, постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 21.11.2022 N 2183 "О дополнительной социальной поддержке мобилизованных граждан, а также членов их семей в Тамбовском районе Тамбовской области" семьям граждан Российской Федерации, призванным Военным комиссариатом Тамбовской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Тамбовской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", имеющим статус военнослужащих, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, и гражданам Российской Федерации, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - мобилизованные граждане, семьи мобилизованных граждан), имеющим место жительства в Тамбовского муниципального округа Тамбовской области установлены дополнительные меры социальной поддержки:
1) предоставление права на внеочередное зачисление в муниципальную образовательную организацию, реализующую программу дошкольного образования;
2) предоставление права на внеочередной перевод ребенка в другую наиболее приближенную к месту жительства семьи муниципальную образовательную организацию, реализующую программу общего образования;
3) освобождение от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования;
4) предоставление бесплатного горячего питания обучающимся 5 - 11 классов в муниципальных образовательных организациях из расчета не менее 57 рублей в день на одного обучающегося;
5) зачисление на бесплатной основе в первоочередном порядке в группы продленного дня детей 1 - 6 классов, обучающихся в муниципальных образовательных организациях;
6) предоставление детям права бесплатного посещения занятий (кружки, секции и иные подобные занятия) по дополнительным программам в муниципальных организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным образовательным программам.
Качество кадрового потенциала отрасли образования остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).
В рамках реализации полномочий по опеке и попечительству, защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются меры по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проведенной работы численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось, также сократилось количество граждан, лишенных и ограниченных в родительских правах. В рамках работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, организовано сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технология по раннему выявлению и сопровождению семей группы риска реализуется на территории Тамбовского муниципального округа Тамбовской области с ноября 2012 года по настоящее время. В реализации данной технологии задействовано 29 кураторов: из которых 5 в базовых школах района, 4 в детских садах района, 2 куратора Центра по профилактике социального сиротства "Казачья кадетская школа-интернат им. Графа И.И. Воронцова-Дашкова", 18 - в школьных филиалах (Авдеевка, Б. Липовица, Беломестная Двойня, Беломестная Криуша, Донское, Красная Криуша, Красненькое, Красносвободное, Л. Горы, Малиновка, Новая Жизнь, Орловка, Селезневский, Селезни, Столовое, Сурава, Тулиновка, Черняное). В 2022 году в отдел охраны прав детства округа поступило 24 сообщения о возможном нарушении прав детей, 20 сигналов подтвердились, открыты случаи по стабилизации обстановки в семье, начата работа с семьей.
В течение года в процесс работы по реабилитации семей на ранней стадии кризиса было вовлечено 40 семей (в том числе семьи, перешедшие с предыдущих лет), в которых воспитывается 74 ребенка. Закрыто за год 21 случаев работы с семьей по технологии раннего выявления в отношении 35 детей, в том числе в 14 случаях (22 детей) работа завершена с положительным результатом в связи с нормализацией обстановки в семье.
Организовано проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в ранней стадии кризиса. В рамках организации данной работы создан и функционирует консилиум специалистов, который обеспечивает профессиональный контроль за качеством разработки планов реабилитации семьи и качеством его выполнения.
Ежегодно проводится не менее 12 заседаний консилиума специалистов по профилактике социального сиротства, осуществляется организационно-методическое сопровождение кураторов, ежеквартально проводится мониторинг деятельности, оценка эффективности реализации данной технологии.
Всего в 2022 году семьям было оказано 67 профилактических услуг. По итогам анализа планов реабилитации семей и мониторинга работы наиболее востребованными оказываются профилактические услуги образовательных организаций (12 услуг), учреждений здравоохранения (10 услуг), социальной защиты (2 услуг) культуры (13 услуг) и др.
С целью передачи отдельных полномочий органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах была сформирована комиссия по отбору организаций и проведен отбор (постановление администрации Тамбовского района от 12.03.2012 N 922). Заключен договор с ТОГБОУ "Казачья кадетская школа-интернат им. графа И.И. Воронцова-Дашкова" об осуществлении организацией полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами/попечителями. На базе этого же учреждения, а также ТОГБОУ "Красносвободненская санаторная школа-интернат" реализуется услуга "Сопровождение замещающих семей".
Вместе с тем, в сфере опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается актуальной задача по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Для решения этой задачи необходимо дальнейшее развитие системы профилактики социального сиротства с целью сохранения для ребенка кровной семьи; совершенствование системы профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка, улучшение качества подготовки кандидатов в замещающие родители с целью профилактики возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В округе в 2012 году началась работа по раннему выявлению семей находящихся в трудной жизненной ситуации, был создан координационный совет по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми, рабочая группа, утвержден состав и ведет работу консилиум специалистов, разработан порядок межведомственного взаимодействия между структурами, входящими в систему профилактики по раннему выявлению семей в стадии кризиса (постановление администрации Тамбовского района от 15.11.2012 N 4898). Работа в данном направлении продолжается.
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих задач в рамках муниципальной программы "Развитие образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области".
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Приоритеты государственной политики в сфере образования сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального, регионального и муниципального уровней:
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере развития образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
повышение качества результатов образования на разных уровнях, использование в этих целях общепризнанных процедур и инструментов контроля качества образования;
создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы учреждений образования;
обеспечение учреждений образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам.
Цель программы - обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Программа планируется к реализации с 2024 года.
Предстоит обеспечить последовательные изменения в образовании на всей территории Тамбовского муниципального округа. Будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам муниципальной целевой программы развития образования на следующий период.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показатель 1 "Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет" является одним из ключевых показателей, используемых для характеристики системы образования.
Показатель 2 "Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.
Показатель 3 "Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.
Показатель 4 "Доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" характеризует темпы снижения уровня социального сиротства.
Показатель 5 "Удовлетворенность населения качеством образования" характеризует рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
охват наиболее значимых результатов программы;
оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) программы и подпрограмм, включенных в состав программы, (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1.
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование;
повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
рост качества образовательных результатов на всех уровнях образования;
обеспечение доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, а также доступности качественных услуг психологической помощи всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;
предоставление возможности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
включение общественности (в первую очередь родителей) в управление образовательными учреждениями и оценку качества образования;
предоставление гражданам полной и объективной информации об образовательных учреждениях, содержании и качестве их программ (услуг);
повышение привлекательности педагогической профессии и за счет роста заработной платы (средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составит не менее 100% от средней заработной платы в общем образовании, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе);
обновление педагогического корпуса дошкольного, общего образования, повышение уровня их подготовки, рост уровня квалификации преподавательских кадров;
развитие в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления, расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями;
повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг дошкольного, общего и профессионального образования;
обеспечение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования как в государственном, так и в негосударственном секторе;
снижение уровня социального сиротства в Тамбовском муниципальном округе;
рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг до 98%.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий программы
Мероприятия программы включены в шесть подпрограмм. Две из них соответствуют уровням образования и предусматривают мероприятия, направленные на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном и общем образовании. Шестая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих эффективность управления системой образования в целом.
Подпрограмма "Развитие дошкольного образования" (приложение N 5 к Программе, далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
создание условий для повышения эффективности и качества системы дошкольного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на расширение доступности дошкольного образования как за счет строительства и реконструкции зданий, возвращения в систему образования зданий бывших детских садов, так и за счет стимулирования развития вариативных моделей дошкольного образования, включая семейные, негосударственные детские сады.
Муниципальные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение муниципальных, участие в областных и межрегиональных Всероссийских мероприятиях для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования" (приложение N 6 к Программе далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение доступности общего образования;
повышение качества общего образования;
создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, связанные со строительством и реконструкцией зданий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
В рамках мероприятий подпрограммы предусматривается обеспечение Тамбовского муниципального округа Тамбовской области ресурсами на выполнение полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
В целях обеспечения предоставления качественных услуг общего образования и дополнительного образования детей будет продолжен комплекс мер, направленных на привлечение в образовательные учреждения молодых талантливых педагогов, создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста (обеспечение ежемесячных выплат стимулирующего характера молодым специалистам, предоставление материальной поддержки лучшим учреждениям, обеспечение единовременных стимулирующих выплат лучшим учителям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям муниципальных учреждений общего и дополнительного образования).
Также в рамках подпрограммы предполагается:
организация дистанционного образования детей, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования;
обеспечение школьников общеобразовательных организаций округа горячим питанием и молоком.
Инициативы педагогов и образовательных учреждений получат поддержку через конкурсы.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение муниципальных, участие в областных и межрегиональных Всероссийских мероприятиях для обучающихся и педагогических работников школ и учреждений дополнительного образования детей.
Будет обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования через приобретение учебников, обновление учебной материальной базы школ.
Подпрограмма предусматривает реализацию организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества образования.
Также подпрограмма включает мероприятия, связанные с финансовым обеспечением оказания услуг муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в соответствии с ведомственными перечнями услуг.
Подпрограмма "Дети Притамбовья" (приложение N 7 к Программе, далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
- охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья;
- профилактика детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
- формирование системы выявления и адресной поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала округа;
- совершенствование системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
- проведение эффективной реабилитации, оказание социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
- профилактика социального сиротства, поддержка выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение отдыха и оздоровления детей;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- совершенствование нормативной, правовой и организационно-методической, кадровой базы функционирования и развития патриотического воспитания в округе;
- создание механизмов, позволяющих обеспечить управление и координацию действий по вопросам патриотического, гражданского воспитания молодежи, обеспечивающих привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, трудовых объединений и отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях района, как центрах патриотического воспитания;
- реализация системы программных мер;
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.
Развитие и совершенствование системы повышения профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания;
- координация действий органов местного самоуправления округа и поселений по поддержке программ патриотического воспитания общественных организаций (объединений);
- повышение уровня работы со средствами массовой информации по вопросам патриотического воспитания граждан;
- усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей;
- воспитание личности гражданина-патриота Родины.
Подпрограмма включает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
В рамках подпрограммы предполагается: поддержка учреждений, работающих с одаренными детьми; участие в областных и во всероссийских мероприятиях (конкурсы, соревнования, олимпиады, турниры и др.) для выявления одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности.
Подпрограмма призвана обеспечить комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Направление "Совершенствование системы социальной поддержки семей с детьми" включает мероприятия по: обеспечению новогодними подарками детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Направление "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" включает мероприятия по защите прав детей, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию и социальной адаптации детей-инвалидов в семье.
Решение задач, поставленных в направлении "Дети-сироты", предполагает внедрение современных технологий по профилактике социального сиротства.
В рамках направления "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" предусматривается приоритетное оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участие в областных специализированных и профильных сменах.
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма;
обеспечение доступа к информационным ресурсам музеев, библиотек общеобразовательных учреждений для подготовки материалов по патриотическому воспитанию;
привлечение Интернет-ресурсов для совершенствования деятельности по патриотическому воспитанию;
создание видеотек в образовательных организациях округа по патриотическому воспитанию;
разработка электронного образовательного ресурса "Патриоты России".
Подпрограмма "Комплексная безопасность образовательного учреждения" (приложение N 8 к Программе, далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
В рамках настоящей Программы должны быть решены следующие задачи:
- повышение квалификации педагогических кадров и руководящего состава по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- обследование и оценка состояния зданий, сооружений и оборудования, разработка рекомендаций по повышению уровня их безопасности;
- создание безопасных условий для осуществления образовательного процесса в образовательных организациях округа;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности, разработка учебных программ, рекомендаций по вопросам безопасности жизнедеятельности;
- создание и укрепление системы охраны труда в образовательных организациях округа.
Основной целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений района во время их трудовой и учебной деятельности.
Подпрограммой предусмотрен комплекс мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений и развитию единой образовательной информационной среды.
Подпрограмма "Подготовка образовательных учреждений к новому учебному году" (приложение N 9 к Программе, далее - подпрограмма).
Основными задачами Программы являются:
- приведение зданий и инженерных коммуникаций образовательных учреждений в соответствие с требованиями строительных норм и правил, предъявляемыми к содержанию зданий и инженерных коммуникаций;
- приведение зданий и инженерных коммуникаций в соответствие с нормами пожарной безопасности;
- приведение зданий и инженерных коммуникаций в соответствие с санитарными нормами и правилами.
Реализация основных мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить безопасные условия проведения учебного процесса, сохранение жизни и здоровья обучающихся.
Подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия в области образования" (далее - подпрограмма) направлена на решение задачи развития институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Подпрограмма включает мероприятия по экспертно-аналитическому, организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы образования, бухгалтерскому обслуживанию и материально-техническому обеспечению системы образования через обеспечение выполнения муниципальными учреждениями соответствующих муниципальных услуг и работ.
Подпрограмма предусматривает реализацию новых организационно-управленческих механизмов, направленных на снижение неэффективных расходов в области образования.
Решение задач в рамках программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации программы
5.1. Перечень муниципальных услуг и работ в сфере образования включает в себя:
5.1.1. муниципальные услуги:
предоставление дошкольного образования;
предоставление начального общего, основного общего и среднего общего образования;
предоставление дополнительного образования;
организация и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий;
предоставление гарантированных государством услуг по отдыху и оздоровлению детей;
реализация программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности;
реализация образовательных программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
5.1.2. муниципальные работы:
реализация общеобразовательных программ дошкольного образования;
реализация общеобразовательных программ общего образования;
реализация дополнительных образовательных программ детям в муниципальных образовательных учреждениях;
организация отдыха детей в каникулярное время;
организация питания детей, обучающихся в образовательных учреждениях;
предоставление дополнительного образования детям в сфере культуры и искусства;
реализация программ дополнительного образования детям.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию программы утверждается решением Совета депутатов Тамбовского муниципального округа Тамбовской области о бюджете округа на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 698860,4 тыс. рублей, бюджета округа 2166670,9 тыс. рублей, областного бюджета - 3206908,9 тыс. рублей, внебюджетные источники - 180680,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования - 6253120,2 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий программы и прогнозной оценке на период до 2030 года за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств, представлена соответственно в приложении (приложение N 4).
7. Механизмы реализации программы
7.1. Механизмами реализации программы являются:
7.1.1. комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов:
цель программы предполагается к достижению через всю сеть образовательных учреждений, расположенных в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области и предоставляющих образовательные услуги. Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
7.1.2. взаимодействие с потребителями образовательных услуг:
важным ресурсом успеха программы должны стать обучающиеся и воспитанники, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поддержки детских объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально позитивной деятельности обучающихся за пределами образовательных учреждений.
Предполагается развитие форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов включения родителей (законных представителей) в управление образовательными учреждениями;
7.1.3. опора на лучшую практику:
ключевым принципом реализации программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогов и руководителей - лидеров образования Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, на основе анализа деятельности которых будут определены требования к результатам, процессу и условиям образования, которые станут ориентиром для всех образовательных учреждений системы.
Программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы.
Ответственный исполнитель:
организует реализацию программы, вносит предложение о внесении изменений в программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) программы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии с требованиями постановления администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области от 09.01.2024 N 1 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Тамбовского муниципального округа Тамбовской области" предоставляет в финансовое управление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности программы:
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета о ходе реализации программ (далее - годовой отчет);
готовит годовой отчет и представляет его в финансовое управление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области.
Соисполнитель:
осуществляет реализацию мероприятий программы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу;
представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, в срок до 3 января года, следующего за отчетным;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.
Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) программы, степени выполнения мероприятий программы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.