Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к муниципальной программе
"Развитие образования
Тамбовского муниципального
округа Тамбовской области"
Подпрограмма
"Развитие дошкольного образования"
Паспорт
подпрограммы "Развитие дошкольного образования"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление образования Тамбовского муниципального округа |
||
Цель подпрограммы |
Удовлетворение потребностей населения Тамбовского муниципального округа в доступных и качественных услугах дошкольного образования |
||
Задачи подпрограммы |
1. Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; 2. Поддержка инновационных процессов в системе дошкольного образования; 3. Развитие и совершенствование существующих вариативных форм дошкольного образования; 4. Создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к обучению в школе; 5. Развитие кадрового потенциала; 6. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования |
||
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
Удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3-х лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста (98%). Удельный вес детей старшего дошкольного возраста, охваченных всеми формами дошкольного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 7 лет (100%). Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, использующих вариативные формы дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений (100%). Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях (100%). Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (из всех источников) к средней заработной плате в сфере общего образования (100%). Удельный вес количества дошкольных образовательных учреждений, в которых созданы условия в соответствии с федеральными государственными требованиями, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений (100%). Удельный вес количества дошкольных образовательных учреждений - инновационных (экспериментальных, пилотных, опорно-методических) областного уровня в общем количестве дошкольных образовательных учреждений (15%) |
||
Сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется с 2024 года |
||
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общие затраты на реализацию подпрограммы в 2024 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 1622544,6 тыс. рублей: |
||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
227048,2 237512,1 233335,5 231162,2 231162,2 231162,2 231162,2 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
в том числе: федеральный бюджет - 0 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
0 0 0 0 0 0 0 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
областной бюджет - 553948,7 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
84764,5 80965,5 80965,5 76813,3 76813,3 76813,3 76813,3 76813,3 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
местный бюджет - 931595,9 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
119283,7 133546,6 129370,0 137348,9 137348,9 137348,9 137348,9 |
тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей тыс. рублей |
|
внебюджетные источники - 137000 тыс. рублей: | |||
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год 2030 год |
23000,0 23000,0 23000,0 17000,0 17000,0 17000,0 17000,0 |
тыс. рублей; тыс. рублей; тыс. рублей; тыс. рублей; тыс. рублей; тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы и прогноз развития
Разработка и принятие подпрограммы "Развитие дошкольного образования" (далее - подпрограмма) обусловлены значительными изменениями социально-экономических условий, внесением изменений в законодательство Российской Федерации, которые требуют нормативных, структурных, институциональных и содержательных изменений в региональной системе дошкольного образования.
Общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи гарантирована всем гражданам Российской Федерации.
Дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, что определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей.
Доступность дошкольного образования в Тамбовском муниципальном округе осуществляется как за счет функционирования традиционных детских садов, так и за счет развития вариативных форм дошкольного образования.
Всего на территории Тамбовского муниципального округа в формате юридических лиц действуют 10 муниципальных образовательных учреждений.
Система дошкольного образования Тамбовского муниципального округа призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Количество детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих на территории Тамбовского муниципального округа, по состоянию на 01.01.2023 составляет 4425 человек. Всеми формами дошкольного образования охвачено 1606 ребенка - 37% в возрасте от 0 до 7 лет (в возрасте от 3 до 7 лет - 100%). В режиме полного дня дошкольным образованием охвачены 1412 ребенок - 32% (97 групп), семейными дошкольными группами 12 детей (4 группы).
Для детей, воспитывающихся в условиях семьи, в муниципалитете выстроена многофункциональная, развивающаяся система дошкольного образования в различных организационных формах: 1 группа кратковременного пребывания; 20 группы предшкольной подготовки (173 детей); центр игровой поддержки ребенка. Средняя наполняемость групп полного дня в округе составляет 24 человека. Размер родительской платы в месяц за детский сад составляет "от 0 до 3 лет" и "от 3 до 7 лет" ежегодно утверждается постановлением администрации Тамбовского муниципального округа.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.
Таким образом, в систему дошкольного образования вовлечены не только детские сады, но и школы, учреждения дополнительного образования детей. Родители получают возможность выбора типа образовательного учреждения и режима его работы. Апробируются новые формы организации дошкольного образования и подготовки ребенка к школе.
Вместе с тем, в системе дошкольного образования округа остается ряд нерешенных проблем:
не удовлетворяется в полной мере потребность населения в услугах дошкольного образования, в т.ч. для детей раннего возраста;
не повсеместно созданы условия для организации дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
не получила развития система образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми раннего возраста от 0 до 3 лет;
недостаточный уровень развития негосударственного сектора услуг дошкольного образования;
переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров системы дошкольного образования.
С целью создания условий для доступности получения дошкольного образования в семи дошкольных образовательных организациях функционируют логопункты (7 логопунктов, охват 227 ребенка). За счет созданных условий обеспечен охват дошкольным образованием для 10 детей-инвалидов и 72 детей с ОВЗ.
С целью увеличения охвата детей дошкольного возраста группами полного дня запланирован капитальный ремонт части здания в МАДОУ "Детский сад "Ручеек" в с. Красносвободное.
В целях наиболее полного охвата детей дошкольным образованием на планируется:
развитие альтернативных форм дошкольного образования на базе общеобразовательных учреждений, расположенных в населенных пунктах, где отсутствуют дошкольные образовательные учреждения, открытие консультативных пунктов; открытие дополнительных семейных групп детских садов; групп кратковременного пребывания; участие в программе по созданию в Тамбовской области дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
Для решения указанных проблем классическая форма детского сада, даже при доминирующих позициях, не может быть единственной. Для обеспечения доступности дошкольного образования его модель должна развиваться по нескольким направлениям.
Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования необходимо активнее развивать новые модели: дошкольные группы на базе школ, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, организации типа "детский сад-школа", вариативные формы дошкольного образования, в том числе негосударственные детские организации, семейные и корпоративные детские сады.
Приоритетным направлением развития системы дошкольного образования является ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения. С целью достижения к 2030 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет необходимо предусмотреть расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях, создание вариативных организационных форм дошкольного образования.
Необходимо создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми раннего возраста от 0 до 3 лет.
Требуют решения проблемы кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений, обусловленные низким уровнем заработной платы, недостаточным уровнем квалификации воспитателей. Несмотря на ежегодный рост заработной платы педагогов в системе дошкольного образования, установившийся уровень не обеспечивает привлекательности педагогических рабочих мест.
Предстоит отрегулировать систему оплаты труда работников дошкольного образования, обеспечив "привязку" уровня их заработной платы к средней заработной плате в системе общего образования в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Решение существующих проблем необходимо осуществлять на основе настоящей подпрограммы, которая определяет основные направления и общие подходы проведения единой образовательной политики по вопросам предоставления услуг дошкольного образования и воспитания на территории Тамбовского муниципального округа. Реализация подпрограммы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных, наиболее значимых направлениях развития дошкольного образования области.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основными приоритетами являются:
создание среды, обеспечивающей доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе;
создание гибких и разнообразных форм предоставления услуг дошкольного образования, в том числе создание системы поддержки детей раннего возраста и их родителей, организации предшкольного образования детей с учетом социально-культурных и этнокультурных особенностей;
реализация федеральных государственных требований и создание условий для реализации основной общеобразовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях.
В соответствии с приоритетами определена цель подпрограммы - удовлетворение потребностей населения Тамбовского муниципального округа в доступных и качественных услугах дошкольного образования.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
поддержка инновационных процессов в системе дошкольного образования;
развитие и совершенствование существующих вариативных форм дошкольного образования;
создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к обучению в школе;
развитие кадрового потенциала;
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
создание условий для повышения эффективности и качества системы дошкольного образования.
В результате реализации подпрограммы произойдет серьезная модернизация системы дошкольного образования, в ходе которой в округе будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе. Будут реализовываться гибкие и разнообразные формы предоставления услуг дошкольного образования, особое внимание уделено заботе о раннем развитии детей, системе поддержки детей раннего возраста и их родителей. Разработка и реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечат целостность педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Дальнейшее развитие получит система организации предшкольного образования детей. Повысится уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Создание комплекса условий, соответствующих современным требованиям, обеспечит переход на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что позволит обеспечить новое качество дошкольного образования.
В системе дошкольного образования будет создана многофункциональная образовательная среда для проявления и развития индивидуальных способностей воспитанников.
Меры по увеличению заработной платы работникам системы дошкольного образования позволят повысить конкурентоспособность квалифицированных педагогических кадров на рынке труда. В результате в систему образования придут новые высококвалифицированные и профессиональные работники.
Правовое регулирование в сфере реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями; Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Законом Тамбовской области от 1 октября 2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области"; Уставом (Основным Законом) Тамбовского муниципального округа Тамбовской области; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тамбовской области и Тамбовского муниципального округа Тамбовской области.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Система показателей (индикаторов) подпрограммы сформирована по задачам.
Задача "обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования":
удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3-х лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста;
удельный вес детей старшего дошкольного возраста, охваченных всеми формами дошкольного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 7 лет;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, использующих вариативные формы дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях;
отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования.
Задача "создание условий для повышения качества услуг и повышения эффективности системы дошкольного образования":
удельный вес количества дошкольных образовательных учреждений, в которых созданы условия в соответствии с федеральными государственными требованиями, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
максимальное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;
увеличение количества групп кратковременного пребывания различной направленности;
ликвидация очередности на прием детей в дошкольные образовательные учреждения округа;
организация предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады, с охватом дошкольников 100%;
обеспечение условий для предоставления дошкольного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми раннего возраста от 0 до 3 лет.
К 2030 году потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений будет удовлетворена в полном объеме за счет строительства дошкольных образовательных учреждений, возврата и реконструкции бывших дошкольных учреждений, развития вариативных форм дошкольного образования.
Во всех дошкольных образовательных организациях округа образовательные программы и условия их реализации будут соответствовать федеральным государственным требованиям к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что обусловит повышение качества услуг дошкольного образования.
Проведение системных мероприятий по развитию инновационного потенциала педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений, а также меры по повышению заработной платы воспитателей, грантовая поддержка реализации инновационных проектов повысят эффективность функционирования системы дошкольного образования. В результате системной работы повысится уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
В результате реализации подпрограммы будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе.
Оценка эффективности реализации отдельных мероприятий и в целом программы обеспечивается посредством проведения мониторинга и ежегодной оценки степени достижения целевых индикаторов программы.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 0 тыс. рублей, бюджета округа 931595,9 тыс. рублей, областного бюджета 553948,7 тыс. рублей, из внебюджетных источников 137000,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составляет 1622544,6 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании областного и муниципального бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.